Основная масса подделок попадает в Россию из-за рубежа, и с каждым годом количество недобросовестных импортеров увеличивается. Так, в 2004 году таможенными органами было заведено 154 дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности, а за первое полугодие 2005 года - 158, то есть количество дел возросло примерно вдвое. Один из способов защитить свою продукцию - подать заявку о включении в таможенный реестр своего товарного знака. О процедуре включения правообладателей в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности корреспонденту «Бизнеса» Татьяне Алешкиной рассказал начальник Главного управления товарной номенклатуры и торговых ограничений Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Кудряшев.
- Что дает предпринимателю регистрация товарного знака в Федеральной таможенной службе?
- Прежде всего, защиту. При регистрации заинтересованное лицо указывает признаки, по которым можно идентифицировать его товар и отличить от поддельной продукции. Кроме того, оно предоставляет в таможенную службу перечень импортеров, уполномоченных осуществлять ввоз и вывоз. Таможня выявляет такие грузы и информирует правообладателя о признаках нарушения, после чего сам производитель решает судьбу товара. Он может инициировать дело об административном правонарушении (при содействии таможни или МВД ), уголовное (при содействии МВД и прокуратуры) или подать гражданский иск . Если суд признает товар фальсифицированным, то он конфискуется. В некоторых странах есть такое правило - ex officio , согласно которому таможня по своему усмотрению распознает контрафактный товар, задерживает его на границе, применяет соответствующие меры. В России такого правила в явном виде нет. В Таможенном кодексе записано, что таможня приостанавливает выпуск товаров, обладающих признаками контрафактных, только в том случае, если товарный знак зарегистрирован в таможенном реестре .
- Почему в России не может быть применено это правило?
- Изначально в проекте кодекса такое правило было, но потом его исключили. Очевидно, законодатели решили, что сотрудники таможни еще недостаточно подготовлены, возникли опасения, что с их стороны будут злоупотребления. Мы сейчас работаем над подготовкой кадров, созданием информационных технологий и надеемся на то, что такие полномочия российской таможенной службе будут предоставлены.
- Какова стоимость регистрации товарного знака?
- За регистрацию плата не взимается, но есть обеспечение в размере 500 тыс. руб. за подачу заявления. Оно покрывает возможные расходы, связанные с незаконным приостановлением выпуска товаров. Но эта сумма платится не живыми деньгами: обеспечение представляется в виде банковской гарантии либо договора страхования. Правообладатель берет на себя обязательство по возмещению вреда импортеру, декларанту и иным лицам, которым может быть причинен вред в связи с приостановлением с выпуском товара. С одной стороны, это дисциплинирует правообладателей, а с другой - в ряде случаев последнее условие становится главным препятствием для включения в таможенный реестр, особенно если правообладатели не являются крупными компаниями.
- А если сумма ущерба превышает сумму гарантийного обеспечения?
- Сама сумма обеспечения носит формальный характер, убытки могут превышать ее или, наоборот, быть меньше. В любом случае ущерб возмещается по решению суда. Импортер подает в суд на правообладателя, и та сумма, которую суд определит, будет возмещена.
Во многих европейских странах правообладатели подписывают обязательства по возмещению вреда, но обеспечения не вносят. ФТС также рассматривает идею отмены гарантийного взноса. Такая мера откроет дорогу многим правообладателям, особенно физическим лицам - владельцам авторских прав. Но все зависит от законодателя, поскольку минимальная сумма обеспечения установлена непосредственно в Таможенном кодексе.
- Какие требования у ФТС к правообладателям, желающим зарегистрировать свой товарный знак?
- Требования просты. Главное условие - объект интеллектуальной собственности должен охраняться на территории Российской федерации. Правообладатель должен представить соответствующее свидетельство из Роспатента. Если он располагает такими правами, охраняемыми на территории Российской федерации, то он может обратиться в таможенную службу с просьбой о внесении в реестр, при этом ему не обязательно иметь российское гражданство. Еще есть требования, связанные с обеспечением обязательств, предоставлением определенной информации, контактных телефонов и лиц, которые будут реагировать на сигналы таможенников, доверенностей .
- По вашим данным, в 2004–2005 годах в ФТС поступило и было обработано 170 заявлений о включении в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. В то же время авторы 23 заявлений получили отказ. Какие основные причины отказов?
- Основная причина отказа заключается в подаче заявления на включение в реестр изобретений, которыми таможня не уполномочена заниматься. Во всех странах круг объектов интеллектуальной собственности, которыми занимается таможня, разный. Например, в Европе в ведение таможни попадают патенты и изобретения, промышленные образцы, то есть практически все объекты интеллектуальной собственности. Российская таможня пока такими полномочиями не наделена. В Таможенном кодексе есть исчерпывающий перечень объектов интеллектуальной собственности : товарные знаки, объекты авторского и смежного права.
Кроме того, ФТС может отказать правообладателю в случае непредставления обеспечений обязательств возмещения вреда, доверенностей и иных необходимых документов.
Другие работы по теме:
Товарный знак.
Экономические и правовые аспекты Словосочетание "товарный знак" известно практически каждому. Однако далеко не всякий знает, что оно обозначает. Владеют данным вопросом специалисты - патентные поверенные, патентоведы. А что знают представители других профессий? Думается, что не очень много, хотя информация о товарных знаках может быть полезна как производителям, так и простому потребителю.
Понятие товара. Виды товаров
ЛЕКЦИЯ № 12. 1. Понятие товара Товар – это продукт труда, удовлетворяющий потребность человека посредством купли-продажи. Данное определение товара рассмотрено с экономической точки зрения. В ГК РФ с понятием товара отождествляется понятие «вещь». ГОСТ РФ «Товары: термины и определение» определяет товар как любую вещь, неограниченную в обороте, свободно отчуждаемую и переходящую от одного лица к другому по договору купли-продажи.
Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации
Утверждены приказом Роспатента от 17.03.2000 # 38 Настоящие Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации изданы в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхож-дения товаров" (далее - Закон) от 23 сентября 1992 года № 3520-1 ( опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Со-вета Российской Федерации, 1992, № 42, ст. 2322) и устанавливают порядок и тре-бования для признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона и в силу пункта (1) статьи б Ыз Па-рижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 го-да, пересмотренной в Брюсселе 14 декабря 1900 года, в Вашингтоне 2 июня 1911 года, в Гааге 6 ноября 1925 года, в Лондоне 2 июня 1934 года, в Лиссабоне 31 ок-тября
Анализ товарного рынка основных продуктов питания
2.2 Анализ уровня концентрации и степени конкурентной среды на рынке хлебопродуктов. Для определения уровня концентрации используется коэффициент концентрации производства (G), который рассчитывается по формуле:
Учитываем затраты на разработку фирменного логотипа
Организация оплатила по договору за разработку дизайна знака - логотипа организации, который будет использоваться на деловой документации. Каким образом провести затраты на разработку дизайна этого логотипа в бухгалтерском и налоговом учете?
Оформление права на товарный знак и знак обслуживания в РБ
Правовая охрана товарного знака в Республике Беларусь. Регистрация товарного знака и выдача свидетельства на него. Приоритет товарного знака и экспертиза заявки на его регистрацию. Основания к отказу регистрации товарного знака и знака обслуживания.
Неймсквотинг: плюсы и минусы
Торговля зарегистрированными товарными знаками («неймсквотинг») - один из наиболее высокодоходных бизнесов в России.
Подводные камни брендинга
Процесс восприятия нового товарного знака в компании не всегда бывает однозначно положительным. Порой предлагаемые решения могут вызвать различного рода сопротивления или нарекания со стороны высшего и среднего менеджмента.
Психология предпринимателя
Предприниматели - относительно новая прослойка нашего общества. Так как же охарактеризовать его личность, выявить условия успешности его деятельности? На эти вопросы пытаются дать ответ ученые-психологи.
Вопросы регистрации юридических лиц
Общие положения о государственной регистрации. Общие требования к учредительным документам юридических лиц. Процедура государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Отказ в государственной регистрации.
Как защитить товарный знак в Интернет
До недавнего времени было чрезвычайно трудно наказать подобных недобросовестных конкурентов, так как в соответствии с действующим законодательством их действия квалифицировались как нарушение исключительных прав на товарный знак.
Защита издательских серий
Промышленный образец - это художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Правовая охрана представляется тем промышленным образцам, которые являются новыми, оригинальными и промышленно применимыми.
Разработка фирменного стиля
Каждая компания имеет логотип — графический символ, отражающий специфику деятельности предприятия. Логотип обычно используется вместе с названием и реквизитами фирмы. Существует некие правила расположения логотипа, названия фирмы и ее реквизитов по отношению к другой текстовой и графической информации, называемые
Маркировка
-- текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара.
Виды товарных знаков
Виды товарных знаков В качестве товарного знака могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения, которые могут быть выражены графически, а также их комбинации.
Знамя Мира
Введение 1 Автор знака «Знамя Мира» 2 Описание знака «Знамя Мира» 3 Изображение знака «Знамя Мира» 4 Условия использования знака «Знамя Мира» 5 Регистрация Знамени Мира в качестве товарного знака
Конкурсное производство 3
Конкурсное производство представляет завершающую процедуру банкротства коммерческой организации-должника Общие положения о конкурсном производстве
по Праву 4
СОДЕРЖАНИЕ 1 Право на товарный знак и знак обслуживания. Государственная регистрация товарного знака и наименования места происхождения товара. Правовая охрана общеизвестного товарного знака…………….3
Правовое положение индивидуального предпринимателя
Условия для занятия предпринимательской деятельностью. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган. Сроки регистрации в налоговых органах по месту жительства. Права, регулирующие деятельность коммерческих организаций.
Использование товарных знаков
Способы защиты прав на товарный знак, знак обслуживания и наименования места происхождения товара. Обеспечение надлежащей защиты интеллектуальной собственности. Незаконное использование товарного знака. Приемы правовой защиты средств индивидуализации.
Правовое регулирование товарного знака
Сущность понятия "товарный знак". Правовая охрана товарных знаков в РФ. Виды товарных знаков: индивидуальные; коллективные. Регистрация наименования места происхождения товара. Защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака.
Товарные знаки
Оформление товарных знаков для индивидуализации товаров, работ или услуг юридических или физических лиц. Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию знака обслуживания. Исключительное право на знак обслуживания и контрафактные товары.
Атмосфера 3
Атмосфера. Атмосфера (от греч. atmos – пар) – воздушная оболочка Земли. Она вращается вместе с Землёй как единое целое и защищает Землю от метеоритов и ультрафиолетовых солнечных лучей, губительных для всего живого. Атмосфера предохраняют нашу планету от чрезмерного перегревания и охлаждения. Атмосфера не только защищает Землю.