(1875—1937)
Французский композитор. В 1889—1905 занимался в Парижской консерватории , в т. ч. у Ш. В. де Берио (фортепьяно), Г. Форе (композиция). Художник высокой культуры, Равель уделял особое внимание французской литературе (как классической, так и современной) и живописи (увлекался импрессионистами). Он проявлял большой интерес к фольклору (французскому, испанскому и др.). Существенное место в творчестве занимает испанская тематика (мать Равеля — испано-баскского происхождения ; его педагог Берио был почитателем испанского искусства). Многое воспринял Равель от музыки Э. Шабрие, Э. Сати, особенно К. Дебюсси, а также русских композиторов — А: П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова и особенно М. П. Мусоргского (работал совместно с И. Ф. Стравинским над партитурой «Хованщины» для постановки оперы в Париже, оркестровал «Картинки с выставки», в опере «Испанский час» Равель , по его собственным словам, наследовал принципам «Женитьбы» Мусоргского).
Равель давал концерты как пианист и дирижёр, исполнял преимущественно свои сочинения (в 20-х гг. совершил концертное турне по странам Европы и Северной Америки), выступал с музыкально-критическими статьями. Во время 1-й мировой войны 1914—1918 вступил добровольцем в действующую армию. Война вызвала к жизни глубоко драматические произведения Равеля , в т. ч. фортепьянный концерт для левой руки, написанный по просьбе австрийского пианиста П. Витгепштейна, потерявшего на фронте правую руку; погибшим друзьям он посвятил фортепьянную сюиту «Гробница Куперена» (1917). В последние годы жизни из-за тяжёлой прогрессирующей болезни (опухоль мозга) прекратил творческую деятельность.
Ярчайший представитель мировой музыкальной культуры 1-й половины 20 в., Равель продолжил и развил искания Дебюсси в области импрессионистической звукописи, колористической гармонии и оркестровки, экзотической ритмики. Вместе с тем в ряде произведений проявились неоклассицистские тенденции. В творчестве Равеля представлены разнообразные жанры: «Испанская рапсодия» (1907), «Вальс» (1920), а также Болеро (1928) для оркестра — одна из вершин французского симфонизма 20 в., опера «Испанский час» (1907), опера-балет «Дитя и волшебство» (1925) и др. Равелю подвластна стихия танцевальных ритмов разных времён, что нашло отражение в «танцевальных» сочинениях — балет (хореография, симфония) «Дафнис и Хлоя» (на либретто М. М. Фокина, 1912), Болеро, «Благородные и сентиментальные вальсы» (для фортепьяно , 1911) и др., а также в таких произведениях , как Соната для скрипки и фортепьяно (2-я часть — блюз), опера «Дитя и волшебство» (фокстрот Чайника и Чашечки) и др.
Творчество , открытия Равеля в области гармонии, ритма, лада, оркестровки привели к новым стилистическим течениям в музыкальном искусстве 20 в. В 1975 в Лионе открыт концертный зал «Аудиториум М. Равеля».
Сочинения:
оперы-
Испанский час (L'heure espagnole, комическая опера, либретто М. Франк-Ноэна, 1907, поставлена 1911, театр "Опера комик", Париж), Дитя и волшебство (L'enfant et les sortilиges, лирическая фантазия, опера-балет, либретто Г. С. Колет, 1920-25, поставлена 1925, Монте-Карло);
балеты-
Дафнис и Хлоя (хореографическая симфония в 3 частях, либретто М. М. Фокина, 1907-12, поставлен 1912, театр "Шатле", Париж), Сон Флорины, или Матушка-гусыня (Ma mire l'оуе, на основе фортепианных пьес того же названия, либретто P., поставлен 1912 "Театр искусств", Париж), Аделаида, или Язык цветов (Adеlaide ou Le langage des fleurs, на основе фортепианного цикла Благородные и сентиментальные вальсы, либретто P., 1911, поставлен 1912, театр "Шатле", Париж);
кантаты-
Мирра (1901, не опубликована), Альсион (1902, не опубликована), Алиса (1903, не опубликована);
для оркестра-
увертюра Шехеразада (1898), Испанская рапсодия (Rapsodie espagnole: Прелюдия ночи - Prelude а la nuit, Малагенья, Хабанера, Феерия; 1907), Вальс (хореографическая поэма, 1920), Веер Жанны (L'aventail de Jeanne, вступительные фанфары, 1927), Болеро (1928);
концерты с оркестром-
2 для фортепиано (D-dur, для левой руки, 1931; G-dur, 1931);
камерно-инструментальные ансамбли-
2 сонаты для скрипки и фортепиано (1897, 1923-27), Колыбельная на имя Форе (Berceuse sur le nom de Faurй, для скрипки и фортепиано, 1922), соната для скрипки и виолончели (1920-22), фортепиано трио (a-moll, 1914), струн, квартет (F-dur, 1902-03), Интродукция и Allegro для арфы, струн, квартета, флейты и кларнета (1905-06);
для фортепиано в 2 руки-
Гротескная серенада (Sйrйnade grotesque, 1893), Античный менуэт (Menuet antique, 1895, также оркестр вариант), Павана усопшей инфанте (Pavane pour une infante dеfunte, 1899, также оркестровый вариант), Игра воды (Jeux d'eau, 1901), сонатина (1905), Отражения (Miroirs: Ночные бабочки - Noctuelles, Грустные птицы - Oiseaux tristes, Лодка в океане - Une barque sur l'ocйan (также оркестровый вариант), Альборада, или Утренняя серенада шута - Alborada del gracioso (также оркестровый вариант), Долина звонов - La vallйe des cloches; 1905), Ночной Гаспар (Три поэмы по Алоизиусу Бертрану, Gaspard de la nuit, trois poеmes d'apris Aloysius Bertrand, цикл известен также под названием Призраки ночи: Ундина, Виселица - Le gibet, Скарбо; 1908), Менуэт на имя Гайдна (Menuet sur le nom d'Haydn, 1909), Благородные и сентиментальные вальсы (Valses nobles et sentimentales, 1911), Прелюд (1913), В манере... Бородина, Шабрие (A la maniиre de... Borodine, Chabrier, 1913), сюитаГробницаКуперена (Le tombeau de Cou-perin, прелюд, фуга (такжеоркестровыйвариант), форлана, ригодон, менуэт (такжеоркестровыйвариант), токката, 1917);
для фортепиано в 4 руки -
Матушка-гусыня (Mamirel'оуе: Павана Красавице, спящей в лесу - Pavanedelabelleauboisdormant, Мальчик-с-пальчик - Petitpoucet. Дурнушка, императрица Пагод - Laideronette, imperatricedePagodes, Красавица и Чудовище - LaBelleetlaBete, Сказочный сад - Lejardinferique; 1908), Фронтипис (1919);
для 2 фортепиано-
Слуховые пейзажи (Lessitesauriculaires: Хабанера, Среди колоколов-Entrecloches; 1895- 1896); для скрипки с фортепиано- концертная фантазия Цыганка (Tzigane, 1924; также с оркестром);
хоры-
Три песни (Troischansons, для смеш. хора acappella, слова P.: Николета, Три чудо-птицы райских кущ- Troisbeauxoiseauxduparadis, Рондо; 1916);
для голоса с оркестром или инструментальным ансамблем-
Шехеразада (с оркестром, слова Т. Клингсора, 1903), Три поэмы Стефана Малларме (с фортепиано, струнным квартетом, 2 флейтами и 2 кларнетами: Вздох -Soupir, Тщетная мольба - Placefutile, На крупе скакуна лихого - Surgidelacroupeetdubond; 1913), Мадагаскарские песни (Chansonsmadеcasses, с флейтой, виолончелью и фортепиано, слова Э. Д. Парни: Нахандова, Ауа!-Aoua!, Хорошо улечься в зной- Ilestdoux; 1926);
для голоса с фортепиано-
Баллада о королеве, умершей от любви (Ballade de la reine morte d'aimer, слова Маре, 1894), Мрачный сон (Un grand sommeil noir, слова П. Верлена, 1895), Святая (Sainte, слова Малларме, 1896), Две эпиграммы (слова Маро, 1898), Песня прялки (Chanson du ronet, слова Л. де Лиля, 1898), Угрюмость (Si morne, слова Э. Верхарна, 1899), Плащ цветов (Manteau de fleurs, слова Граволле, 1903, также с оркестром), Рождество игрушек (Le Noлl des jouets, слова P., 1905, также с оркестром), Великие ветры, пришедшие из-за моря (Les grands vents venus d'outre-mer, слова А. Ф. Ж. де Ренье, 1906), Естественные истории (Histoires naturelles, слова Ж. Ренара, 1906, также с оркестром), На траве (Sur l'herbe, слова Верлена, 1907), Вокализ в форме Хабанеры (1907), 5 народных греческих мелодий (перевод М. Кальво-коресси, 1907), народные песни (испанская, французская, итальянская, еврейская, шотландская, фламандская, русская: 191(!), Две еврейские мелодии (1914), Ронсар - своей душе (Ronsard а son вme, слова П. де Ронсара, 1924), Мечты (Reves, cлова Л. П. Фарга, 1927), Три песни Дон Кихота к Дульцинее (Don Quichotte а Dulcinй, слова П. Морана, 1932, также с оркестром);
оркестровки -
Антар, фрагменты из симфонической сюиты "Антар" и оперы-балета "Млада" Римского-Корсакова (1910, не опубликовано), Прелюд к "Сыну звёзд" Сати (1913, не опубликовано), Ноктюрн, Этюд и Вальс Шопена (не опубликовано), "Карнавал" Шумана (1914), "Помпезный менуэт" Шабрие (1918), "Сарабанда" и "Танец" Дебюсси (1922), "Картинки с выставки" Мусоргского (1922);
переложения (для 2 фортепиано)-
"Ноктюрны" и "Прелюдия к "Послеполудию Фавна" Дебюсси (1909, 1910).
Другие работы по теме:
Психология народов Вундта
Методы психологии народов по В. Вундту - это анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта). Причем психология народов пользуется исключительно описательными методами. Она не претендует на открытие законов.
Маргарита Лонг
Пианистка ни на одну минуту не поступается собственной индивидуальностью... Она охватывает сочинение своим видением. Мы замечаем не столько верную текстологическую передачу, сколько глубокое чувство исполнителя плюс вдохновение творца.
"Болеро" Равеля
Причина необычайной популярности: гипнотическое воздействие неизменной множество раз повторяющейся ритмической фигуры, на фоне которой две темы также проводятся много раз, демонстрируя необычайный рост эмоционального напряжения.
Bee Gees
Барри Гибб (р.1 сентября 1946, Манчестер, Англия), и его младшие братья-близнецы Робин Гибб и Морис Гибб (р. 22 декабря 1949) были тремя из пяти детей Хью Гибба, лидера одной группы, и Барбары Гибб, бывшей певицы.
Earth, Wind and Fire
История этой группы началась еще в 60-х в среде чернокожих сессионных музыкантов из Чикаго. Барабанщик Морис Уайт (р. 19 декабря 1941, Мемфис, США) работал на сессиях с Чаком Берри, Мадди Уотерсом, Билли Стюартом и другими.
Всадник без головы
Автор: Рид Томас Майн. Действие происходит в 1850-х гг. По техасской прерии едут фургоны — это переезжает из Луизианы в Техас разорившийся плантатор Вудли Пойндекстер. С ним едут сын Генри, дочь Луиза и племянник, отставной капитан Кассий Колхаун. Внезапно они теряют колею — перед ними выжженная прерия.
Биография. Людвиг Витгенштейн
Биография - это, несомненно, вид языковой игры . Причем правила этой игры меняются в зависимости от жанра биографии. биография поэта (Марина Цветаева, Иосиф Бродский) строится по иному, чем биография правозащитника - народного заступника (Лев Толстой).
1773 год
— невисокосный год, начинающийся в пятницу по григорианскому календарю. События 21 июля — буллой «Dominus ac Redemptor Noster» Папа Римский Климент XIV упразднён орден иезуитов. Имущество подлежало конфискации в пользу светских властей. Генерал ордена Риччи заточен в крепость св. Ангела, где он и умер.
Список губернаторов Мальты
Губернаторы Мальты (1813—1964) генерал-лейтенант сэр Томас Мейтланд (1813 — 17 января 1824) генерал Фрэнсис Роудон-Хейстингс, 1-й маркиз Хейстингс (22 марта 1824 — 28 ноября 1826)
Шанхайское гетто
Карта шанхайского гетто. Граница отмечена чёрной линией. Шанхайское гетто — область в районе Хункоу в оккупированном Японией Шанхае, где были размещены приблизительно 20000 еврейских беженцев из нацистской Германии, Австрии, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Польши и Литвы до и во время Второй мировой войны[1].
Франскильоны
Введение 1 История 2 Знаменитые франскильоны Введение Франскильоны (фр. Les fransquillons; нидерл. Franskiljons; букв. «французишки») — франкоязычное этнокультурное меньшинство в истории Бельгийского королевства и особенно Фландрии ХIХ-ХХ веков, долгое время составлявшее экономическую и интеллектуальную элиту региона.
Группа историков Коммунистической партии Великобритании
Введение 1 Крупнейшие представители 2 Цели и исследовательские методы 3 Группа после 1956 года 4 Внешние ссылки Введение «Историческая группа» (англ. Communist Party Historians Group) — подразделение внутри Коммунистической партии Великобритании, состоящее из крупных британских историков-марксистов, способствовавших распространению «народной истории».
Кровавый навет в Тисаэсларе
Введение 1 История обвинения 2 Показания детей сторожа Шарфа 3 Предъявление формальных обвинений 4 Протест Лайоша Кошута 5 Эксгумация трупа Эстер 6 Последствия процесса
Монгольское завоевание государства Дали
Монгольское завоевание государства Дали — боевые действия между Монгольской империей и государством Дали, завершившиеся уничтожением Дали и включением его территории в состав монгольской империи.
Бишоп, Морис Руперт
Введение 1 Биография 2 Сочинения Список литературы Введение Морис Руперт Бишоп (англ. Maurice Rupert Bishop; 29 мая 1944(19440529), остров Аруба, Нидерландские Антильские острова, — 19 октября 1983, Форт Руперт, Гренада) — политический деятель Гренады, лидер партии Новое движение ДЖУЭЛ — Совместные усилия в области социального обеспечения, образования и освобождения, пришедший к власти в ходе революционного переворота 13 марта 1979 года.
Славин, Морис
Введение 1 Биография 2 Сочинения 3 Эссе 4 Публикации Введение Морис Славин (1913, Киев — 2006) — американский историк. 1. Биография Родился в Киеве, на Украине. Жил и преподавал в Огайо, США. Ученый Национального университета Янгстауна, специалист в области истории Франции, работы по истории Французской революции.
Герен, Морис де
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Наследие и признание 4 Библиография 5 Публикации на русском языке Введение Морис де Герен (фр. Georges Maurice de Guйrin, 5 августа 1810, Андийяк, Тарн — 19 июля 1839) — французский поэт.
Генриетта Аделаида Савойская
Введение 1 Биография 2 Дети Введение Генриетта Аделаида Савойская (фр. Henriette Adйlaпde de Savoie,нем. Henriette Adelheid von Savoyen; 6 ноября 1636, Турин — 13 июня 1676, Мюнхен) — принцесса Савойская, в браке — курфюрстина Баварии.
Авангард искусство
Введение 1 Предпосылки 2 История возникновения 3 Авангардистские течения в искусстве 3.1 Авангард в изобразительном искусстве 3.2 Авангард в литературе
Жанна д Эврё
План Введение 1 Биография 2 Наследие 3 Интересные факты Список литературы Введение Жанна (Иоанна) д'Эврё (фр. Jeanne d'Йvreux), (1310 — 4 марта 1371, замок Бри-Комт-Робер, Франция) — королева Франции в 1325 — 1328 годах, дочь Людовика Французского, графа д'Эврё, единокровного брата короля Филиппа IV Красивого, и Маргариты д'Артуа.
Блюм, Леон
План Введение 1 Социалист 2 Правительство Народного фронта 3 Война 4 Правительства Блюма 4.1 Первое Министерство Блюма: 4 июня 1936 — 22 июня 1937 4.2 Второе Министерство Блюма: 13 марта — 10 апреля 1938
Импрессионизм музыка
План Введение 1 Происхождение 2 Особенности стиля 3 Представители Список литературы Введение Музыкальный импрессионизм (фр. impressionnisme, от фр. impression — впечатление) — музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века — начале XX века, прежде всего в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля.
Коард, Уинстон Бернард
Уинстон Бернард Коард (англ. Winston Bernard Coard, род. 10 августа 1944) — политический деятель Гренады. Учился в университете Брандейс (англ.) в США, с 1967 два года работал в Лондоне учителем, потом изучал политологию в университете Суссекса (англ.), преподавал в ямайкском Университете Вест-Индии.
Максимилиан II курфюрст Баварии
Максимилиан II Эмануэль (нем. Maximilian II. Maria Emanuel Kajetan. Kurfьrst von Bayern; 11 июля 1662(16620711), Мюнхен — 26 февраля 1726, Мюнхен) — курфюрст Баварии с 26 мая 1679 по 29 апреля 1706 и с 6 марта 1714 по 26 февраля 1726 года. Штатгальтер Испанских Нидерландов с 1692 по 1706 годы.
Франц Гиацинт герцог Савойский
Франц Гиацинт (Франциск, Франческо Жасинто) Савойский (итал. Francesco Giacinto di Savoia; 14 сентября 1632, Турин — 4 октября 1638, Турин) — маркграф Салуццо, герцог Савойский, князь Пьемонта и граф д 'Аоста, Мориана и Ниццы в 1637—1638 годах.
Кристина Французская
Кристина Мария Бурбон (10 февраля 1606(16060210), Париж — 27 декабря 1663, Турин) — французская принцесса, после замужества герцогиня Савойская. Вторая дочь и третий ребенок короля Франции Генриха IV и его второй жены Марии Медичи.
Генрих Донцель
Генрих Донцель (фр. Henri Donzel) или Генрих Щёголь (фр. Henri Damoiseau, ок. 1035(1035) — 1070/1074) — второй сын герцога Бургундии Роберта I Старого и Элии (Гедвиги) де Семюр, наследник герцогства Бургундия с 1059/1060 года.
Понятие артикля у французских грамматистов
В статье Ивона «» изложены различные точки зрения ведущих грамматистов Франции о понятии артикля и его функциях. Автор рассматривает такую проблему как функция артикля. Главные идеи статьи разделены на следующие функции артикля: актуализация существительного и определение существительного.
Морис Равель
Нет, наверное, в наше время человека, которого «Болеро» Мориса Равеля не загипнотизировало бы четким, нарастающим ритмом.
Морис Бланшо
Бланшо (Blanchot) Морис (р. в 1907) – французский философ, писатель, литературовед. Основные сочинения: «Пространство литературы» (1955), «Лотреамон и Сад» (1963), «Бесконечный диалог» (1969), «Дружба» (1971), «Кафка против Кафки» (1981) и др.
Морис Блондель
Блондель (Blondel) Морис (1861 — 1949) — фр. философ, ученик А. Бергсона, приверженец католического модернизма и спиритуализма. В своих исканиях Б. опирался также на идеи Б. Паскаля, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница, Г.В.Ф. Гегеля, М.Ф.П. Мен де Бирана.
Игорь Стравинский
Стравинский занимает особое место среди всех композиторов 20 века. С первых шагов его творческой биографии не смолкают горячие дискуссии, в центре которых музыка, созданная Стравинским.
Морено Торроба
Федерико Морено Торроба родился в Мадриде в 1891 году в семье музыкантов. Первым учителем мальчика был его отец Хосе Морено Баллестерос – талантливый органист и дирижёр, под управлением которого исполнялся балет Мануэля де Фальи.