Бондаренко И.Е.

Бондаренко Илья Евграфович

Годы жизни: 18.07.1870 - 21.07.1947

Архитектор.

По окончании Уфимской гимназии в 1887 г. поступил в МУЖВЗ где находился под опекой видного московского зодчего А.С. Каминского. В 1891 г. после нескольких лет учебы оставил училище не закончив его. Образование завершил на Строительном отделении Политехникума в Цурихе (Щвейцария) в 1894 г. Там же познакомился с известным купцом И.А. Морозовым для которого сделал несколько орнаментальных рисунков для тканей.

С осени того же года работал в строительной конторе Московского Купеческого Общества руководил постройкой здании Духовной консистории на Мясницкой ул. возводившейся по проекту В. Г. Сретенского; кроме того работал в мастерской архитектора А. Е. Beбера а в 1895-1896 годах - в мастерской Шехтеля.

С 1895 скрупулезно изучал русское искусство в Государственном Историческом музее и музее П.И. Щукина. С 1896 г. примыкал к Мамонтовскому кружку; в 1898-1899 гг. сотрудничал с гончарным заводом "Абрамцево". Скорее всего именно это обстоятельство способствовало привлечению Бондаренко для проектирования павильона Русского Кустарного отдела на Всемирной выставке в Париже (1899-1900). Как известно этот международный смотр достижений науки техники промышленности и культуры стал мощным проводником стиля модерн в зодчество большинства европейских стран в том числе России.

Яркие экзотические национальные формы выставочных павильонов так называемой Русской деревни в Париже разработанные Бондаренко совместно с художником К.А. Коровиным оказались у истоков неорусского стиля - национальной модификации нового архитектурного направления. Они отразили богатые образные и декоративные впечатления накопленные Б. во время путешествия по древнерусским городам Поволжья в конце 1890-х годов и по деревням Русского Севера. В дальнейшем творчестве зодчего именно этот язык архитектурных форм получил наибольшее развитие.

В 1900-1905 гг. состоял архитектором Иверской Общины Красного Креста. В 1902 г. Бондаренко принял активное участие в знаменитой московской выставке Архитектуры и художественной промышленности Нового стиля ставшей точкой отсчета в широком распространении модерна в застройке Москвы. Он представил на ней предметы мебели деревянные резные изделия и живописный фриз.

Автор первого и нескольких последующих старообрядческих храмов в Москве и ее окрестностях возведенных после Манифеста 1905 г. и заложивших образные основы новейшего этапа старообрядческого храмостроения внесшего заметный вклад в формирование облика города 1900-1910-х годов. Самыми выдающимися среди них были московские храмы в Токмаковом и Малом Гавриковом переулках а также храм в Богородске Московского у. В них ясно выразились основные архитектурные приемы зодчего составляющие его творческий почерк - образный лаконизм и выразительность внимание к прорисовке силуэта частое использование фасадной майолики или живописных панно.

В своих работах Бондаренко свободно комбинировал формы генетически связанные с древнерусским зодчеством но сильно стилизованные и утрированные. Его явно увлекала глубоко национальная архитектурная пластика Пскова и Новгорода но пропущенная как бы через горнило Мамонтовского кружка. Его произведения в неорусском стиле явились последовательным продолжением принципов заявленных еще в 1881-1882 гг. В.М. Васнецовым и В.Д. Поленовым в абрамцевской церкви. Неслучайно почти все храмы Бондаренко также были украшены керамикой завода "Абрамцево" игравшей в них ведущую декоративную роль.

Активный член Императорского Московского Археологического Общества. Член МАО с 1913 г. член Международного конгресса архитекторов от МАО. Председатель Комиссии по устройству Исторической выставки архитектуры и художественной промышленности на V Всероссийском съезде зодчих в Москве секретарь этого профессионального форума.

Талантливый рисовальщик Бондаренко немало работал в сфере прикладной графики и промышленного дизайна: выполнял эскизы обложек настенных календарей афиш Кружка любителей русской музыки предметов прикладного искусства мебели. Принимал участие в оформлении спектаклей Частной Русской оперы выполнял декорации по эскизам М. А. Врубеля Увлекался литературным сочинительством - в 1889-1890-х годах писал рассказы. Коллекционировал книги по искусству истории Москвы а также старинные гравюры.

Широко образованный зодчий знаток московского ампира увлечение которым началось еще в 1904 г. с публикации ряда статей по московскому классицизму. Организатор "Кружка любителей искусств" по изучению эпохи "ампира" (1908 ) Устроитель раздела "Москва в эпоху Отечественной войны" на юбилейной выставке в память войны 1812 г. Бондаренко был одним из создателей "Исторической выставки архитектуры"(1913) где были впервые представлены подлинные чертежи Д. Джилярди и А. Григорьева найденные им в Историческом музее.

Автор многих историко-архитектурных исследований в том числе первой монографии о творчестве архитектора М. Ф. Казакова подготовленной к 100летию со дня его смерти.

Наиболее значительная часть архитектурного наследия Бондаренко приходится на дореволюционный период после 1917 г. он отошел от строительной деятельности перейдя к организационной и историко-архитектурной работе. После революции он работал в составе Коллегии по охране памятников искусства и старины обследовал памятники Верхней и Средней Волги. В 1919 - 1921 гг. был директором Управления художественных музеев в Уфе организовал там Государственный Художественный музей с библиотекой и Уфимский политехникум. После возвращения в Москву состоял членом Деткомиссии ВЦИК (до 1923 г.) членом правительственной комиссии по восстановлению Ленинграда (1924-1926) экспертом Высшей арбитражной комиссии Совета Труда и Обороны (1924- 1926).

В конце 1920-х - в 1930-е годы Бондаренко вновь вернулся к активной архитектурной практике разработав и осуществив немало перестроек музейных зданий и учреждений Москвы а также некоторых других городов. Он работал архитектором Государственного Исторического музея (1926-1927) был членом МУНИ Отдела благоустройства Моссовета (1928-1930) сотрудником Института Гражданотерапии (1931-1933) экспертом Отделения Проектирования и планировки Моссовета (1934-1937) главным архитектором Строительного отдела Мосэнерго (1935-1939).

С 1940 г. практически полностью переключился на научные исследования хотя в 1943 - 1944 гг. состоял в должности главного архитектора Ваганьковского и Армянского кладбищ; с 1942 по 1946 г. прочитал около 100 лекций в госпиталях главным образом посвященных истории архитектуры Москвы; изредка привлекался для различных консультаций в 1945-1946 гг. участвовал в восстановлении Путевого дворца в Калинине (Тверь).

В отличие от большинства архитекторов своего времени написал в 1930-х годах мемуары в которых отразилась художественная и культурная жизнь Москвы начала XX столетия. Это уникальный литературный памятник эпохи позволяющий не только увидеть процесс архитектурно - стилистического развития города глазами современника принимавшего в нем непосредственное участие но и вжиться в проблемы и интересы профессиональной среды узнать имена ее авторитетов и чужаков.