Волевая регуляция поведения и деятельности

Рефераты по психологии » Волевая регуляция поведения и деятельности

Функцией волевой регуляции является повышение эффек­тивности соответствующей деятельности а волевое действие предстает как сознательное целенаправленное действие чело­века по преодолению внешних и внутренних препятствий с по­мощью волевых усилий.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах как сила воли энергичность настойчивость выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные или базовые волевые качест­ва личности. Такие качества определяют поведение которое ха­рактеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

Волевого человека отличают решительность смелость са­мообладание уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе (развитии) несколько позже чем названная выше груп­па свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером поэтому их можно рассматривать не только как волевые но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.

Наконец есть еще третья группа качеств которые отражая волю человека связаны вместе с тем с его морально-ценност­ными ориентациями. Это — ответственность дисциплиниро­ванность принципиальность обязательность. К этой же груп­пе обозначаемой как третичные качества можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отноше­ние к труду: деловитость инициативность. Такие качества лич­ности обычно формируются только к подростковому возрасту.

По мнению В.А. И Ванникова главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным ме­ханизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняю­щим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных преднамеренных умст­венных усилиях.

Волевое действие необходимость в нем возникает тогда когда на пути осуществления мотивированной деятельности появи­лось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Пред­варительно однако необходимо осознать осмыслить суть воз­никшей проблемы.

Включение воли в состав деятельности начинается с поста­новки человеком перед собой вопроса: “Что случилось?” Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том что воля тесным образом связана с осознанием действия хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в дей­ствие фактически заключается в произвольном вовлечении со­знания в процесс осуществления деятельности.

Волевая регуляция необходима для того чтобы в течение дли­тельного времени удерживать в поле сознания объект над ко­торым размышляет человек поддерживать сконцентрирован­ное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений восприятия воображения памяти мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает при­обретение человеком волевого контроля над ними.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятель­ности ее значимости с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-ли­бо цели особый смысл и в этом случае участие воли в регуля­ции деятельности сводится к тому чтобы отыскать соответст­вующий смысл повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные сти­мулы для выполнения доведения до конца уже начатой дея­тельности и тогда волевая смыслообразующая функция связы­вается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия связанные с учением.

Энергия и источник волевых действий всегда так или иначе связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них человек придает сознательный смысл своим произволь­ным поступкам. В этом плане волевые действия не менее де­терминированы чем любые другие только они связаны с со­знанием напряженной работой мышления и преодолением труд­ностей.

Волевая регуляция может включиться в деятельность на лю­бом из этапов ее осуществления: инициации деятельности вы­бора средств и способов ее выполнения следования намечен­ному плану или отклонения от него контроля исполнения. Осо­бенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том что человек созна­тельно отказываясь от одних влечений мотивов и целей пред­почитает другие и реализует их вопреки сиюминутным непос­редственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляет­ся в том что сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи индивид избирает иной иногда более труд­ный и старается не отступать от него. Наконец волевая регу­ляция контроля исполнения действия состоит в том что чело­век сознательно заставляет себя тщательно проверять правиль­ность выполненных действий тогда когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осущест­вления деятельности с самого начала и до конца.

Типичным случаем включения воли в управление деятельно­стью является ситуация связанная с борьбой трудносовмести­мых мотивов каждый из которых требует в один и тот же мо­мент времени выполнения различных действий. Тогда созна­ние и мышление человека включаясь в волевую регуляцию его поведения ищут дополнительные стимулы для того чтобы сде­лать одно из влечений более сильным придать ему в сложив­шейся обстановке больший смысл. Психологически это означа­ет активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека сознательное при­дание им гораздо большего значения чем они имели вначале.

При волевой регуляции поведения порожденной актуаль­ными потребностями между этими потребностями и сознани­ем человека складываются особые отношения. С.Л. Рубинштейн охарактеризовал их так: “Воля в собственном смысле возникает тогда когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений может так или иначе отнестись к ним. Для этого ин­дивид должен уметь подняться над своими влечениями и отвлекаяся от них осознать самого себя… как субъекта… который … возвышаясь над ними в состоянии произвести выбор между ними.”.