Символисты

Декаданс.

Понятие “декаданс” первоначально применялось к исторической литературе. Применительно к эпохам упадка. А затем было переименованно на упадоч. лит-ре.:

В 80е годы XIX в во Франции декаданс-ми стали называть себя литерат-худ. явл. откровенно враждебных реализму. “Декаданс” в их понимании означал эстетич. неприятие окр. мира подчеркнутый индивидуализм утонченность и осознание себя носителями высокой культуры.


Русский модернизм.


Серебрянный век русской поэзии. Этот термин еще в начале века употребил в св. статье философ Ник. Бер-в. “Мы живем в серебрянном веке”. В эмигратции редактор журнала “Апполон” Марковский написал воспоминания “На Парнасе сер-ого века”.

Русский модернизм делился на 3 течения : Символизм Акменизм Фунуризм


Символизм.


1892 - 1912 гг. Родился он на почве не психологич. а социальной.

Они демонстр. отказались от служения общ. задаче разочаровав. в культ-полит. программе народничества.

Русский символизм был попыткой уйти от действительности. Символисты отошли от традиций русской лит-ры в мир идеалист. философии в мир индивид. восприятия жизни.

Русск. символизм внутренне очень неоднороден. К началу 1900г. символизм имел 3 направления:

1. Было предст. Мин-м Мережковским Гиппиус идр. связавшими искусство с богоискательными идеями. Эти писатели демонстративно отказывались от прогресс. традиц. русск. лит-ры и провозглашали новые принцыпы литературы.

2. В. Брюсов Бальмонд и др. Заявили о себе во 2й половине 90х годов XIX. Они рассматривали нов. напр-ие как чисто литерат. явление. Этим поэтам было свойственно ипрессионическое восприятие жизни и стремление к чисто художественному исполнению поэзии.

Брюсов и Бальмонт так же как и Мережковский и др. получили название старшие символисты.

3. Младшие символисты. Блок Белый Соловьев пришли в лит-ру в начале века. Выступали с фил. бож-м пониманием мира в духе В Соловьева. Развернутая поэтич. декларатция символистов - статья Д. Меряжковского. Статья “О причинах упадка и новых течениях современной русской лит-ре”.

В этой статье Мереж. обозначил 3 осн. эл. нового искусства: мистическое содержание символы и расширение художественной впечатлительности”.

“ В поэзи то что не сказанно и мерцает сквозь темноту символа действует сильнее на сердце чем то что выраженно словами слова только определяют ограничивают мысль а символы выражают безграничную сторону мысли”.


Константин Бальмонд “Элементарные слова о символистической поэзии”. “Реалисты всегда явл. простыми наюлюдателями символисты - всегда мыслители”.

“Говорят что символисты непонятны ...” ”Если вы любите непоср. впечатл. наслаждайтесь в сиволизме свойственной ему новизной и роскошью картин. Если вы любите впечатл. сложные читайте между строк - тайные строки выступают и будут говорить с вами красноречиво.


Брюсов “Ключи тайн”.

“Искусство - есть постижение мира любыми нерассуд-ми путями. Созд искусства - это приотворенные двери в вечность. “Искусство начинается в тот миг когда художник пытается уюснить самому себе свои темные тайные чувствования. Где нет этой тайности - нет искусства. Искусство может быть велич-й силой которое имеет человечество”.

Мистическое содержание произрастает из идеалистической философии они исходят из идеи двоеличия т.е. противопост. мира земного и небесного мира мира реального и царства духовного.

Мир реальный - низкий осязаемый познаваемые постеж. разумом рациональный. Высшая ступень - мировая душа - это ирреальный мир мир непознаваемого непостижимого разума а восп. сердцем и душой.

Исскуство - это ср-во преобр-я мира земного низшего грубого. Искусство помогает достич идеалов приобщиться к царству души. Велика роль поэта символиста он творец новой жизни пророк помогает создать нового человека. Миссий поэта - самая высокая на земле. Искусство выше всех сфер человеч. жизни.

Символ - и есть тот знак который соед-т эти 2 реальности это связь миров земного и небесного. Связь эта устанавливается только чувствами интуитивно иррационально. Символ - бесконечная цепь смыслов. В отличии от слова он многозадачен. Брюсов называл символизм “поэзией намеков”.


“Дети ночи”


Устремляя наши очи

На темнеющий восток

Дети скорби дети ночи

Ждем придет ли наш пророк


Мы неведомое чуем

И с надеждою в сердцах

Умирая мы тоскуем

По несозданным мирам


Дерзновенны наши речи

Но на смерть обречены

Слишком ранние предтечья

Слишком медленной весны


Погребенных воскресенье

И среди глубокой тьмы

Петуха ночное пенье

Холод утра - это мы


Наши гимны - наши стоны

Мы для новой красоты

Нарушаем все законы

Преступаем все черты


Мы - соблаз неутомленных

Мы - посмешише людей

Искра в пепле оскорбленных

И потухших алтарей


Мы - над бездною ступеней

Дети ночи солнца ждем

Свет увидим и как тени

Мы в лучах его уйдем.