Люди познают предметы и явления окружающего мира и переживают чувства по отношению к ним в деятельности, направленной на его преобразование в ходе удовлетворения своих личных потребностей и потребностей общества, которому они принадлежат.
Деятельность человека—это система связанных воедино и вытекающих одно из другого действий, в которых решаются частные задачи. Действия направлены на получение результата, который мыслится или представляется как желательный, как цель того, что делает человек. Так, при посадке молодой яблони, роя яму известной глубины, закладывая удобрения, вбивая в центр ямы кол, расправляя корни спущенного туда растения, привязывая его и т. д., работающий человек, осуществляя свою цель, действует по плану. В ходе работы этот план развертывается в виде ряда мыслей
и представлений
и осуществляется, реализуется посредством движений,
определенных по силе, скорости, размаху, согласованности, точности. При выполнении движений, составляющих отдельные действия, и мыслительных операций в связи с отображением того, что, как и п каком порядке следует делать, проявляется сосредоточенное, напряженное внимание и к предмету, и к орудиям, и к самому процессу труда. Вместе с тем по ходу действий переживаются те или иные чувства:
неудовольствия и беспокойства от препятствий и затруднений и удовольствия от успешного удовлетворения испытываемых нужд, чувства трудового подъема и утомления, а также радости от самого труда.
В отличие от непроизвольного действия, непосредственно определяемого находящимся в “поле” раздражителем, преднамеренное действие реализуется с помощью необходимых для этого средств (знаков, нормативных ценностей и т. д.), т. е. опосредствованно. Ученик читает чертеж, справляется с инструкциями, вспоминает наставления мастера производственного обучения и т. д., таким образом еще до осуществления дея тельности обеспечивает ее построение в своем сознании, и только после этого действует.
Преднамеренное действие осуществляется с помощью саморегуляции.
Ее структура включает цель, которой стремится достигнуть человек; программу тех действий и операций, которую он должен осуществить, чтобы достигнуть ее; выяснение критериев успешности действий и сопоставление с ними реально полученных результатов действия; наконец, принятие решения о том, надо ли считать действие законченным или его следует продолжать, внося в его исполнение необходимые коррективы. Таким образом, саморегуляция преднамеренного действия предполагает произвольный контроль над его планированием и исполнением. В процессе онтогенеза функция регулирования и контроля первоначально осуществляется взрослым в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, а в дальнейшем, ввиду того, что происходит интериоризация образцов и схем выполнения действий, ребенок сам научается в соответствии с этими схемами и образцами контролировать действие.
Преднамеренность действия предполагает принятие человеком решения о том, что образ будущего результата действия отвечает мотиву его деятельности (т. е. тому, ради чего он действует), и действие тогда приобретает личностный смысл
и выступает для субъекта как цель
деятельности.
В структуре деятельности преднамеренные действия образуют ее высший уровень, им присущи сознательно поставленная цель и выбор средств, необходимых для достижения этой цели. “Чем более... — писал Ф. Энгельс — люди отдаляются от животных, тем более их воздействие на природу принимает характер преднамеренных, планомерных действий, направленных на достижение определенных, заранее намеченных целей”. Они могут совершаться и не обнаруживаясь внешним образом:
при продумывании учеником плана сочинения, при повторении материала про себя и т. д.
Особый вид преднамеренных действий составляют волевые действия.
Волевое действие, сохраняя все существенные признаки преднамеренного действия, включает в качестве необходимого условия преодоление трудностей. То или иное преднамеренное действие может принадлежать и не принадлежать к волевым в зависимости от того, связано ли оно с преодолением трудностей или нет.
Волевые действия могут различаться по сложности. Так, школьник, впервые делая попытку на уроке физкультуры совершить опорный прыжок, преодолевает некоторые опасения, связанные с возможным падением и ушибом. Подобные волевые действия называются простыми. Сложное
волевое действие включает в себя ряд простых. Молодой человек, приняв решение освоить сложную производственную деятельность, преодо
левает ряд внутренних и внешних препятствий и трудностей и осуществляет свой замысел. В свою очередь, сложные действия входят в систему организованной волевой деятельности человека, направленной на достижение сознательно поставленных близких и далеких целен. В ней обнаруживаются те или иные волевые качества
человека, проявляется воля.
Воля—это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей. Воля—
это особая форма активности личности, особый вид организации ее поведения, определяемого поставленной ею самой целью.
Воля возникла в трудовой деятельности человека, овладевающего законами природы и таким образом получающего возможность изменять ее в соответствии со своими потребностями. К. Маркс писал: “Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании...”'.
Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций—побудительной и тормозной
и в них себя проявляет.
Побудительная функция
обеспечивается активностью
человека. В отличие от реактивности,
когда действие обусловливается предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачивается, брошенный в игре мяч отбивает, на грубое слово обижается и т. д.), активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т. д.).
В отличие от полевого
поведения, отличающегося непреднамеренностью, активность характеризуется произвольностью, т. е. обусловленностью действия сознательно поставленной целью. Активность может и не быть вызвана требованиями сиюминутной ситуации, стремлением приспособиться к ней, действовать в границах заданного, она характеризуется надситуативностью, т. е. выходом за пределы исходных целей, способностью человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные по отношению к исходной задаче (таков “риск ради риска”, творческий порыв и т. д.).
Другие работы по теме:
Свойства и функции морали
Мораль как одна из форм общественного сознания. Императивность как специфическая черта морали, ее регулятивная функция. Оценочность морали. Описание основных функций морали. Компоненты системы моральной регуляции. Соотношение ценностей и моральных норм.
Лечение ожирения. уменьшение массы тела
Теоретически регуляция массы тела - дело несложное. Количество энергии, потребляемой в виде продуктов питания, должно соответствовать количеству расходуемой энергии.
Биоритмы сексуальные
Биоритмы сексуальные (синоним — биологические ритмы сексуальные), индивидуальные ритмические изменения половой активности в зависимости от факторов внешней среды, возрастных, конституционных особенностей и социальных условий.
Теории личности
В чем состоит личностная проблема, когда человек начинает ее решать? Важно правильно поставить вопрос. Единственно правильная общая форма вопроса для личности: “Быть или не быть?” Неправильный вопрос: “Тварь я дрожащая или право имею?”.
Понятие о воле
В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле.
Характер и общение
Структура характера. Эмоционально-волевая сфера. Свойства различных типов темперамента. Стадии конфликта.
Взгляд на феномен воли
Проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и её формирования.
Диагностический минимум
Возрастная группа Изучаемая сфера познавательная Эмоционально- волевая деятельностная 2-я мл группа Воображение Половозрастная Идентификация Притязание на признание
Основные понятия психологии
Тест по психологии 1. Психология это: А) наука, изучающая объективные закономерности и механизмы психики; Б) наука о поведении; В) научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.
Проблема готовности детей к школе
Краткая характеристика детей старшего дошкольного возраста и особенностей кризиса семи лет. Анализ основных компонентов психологической готовности ребенка к обучению в школе: мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная, волевая, физиологическая.
Воля и волевые качества личности 2
Общая характеристика воли. Существенной особенностью всех психических процессов и личности в целом является активность - непроизвольная и произвольная. Непроизвольная активность возникает без предварительного намерения человека, она вызывается какими-либо внешними причинами и осуществляется без сознательного усилия.
Понятие воли в психологии
Содержание Введение………………………………………………………………………..............3 Понятие о воли……………………………………………………………………...5 Структура волевого действия………………………………………..…………….6 Волевая регуляция поведения ……………………………………………………10 Волевые свойства личности ………………………………………………...……13 Приемы и методы самовоспитания воли …………………………………….….16 Свобода воли и личностная ответственность………….………………………...18 Заключение……………………………………………………………………….........19 Список использованной литературы………………………………………………...21 Приложение…………………………………………….………………………..…….22
Социальный интеллект 2
Социальный интеллект – это способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальным (словесным) и невербальным проявлениям. Социальный интеллект – это, также, проявление дальновидности в межличностных отношениях. Социальный интеллект связывают со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека.
Теория воли
Воля (психологический словарь): способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор
Гормональная регуляция метаболизма
Основные механизмы регуляции метаболических процессов. Контроль за биосинтезом фермента, гормональная регуляция метаболизма жирных кислот. Специфика расщепления гликогена. Взаимопревращение гликоген-фосфорилазы. Гормональная регуляция метаболизма белков.
Физиология сосудистой системы
Содержание: Содержание: 2 Введение 3 Надпочечники 4 Корковый слой надпочечников. 4 Заключение 5 Введение Надпочечники Надпочечники – парные образования лежащие , у животных, краниальнее почек (надпочечники были так названы в связи с тем, что изначально они были описаны у человека, где за счет прямохождения они расположены соответственно над почками).
Базаров в любви и смерти
Автор: Тургенев И.С. Базаров, несомненно, сильная, волевая личность. Он – настоящий человек, тот, «о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть». Но, в то же время, он и русский человек, тот самый, по его собственным словам, таинственный незнакомец, которого не поймет никто, даже он сам.
Стереотип поведения
Стереоти́п поведе́ния — в пассионарной теории этногенеза, система поведенческих навыков, передаваемых из поколения в поколение посредством сигнальной наследственности, специфичная для каждой этнической системы.
ГИА биология 2009 кодификатор
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 г. (в новой форме) по БИОЛОГИИ Кодификатор элементов содержания по биологии
Сущность права и его функции
Text СУБЪЕКТЫ ПРАВА – лица, обладающие способностью иметь права и нести юридические обязанности (правоспособность) СУБЪЕКТЫ ПРАВА – лица, обладающие способностью иметь права и нести юридические обязанности (правоспособность) СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ – лица, обладающие способностью иметь права и обязанности и способностью осуществлять их своими личными действиями (правоспособность и дееспособность) Graphics
Пищеварение 3
Пищеварение Пищеварение начинается в ротовой полости. В ней пища измельчается и смачивается слюной. Этот процесс стимулируют экзокринные желёзы, выделяющие фермент амилазу. На этом этапе происходит расщепление полисахаридов (общее название класса сложных высокомолекулярных углеводов, молекулы которых состоят из десятков, сотен или тысяч мономеров — моносахаридов.
Физиология и анатомия человека
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Введение. Наука о человеке: анатомия и физиология. Значение знаний о человеке для охраны его здоровья. Положение человека в природе и в системе животного мира. Черты
Термины
Адреналин – Это гармон выделяемый мозговым слоем надпочечников, его действие в некоторых отношениях аналогично влиянию симпатических нервов. Аксон – это отросток нейрона проводящий импульсы обычно на значительные расстояния.
Билеты на экзамен по биологии 9 класс
Билет №1 Клетка, и её строение, химический состав жизненные свойства клетки. Тест «Размножение». Билет №2 Организм – единое целое. Ткани и органы, системы органов.
Билеты на экзамен по биологии 9 класс
Билет №1 Клетка, и её строение, химический состав жизненные свойства клетки. Тест «Размножение». Билет №2 Организм – единое целое. Ткани и органы, системы органов.
О млекопитающих
Особенности строения организма. Особенности поведения млекопитающих. Врожденное и приобретенное в поведении. Формы поведения млекопитающих.