.
Когда ученые и военные моряки впервые опустили в море гидрофоны, их немало удивили интенсивность и разнообразие шумов. Бытовавшее представление о мире безмолвия под водой отошло в прошлое. Изучением живых звуков моря занялась биологическая гидроакустика.
Теперь уже не новость, что многие гидробионты могут издавать звуки. Они служат обитателям морей и пресных вод средством для ближней ориентации и коммуникации в период, предшествующий размножению. Как известно, этот период в жизни рыб характеризуется территориальными подвижками, сопровождается интересными формами демонстративного, а подчас и акустического поведения.
Среди морских рыб особенно интересную группу, с "вокальной" точки зрения, составляют Горбылевые (Sciaenidae). У представителей этого семейства плавательный пузырь, помимо гидростатической функции, выполняет также роль резонатора и звукоиздающего органа. Он поделен на камеры, в которых воздух перегоняется и выталкивается под воздействием упругих мышц. Благодаря такому устройству рыбы могут издавать особенно причудливые звуки.
Хоры черноморских горбылей, записанные, кстати, на пластинку, напоминают стук вагонных колес. А польский путешественник А. Фидлер в книге "Рыбы поют в Укаяли", описывая звучание амазонских горбылей, сравнивал его с колокольчиками разной тональности.
В подводную какофонию биологического происхождения местами включаются морские беспозвоночные, особенно в прибрежных мелководьях. У беспозвоночных гидробионтов нет плавательного пузыря и они издают "инструментальные" звуки, потирая выросты и отростки на конечностях. Пользуются они и другими способами. Нередко подобное извлечение звуков встречается и у рыб.
Интересно отметить, что в нашей стране запись звуков рыб в природе началась на десятилетие раньше, чем наземных животных. Это объясняется рядом причин и главным образом тем, что для записи звуков рыб применялись стационарные магнитофоны с питанием от судовых энергоустановок. В начале пятидесятых годов магнитофоны на переменном токе были куда доступнее для ученых, чем "экзотические" в то время портативные. Следует также подчеркнуть, что полевая запись в биоакустике считается предпочтительнее вольерной, клеточной или аквариумной - это выход в необъятный мир звуков природы.
Первые записи биошумов подводных организмов в Черном море были сделаны летом 1950 года экспедицией Всесоюзного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии. Гидроакустическую экспедицию возглавил А.С.Шеин, под его началом работали научные сотрудники А.К.Токарев и Е.В.Шишкова. В последующие годы Шишкова очень много сделала для изучения биоакустических полей Черного, Азовского и Каспийского морей. Ею были получены записи звуков рыб и дельфинов, разработаны основы гидроакустических методов промысловой разведки.
При записи звуков рыб в море не всегда представляется возможность определить конкретный источник звукоизлучения и установить биологическое значение издаваемых звуков. Поэтому исследование функции и способов звукоизлучения у рыб осуществлялось также и в аквариумных условиях. Аквариумистам будет приятно узнать, что среди первых объектов изучения были декоративные рыбки - обычные питомцы домашних аквариумов: петушки, барбусы, гурами и, конечно же, цихлиды. Последние оказались очень способными "вокалистами" с интересным семейно-территориальным поведением. Многие любители, наблюдая брачное и оборонительное поведение рыб в преддверии нереста, и не подозревают, что их аквариум полон звуков. Эта новая сторона аквариумистики пока еще не освоена.
Зачем дело стало? Скрытые от слуха подводные "разговоры" при современной звукозаписывающей бытовой технике нетрудно было бы вывести на динамик. Но у любителей нет гидрофона, так как массовый выпуск этих технически несложных устройств не налажен. Мы намеренно не даем самоделок - время приборов из консервных банок прошло. Надеемся, найдется со временем фирма, которая займется выпуском любительских гидрофонов.
А пока звуки гидробионтов (включая аквариумных) и террариумных животных, можно послушать в записи, они не раз перелагались на пластинки.
Для тех, кого заинтересует история подводной звукозаписи у нас в стране, биологическая роль звуков подводных обитателей и их практическое применение, сообщаем краткий перечень книг и пластинок.
Книги
Тарасов Н.П. Живые звуки моря. М.: изд-во АН СССР, 1960.
Протасов В.Р. Язык рыб. М.: "Знание", 1968.
Протасов В.P.,Никольский И. Д. Голоса в мире безмолвия. М.: Пищевая промышленность", 1969.
Морозов В.П. Занимательная биоакустика. М.: "Знание", 1987.
Пластинки
Поговорим с рыбами. Автор Е.Шишкова. "Кругозор", ѕ 3,1966.
Звуки пресноводных и морских рыб. Миньон. "Мелодия", 1968 (этот и некоторые другие диски выпускались и в последующие годы).
Звуковые и биоэлектрические сигналы рыб. Гранд. "Мелодия", 1979.
Голоса земноводных. Гранд. "Мелодия", 1979.
Голоса природы (звуки лягушек и жаб). Миньон. "Мелодия", 1986.
Голоса животных московских лесопарков. Миньон. "Мелодия", 1987 (включает записи звуков зеленой жабы, остромордой и травяной лягушек).
Список литературы
И.Никольский. Голоса в царстве безмолвия.
Другие работы по теме:
Падеж
Стихотворение о "новых" падежах. Сказка про спряжения. Таинственная буква.
Островский а. н. - Проблематика пьесы островского гроза
“Гроза” есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий... В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее. Н. А. Добролюбов
Размещение хора
РАЗМЕЩЕНИЕ (расстановка) ХОРА . Обычно однородные голоса группируются по хор. партиям, а в них — по однородн. тембрам. В смеш. хоре слева от дирижера располагаются сопрано (аналогично первым скрипкам в орк.), за ними тенора; справа — альты, за ними басы. Изредка, для создания перекрестного звучания, за сопрано помещаются басы, за альтами — тенора.
Левидов Иосиф Ионович
Расстройство голосовой функции ведёт к существенным нарушениям процесса речевой коммуникации, так как голос является одним из основных средств выразительности, слышимости, эмоционального и смыслового значения речи.
Сказка о золотом петушке
Автор: Пушкин Александр. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь Дадон. Соседям то и дело наносил обиды смело; под старость захотел отдохнуть от ратных дел. Но тут стали беспокоить соседи. Охранять царство никак не получалось. Обратился к мудрецу. Мудрец вынул из мешка Золотого петушка и сказал посадить птицу на спицу, коль кругом всё будет мирно, так сидеть он будет смирно.
Дикий помещик
Автор: Салтыков-Щедрин Михаил. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, «и всего-то у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. Был он глуп, читал газету „Весть“ и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».
Почему Добролюбов назвал Катерину лучом света в темном царстве
Определение образа героини драмы А. Н. Островского «Гроза» Катерины Кабановой как «луча света в темном царстве» принадлежит Н. А. Добролюбову и дано им в критической статье, посвященной анализу драмы. Почему Добролюбов так называет героиню? По мысли критика, Катерина — это «русский сильный характер», поражающий «своей противоположностью всяким самодурным началам».
Чёрная курица, или Подземные жители
В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. Реальное — жизнь десятилетнего мальчика Алёши в пансионе в Петербурге, фантастическое — его грёзы о подземном царстве гномов.
Характеристика города Калинова и его жителей по Грозе Островского
Автор: Островский А.Н. Действие трагедии происходит в городе Калинове, который раскинулся среди зелени садов на крутом берегу Волги. «Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу. Вид необыкновенный. Душа радуется», – восхищается Кулигин. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и радостной.
Почему Н.А. Добролюбов назвал характер Катерины cильным русским характером
Почему Н.А. Добролюбов назвал характер Катерины "cильным русским" характером? Автор: Островский А.Н. Пьеса “Гроза”, написанная А.Н. Островским в 1859 году, стала объектом полемики многих критиков, чьи мнения были как положительные, так и отрицательные. Но классической трактовкой этого произведения принято считать критическую статью Н.А.
Почему Катерина - Луч света в темном царстве
Почему Катерина - "Луч света в темном царстве"? Автор: Островский А.Н. Катерина – главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза». Н.А. Добролюбов определил ее как воплощение «сильного русского характера», назвал ее «лучом света в темном царстве». Но не смотря на ее душевную силу и твердый характер Катерина погибает.
Трагедия Катерины по пьесе Островского Гроза
Автор: Островский А.Н. Характер Катерины веет на нас Новой жизнью, которая Открывается нам в самой Ее гибели. Н.А.Добролюбов. Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее “лучом света в темном царстве”, и в этом я с ним согласна, так как Островский показал бесправность женщины в ту эпоху.
Говорить или молчать
Автор: Чехов А.П. Говорить или молчать В некотором царстве, в некотором государстве жили-были себе два друга: Крюгер и Смирнов. Крюгер обладал блестящими умственными способностями, Смирнов же был не столько умен, сколько кроток, смирен и слабохарактерен. Первый был разговорчив и красноречив, второй же - молчалив.
Темное царство в драме А. Н. Островского Гроза Дикой и Кабаниха
Автор: Островский А.Н. “Гроза” — удивительнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта. И, С. Тургенев Осень 1859 года. Премьера в Московском Малом театре. Великие актеры играют пьесу великого драматурга. Об этом произведении будут написаны трактаты, в полемике о нем сойдутся Н.
Жестокие нравы города Калинова 2
ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ ГОРОДА КАЛИНОВА ГРОЗА ОСТРОВСКИЙ А. Н. Островский в очерке «открыл» страну, до сего времени в подробности не известную и никем из путешественников не описанную. Страна эта лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье>. Это земля, живущая традициями седой старины, - <темное царство>.
Толстой Уж
Лев Николаевич Толстой Толстой Лев Николаевич Лев Николаевич Толстой У одной женщины была дочь Маша. Маша пошла с подругами купаться. Девочки сняли рубашки, положили на берег и попрыгали в воду.
Был ли выход у Катерины Кабановой?
Драма “Гроза”, написанная в 1859 году, в пору общественного подъема накануне крестьянской реформы, как бы венчала первый этап творческой деятельности Островского, цикл его пьес о “темном царстве”. Эта пьеса была необыкновенно популярна.
Дикий помещик. Салтыков-Щедрин М.Е.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, “и всего-то у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. Был он глуп, читал газету "Весть" и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”.
Строцци, Барбара
Введение 1 Биография и творчество 2 Сочинения Введение Барбара Строцци (итал. Barbara Strozzi, иначе итал. Barbara Valle, крещ. 6 августа 1619, Венеция — 11 ноября 1677, Падуя) — итальянская певица (сопрано), прозванная «Виртуознейшей» (итал. Virtuosissima), композитор эпохи барокко.
Персидская империя
Перси́дская импе́рия — термин, которым называют различные государства, созданные персами. Чаще всего Персидской империей называют государства Ахеменидов (550—330 до н. э.) и Сасанидов (226—651), хотя в современной историографии принято разделять историю доисламского Ирана на три имперских периода: Ахеменидский, Аршакидский (Парфянский) и Сасанидский.
Польская военная организация
По́льская вое́нная организа́ция (ПОВ, POW, польск. Polska Organizacja Wojskowa) — подпольная военная организация, созданная во время Первой мировой войны в целях борьбы за освобождение польских территорий из-под российского владычества.
Парламент Мальты
Палата представителей (англ. House of Representatives, мальт. Il-Kamra tad-Deputati) — однопалатный парламент Мальты. Устройство и полномочия Парламент Мальты состоит в настоящее время из 69 депутатов, которые избираются на пятилетний срок в 13 избирательных округах по 5 депутатов от округа по системе единого переходящего голоса.
Врангель, Егор Егорович
Барон Его́р Его́рович Вра́нгель (нем. Georg von Wrangel; 21 апреля 1827, Царское Село — 22 января 1875, Петербург) — российский государственный деятель, тайный советник, сенатор.
Имперский князь
Введение 1 Право голоса в рейхстаге 2 Голосующие 3 Прочие 5 Источник Введение Имперский князь (нем. Reichsfьrst) — фюрст (лицо, княжеское достоинство которого было утверждено императором Священной Римской империи, будь то ландграф, герцог или епископ) при условии, что он владеет феодом в составе Священной Римской империи и занимает место в рейхстаге.
Анийское царство
План Введение 1 История 1.1 Возникновение 1.2 Расцвет 1.3 Падение Список литературы Введение Ани́йское царство (или Багратидская Армения, Армянское Царство Багратидов)— феодальное государство армян, существовавшее с 860-х годов по 1045 год. С 961 столицей царства был город Ани, ныне находящийся на территории Турции.
Раффлезия Арнольди самый большой в мире чудо-цветок
Раффлезия (Rafflesia; индонез. bunga patma - цветок лотоса), трупная лилия, род растений семейства раффлезиевых. Встречаются на островах Суматра, Ява, Калимантан. Существует 12 видов раффлезий. Среди них наиболее известны Раффлезия Арнольди и Раффлезия туан муда, имеющие самые крупные цветы в царстве растений (диаметр от 60 см до 1 м при весе до 11 кг).