Влияние семьи на становление личности

Рефераты по социологии » Влияние семьи на становление личности

Содержание

Введение ………………………….……………………………………………………3

Глава 1. Понятие о личности.

1.1. Что такое личность …………………………………………………….5

1.2. Этапы формирования личности ………………………………………6

Глава 2. Влияние семьи на становление личности.

2.1. Факторы влияющие на становление личности …………………….38

2.2. Система взаимоотношений в семье и стили родительского поведения ……………………………………………………………………39

2.3. Влияние неполной семьи на становление личности ……………….51

Заключение …..……………………………………………………………………...56

Список использованной литературы …………...………………………………..58

Введение

Актуальность работы. С самого рождения человек попадает в общество. Он растет развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов как биологических так и социальных. Главным социальным фактором влияющим на становление личности является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно формирует свои взгляды строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само собой что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в многодетных семьях; в семьях где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания т.е. сколько семей столько и вариантов воспитания личности. Кроме того человек может и не стать личностью если у него нет собственного мнения собственных убеждений если он подчиняется всему чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи.

Семья может выступать в качестве как положительного так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том что никто кроме самых близких для него в семье людей — матери отца бабушки дедушки брата сестры — не относится к ребенку лучше не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том как сделать так чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы имеющие воспитательное значение.

Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно чтобы то чему родители учат ребенка подкреплялось конкретными примерами чтобы он видел что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.

Проблема влияния семьи на становление личности была и остается одним из важнейших проблем социальной психологии. В данной работе мы попытаемся раскрыть эту тему и выявить каким образом и насколько семья влияет на развитие личности.

Цель и задачи работы: Изучение влияния семьи на становление личности.

Объект работы: Молодые люди в возрасте до 20ти лет.

Предмет работы: Влияние семьи на становление личности.

Степень разработки: Данная тема была рассмотрена и разработана такими авторами как М. Земска А. А. Бодалев В. Я. Титаренко и др.

Новизна работы: Попытка объединить в единое целое исследования авторов ранее изучавших эту тему.

Структура: Работа состоит из введения 2-х глав и заключения.

Глава 1. Психология личности

1.1.Что такое личность.

На вопрос что такое личность психологи отвечают по-разному и каждое определение личности заслуживает того чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

Личность чаще всего определяют в совокупности социальных приобретенных качеств человека. В понятие “личность” обычно включают такие свойства которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека определяя его значимые для людей поступки.

Изучению проблемы личности уделяют пристальное внимание представители различных наук: философы и педагоги писатели и социологи психологи и юристы. Современная психология выделяет следующие существенные понятия этого термина:

1. Личность — это человек обладающий определенными лишь ему одному присущими физическими и психическими особенностями. Поэтому говоря о конкретной личности мы говорим и об индивидуальности. Индивидуальность — это неповторимое сочетание физических и психических особенностей их сочетаний форм степени выраженности отличающее данного человека от других людей. К индивидуальному своеобразию личности относится не только наличие или отсутствие какого-либо свойства но и своеобразие степени выраженности данного свойства и его различные сочетания с другими качествами личности.

2. Личность — это представитель определенного общества гражданин. Чем более полно личность выражает в своих устремлениях идеях делах мировоззрении передовые идеи общества чем большими возможностями знаниями способностями она обладает тем более положительной прогрессивной ценной она является. Отрицательные личности (воры хулиганы и т.п.) выражают те консервативные отживающие идеи в борьбе с которыми происходит неизменное

прогрессивное развитие новых общественных отношений и нового человека.

3. Личностью называют человека-деятеля активно участвующего в жизни общества в его борьбе за решение как больших так и более частных задач. Личностью является человек занятый общественным трудом. Одной из наиболее существенных черт личности является ее активность. По тому что человек делает и как делает по его отношению к своей деятельности судят о степени общественной воспитанности личности.

4. Особенности личности сказываются на характере и протекании психических процессов. Направленность личности ее интересы установки придают всем психическим процессам четкий избирательный характер. Особенности личности проявляются и в том как она отражает окружающее. На протекание психических процессов и возникновение психических свойств и состояний личности отчетливо влияют темпераментные особенности личности или ее типологические особенности высшей нервной деятельности. Они проявляются в поведении образе действий человека в особенностях протекания его эмоционально-волевых процессов. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека выступают в едином сплаве с приобретенными в процессе жизни чертами образуя своеобразный внутренний облик или характер человека.

5. Личность обладает самосознанием. Зрелый человек не только познает окружающую жизнь и оценивает происходящие вокруг события он знает и себя умеет оценить свои поступки намерения поведение с позиций общественно признанных норм морали. Л.И. Божович считает что личностью можно считать только такого человека который достиг определенного уровня самопонимания а все психические процессы и свойства приобрели известную структуру. При таких высоких требованиях личностью может быть назван только вполне сложившийся и воспитанный человек.

1.2. Этапы формирования личности.

С мыслью о том что личностью человек не рождается а становится

согласно сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на этапы формирования личности значительно расходятся.

С каждым типом теорий связано свое представление о развитии личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе выработку у него защитных механизмов и согласованных с его “Сверх-Я” способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том что все черты личности формируются прижизненно и рассматривает процесс их зарождения преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности сквозь призму формирования определенных способов межличностного общения людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как становление “Я”. Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической определенности стадий которые в своем личностном развитии проходит человек до конца своих дней. Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов (кризисов) на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. Рассмотрим эту периодизацию более подробно.

І этап: младенчество (от рождения до 2-3х лет).

За первые два года своей жизни дети меняются так быстро и разительно как ни в какой другой двухлетний период своей жизни.

Первый месяц после рождения — особый период в жизни ребенка. Именно в это время малыш должен свыкнуться с тем что он покинул укрывающую и питающую материнскую утробу и приспособиться к внешней среде. Первый месяц после рождения — восстановительный период после родов и время перестройки основных функций ребенка таких как дыхание кровообращение пищеварение и терморегуляция. Кроме того это период когда устанавливаются ритмы жизни и находится баланс между недостатком и избытком стимуляции из довольно изменчивой внешней среды.

После длительных наблюдений за младенцами П.Вольф удалось выделить и определить 6 поведенческих состояний младенцев: ровный (глубокий) сон неровный (поверхностный) сон полусон спокойное бодрствование активное бодрствование и крик (плач). Эти состояния обладают постоянной (типичной для каждой из них) длительностью и по крайней мере на первый взгляд соответствуют предсказуемому суточному циклу сна и бодрствования. И родители и исследователи быстро понимают что уровень восприимчивости ребенка зависит от состояния в котором он находится.

Поначалу младенцы проводят большую часть суток в состоянии сна (ровного и неровного). По мере созревания организма и “пробуждения” коры головного мозга новорожденного меняется соотношение сна и бодрствования и к четвертому месяцу обычный ребенок уже спит большую часть ночи.

Доношенные дети обладают целым рядом сложных рефлексов и рефлекторных комплексов. Считается что эти рефлексы имеют значение в ходе выживания вида в ходе эволюции и отражают те формы поведения которые в прошлом (а в некоторых отношениях — и сейчас) жизненно важны для ребенка. Большинство этих рефлексов исчезает через 2-4 месяца но все же некоторые из них заслуживают внимания. Это рефлекс Моро шейно-тонический рефлекс рефлекс шагания хватательный рефлекс рефлекс поиска груди и сосательный рефлекс. Зрительной системе новорожденного также свойственен ряд рефлекторных движений и моторных паттернов. Веки в ответ на раздражение открываются и закрываются. Зрачки расширяются в темноте и сужаются на свету.

Поведением младенца управляет и множество других рефлексов. Одни из них такие как кашель и чихание необходимы для выживания; другие видимо являются наследием предков; назначение третьих еще не выяснено.

Младенчество для ребенка — период открытий в сфере восприятия и действия. Каждый день приносит с собой новые знания о людях предметах и событиях составляющих окружение младенца. Это — один из важнейших периодов развития человека так как он сильно развивается как физически так и психически. Например к концу четвертого месяца вес ребенка увеличивается почти в два раза а рост — на 10 и более см. Кожа значительно отличается кожи новорожденного на голове появляется новый волосяной покров. Меняются также кости младенца; к 6-7му месяцу появляется первый зуб. Приблизительно в это же время начинается и открытие себя. Младенец вдруг обнаруживает что у него есть руки и пальцы и может разглядывать их по нескольку минут подряд следя за их движениями. К пяти месяцам младенец проходит путь от рефлекторного хватания к произвольному; хватание становится все более совершенным. В восемь месяцев большинство детей уже могут перекладывать предмет из одной руки в другую. Большинство детей в 8 месяцев могут самостоятельно садиться и почти все — сидеть без поддержки после того как им помогли принять сидячее положение. Между 5 и 8м месяцами большинство детей начинают те или иным способом передвигаться в пространстве. К 12ти месяцам большинство детей уже стоят без поддержки и пробуют ходить. Годовалые дети обладают развитой способностью к манипулированию умеют отодвигать задвижки открывать ящики подбирать мелкие предметы. К полутора годам почти все дети умеют самостоятельно ходить уже могут есть сами и в состоянии даже частично раздеваться без помощи взрослых. К двухлетнему возрасту дети умеют не только ходить и бегать но и кататься на двухколесном велосипеде подпрыгивать на месте на обеих ногах.

Важное значение в развитии младенца имеет питание. Серьезные нарушения объема и структуры питания в первые 30 месяцев жизни уже почти невозможно компенсировать. Основным источником питания для младенцев является грудное молоко. Если только мать не тяжело больна нормально питается и не употребляет алкоголь или наркотики грудное молоко — идеальный продукт питания для младенца.

В три месяца детей обычно начинают прикармливать протертой пищей. К

восьми месяцам большинству детей уже предлагают широкий ассортимент специально приготовленной пищи а кормление молоком начинает сокращаться.

В первые два года жизни происходит также развитие различных перцептивных анализаторов. Уже в течение первых 4-6ти месяцев зрительные способности младенцев быстро развиваются; улучшается фокусирующая способность глаза растет острота зрения и цветоразличение. Значительно повышается и острота слуха. Младенцы улавливают достаточно ощутимые изменения в громкости высоты и длительности звуков. Органы вкуса обоняния и осязания функционируют с рождения давая младенцам чувствовать прикосновения различать вкусовые качества пищи и чувствовать боль. Исследователи считают что в принципе младенцы появляются с уже сформировавшимися рецепторными функциями которые впоследствии — и общаться с людьми.

С самого рождения дети включаются в процесс общения. Очень скоро они научаются сообщать родителям о своих основных потребностях. В возрасте около года большинство детей большинство детей произносят свое первое слово; к полутора годам они соединяют два слова и больше а к двум годам уже знают более ста слов и способны вести разговор.

Овладение языком является хотя и трудным но естественным процессом. Огромную роль здесь играют такие факторы как подражание и подкрепление. Свои первые слова ребенок выучивает благодаря развитому слуху и подражанию т.к. ребенок не может придумывать слова и открывать их смысл самому себе. Что касается подкрепления то на ребенка безусловно влияет реакция взрослых на его попытки заговорить.

В период овладения языком все дети делают похожие ошибки. Два вида таких ошибок — это расширение и сужение значений слов что связано со спецификой понятий ребенка и пониманием слов которые они употребляют для их выражения.

В период времени от 3-х лет происходит становление первых отношений

между ребенком и заботящимися о нем взрослыми. Начинается оформление темперамента ребенка появляются новые эмоции страхи. Страхи 8-12тимесячного ребенка чаще всего связаны с расставанием с близкими людьми с незнакомым социальным окружением с новой обстановкой. Ребенок например может неожиданно расплакаться увидев незнакомого человека и даже свою собственную маму в незнакомом внешнем облике. Наиболее выраженными страхи бывают между 15 и 18ю месяцами жизни а затем постепенно исчезают. Скорее всего страх в этот период играет роль приспособительной реакции оберегающей ребенка от неприятностей в незнакомой обстановке.

В течение первого года жизни у ребенка формируется чувство привязанности. Наиболее сильная привязанность возникает у ребенка чьи родители доброжелательны и внимательны к нему всегда стараются удовлетворить его основные потребности. В этот период начинается личностная социализация ребенка происходит становление его самосознания. Он узнает себя в зеркале откликается на свое имя сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”. Затем дети-трехлетки начинают сравнивать себя с другими людьми что способствует формированию определенной самооценки появляется выраженное стремление соответствовать требованиям предъявляемым взрослыми людьми. Далее у детей формируется чувство гордости стыда уровень притязаний.

Примерно в 3-хлетнем возрасте появляется и некоторая потребность в самостоятельности. Свое право на независимое поведение дети начинают активно отстаивать после инициативного заявления “я-сам” когда кто-либо из взрослых пытается им помочь в чем-то против их воли.

Свои возможности и собственные качества личности ребенок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. На третьем году жизни выполняя какое-либо действие ребенок его описывает.

С появлением самосознания постепенно развивается способность ребенка к эмпатии — пониманию эмоционального состояния другого человека. После полутора лет у детей можно наблюдать явно выраженное стремление утешить расстроенного человека обнять поцеловать его дать ему игрушку.

В период от полутора до двух лет дети начинают усваивать нормы поведения например необходимость быть аккуратным послушным и т.п. При переходе со второго на третий год жизни открывается возможность для формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств — потребности в достижении успеха. Одним из самых ранних признаков проявления этой способности у детей является приписывание ребенком своих неудач какими-либо объективным или субъективным обстоятельствам. Имеет значение и характер объяснения ребенком успехов и неудач других людей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6