Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас... отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный Вами Из письма Горького Пришвину
М. М. Пришвин оставил нам множество рассказов, повестей, очерков о природе. Все эти произведения объединены взглядом писателя, человека с открытой и гордой душой. Любовь к природе и человеку ярко выражена в сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца”.
Начало этого произведения напоминает сказку: “В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переяславль - Залесского, осиротели двое детей”. С первых строк читатель входит в чудесный мир, где все живое взаимосвязано. Вот перед нами Настя и Митраша. “Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки”. Митраша был маленький, но плотный, “мужичок в мешочке”, улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.
Крестьянское хозяйство досталось детям после смерти отца и матери: это изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети заботились обо всех живых существах. Настя занималась жен-скими домашними делами: “с хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи”. На Митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело. “Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы”. Так дети жили дружно, не зная горестей и бед.
Вот как-то раз решили они пойти в лес за клюквой. “Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью”. Ребята знают, что есть такое место, называется оно палестинка, - она “вся красная, как кровь, от одной только клюквы”.
Настя и Митраша решили пойти в лес. Берут они с собой самое необходимое. Настя положила в корзинку хлеба, картошки, бутылку молока. Митраша взял топор, двуствольную “тулку”, сумку с компасом. Зачем же ему компас? Ведь в лесу можно ориентироваться по солнцу, как это делали деревенские старожилы. “Мужичок в мешочке” хорошо помнит отцовские слова: “В лесу эта стрелка тебе добрей матери: ...небо закроется тучами и по солнцу в лесу ты ориентироваться не сможешь, пойдешь наугад- ошибешься, заблудишься...”.
Дети не знают, что им предстоит столкнуться с природной стихией и воочию увидеть Блудово болото. Вот, пройдя полпути, Настя и Митраша сели отдохнуть. “Было совсем тихо в природе, и дети до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания”. О Блудовом болоте ходила легенда, что “лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня...” С тех пор ель и сосна растут вместе. И ветер иногда качает эти деревья. И тогда ель и сосна стонут на все Блудово болото, словно живые существа... Вот дети отдохнули и решили идти дальше.
Но не тут-то было! “Довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой”. Что делать? Митраша пошел по слабенькой тропе, а Настенька - по плотной. Вдруг рванул ветер, и сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и сестры. “Среди звуков стона, рычанья, ворчанья, воя в это утро у деревьев иногда выходило так, будто где-то горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок”. Даже волк в это время вылез из своего логова: “Он стал над завалом, поднял голову, поставил единственное ухо на ветер, выпрямил половину хвоста и завыл”.
Сказка-быль М. М. Пришвина, как и полагается сказке, заканчивается хорошо. Митраша из-за своего упрямства оказался на Блудовом болоте. В борьбе за жизнь ему помогла собака Травка. Ну а Настя, увлеченная сбором ягод, на некоторое время забыла о брате, “еле передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная, прежняя золотая курочка на высоких ножках”.
Голодный Митраша и уставшая Настя встретились уже под вечер. Они продолжили свой путь вместе, как уже двести лет “живут” на Блудовом болоте ель и сосна.
Красота природы, ее богатый мир раскрываются в произведениях П. Бажова, А. Кольцова, И. Тургенева, И. Никитина, К. Паустовского. Если в творчестве писателей XIX в. мы видим ненарушаемую гармонию человека и природы, то в творчестве М. Пришвина уже появляются тревожные ноты.
Пришвин тревожит читателя вопросами: зачем живешь, что оставишь после себя? Чтобы ответить на эти вопросы, надо пройти вместе с писателем долгий путь нравственных исканий, найти “ключ к собственной душе”. “Лесная капель” - книга об одиночестве, любви, страдании, о безмерности боли, которая накапливается в душе человека. Прозаические миниатюры, вошедшие в этот сборник, необыкновенно поэтичны, наполнены меткими наблюдениями, точными описаниями природы. Читая их, мы испытываем чувство восхищения, желание их сохранить, сберечь, чтобы каждый мог насладиться и прелестью “неодетой весны”, и звоном “лесной капели”, и очарованием “ореховых дымков”.
Вершина поэтического творчества писателя - “Глаза земли”. Разделенная на три части: “Дорога к другу”, “Раздумья”, “Зеркало человека”, она представляет совершенное творение художественной, философской и научной мысли Пришвина. “Глаза земли” - это путь человека к “душам всех и каждому в отдельности” через свой собственный опыт жизни.
Перед нами многое открывается впервые, многое оказывается родным и созвучным, оживают молчавшие прежде листья и травы, и сам лес, со своими папоротниками и мхами, болотами и лесными полянами, кукушками и комарами. Художник, щедро наделенный дарованием и любовью к людям, становится радостным творцом всеобщей жизни. Каждая фраза, даже каждое слово у Пришвина, как в стихах, несет большую смысловую нагрузку. Это такая мудрая поэзия в прозе. В ней нет назиданий, но есть родственное, целомудренное внимание ко всему, и к человеку прежде всего: ты голоден - я тебя накормлю, ты одинок - я тебя полюблю.
“Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский, - писал Пришвин. - Вот возьми, например, слово “родина”. Сколько слов с тем же корнем: родина, род, родственники, родимый, родник, родничок, родственный, родственное внимание...”.
Творчество Пришвина - это как заново рождающийся, вновь услышанный нами звон, который идет сейчас все шире и шире. Слово Пришвина звучит все громче и громче.
Мне кажется, что читая Пришвина, современный человек чувствует, как теплеет его сердце, как оттаивает его душа. Слово Пришвина необыкновенно современно, особенно в трагические моменты нашей жизни, на переломе эпох и веков.
Другие работы по теме:
Сочинения на свободную тему - охранять родную природу - Значит охранять родину
Эти слова замечательного русского писателя являются наилучшим выражением значимости природы в нашей жизни, необходимости любить и беречь ее так же, как мы любим и бережем нашу Родину. «Многие из нас любуются природой, но не многие принимают ее к сердцу, - писал М. М. Пришвин, - и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу».
Пришвин m. m. - Единство человека и природы
Я ведь друзья мои пишу о природе сам же только о людях и думаю. М. М. Пришвин После смерти родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям изба пятистенная корова. Зорька телушка. Дочка золотой петух.
Пришвин m. m. - Любовь к человеку и природе
Для того чтобы писать о природе нужно не только любить но и хорошо знать ее. Читая сказку быль М. М. Пришвина Кладовая солнца сразу понимаешь что писатель не понаслышке знаком с родным краем и всегда готов поделиться своими знаниями с читателе.
Ремизов АМ
Ремизов Алексей Михайлович (1877 - 1957), прозаик, драматург. Родился 24 июня (6 июля н.с.) в Москве в купеческой семье. Получил хорошее домашнее образование. Учился в коммерческом училище, после окончания которого поступил на физико-математический факультет Московского университета.
Золотой луг
М. М. Пришвин написал много книг о природе. Своими произведениями он приближает жизнь природы к жизни детей, стремится сделать её доступной, интересной и понятной им.
Мы мать называем Святой
Мать… Это самое родное в мире слово. Мать… В этом слове все: нежность, доброта, любовь, забота. Оно звучит разными прекрасными мелодиями, колыбельными. Оно пахнет полевыми цветами и натруженными руками. В нем бессонные ночи, бесконечные волнения. Мать – самый родной в мире человек. Наверное, нет никого, кто бы мог это возразить.
Язык - казна духовности народа
Язык народа - лучшее из всего цветущего его духовной жизни, которая никогда не вянет и вечно снова распускается. Родной язык - это неоценимое духовное богатство, в котором народ живет, передает из поколения в поколение свою мудрость и славу, культуру и традиции. Так как в родном слове народ сознает себя как творческую силу.
Родное слово Пришвина
М. М. Пришвин оставил нам в наследие массу рассказов, повестей, очерков о природе. Взглядом писателя, человека с открытой и гордой душой, объединены все эти произведения. В сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца" ярко сформулирована любовь автора к природе и человеку.
Гой ты Русь, моя родная
«Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве», – говорил Есенин. В этом понятии для него слилось «все родное и близкое, от чего так легко зарыдать»: родная земля и любимая женщина, трудная жизнь страны и одиночество матери, порыв к людям и любовь к зверью.
Кто является духовным человеком
Сегодня слово «духовность» упоминают очень часто, но, наверное, не все понимают его значение. Одни считают, что духовность - это разумность. Другие - что это что-то церковное. Все в человеке от души. Воспитанной души. И любовь, и боль, и страдание. Это умение сочувствовать, видеть. Маленький Принц Сент-Экзюпери умел видеть сердцем.
Язык в жизни человека
Автор: Сочинения на свободную тему Каждый из нас познаёт мир: одним познание даётся труднее, другим – полегче; один взрослеет быстрее, другой помедленнее. Но в любом случае никто из нас не обходится без родного языка, без слов и выражений самых простых.
Родное село
Автор: Сочинения на свободную тему «Мой край родной, тебе поклон земной» Родное село Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лунных. Я хотел бы затеряться
Михаил Пришвин на Смоленщине
Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа №37 Экзаменационный реферат Михаил Пришвин на Смоленщине Выполнила ученица 9В класса
Темы Родины, поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова.
Автор: Лермонтов М.Ю. В стихотворении «Родина» Лермонтов заявляет о своей кровной связи с природой, с народом, с его радостями и горем. Он любит все родное, русское, национальное, но ненавидит «страну рабов, страну господ», т. е. Россию самодержавно-крепостническую.
Биография и творчество Пришвина
Реферат На тему: «Биография Пришвина» Выполнил: Ученик 11 класса Г Средней школы №64 Бужин Юрий Казань 2003 Содержание. 1) Вступление. 2) Биография и творчество.
Мир природы в творчестве М. М. Пришвина
Судьба М. М. Пришвина — это характерная судьба русского человека именно потому, что почти всегда истинная жизнь его проходит в тени. Она никогда о себе не заявляет громко и в то же время присутствует каждое мгновение в слове писательском.
"Пред ликом священной природы…"
Юность по природе своей избегает мысли о конечности жизни. А Пришвин напоминает об этом, тревожит вопросами: зачем живешь, что оставишь после себя, как любить всех, чтобы сохранить внимание к каждому?
Филин
Автор: Пришвин М.М. Ночью злой хищник филин охотится, днем прячется. Говорят, будто днем он плохо видит и оттого прячется. А по-моему, если бы он и хорошо видел, все равно ему бы днем нельзя было никуда показаться - до того своими ночными разбоями нажил он себе много врагов.
Мотивы русской деревни в современной литературе по творчеству Н. Рубцова
Автор: Рубцов Н.М. Молчал, задумавшись, и я, Привычным взглядом созерцая, Зловещий праздник бытия, Смятенный вид родного края. Н. Рубцов. Поэт Николай Рубцов одним из первых в современной литературе поддержал традицию русских классиков: Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Тютчева, Фета, Есенина, Пришвина, в творчестве которых первозданная природа, ее свежесть и красота занимали не последнее место.
Искусство безыскусности
Особо показательной при рассмотрении феномена жизнетворчества в контексте дневникового жанра является фигура М.М.Пришвина, писателя с редким дневниковым даром, чья личность и творческая судьба требуют в связи с этим нового осмысления.
Король-лягушонок или Железный Генрих
Автор: Гримм. Младшая королевна уронила в колодец золотой мяч. Лягушонок вытащил игрушку за обещание девушки забрать его с собой. Однако принцесса убежала. Когда лягушонок пришлепал сам, королевна занервничала и рассказала обо всем отцу — он приказал исполнить обещание. С неохотой королевна посадила лягушонка на стул, накормила и уложила в углу комнаты.
Пришвин М.М. Воспевающий природу
Писатель Пришвин прост как сама природа, и как природа действует на наше сердце: так бывает при жизни в лесу — вроде уже знаешь каждое дерево, каждый поворот реки, каждое пятно света в листве, а взглянешь наутро, и все ново и не тронуто зрением.
М.М. Пришвин и Смоленщина
Этапы жизни и творчества М.М. Пришвина. Родительский дом - начало творческой жизни. Детство Михаила, сложные годы учебы, педагогическая практика. Творческое наследие писателя, его вклад в развитие Смоленщины. Человек и природа в произведениях автора.
Подвижники краеведения
О краеведах, оставивших потомкам сведения о Ельце в исторических документах и летописях, в художественной литературе. Первые елецкие краеведы – елецкий купец И.И. Уклеин, Н. Ридингер, М.А. Стахович, М.М. Пришвин. Елец в творчестве И.А. Бунина.
Попутчик жаргон
Попутчик — советский политический жаргон, относится к человеку который сочувствует убеждениям организации или партии, иногда даже сотрудничает с ними, однако не имеет в них формального членства. На ранних этапах революции 1917 года в советской прессе слово не имело негативной окраски — попутчиками называли писателей и художников относившихся с симпатией к большевикам, однако формально не бывшими членами ВКП(б).[1] Изобретение термина обычно приписывается Луначарскому[2], а с 1923 его широко применял Троцкий.
Скифы альманах
Сборник «Скифы» - литературный сборник, два выпуска которого были опубликованы в 1917-18 годах в Петрограде. Выпущен издательством «Скифы». Авторы, принявшие участие в сборниках, разделяли идеологию так называемого «скифства». Они рассматривали революцию 1917 г. в России как мессианское антибуржуазное русское народное движение.
Кассиль Л.А.
Русский писатель, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1965), один из зачинателей детской литературы советского периода.
Пришвин М.М.
Русский советский писатель. Родился 23 января (4 февраля н.с.) в имении Хрущеве Елецкого уезда Орловской губернии в купеческой семье, состояние которой было промотано отцом, оставившим семью без средств к существованию.