Коррекционно – развивающая программа для детей младшего школьного возраста
(развитие внимания)
Программу составила студентка
6а курса заочного отделения
психологического факультета
Пермь, 2007
Пояснительная записка
Младший школьный возраст
Младший школьный возраст – наиболее ответственный этап школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и во многом являются определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Внимание – это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенные объект.
Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Цель коррекционно – развивающей программы: формирование и развитие навыков произвольного внимания.
Задачи: 1.Развить состояние внутреннего сосредоточения;
2.Развить концентрацию внимания;
3.Формирование произвольное внимание по средствам корректурных упражнений.
Занятия проводятся психологом 1 раза в неделю в течение одного месяца.
Возраст школьников 9-10 лет (3 класс).
Методики: упражнения, игры, методика Мюнстерберга.
Представленная программа не может считаться универсальной и не предполагает использование в неизмененном варианте. В зависимости от ситуаций она может меняться, а именно дополняться, сокращаться, увеличиваться в соответствии с задачами работы психолога.
Корректурные задания
Ребенку предлагают находить и зачеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным».Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.
Упражнение 1.
Инструкция: В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А»: и маленькие, и заглавные.
Материал:
А Р Д В Е Д М О А П Р А В Ы Ж П Л А а Р д р а з н к у А Г н П Р В Ф п д а а ъ Т о Т А о г н Щ ш Х а Ю В Ф Ж о п э ж л р п а е г ш щ Ч Й а п Ы О е К Ч Р Э а о ы щ в к д Р И А П В Д Р Н Н Т И Р о п р а а в ы с Л О ш р л щ ш е л п а в а Ы Ф Э Ь Т М С К Т Г Л Д Щ П в а в с ы в п а г т л д щ з щ р е у к у
( По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по – разному зачеркиваются; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается.)
Упражнение 2.
Распределение цифр в определенном порядке.
Инструкция: В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Распределите цифры в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнять с верхнего левого квадрата.
Материал:
12 | 4 | 34 | 11 | 30 |
7 | 31 | 21 | 37 | 2 |
28 | 1 | 16 | 25 | 33 |
40 | 19 | 20 | 39 | 9 |
13 | 35 | 6 | 17 | 25 |
( По мере овладением упражнением правила усложняются: количество цифр может увеличиваться.)
Упражнение 3.
Инструкция: На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.
Материал:
смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
Упражнение 4.
Методика Мюнстерберга.
Инструкция: Найдите среди букв 10 слов и подчеркните их. На задание отводится 5 минут.
(Показатель успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.)
Материал:
ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ
ЛОЬИРЪНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР
ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ
БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ
ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ
Упражнение 5.
Перепутанные линии.
Инструкция: Проследите линию №1 с начала до конца.
Материал:
Упражнение 6.
«Ищу без остановки».
Инструкция: Найдите вокруг себя предметы зеленого цвета и назовите их.
Материал: Любые предметы соответствующего цвета.
(Предметы расставляет психолог перед этим упражнением; цвет может называться любой; задание может усложняться в зависимости от выполнение поставленной задачи).
Используемая литература.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми./ под ред. И. В. Дубровиной.: М, 2001г.
И.М.Никольская «Уроки психологии в начальной школе».: СПб, 2004г.
Л.Д.Столяренко «Основы психологии/ практикум».:Ростов – на –Дону, 2006г.
Другие работы по теме:
Этапы развития внимания
Возрастное развитие внимания. Последовательность основных этапов развития детского внимания.
Понятие и свойства внимания
Понятие направленности и сосредоточенности сознания. Внимание как свойство психических процессов, его физиологические основы. Процессы в коре полушарий мозга: возбуждение и торможение. Ориентировочный рефлекс, произвольное и непроизвольное внимание.
Связь темперамента и характера
САНГВИНИК Повышенная реактивность. По незначительному поводу громко хохочет. Несущественный факт может сильно рассердить. Живо и с большим возбуждением откликается на все, привлекающее его внимание. Живая мимика и выразительные движения. По его лицу легко угадать, какого его настроение, каково его отношение к предмету или человеку.
«доисследовать»
Этот жанр появился. В работе представлена полемика литературоведов, которые до сих пор не могут определиться в том, что же такое фентези, и имеет ли этот жанр право на существование. Ученица дает характеристику современным поджанрам фентези, представляет писателей, работающих в данных направлениях
Бортнянский Дмитрий Степанович
Обладая с детства прекрасным голосом, он обратил на себя внимание и был привезен в Петербург в придворную капеллу, где настолько выдвинулся, что императрица Елизавета поручила директору капеллы заняться его музыкальным образованием.
Остеохондроз
Причиной боли в спине в 80% случаев является остеохондроз. Если он осложнён грыжами межпозвоночных дисков, боль может распространиться на другие части тела и даже внутренние органы.
Сложение и вычитание десятичных дробей
Text Graphics СЛОЖЕНИЕ и ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ Graphics СЛОЖЕНИЕ и ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ: уравняйте в дробях количество знаков после запятой; запишите дроби друг под другом так, чтобы запятая была под запятой; выполните сложение (вычитание), не обращая внимание на запятую; поставьте в ответе запятую под запятой Graphics
Причины деградации личности
(по произведению Чарльза Диккенса «Рождественская песня в прозе») Чарльз Диккенс, известный английский писатель XIX столетия, стремился обратить внимание общества на ужасную несправедливость по отношению к бедным и обездоленным. Автор надеялся, что его произведения помогут равнодушным богачам раскрыть глаза на настоящую жизнь, перевоспитать их, как это, например, случилось в «Рождественской песне» с господином Скруджем, «человеком, который потерял душу» в погоне за богатством.
Новаторство Маяковского в поэзии
Начало XX века – расцвет русской поэзии. В этот период появляются новые поэтические формы, по-другому начинают звучать традиционные темы; возникает необычный поэтический язык. В.В. Маяковского считают новатором в области стихосложения. Его особый стиль, внимание к ритму стихотворения, нетрадиционные рифмовки, использование новых слов – все это отличает поэзию В.В.
Анализ стихотворения А.Блока Ночь,улица,фонарь,аптека...
Анализ стихотворения А.Блока "Ночь,улица,фонарь,аптека..." Автор: Блок А.А. "Ночь,улица,фонарь,аптека..."Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя,его состояние.Все стихотворение пронизано тоской,чувством безысходности
Харктеристика образов мальчиков Бежин луг - Федя, Костя, Павел
Харктеристика образов мальчиков ("Бежин луг") - Федя, Костя, Павел Автор: Тургенев И.С. В повести Тургенева "Бежин луг" повествование ведется от лица охотника Ивана Петровича. Ближе к ночи он, заблудившись, забрел на Бежин луг, где встречает пять деревенских мальчишек. Охотник, слушая их разговор, выделяет у каждого мальчика свои особенности и замечает их даровитось.
Перемена сочинение-репортаж
Автор: Сочинения на свободную тему Внимание! Очередное включение! Еще стоит гулкая тишина в коридорах школы. В классах идут последние секунды урока. Раз, два, три, четыре! Вот он, звонок, прерывающий сомнения учителя в наших знаниях! Мы свободны! Распахиваются первые двери. Вторые... Третьи...
Взаимоотношения суходольцев в одноименной повести Бунина
Автор: Бунин И.А. В повести «Суходол» Бунин большое внимание уделяет женским образам, а именно – Наташе и Тоне. Жизни данных героинь представлены как череда ненастий, выпавших на их долю, но, несмотря на это, их жизнь представлена буднично, где нет ничего яркого и значимого. Самое страшное то, что Наташа и Тоня не пытаются изменить свою жизнь.
Идейно-художественное своеобразие романа Дубровский
Автор: Пушкин А.С. Принято считать, что «Дубровский» - это роман, хотя по объему «Дубровский» скорее повесть. Большое внимание в романе уделено обличению «барства дикого». Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с образом Троекурова. Изображение Троекурова – это изображение типического характера в типических обстоятельствах.
Одоротивные образы в прозе Чехова
Text Text Graphics Исследовательская работа Одоративные образы и их роль в художественной прозе Чехова Graphics Оглавление: Оглавление: Введение……………………………………………………….…
Идейное и художественно свообразие пьесы Вишнёвый сад
Идейное и художественно свообразие пьесы "Вишнёвый сад" Автор: Чехов А.П. Значительные в жизни каждого человека события обнаруживаются в скромных будничных обыденных проявлениях.Чехов искуственно привлекает наше внимание к ним.Поэтому наше внимание из текста уходит в подтекст.
Традиции в Узбекистане
Узбекский народ имеет свои собственные обычаи и традиции. У узбеков большое внимание уделяется почитанию старших, а также беспрекословному послушанию молодежью, более зрелого поколения.
Los Angeles Times
(сокращённо LA Times) — одна из наиболее популярных и авторитетных газет США. Публикуется в Лос-Анжелесе и первоочередное внимание уделяет освещению событий городской жизни. По тиражу занимает 4-е место в США.
Пиркгеймер, Виллибальд
Виллибальд Пиркгеймер (нем. Willibald Pirckheimer) (1470—1530) — немецкий гуманист-патриций из Нюрнберга. Он принадлежал к лидерам интенсивной культурной жизни этого имперского города. Вслед за Цельтисом он выступал также за сильную центральную власть в империи, за её опору на города с олигархическими республиканскими режимами.
Тахир I ибн Хусейн
Тахир ибн Хусейн ибн Мусаб (перс. طاهر بن حسين), получивший прозвание Зу-л-яминейн (обладатель двух десниц) — полководец халифа Мамуна, основатель династии Тахиридов. Родился в 776 г.; своими действиями во время усмирения восстания Рафи бен Ляйса в Самарканде (806—810) обратил на себя внимание Мамуна и в 811 г., после разрыва между Мамуном и его братом аль-Амином, был поставлен во главе войск Мамуна.
Экзотический эротизм
— художественное направление преимущественно XIX века, акцентирующее внимание на красоте женщины в экзотическом (восточном) обрамлении. Предшествующие направления эротизма использовали преимущественно античные, мифологические и библейские сюжеты, в которых подчёркивалась либо чистота и целомудренность (неоклассический эротизм) либо давался отстранённый, «холодный» взгляд на страсти, присутствующие в античных сюжетах.
Книга о заселении Исландии
(«Ланднамабок», исл. Landnбmabуk) — один из важнейших источников по колонизации Исландии. История Основное внимание автором при составлении Ланднамабок уделяется генеалогическим спискам первопоселенцев, по большей части норвежского происхождения. Несмотря на отдельные неточности, Книга имеет огромное историческое значение.
Тина, Брэндон
План Введение 1 Биография (на английском) (на русском) Введение Брэндон Тина (англ. Brandon Teena; 12 декабря 1972, Линкольн — 31 декабря 1993, Фоллз-Сити) — FtM транссексуал из США, жертва преступления на почве ненависти, чья судьба привлекла общественное внимание и послужила сюжетной основой для ряда художественных произведений.
Школа Америк
Школа Америк («Институт западного полушария по сотрудничеству в сфере безопасности») — основанное в 1946 году учебное заведение. В настоящий момент расположено в Коламбус (Джорджия). Школа содержится за счёт правительства США. Среди выпускников школы множество людей, ставших в последствии диктаторами.[1] Например, Мануэль Норьега, Омар Торрихос, Леопольдо Галтиерэ, Роберто Виола, Хуан Веласко Альварадо, силовые офицеры Аугусто Пиночета.
Международное общество сохранения природы
Conservation International (CI) является некоммерческой организацией, базирующейся в Вашингтоне (округ Колумбия). Её целью является сохранение биоразнообразия растений, животных и ландшафтов во всём мире. Особое внимание уделяется так называемым «горячим точкам биоразнообразия», т.е. зонам с особым разнообразием видов на суше и на море по всему миру.
Военная психофизиология
Перспективы современной военной психофизиологии Ведение боевых действий в современных условиях предъявляет высокие требования к морально-психологическому ипсихофизиологическому состоянию военнослужащих. Повышенное внимание к совершенствованию процедур прогнозирования успешности профессиональнойдеятельности военных специалистов по психофизиологическим показателям в первую очередь объясняется потребностью современной армии в наличии боеспособныхвоинских формирований и сохранении здоровья военнослужащих.
Лекции Строевая подготовка
СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА Что такое строй. Строй – установленное уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей, для их совместного действия в пешем порядке и на машинах.
Ададуров Василий Евдокимович
Математик и писатель. В 1727 г. был студентом Академии и обратил на себя внимание математика Бернулли. Занимался также переводом древней истории Байера и статей для академических изданий.
Адриан
В мире Андрей, десятый патриарх всероссийский. Будучи еще архимандритом Чудовского монастыря, Адриан сумел обратить на себя внимание патриарха Иоакима.
Атанасов Джон Винсент
Атанасов Джон Винсент (1903-1995) - автор первого проекта электронной цифровой вычислительной машины.