Авдеева Н. Н.
В процессе общения со взрослым у ребенка складывается как образ себя, так и образ партнера по общению – взрослого. Причем разнообразие взаимоотношений малыша с окружающими людьми во многом определяются именно развитием общения, тем опытом, который накапливается у ребенка при контактах с разными людьми.
В период новорожденности, когда потребности в общении у младенца нет, у него, по существу, еще отсутствуют всякие взаимодействия с окружающими близкими. Однако уже к концу 1-го месяца жизни младенцы начинают проявлять интерес к взрослым.
Примерно в 3-4 месяца малыш продолжает относиться ко всем людям с вниманием и интересом, охотно вступает в эмоциональное общение, демонстрирует радость и удовольствие. Но в рамках положительного отношения появляется разница между отношением к родным, знакомым и незнакомым людям. Ребенок 4-5 месяцев в одной и той же ситуации ведет себя по-разному.
Попробуйте провести такой опыт. Пусть к малышу, лежащему в кроватке, по очереди подходят разные взрослые: мама, бабушка, которая часто приходит в гости, и ваша подруга, которая пришла к вам в первый раз. Каждый из взрослых, стоя перед кроваткой, должен улыбаться ребенку и ласково называть его по имени. Наблюдая за его поведением, вы заметите, что маме малыш сразу начинает улыбаться, гулит, всячески привлекая ее внимание и побуждая к общению. Бабушке малыш, возможно, улыбнется, но не сразу, а на незнакомую тетю будет долго сосредоточенно смотреть и лишь после многократных "приглашений" наконец улыбнется.
Ближе к полугоду отношения младенца к людям уже отчетливо дифференцированно. Отношение к родным (маме, папе, дедушке и бабушке, если они живут одной семьей) окрашено яркими положительными эмоциями. В общении с близкими малыш "выдает" весь репертуар своего поведения, максимум того, на что он способен. Родные воспринимаются им как люди, которые больше всего радуют, но могут и огорчить или даже рассердить. По отношению к ним малыш проявляет максимальную инициативу. Знакомые, (например соседка, которую часто встречают на улице) или родственники, регулярно приходящие в гости, обычно вызывают у ребенка однозначно положительные переживания при умеренной инициативности. Отношение детей этого возраста к незнакомым людям выражается, прежде всего, в повышенном внимании, а иногда и в настороженности, которая может перейти в смущение и робость.
У ребенка в возрасте 8-9-ти месяцев незнакомые люди могут вызвать и яркие отрицательные эмоции. На прогулке малыш иногда пугается незнакомой тети, которая громким голосом обращается к нему, особенно если поблизости нет мамы. В то же время на руках у мамы ребенок, возможно, начнет улыбаться этой, только что испугавшей его женщине, кокетничать, выглядывая из-за маминого плеча и снова прячась.
Неодинаковое отношение к разным людям несомненно свидетельствует о том, что ребенок хорошо различает их, образ взрослого приобретает определенность и устойчивость.
Попробуйте повторить вышеописанный опыт, только теперь пусть к малышу, сидящему в детском стульчике, одновременно подойдут мама, знакомая родственница и незнакомая тетя. Называйте малыша по имени и приглашайте "на ручки". Вы увидите, как ребенок без колебания с улыбкой потянется к маме, безусловно, выделяя ее из всех прочих, а, оказавшись у нее на руках, доброжелательно станет рассматривать знакомую тетю и внимательно, с некоторой настороженностью, изучать незнакомую.
Во втором полугодии жизни и особенно к концу года опыт ребенка быстро расширяется. Изменяется и взгляд малыша на взрослого. Теперь уже от взрослого требуется не просто умение приласкать, утешить, но и умение интересно играть.
К году малыш хорошо знает, что можно делать вместе с каждым из взрослых. С бабушкой он играет в "ладушки" или "сороку-ворону", с папой ходит за ручку по квартире, заглядывая во все углы, с дедушкой строит из кубиков башню, а с мамой играет в прятки. И вот при встрече с бабушкой малыш улыбается и начинает хлопать в ладошки, а папе протягивает ручки и просится на пол, связывая образ каждого взрослого с теми действиями, которых от него можно ожидать и которые именно с этим человеком интересно производить вместе.
Обычно взрослые замечают, что малыш избирателен в отношениях с ними. Дедушка, который приезжает погулять с ребенком, с умиление говорит о том, что при виде его малыш сразу просится на улицу, как будто знает, зачем дедушка приехал. А бабушка, часто привозящая ребенку подарки, которые торжественно достает из сумки со словами: "Смотри-ка, что я тебе привезла!" - через некоторое время делает неприятное открытие: при встрече с ней малыш первым делом старается заглянуть в сумку.
Еще раз напомним, что образ взрослого формируется у малыша под влиянием общения. Чем разнообразнее общение со взрослым, тем полноценнее и содержательнее представление о нем. Поэтому важно, чтобы у ребенка уже в первый год жизни была возможность многогранного общения с разными взрослыми. Психологи установили, что дети, имевшие в младенческом возрасте такой опыт общения, реже подвержены страхам, вызванным разлукой с матерью, легче адаптируются к яслям. Важным моментом является и своевременная смена типа общения: переход от эмоционального контакта к деловому, практическому сотрудничеству. Если малыш воспитывается преимущественно матерью и круг его общения резко ограничен, при этом общение по характеру в основном эмоциональное, то такому ребенку чрезвычайно трудно строить отношения с незнакомыми людьми (например в дошкольном детском учреждении). Ведь с незнакомым человеком нельзя вступить в интимный эмоциональный контакт – приласкаться, забраться на руки; а другого типа общения малыш не знает. Помочь ему может только общение типа сотрудничества в совместной игре или практических действиях. Образ взрослого должен развиваться в сознании ребенка, насыщаясь новым содержанием в зависимости от опыта взаимодействия.
Малыш сможет наладить контакты с любым взрослым и не будет чувствовать себя одиноким и покинутым в отсутствие мамы только тогда, когда начинает видеть во взрослом пример и образец новых интересных действий, партнера по освоению и познанию окружающего мира.
Другие работы по теме:
Как подготовить новорожденного к общению
Период новорождённости длится с момента рождения ребёнка до появления первой ответной улыбки на обращение взрослого человека. Обычно он охватывает 1-й месяц жизни ребёнка. В этот период происходит подготовка младенца к общению.
Музыка и фантазия
Фантазии чрезвычайно ценны для развития детей. Они используются как терапевтическое средство. Музыка используется как фон, как иллюстрация, может органично вплетаться в задание.
Трансакционный анализ (Э.Берн)
Личность в концепции Берна рассматривается как совокупность особых состояний Эго, проявляющихся в специфических состояниях сознания и образцах поведения. С помощью структур, анализа автор выделяет три основные Эго-состояния.
Мир младенца
К младенцу можно относится по-разному. К сожалению, многие родители воспринимают его только как предмет ухода: перепеленать, покормить, укачать – вот, пожалуй, и всё. Однако, такое представление о ребёнке в корне неверно.
Общение ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте
В дошкольничестве впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых, - это общение со сверстниками. Чем же оно отличается от общения ребенка со взрослым? Общаясь со взрослым, ребенок просто воспринимает его точку зрения.
Диагностика познавательных процессов
Методика "Достань тележку", исследующая развитие мышления детей 3 лет, ее характеристика и содержание, проведение и оценка результатов. Методика "Достань ключик" для детей 4-5 лет. Исследование уровня мышления детей 6 лет с помощью специальной методики.
Психология развития. Младенческий возраст
Психическое развитие ребенка. Основные особенности младенческого возраста. Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах. Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со взрослыми в младенческом возрасте.
Алкоголь и материнство
Алкоголь, отрицательно сказываясь на здоровье женщины, нарушает и нормальное функционирование ее половых органов.
Самого главного глазами не увидишь 2
Самого главного глазами не увидишь Выдающийся французский писатель А. де Сент-Экзюпери говорил, что для него «существует лишь одна проблема, единая в мире - возвратить людям духовную сущность, духовные заботы». С этой целью он пишет философскую сказку-притчу «Маленький принц». Чему именно сказку, ведь этот жанр предназначен большей частью для детей? Сам автор отвечает: «Все взрослые сначала были детьми…».
Я живу на этих страницах
Я живу на этих страницах. Не удивляйтесь, почему меня не видно, - это просто потому, что я фея. Меня может увидеть только совсем маленький ребенок или очень добрый мудрый взрослый. Не знаю, в чем причина, но однажды меня потянуло на эти страницы прямо из Сказки! Здесь было много детского смеха и радости, много волшебных цветов и удивительных зверей, с которыми дружили солнечные зайчики, - и я осталась здесь жить!
Краткое содержание Царь Эдип Софокл
Это трагедия о роке и свободе: не в том свобода человека, чтобы делать то, что он хочет, а в том, чтобы принимать на себя ответственность даже за то, чего не хотел. В городе Фивы правил царь Лаий и царица Иокаста. От Дельфийского оракула царь Лаий получил страшное предсказание: «Если ты родишь сына, то погибнешь от его руки».
Чудесный доктор
Автор: Куприн Александр. Основан на реальных событиях. 2 мальчика рассматривают богатую витрину гастрономии, потом бегут домой — в сырой и грязный подвал, где живет нищее до крайности семейство Мерцаловых. Мальчики носили письмо бывшему папиному работодателю — барину, но швейцар выгнал оборванцев взашей.
Мой дедушка - защитник отечества
Автор: Сочинения на свободную тему Передо мной фотография. На ней не высокий, статный мужчина в парадном костюме, которого украшает многочисленные награды. Это мой дедушка – Котов Виктор Сергеевич. Он смотрит на меня своими добрыми глазами. Дедушка прожил долгую, но трудную жизнь. Его юность была опалена войной.
«Самого главного глазами не увидишь»
«Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери — сказка. Сказка для взрослых, но с детской интонацией. Детская интонация нужна автору для того, чтобы воплотить свой философский замысел.
После бала
Используя известный прием “рассказ в рассказе”, писатель добивается предельной достоверности повествования. Мы видим событие глазами очевидца — Ивана Васильевича. Он честный и благородный человек.
Звёздный Мальчик
Автор: Уайльд Оскар. Бедный дровосек принес в дом младенца с янтарным ожерельем на шее, завернутого в плащ с золотыми звездами — он нашел его в зимнем лесу на месте падения звезды (другие дровосеки отказались нести домой нахлебника). Жена сначала была против лишнего рта, но потом сдалась и воспитала его как собственного сына.
"Богоматерь Донская" . Интерпретация темы "Богоматери Елеусы"
"Богоматерь Донская" . Интерпретация темы "Богоматери Елеусы". К добрым гениям России, ее великим возродителям и возбудителям должен быть отнесен и знаменитый художник Феофан Грек, прибывший в Россию в третьей четверти ХIV века и составивший в истории русской живописи целую эпоху
Все взрослые сначала были детьми
(мои размышления над сказкой А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц») «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит», - говорит в посвящении к своей сказке «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери. Этим вступлением в детское произведение писатель будто подчеркивает, что он адресует его не только детям, но и взрослым.
Мое знакомство с творчеством Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Впервые я познакомился с Салтыковым-Щедриным в 7 классе. Именно тогда я прочитал "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил". В общем-то в этой сказке, кроме самого сказочного, я тогда ничего и не увидел. Это как детские мультфильмы, которые смотрит взрослый: как ни старайся уловить мысль, а все не получается.
Блок упражнений при заболевании глаз
Волгоградский Государственный Медицинский Университет Кафедра физической культуры и здоровья Блок упражнений при заболевании глаз Выполнила: студентка II курса педиатрического факультета
Красноногий щелкун
Введение 1 Распространение 2 Описание 2.1 Проволочники 3 Экология Список литературы Введение Красноногий щелкун (лат. Melanotus villosus) — вид жуков-щелкунов.
Южный гигантский буревестник
Южный гигантский буревестник Взрослый южный буревестник с птенцом Научная классификация Латинское название Macronectes giganteus (Gmelin, 1789[1])
Ты навсегда в ответе за тех кого приручил
Я давно, еще когда была маленькой, читала "Маленького принца" Антуана де Сент-Экзюпери. Меня поразило, что автор, взрослый человек, боится стать таким, как взрослые, которым ничего не интересно, кроме цифр. И поэтому он "купил ящик с красками и карандаши". Автор понимает Маленького принца, переживает о нем, когда думает о баобабах.
Сетчатая боция
Среди боций (коренное население Юго-Восточной Азии называет их рыбами-кабанами - за острые складные шипы под глазами) самая мелкая - Botia sidthimunki Klauzewitz, 1959. Родина ее - водоемы Таиланда, Камбоджи и Индии.
Бегемоты
Древние греки, увидев в Африке, в устье Нила, толстых, неповоротливых животных, назвали их гиппопотамами или бегемотами — это значит «лошади в реке», «речные лошади».
Иван VI (1740-64)
Российский император (1740-41), правнук Ивана V, сын принца Антона Ульриха Брауншвейгского. За младенца правили Э. И. Бирон, затем мать Анна Леопольдовна. Свергнут гвардией, заключен в тюрьму; убит при попытке В. Я. Мировича освободить его.
Бродский И.А.
Первые поэтические опыты И. Бродского относятся к 1957 г. В начале 60-х годов начинает работать как поэт-переводчик. К этому же времени относится знакомство с А.А. Ахматовой, высоко оценившей его талант.