.
Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866 - 1941)
Поэт, прозаик, критик, религиозный мыслитель/
Родился 2 августа (14 н.с.) в Петербурге в многодетной семье чиновника Дворцового Ведомства, который ушел в отставку в чине действительного тайного советника. Воспитание будущий писатель получил в классической гимназии. Тогда же начал писать стихи, выслушав которые, Достоевский сказал: "Слабо... плохо... чтоб хорошо писать, страдать надо, страдать!" Эта фраза осталась в памяти Мережковского на всю жизнь.
В 1884 поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета. И очень серьезно отдается науке. Его интересуют и Спенсер, и Ф.Ницше, и искания Вл.Соловьева.
В 1888 знакомится в Боржоме с З. Гиппиус, через год ставшей его женой и единомышленницей. Они прожили в браке "52 года, не разлучаясь со дня свадьбы в Тифлисе ни разу, ни на один день".
В 1890-е начинает сотрудничать в журнале "Северный вестник", где печатались первые символисты. Выпускает сборник стихов - "Символы. (Песни и поэмы)". Становится одним из основоположников символизма в русской литературе. ("О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе": статьи, 1893).
Всю жизнь Мережковского волновала судьба христианской религии, провозвестия которого он искал в историческом прошлом человечества. Попыткам оживить религиозную мысль в России были посвящены организованные им, З. Гиппиус и еще несколькими единомышленниками известные Петербургские "религиозно-философские собрания".
В 1906 - 14 Мережковские живут в Париже, периодически приезжая в Россию.
Европейскую известность принесла писателю трилогия "Христос и Антихрист" ("Смерть Богов, Юлиан Отступник", 1896; "Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи", 1901; "Антихрист. Петр и Алексей", 1905).
В 1901 - 02 было написано знаменитое литературно-критическое исследование "Л.Толстой и Достоевский. Жизнь и творчество."
В 1906 - "Гоголь и черт", сборник статей "Грядущий хам" и "Пролог русской революции. К юбилею Достоевского". И множество работ в области духовно-религиозной публицистики и литературной критики.
Октябрьской революции Мережковский не принял и в 1920 окончательно эмигрировал в Париж, где жил до конца своих дней.
Была написана и трилогия из русской жизни - пьеса "Павел 1", роман "Александр 1" и "14 декабря" (1918).
В эмиграции Мережковский отличался своим активным антисоветизмом. В художественном творчестве он все более уходит в прошлое, создавая свой, не всегда определимый жанр, когда форма традиционного романа смыкается с документальной биографией - "Рождение Богов (Тутанкамон на Крите)" (1924), "Мессия" (1925). В далеком прошлом он стремится найти объяснение настоящему и прозреть будущее человечества. Книги последних лет, написанные в форме художественно-философской прозы, посвящены этой цели: "Наполеон" (t.i - 2, 1929); "Тайна Запада: Атлантида - Европа" (1931); "Иисус Неизвестный" (c.1 - 2, 1932 - 33); "Павел и Августин" (1937); "Франциск Ассизский" (1938); "Данте" (c.1 - 2, 1939). Эти книги еще не стали объектом анализа и критики.
Мережковский был также автором многочисленных переводов Еврипида, Софокла, ГЕте, Эдгара По и др.
Д.Мережковский умер в Париже 9 декабря 1941.
Другие работы по теме:
Русская религиозная философия
Роль русской религиозной философии XX века. Формирование русской религиозной философии XX века. Hовое религиозное сознание. Религиозно-философские собрания. прежней. Духовный ренессанс начала XX века. Его сущность и социальный смысл.
Мережковский Дмитрий Сергеевич
Мережковский Дмитрий Сергеевич - писатель, поэт, философ. Отправными для Мережковского были идеи Достоевского и Вл. Соловьева. Отстаивал концепцию "нового искусства", в котором мистическое содержание получает символическое выражение.
Символисты
Декаданс. Понятие “декаданс” первоначально применялось к исторической литературе. Применительно к эпохам упадка. А затем было переименованно на упадоч. лит-ре.:
Символисты.
Рассматриваются понятия декаданства и модернизма. Характеризуется русский символизм (1892-1912г.г.) и его направления.
Иванов Вячеслав Иванович
Вячеслав Иванов считает, что символы - это намеки реальности, невыразимой в словах; они дают повод для возникновения мифов, выражающих истину в форме образов. Эта истина может вести к теургическому синтезу личного и общинного принципов.
Богоискательство
Богоискательство, религиозное философское течение в среде русской либеральной интеллигенции. Возникло в атмосфере назревавших в предреволюционный период общественных перемен.
Литературный герой ПЕТР ПЕРВЫЙ
ПЁТР ПЕРВЫЙ - 1) герой романа Д.С. Мережковского «Петр и Алексей» (1904-1905), заключительной части исторической трилогии «Христос и Антихрист», где на примере трех отдаленных во времени исторических эпох изображается борьба христианства и язычества. Трилогия создавалась в течение почти целого десятилетия, и внутренняя ее концепция менялась.
Тема Кол-во страниц
Баткин Л. М: Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Искусство, 1989. – 355 с
ы по теме (на выбор)
Возникновение русского символизма. Первые манифесты. «Старшие» и «младшие» символисты
Мережковский. Понимание Гоголя
Дмитрий Сергеевич Мережковский — в начале 20 века — уже человек-легенда. Занесен в скрижали истории: о нем можно справиться у Брокгауза и Евфрона. При Российском императорском дворе имя известное и не малозначимое.
Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти По одному или нескольким произведениям
русской лит Тема любви волновала человека во все времена. В начале ХХ века, в эпоху глобальных исторических перемен, в литературе усиливается внимание к личности отдельного конкретного человека с его нелегкой судьбой и неразрешимыми душевными проблемами. Одним из писателей, воплотивших на страницах своих произведений, тему любви, всесильной и всепоглощающей страсти стал А.И.
Анализ стихотворения Тютчева Silentium
Стихотворение наиболее ярко иллюстрирует изменения в творческом мировоззрении поэта в связи с переломными событиями европейской истории начала 30-х годов XIX века – уходом эры романтизма и торжеством буржуазно-прагматической эпохи. Романтическая атмосфера – источник поэтического вдохновения Тютчева – была разрушена хаосом Июльской буржуазной революции.
Образ Хлестакова
Автор: Гоголь Н.В. Хлестаков - питерский неудачник, которого строгий отец призывает к ответу за безделье и мотовство (мот). Хлестаков оказался в этом городе без гроша в кармане и не способен остановиться даже в мыслях на своем горьком положении. Он надеется на случай, важничает, хотя и трусит. В борьбе за свое спасение столкнулись непроходимая глупость в лице Хлестакова и ловкий мошенник в лице городничего.
Поиски и находки поэтов Серебряного века
Автор: Разное Годы, принадлежащие концу XIX – началу XX столетия, вошли в русскую литературу под красивым названием Серебряный век. В это время в стране появился целый ряд выдающихся поэтов, имена которых навсегда останутся в русской и мировой литературе. Это Ахматова, Гумилев, Блок, Маяковский и многие другие.
Фофанов К.М.
Константин Михайлович Фофанов родился в небогатой купеческой семье, систематического образования не получил. Писал стихи с детства. Печатался с 1881 г. в самых разных журналах и газетах, более всего в "Новом времени".
Символизм как литературное направление
2. . Старшие символисты: кружки, представители, различное понимание символизма. Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В.
Русская литература конца 19 - начала 20 века
Автор: Разное Поэзия конца 19 века получила название "поэтического ренессанса" или "серебряного века". Постепенно термин "серебряный век" стали относить к той части художественной культуры России,которая была связана с символизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" и частично футуристической литературой.
Традиции Тютчева в лирике Зинаиды Гиппиус
Значение З.Н. Гиппиус для русской общественной жизни и литературы рубежа XIX – XX веков. Зарубежные истоки и русские литературные традиции в поэзии Зинаиды Гиппиус. Наследие и традиции Тютчева в гражданской и натурфилософской лирике Зинаиды Гиппиус.
Дмитрий Мережковский, как теоретик русского символизма
Д.С. Мережковский как один из основателей русского символизма, основоположник нового для русской литературы жанра историософского романа, один из пионеров религиозно-философского подхода к анализу литературы, выдающийся эссеист и литературный критик.
Символизм
Русский символизм возник в середине 90-х годов XIX века. Первым манифестом отечественных символистов стала книга Минского Н. М. (Виленкин Ник. Макс. (1856-1937), ЩШедшая в 1890 г., - "При свете совести. Мысли и мечты о свете жизни".
Пален, Пётр Алексеевич
Пётр-Лю́двиг Па́лен (нем. Peter Ludwig von der Pahlen, в России — Пётр Алексе́евич; 17 (28) июля 1745 —13 (25) февраля 1826) — русский военный деятель, генерал от кавалерии (1798), граф (с 1799), один из участников заговора против Императора Павла I.
Русский символизм лекция из курса дрВалюлис
ЛЕКЦИЯ ( д-р. C. Валюлис.) РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ Философские и эстетические проблемы Старшие символисты (Дм. Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Вл. Соловьев, Валерий Брюсов)
Андреев Леонид Николаевич
Андреев Леонид Николаевич [1871–1919] — беллетрист и драматург. Происходил из полуинтеллигентной чиновничьей семьи, учился в Московском университете. Окончил юридический факультет.
Мережковский Дмитрий Сергеевич
Беллетрист, поэт, критик, публицист, религиозный мыслитель. Род. в семье крупного дворцового чиновника. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета; печататься начал в 1881. С 1920 — в эмиграции, злейший враг сов. власти.
Солоухин В.А.
Русский советский писатель, поэт, прозаик/ Родился в селе Алепино Владимирской области в крестьянской семье. Окончив школу, в 1938 - 42 учился в инженерном училище во Владимире, получил специальность механика-инструменталиста.