Как и многие кубофутуристы, Елена (Элеонора) Генриховна Гуро совмещала занятия живописью и литературой. Но в отличие от громких соратников, она не привлекала внимания массовой аудитории. И причина этого не в болезни (белокровие) и ранней смерти, а в своеобразии ее поэзии, прозы и живописи, предполагавшем пристальное, доверительное, сочувственное отношение читателей и зрителей. В. Шершеневич, называя Гуро самой одаренной из современенных русских поэтесс, писал: "Елена Гуро ласковая, нежная. У нее и слова-то какие-то особенные, свои. У всякого другого эти слова пропали бы, измечали, но у стихов Гуро есть особая притягательная сила. Ласковость Гуро сильна, ласковость Гуро -это обратная сила ее дерзости, смелости. <...>
Она чувствует себя матерью всех вещей, всех живых существ: и куклы, и Дон-Кихота, и кота.
Все ее дети изранены, и она тянет к ним свою смелую душу. <...> Елена Гуро -первая поэтесса мать"1.
Пафос материнства пронизывает не только творчество Гуро, но всю ее жизнь. Ею был создан миф о якобы умершем сыне, которого она называла Вильгельм Нотенберг. Его портреты она помещала в своих книгах. В реальность сына Гуро верили даже близкие знакомые, что отразилось в их мемуарах2.
Многие критики не видели в творчестве Гуро, ничего футуристического и считали ее случайной в шумной компании будетлян. Так, К. Чуковский писал: "Ее тема: светлая боль, радость увядания, умирания и нежность до восторженной муки. Ее стихи на смерть единственного сына, такие простые и страшные, невозможно читать без участия <...>.
Ясно, здесь г. Крученых ни при чем. Здесь нечего делать г. Василию Гнедову. Озябшая душа искала крова, и рада была приютиться среди чужих, посторонних. <...> Гуро вся -осанна, молитва, - где же ей шиши и пощечины?"3
Дочь крупного военочальника, Елена Гуро в тринадцать лет поступила в школу Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге, а в 1905 году дебютировала в печати в качестве писательницы и художницы. Ее первую книгу "Шарманка" (СПб., 1909) Д.Бурлюк впоследствии назовет первым литературным выступлением "старших футуристов, вышедших на борьбу за Русскую Литературу"4. Гуро публиковалась в обоих "Садках судей", в третьем выпуске журнала "Союз молодежи" (март 1913), как художница участвовала в нескольких выставках. Дом Гуро и ее мужа М.Матюшина (Песочная, 10) стал своеобразной штаб-квартирой "будетлян", здесь зародились многие их проекты. Вторая выпущенная ею книга -"Осенний сон" (СПб., 1912). Высоко оценивший эту книгу Вяч.Иванов писал о ней: "Тех, кому очень больно жить в наши дни, она, быть может, утешит. Если их внутреннему взгляду удастся уловить на этих почти разрозненных страничках легкую, светлую тень, -она их утешит"5. Задуманный еще при жизни Гуро альманах "Трое" (СПб., 1913), включавший произведения Е.Гуро, А.Крученых и В. Хлебникова и иллюстрированный К.Малевичем, был выпущен посмертно. В предисловии М.Матюшин писал о Гуро: "Душа ее была слишком нежна, чтобы ломать, слишком велика и благостна, чтобы враждовать даже с прошлым, и так прозрачна, что с легкостью проходила через самые уплотненные явления мира, самые грубые наросты установленного со своей тихой свечечкой большого грядущего света. Ее саму, может быть, мало стесняли старые формы, но в молодом напоре "новых" она сразу узнала свое -и не ошиблась. <...> Вся она, как личность, как художник, как писатель, со своими особыми потусторонними путями и в жизни и в искусстве -необычайное, почти непонятное в условиях современности, явление. Вся она, может быть, знак.
Знак, что приблизилось время"6.
Сборник "Небесные верблюжата" (СПб., 1914) как бы подытожил творческий путь Гуро, хотя и не вместил в себя многое созданное ею. В.Брюсов в статье "Год русской поэзии: Апрель 1913 -апрель 1914 г." отметил, что в книге есть "действительно художественные и проникнутые чувством страницы"7. В письме к М.Матюшину Хлебников отзывался о "Небесных верблюжатах": "Эти страницы с суровым сильным слогом, с их Гафизовским признанием жизни особенно хороши дыханием возвышенной мысли и печатью духа"8. Писательский талант Гуро высоко ценили В.Маяковский, А.Блок, А.Ремизов, Л.Шестов.
После смерти Гуро в печати неоднократно высказывалось мнение, что ее имя скоро станет известно широким читательским кругам. Однако эти предположения не оправдались. Не случайно через много лет Р.Якобсон, называя Гуро "выдающейся поэтессой с ценнейшим литературным наследием", сетовал, что это наследие -"доселе неизученное и лишь отчасти изданное"9.
Список литературы
1. Шершеневич В. Поэтессы // Современная женщина.1914. №4. с.74-75.
2. См.например: Лившиц Б. Полутораглазый стрелец: Стихотворения. Переводы. Воспоминания.Л.,1989. С.406-407; Каменский В. Путь энтузиаста // Каменский В. Танго с коровами; Степан Разин; Звучаль Веснеянки; Путь энтузиаста. М., 1990. С.447.
3. Чуковский К. Образцы футуристической литературы // Литературнохудожественные альманахи издательства "Шиповник". СПб.,1914. Кн.22. С.145-146,150.
4. Бурлюк Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста. Письма. Стихотворения. СПб.,1994. С.62.
5. Иванов Вяч. Marginalia // Труды и дни. 1912. №4/5. С.45.
6. От издателей // Хлебников В., Крученых А., Гуро Е. Трое. СПб., 1913. С.4.
7. Брюсов В. Год русской поэзии. Апрель 1913 -апрель 1914 г. // Брюсов В. Среди стихов: 1894--1924: Манифесты, статьи, рецензии. М., 1990. С.437.
8. Хлебников В. Неизданные произведения. М.,1940. С.365.
9. Якобсон Р. Вместо послесловия // Харджиев Н., Малевич К., Матюшин М. К истории русского авангарда. Stockholm, 1976. С.188.
Другие работы по теме:
Финансовая система Казахстана - настоящее и будущее
17-08-2009 0 338 (с) dknews.kz Будут ли полномочия Агентства по регулированию и надзору финансового рынка переданы Нацбанку, для чего сформируют Совет по финансовой стабильности, когда заработает Фонд стрессовых активов и сколько банков в скором времени лишится лицензий - об этом и многом другом говорилось на пресс-конференции, посвященной результатам работы агентства за первое полугодие.
Эльзасская советская республика
План Введение 1 Предыстория 2 Провозглашение Рабочего и Солдатского Совета 3 Деятельность Совета и падение республики 4 Дальнейшие события Список литературы
Гуро ЕГ
Елена (Элеонора) Генриховна Гуро 1877-1913 Елена Гуро, единственная поэтесса в "мужском" движении кубофутуристов, не похожая ни на кого из современников, оставила яркий след в истории русского авангарда. Была дочерью полковника (позже - генерал-лейтенанта) Генриха Гельмута Гуро, секретаря штаба Петербургского военного ок-руга и войск гвардии.
Всего
Курс 5 2011 Фармхимия курсовая Всего вариантов Абзаидова Лейла Арсланалиевна Абрашина-Миронова Елена Викторовна Абросимова Юлия Васильевна Авджян Кристина Игоревна
Футуризм 2
Text Одевались очень вызывающе, тем самым привлекая внимание общества. Самым главным для них был жёлтый цвет. Они так же раскрашивали лица, а в некоторых случаях и волосы…Могли одевать пиджак и жёлтые брюки (или жёлтые рубашки)… Одевались очень вызывающе, тем самым привлекая внимание общества.
Пленительный женский образ в романе Ивана Тургенева Накануне
Главной героиней романа И. С. Тургенева «Накануне» является Елена Стахова. Эта девушка с раннего детства общалась с нищей девочкой Катей, жадно слушала ее рассказы о жизни «на этой божьей воле», представляла себя с посохом в руках. Она «жаждала деятельности, деятельного добра; нищие, голодные, больные ее занимали, тревожили, мучили; она видела их во сне, расспрашивала о них у всех своих знакомых; милостыню она подавала заботливо, почти с волнением».
Сочинение на тему учитель моей мечты
Учитель моей мечты. Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, так как от его труда во многом зависит развитие знаний у молодого поколения. Профессия учителя требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься только люди со склонностью и любовью к этому делу.
Образы демократов по романам Рудин, Накануне, Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. Иван Сергеевич Тургенев — наш замечательный классик, создавший правдивую галерею русских характеров второй половины XIX века. Писатель хорошо чувствовал время, видел особенности современных ему героев. Будучи честным художником, Тургенев не приукрашивал действительность, поэтому часто был объектом нападок и справа, и слева.
Футуристы
Футуристическое движение, его возникновение. Представители движения: В.Маяковский и Н.Бурлюки, В.Хлебников.
Кроненберг, Зинаида Дмитриевна
Кронеберг, Зинаида Дмитриевна (1847 — 1884) — артистка оперы и оперетты (контральто). Псевдоним актрисы З.Д.Карякиной. Иногда эта фамилия ошибочно записывается, как -
Абамелик
(Абамелек) (груз. აბამელიქი, (арм. Աբամելիք) — княжеский грузинский род армянского происхождения.
Елена, герцогиня де Луго
Введение 1 Биография 2 Общественная и государственная деятельность 3 Семья 4 Титулы 5 Награды Список литературы Введение Сын: дон Фелипе Фролиан де Тодос лос Сантос де Маричалар и де Бурбон
Гомруль 1914 года
Гомруль (Home Rule Act, Irish Third Home Rule Bill, Government of Ireland Act 1914) — законопроект, обсуждавшийся в парламенте Соединённого Королевства в 1914 году, согласно которому Ирландия получила собственный парламент.
Луи-Филипп, граф Парижский
Луи-Филипп Альбер Орлеанский, граф Парижский (фр. Louis Philippe Albert d'Orlйans, comte de Paris; 1838—1894), представитель Орлеанской ветви династии Бурбонов, герцог Орлеанский.
Елена Орлеанская
План Введение 1 Семья 2 Три жениха 2.1 Внук Виктории 2.2 Цесаревич 2.3 Итальянский наследник 3 Герцогиня Аоста Список литературы Введение Принцесса Елена Орлеанская (фр. Princesse Hйlиne d'Orlйans), в крещении Елена Луиза Генриетта (13 июня 1871(18710613), Твикенхем, Большой Лондон — 21 января 1951, Кастелламмаре-ди-Стабия под Неаполем) — представительница французской Орлеанской династии, в замужестве итальянская герцогиня Аоста.
Cincinnati Masters 2009
План Введение 1 US Open Series 1.1 Мужчины 1.2 Женщины 2 Соревнования 2.1 Мужчины одиночки 2.2 Женщины одиночки 2.3 Мужчины пары 2.4 Женщины пары Cincinnati Masters 2009
Правление Елены Глинской и бояр
В 1533г. после смерти Василия III Великим князем Московским стал его трехлетний сын Иван VI, регентшей при нем состояла его мать Елена Глинская. Современники считали ее женщиной умной и решительной. Но годы ее правления не были ни легкими, ни мирными: в отсутствии взрослого князя нашлось слишком много желающих занять его место как со стороны родственников Василия III, так и Глинских.
Тучков, Николай Алексеевич
Никола́й Алексе́евич Тучко́в 1-й (1765—1812 гг.) — генерал-лейтенант российской армии, командир пехотного корпуса. Биография Из дворян. Отец — Тучков Алексей Васильевич (1729-1799 гг.), мать — Казаринова Елена Яковлевна (ум. 1818 г.). 15 марта 1773 г. записан в Инженерный корпус кондуктором.
Блаватская Елена Петровна
Ее род по материнской линии восходил к князьям Долгоруким и знаменитому французскому гугеноту Бандрэ де Плесси, отец принадлежал к роду мекленбургских принцев Ган фон Роттенштерн-Ган.
Андрей Иванович
Удельный князь старицкий, младший из сыновей великого князя Ивана III. Со своим старшим братом, великим князем Василием III, прожил в согласии.
Николай Бурлюк
Младший из братьев Бурлюков Николай Давидович принимал участие практически во всех футуристических изданиях и выступлев Санкт-Петербурге и Москве, но персонального поэтического сборника так и не выпустил.
Святая Елена
Елена, Св. (ок. 250 – ок. 330), мать Константина Великого, родилась в Дрепане (позднее – Еленополь) на побережье Никомедийского залива в Вифинии.
Гуро Е.Г.
Елена Гуро, единственная поэтесса в "мужском" движении кубофутуристов, не похожая ни на кого из современников, оставила яркий след в истории русского авангарда.