Философия Владимира Сергеевича Соловьева
1853-1900 г.г.
Выдающийся философ, поэт, переводчик, Владимир Сергеевич Соловьёв, сын известного историка С. М. Соловьёва, родился 16 января (28 н.с.) 1853 в Москве.
Получив прекрасное домашнее воспитание и разностороннее образование, Соловьев с отличием окончил гимназию (1864 - 1869) и поступил в Московский университет, где проучившись три с половиной года на физико-математическом факультете, ушел оттуда, получив разрешение сдавать экзамены на степень кандидата по историко-филологическому факультету.
Летом 1873 получил степень, его официально оставили при университете "для приготовления к профессорскому званию по кафедре философии".
В 1874 защитил магистерскую диссертацию "Кризис западной философии (против позитивистов)", ставшую событием в научной и общественной жизни и принесшую ему известность. Стал доцентом кафедры философии, преподавал и на Высших женских курсах.
В 1877 переехал в Петербург, стал членом Ученого комитета при Министерстве народного просвещения, преподавал философию.
В 1880 защитил докторскую диссертацию "Критика отвлеченных начал". Через год Соловьев был вынужден оставить преподавательскую работу после речи, протестующей против приговора о смертной казни народовольцев, убивших Александра II. С этого времени целиком отдался литературно-философскому творчеству и проповеднической публицистике, нередко вступая в конфликт с русской действительностью (выступления за свободу совести и против национализма).
Как публицист и критик сотрудничал преимущественно в умеренно либеральном «Вестнике Европы», однако из-за антиправительственных выступлений и сатирических стихов, ходивших в списках, слыл вольнодумцем. В последние годы своей недолгой жизни проникся глубоким пессимизмом; отрицая самодержавие, капитализм, как и революционную борьбу с ними, пророчествовал о конце истории, пришествии Антихриста.
В молодости Соловьёв был близок Достоевскому, ездил с ним в Оптину пустынь к старцу Амвросию. Парадоксальная личность Соловьёва с её противоречиями веры и неверия, аскетизма и жизнелюбия, интереса к социализму и неприятия насильственных путей к нему дала автору «Братьев Карамазовых» прототипический материал для Алёши и Ивана. Подобно Достоевскому, Соловьёв верил в спасительную миссию Красоты; она вместе с Истиной и Добром - залог грядущего «положительного всеединства» - того идеального христиански-нравственного состояния человечества, когда разъединённость исчезнет на всех уровнях сознания и бытия. «Посредник» в достижении «всеединства» - искусство; благодаря «подвигу» художника-пророка оно должно стать «реальной силой, просветляющей и перерождающей весь человеческий мир». Соответственно Соловьёв явился противником декадентов, ставших в 1890-е годы мишенью его язвительных статей и остроумных пародий.
Облик «всеединства» виделся Соловьёву как «живое духовное существо», воплощение вечно-женственного начала («Знайте же, Вечная Женственность ныне/В теле нетленном на землю идёт»); его другие лики - Душа мира, София, Дева Радужных Ворот. Символикой подобного рода насыщена поэзия Соловьёва, неотделимая от его философской мысли. О мистических видениях-встречах с «Подругой вечной» рассказано в поэме «Три свидания» (1898). В мировидении Соловьёва, последователя Платона, полярные начала «небесного» и «земного» стремятся к гармонии, но в соловьёвской лирике житейская реальность воспринимается чаще как зло и страдание, в ней «Только отклик искажённый / Торжествующих созвучий». Во многих стихотворениях Соловьёва утончённая духовность причудливо сочетается со склонностью к грубоватому юмору и каламбуру в духе поэтов «Искры», к гротеску, иронии и автоиронии; «рыцарь-монах» (Блок о Соловьеве) отдал немалую дань шуточным жанрам.
В 1890-е Соловьевым были написаны литературно-критические статьи, посвященные в основном русской поэзии XIX века. Лирику считал откровением человеческой души в ее единстве и созвучии с живой душой природы, с мировым строем.
Соловьев оставил значительное стихотворное наследие; особую известность приобрели стихотворения "Софийного" цикла ("Вся в лазури сегодня явилась..."; "У царицы моей есть высокий дворец..."; "Око вечности"; поэма "Три свидания"). Посвященный мистической "Вечной Женственности" - "Подруге Вечной", этот цикл оказал сильное влияние на поэзию раннего А. Блока.
Соловьев был автором циклов пейзажной и возвышенно-любовной лирики, хотя написал немало и шуточных, сатирических стихотворений, пародий. Перу Соловьева принадлежат небольшие шуточные пьесы: "Альсим" (1876 - 1878), "Белая лилия, или Сон в ночь на Покрова" (1878 - 80), "Дворянский бунт" (1891). Известен и как переводчик Гейне, Шиллера, Петрарки, Данте и др.
Поэтика Соловьёва традиционна, его образы порой рассудочно-антитетичны, однолинейны (желанные берега, новые звёзды, заветный храм и т. п.), иносказания сбиваются на аллегорию. В его символике нет многозначности символа, достигнутой лириками следующего поколения. Но философские образы Вечной Женственности были столь «чреваты» поэзией, что породили сильнейший творческий отклик у последователей Соловьёва - символистов начала века, прежде всего у Блока.
Не имея ни семьи, ни постоянного дома, поэт-мистик жил то в Москве, то в Петербурге, то в имениях своих друзей, то за границей. Напряженная духовная деятельность, неустроенный быт подорвали здоровье.
В возрасте 47 лет В. Соловьев умер в имении Трубецких. Похоронен в Новодевичьем монастыре в Москве.
Другие работы по теме:
Эстетические взгляды Владимира Соловьева
Составные части философской системы Владимира Соловьева. Красота как "чистая бесполезность" и как "духовная телесность", характер искусства. Теория Соловьева красоты и искусства, полезность и бесполезность красоты, понимание красоты Соловьевым.
Владимир Сергеевич Соловьев биография
ладимир Сергеевич Соловьев родился в Москве 16 января 1853 г. в семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева (1820-1879). Род Вл.Соловьева еще в пятом-шестом колене принадлежал к среде великорусского крестянства, но затем перешел в духовное сословие. Отец философа, однако, не продолжал линию отцов, обратившись к научной деятельности.
Философия любви 10
Философия любви Что такое любовь? Не каждый человек способен ответить на этот сложный, волнующий не одно поколение вопрос. Но каждый из нас согласится, что хотя бы раз чувствовал ее. Будь это любовь к матери, дружеская любовь, любовь к девушке или юноше, любовь к природе и т.д.
Нравственная философия как система этика Соборного добра B.C. Соловьева
Нравственная философия как система: этика "Соборного добра" B.C. Соловьева А.А. Гусейнов Нравственная философия B.C. Соловьева (1853-1900) явилась вершиной развития русской этики. Она определила ее расцвет в первой четверти XX в. и в период создания этических систем русского зарубежья.
Мережковский Дмитрий Сергеевич
Мережковский Дмитрий Сергеевич - писатель, поэт, философ. Отправными для Мережковского были идеи Достоевского и Вл. Соловьева. Отстаивал концепцию "нового искусства", в котором мистическое содержание получает символическое выражение.
Лавров Петр Лаврович
Лавров Петр Лаврович - философ и социолог, революционер, теоретик народничества.
Изобретение электрической сварки
мини-сообщение; составил Павел Паркалаба) В конце 60-х гг. девятнадцатого века американский электромеханик Илайю Томсон (1853—1937) впервые осуществил электрическую сварку металлов. Через две металлические детали, соприкасающиеся в месте, подлежащем сварке, пропускался ток большой силы.
Философия права
Философия права-наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Длительное время выступала как составная часть философских систем.
Подготовка больного к операции 2
Ярославский медицинский колледж Реферат: по теме: « Подготовка больного к операции » Выполнила: Студентка 3 АК « А » Проверила: Соловьева Т. Н Содержание:
Образ Евгения Онегина
Автор: Пушкин А.С. Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» является величайшим произведением первой половины девятнадцатого века. Пушкин исследует вопрос жизни на примере Евгения Онегина и Владимира Ленского. Также автор поднимает вопрос нравственных исканий дворянской интеллигенции двадцатых годов девятнадцатого века.
Горе от ума Александра Сергеевича Грибоедова
“Горе от ума” — сатирическая комедия Александра Сергеевича Грибоедова. В этой пьесе через столкновения характеров отражены важные явления общественной жизни России прошлого века.
Короленко Владимир Галактионович
КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович (1853-1921) Родился 27 июля 1853 г. в Житомире. В 1863 г. поступил в Житомирскую классическую гимназию, в 1866 перешел в реальную. Мечтал быть адвокатом. Со смертью отца началась долгая полоса нужды. Лишь во 2-й половине 80-х годов, когда развернулась литературная деятельность Короленко, нужда пропала.
Философская лирика В.С. Соловьева
Владимир Соловьев - поэт, публицист, критик и философ. Философская и пейзажная лирика Соловьева, божественное единство Вселенной в поэме "Три свидания". Роль творчества поэта в наследии выдающихся творцов русской философской поэзии второй половины XIX в.
Династия Браганса
Введение 1 Короли Португалии 1.1 Браганса 1.2 Браганса-Кобург 1.2.1 Претенденты на трон 2 Императоры Бразилии 2.1 Браганса Введение Династия Браганса — королевский род, правивший в Португалии в 1640—1853 и Бразилии в 1822—1889. Боковая ветвь Ависского дома и, следовательно, Капетинги.
Бурджалов, Георгий Сергеевич
Георгий Сергеевич Бурджалов (Бурджалян; 1869—1924) — русский актёр и режиссёр, брат армянского режиссера Аркадия Сергеевича Бурджаляна. С 1921 руководитель 4-ой студии МХАТ. Один из основателей Музея Художественного театра в 1922 году.
Зоря галицкая
Зоря галицкая (Зорѧ Галицка)— галицко-русская газета, печатный орган Главной русской рады. В украинской историографии считается первой украинской газетой.
Философия и общество журнал
Философия и общество (журнал) Философия и общество Научный журнал Философия и общество ставит своей задачей освещение фундаментальных проблем общества, социально-философский анализ актуальных проблем культуры, цивилизации, социального детерминизма, периодизации мировой истории и т.д. Здесь публикуются статьи как философской, так и исторической тематики, материалы по социологическим и экономическим проблемам, философии истории, герменевтике и структурализму, гносеологии и онтологии, глобальным проблемам современности.
Хабалов, Сергей Семёнович
Серге́й Семёнович Хаба́лов (1858 — 1924) — российский генерал-лейтенант. Биография Выпускник Михайловского артиллерийского училища. Выпущен Сотником (ст. 16.04.1878) в Терскую конно-артиллерийскую №1 батарею. Участник русско-турецкой войны 1877—1878. Позже служил в 20-й арт. бригаде.
Шемаев, Василий Антонович
План Введение 1 Биография 2 Партнеры Список литературы Введение Шемаев Василий Антонович (1802(1802) — 12 или 13 декабря 1853, Санкт-Петербург) — актёр, оперный, а затем драматический артист.
Пекарский, Георгий Петрович
План Введение 1 Биография 2 Награды Список литературы Пекарский, Георгий Петрович Введение Георгий (Юрий) Петрович Пекарский (23 мая 1866(18660523) — 1 марта 1917) — капитан 1-го ранга (6.12.1909) русского флота.
Лейтон, Эдмунд
План Введение 1 Биография 2 Темы 3 Список работ Список литературы Введение Эдмунд Блэр Лейтон (англ. Edmund Blair Leighton; 21 сентября, 1853 — 1 сентября, 1922) — английский художник, писавший в стиле романтизма и прерафаэлитизма.
Домбрабадское кладбище
План Введение 1 История кладбища 1.1 Храм Святого князя Владимира Список литературы Введение Домбраба́дское городское кладбище — русское городское кладбище № 2 в Ташкенте, расположенное в Чиланзарском районе города недалеко от станции метро «Олмазор»[1]. Поскольку раньше это место Ташкента носило название Домбрабат, то отсюда и название кладбища.
Владимир Сергеевич Соловьев
В.С.Соловьев родился в Москве 16 января 1853 года в семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева(1820-1879) и его жены Поликсены Владимировны.
Логинов, Александр Матвеевич
Алекса́ндр Матве́евич Ло́гинов (23 ноября 1857(18571123) — 1932) — уральский казак, участник Русско-турецкой войны (1877—1878), 2-й Ахал-текинской экспедиции (1880-1881), Китайской кампании (1900—1901), Русско-японской (1904-1905) и Первой мировой (1914-1918) войн, генерал-майор.
Бух, Николай Константинович
Бух Николай Константинович (6 ноября 1853 — после 1934), русский революционер-народник. Кличка «Иван Васильевич». Из семьи высокопоставленного чиновника.
Кинг, Уильям Руфус
Уильям Руфус Дивэйн Кинг (англ. William Rufus DeVane King, 7 апреля 1786(17860407) — 18 апреля 1853) — американский политик, член Демократической партии, вице-президент США в 1853 году.
Comparison Of Reacism Today From Racism Of
The Early 1900’S Essay, Research Paper Racism today is both the same and different from racism of the early 1900’s. Some areas of racism that are the same include that of the dark colored skinned population being segregated from whites and groups ganging up against people of a colored skin. Areas of racism that have changed dramatically include that amount of criticism the groups receive and the forms that they receive criticism.
1900 Vs 2000 Essay Research Paper 1900
1900 Vs 2000 Essay, Research Paper 1900 Versus 2000 I think that we take for granted the things that we have today. Just look at all of the innovations in technology and quality of living over the last 100 years. Back in
Биография Н.А. Бердяева
Русский философ, публицист. Николай Александрович Бердяев родился 18 марта (по старому стилю - 6 марта) 1874 года в Киеве. Из старинного дворянского рода. В 1884-1894 годах учился в Киевском кадетском корпусе.
Соловьева П.С.
Поликсена Соловьева, родная сестра философа и поэта Владимира Соловьева, родилась 20 марта 1867 года. Она была последним, двенадцатым ребенком в семье известного историка Сергея Михайловича Соловьева.
Владимир Андреевич
Удельный князь старицкий и верейский, сын удельного князя Андрея Ивановича, двоюродный брат царя Ивана Грозного.
Соловьев В.С.
Русский религиозный философ, поэт, публицист и критик.