Музыку с успехом можно использовать в методе направленных фантазий В. Оклендер.
Фантазии чрезвычайно ценны для развития детей. Они используются как терапевтическое средство. Музыка используется как фон, как иллюстрация, может органично вплетаться в задание.
Этот метод помогает детям выразить достаточно безопасным, щадящим образом подавленные чувства, потребности, устремления и мысли. Часто ребенок гораздо легче реагирует на метафорическое отображение его жизни, нежели на грубые реалистические образы. Метафорическая сила музыки помогает ему в этом.
Перед тем как погрузиться в мир фантазии, ребенку предлагают закрыть глаза, расслабиться, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и затем уже представить Что-то. Этому, как уже говорилось выше, может способствовать соответствующая Музыка.
Затем психотерапевт стимулирует детское воображение вопросами, предлагает различные варианты и возможности формирования образа. Обычно скованные дети, отличающиеся сильными защитными тенденциями, особенно нуждаются в помощи для начала полета творческой фантазии. Музыка может послужить здесь отправной точкой для фантазии. Яркая и иллюстративная, она создаст у ребенка соответствующее эмоциональное состояние, которое поможет родиться визуальным образам.
Фантазировать можно как с открытыми глазами, так и с закрытыми.
К фантазиям помимо музыки побуждают различные виды искусства: картинки, рисунки, природа (фильмы, звуки природы).
Придуманные детьми истории излагаются:
в виде импровизированных сценок-спектаклей с участием детей;
в устной форме - в виде рассказа;
в письменном виде;
в виде кукольных представлений с использованием различных видов кукольного театра;
в рисунке, лепке;
в виде импровизации на различных музыкальных инструментах, звучащих предметах;
в виде импровизированного пения.
После фантазий обязательно проводится беседа с ребенком о том, что он изобразил, показал, сыграл, спел и т. д.
Фантазия «Пещера»
Проводится с закрытыми глазами. Музыка - фон. Терапевт вводит ребенка в медитативное состояние (текст примерный, его можно дополнять, обогащать): «Вы путешествуете через лес, горы. Встречаете пещеру. Там вы видите дверь со своим именем. За дверью - ваш дом. Вы перешагиваете - что вы там видите? Как вы себя там чувствуете? Хорошо? Нет?».
После этого ребенок выражает свои чувства по отношению к этому месту.
Дополнительное задание:
Детей просят ответить на вопрос: «Где (как) вы изобразите себя в этой фантазии?»
Ребенок изображает свое место с помощью тех же средств (музицирование, рисунок, куклы и т. д.)
Затем дети обязательно поясняют, что они изобразили. Обязательно дают название своей импровизации.
Фантазия «Крылья»
Проводится с открытыми глазами. Музыка - фон. Терапевт вводит в фантазию: «Вы замечаете, что у вас растут крылья. Вы летите. Что вы видите? Куда вы летите? Где вы приземлитесь?»
Фантазия «Животные»
Проводится с открытыми глазами. Терапевт вводит в фантазию: «Представьте, что вы - животные (дети выбирают по желанию). Вы двигаетесь, как они, издаете звуки, как они».
Дети фантазируют, а психотерапевт озвучивает их фантазии соответствующими музыкальными отрывками, которые иллюстрируют данных животных, сопровождает показ детей различными подходящими музыкальными инструментами или звучащими предметами.
Дополнительное задание:
Детей просят продемонстрировать, как поют те или иные животные, которых они изображают, как они звучат? Показать на музыкальных инструментах.
использованы материалы книги О.А. Ворожцовой «Музыка и игра в детской психотерапии»
Другие работы по теме:
Сексуальные фантазии человека
Человек – существо, наделенное богатым воображением. И любого человека "мучают" такие сексуальные фантазии, в которых даже иногда самому признаться трудно.
Сочинения на свободную тему - Мое понимание музыки 1
Музыка - самое таинственное из всех искусств. Она способна выражать тончайшие движения души, неподвластные слову. Не каждому дано понимать музыку, в сложных созвучиях искать отражение собственных переживаний. Однако, слушая музыку, каждый человек чувствует, что она говорит с ним и говорит о нем, и говорит что-то очень важное.
Сочинения на свободную тему - Мое понимание музыки2
Если прислушаться, то везде, где бы ни находился человек, его сопровождает музыка. На отдыхе мы слушаем легкую музыку, на симфоническом концерте - произведения серьезных композиторов. А еще есть зажигательная танцевальная музыка, удивитель-5ьщ джаз, музыка альтернативных направлений...
Сущность и особенности музыкального искусства
На протяжении всей истории человечества, к каким бы эпохам и народам мы ни обратились, музыка стоит в ряду самых дорогих человеку искусств. Истинное призвание музыки – быть выражением человеческой жизни во всём её многообразии.
Камиль Сен-Санс
Французский композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкальный критик и писатель, педагог, музыкально-общественный деятель. Член Института Франции (1881). Почётный член Петербургского отделения РМО (1909).
Музыка периода романтизма
Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800 - 1910 годы.
Контрапункт
Контрапункт (от лат. punctum contra punctum, буквально - точка против точки) - одновременное сочетание 2-х или нескольких самостоятельных мелодических голосов.
Музыкальная жизнь Англии в XVII в.
XVII в. оказался противоречивым и для музыкального искусства Англии. Творческое наследие английской музыки было богатым и разнообразным: традиция многоголосья, разработка полифонических форм, расцвет мадригала… .
Стихотворение Маяковского Скрипка и немножко нервно
Поэзия В. Маяковского авангардная по сути. Возможно, что стихотворение «Скрипка и немножко нервно» написана под аккомпанемент модернистских скрипичных концертов. Это психологически тяжелая музыка, которая выворачивает все нервы.
Музыка в нашей жизни
Сочинение-рассуждение Тяжело жить без музыки. Мы слышим музыку всюду: на улицах, дома, по радио и по телевидению, в магазинах, в парках, в концертных залах и на побережье, иногда в лесу.
Мое любимое произведение искусства
Искусство. Оно очаровывает нас силой красоты: красоты звуков, красоты чувств, красоты увиденного. И если уже очаровало человека — то это навеки. Вот такая она сила — сила искусства. Кого-то очаровала таинственная, нежная, трепетная музыка, кого-то совершенная картина, кого-то прекрасная книга, кого-то волшебное пение исполнителя.
Сочинение об Айвенго
Вальтер Скотт - известный шотландский писатель. В его произведениях ярко переплетаются история и выдумка, наука и фантазия. Вальтер стремился правдиво отобразить быт, обычаи, мораль прошлых столетий, срисовать выдающиеся личности и реальные события. Но главным для автора было изображение на историческом фоне судьбы обычного человека, объединяя историческую правду с художественным вымыслом.
Обломов и Штольц. Сопоставительная характеристика образов
Автор: Гончаров И.А. Несмотря на то, что Обломов и Штольц такие разные люди, их что-то объединяло. Все свое детство они провели вместе: вместе учились в школе, вместе делали уроки – хотя, чаще всего, Андрей давал списывать Илье, делал за него переводы. Они были ровесники, казалось, что один дополняет другого, так как они были очень разными людьми.
Сымон Музыка
БЕЛАРУСКІ МУЗЫКА-АРФЕЙ (ПА ПАЭМЕ ЯКУБА КОЛАСА "СЫМОН-МУЗЫКА") Паэма "Сымон-музыка" ў творчасці Якуба Коласа займае адметнае месца. Яна, як і многія іншыя творы беларускіх пісьменнікаў ("Курган" Я. Купалы, "Люцыян Таполя" М. Танка, "Сады вятроў" Я.
Анализ стихотворения "Фантазия" Бальмонта
Бальмонт – выдающийся поэт-символист Серебряного века. Одно из его произведений – стихотворение «Фантазия», написанное в 1893 году. Поэт описывает в нём спящий зимний лес, вложив в описание всю игру лирического воображения.
Первые чувашские композиторы
Первые чувашские композиторы. В начале XX века успешно стала развиваться чувашская профессиональная музыка. Появилось много замечательных композиторов.
Музыка фейерверка
Введение 1 Создание и первые представления 2 Музыка 3 Разное Введение «Му́зыка фейерве́рка», или «Музыка для королевского фейерверка» (англ. Fireworks Music, англ. Music for the Royal Fireworks, HWV 351) — сюита Георга Фридриха Генделя.
Музыка периода классицизма
Музыкой периода классицизма музыкой классицизма , называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами (см. «Временные рамки периодов развития классической музыки» для более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок). Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.
Древнеримская музыка
Введение 1 История 2 Музыка и быт 3 Музыкальные инструменты Список литературы Введение Древнеримская музыка развивалась на основе эллинистической культуры и играла большую роль в жизни римлян.[1] Хоровые ансамбли выступали в цирках и театрах, эффектные зрелища (бои гладиаторов, казни) шли под звуки труб, рогов и других инструментов.
Гимн Американского Самоа
— «Америка-Самоа» («Американское Самоа»), территориальный гимн Американского Самоа. Тексты песни Мариоты Тиумалу Туиасосопо (Mariota Tiumalu Tuiasosopo), музыка Наполеона Андрея Туителелеапэджа (Tuiteleleapaga)
US 66
План Введение 1 История 2 Шоссе 66 в современной культуре 2.1 Фильмы 2.2 Музыка US 66 Введение Route 66 (U.S. Route 66, также известное как Шоссе Вилла Роджерса (Will Rogers Highway, в разговорной речи также известно как «Главная улица Америки» или «Мать Дорог») — одно из первых шоссе в системе шоссе США.
Гасаев, Виталий Алексеевич
План Введение 1 Детство 2 КВН 3 Музыка 3.1 Дискография 4 Фильмография Введение Виталий Алексеевич Гасаев (31 декабря 1970, Барнаул) — российский певец, участник команды КВН «Дети лейтенанта Шмидта» (Томск)
Джузеппе Доменико Скарлатти
Джузеппе Доменико Скарлатти (Scarlatti), (родился в 1685г. в Неаполе, умер в 1757г. в Мадриде) - итальянский композитор, клавесинист и органист.
Нарсисо Йепес
Испанский гитарист Нарсисо Йепес, наряду с Андресом Сеговией, принадлежит к наиболее выдающимся современным исполнителям на гитаре.
Глинка Михаил Иванович
Имя Михаила Ивановича Глинки, первого классика русской музыки, по справедливости стоит рядом с именем А. С. Пушкина. Они жили в одно время, они поставили русскую литературу и русскую музыку в один ряд с лучшими произведениями мирового искусства.
Глазунов Александр Константинович
В 1879 г. четырнадцатилетний Александр Глазунов познакомился с известным музыкантом, главой «Могучей кучки» (творческого содружества группы русских композиторов) М. А. Балакиревым. Балакиреву понравилась сочиненная мальчиком музыка.
Иоганн Себастьян Бах
Трагическое историческое положение Германии (крестьянская война, тридцатилетняя война, Вестфальский мир, окончательно закрепивший раздробленность страны) дало Баху наилучшую возможность почувствовать трагические противоречия своего времени.
Балакирев Милий Алексеевич
Балакирев Милий Алексеевич (1836/37 - 1910 ) - русский композитор, пианист, дирижер, музыкальный общественный деятель. С 1855 г. жил в Петербурге, где познакомился с М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, выступал как пианист.