Реферат: Дефицит бюджета 3 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Дефицит бюджета 3

Рефераты по финансам » Дефицит бюджета 3

Содержание.

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Бюджетный дефицит…………………………………………………..4

1.1. Сущность бюджета, принципы его построения……………………...4

1.2. Виды дефицитного бюджета……………………………………….….7

1.3. Причины возникновения бюджетного дефицита…………..…….…10

Глава 2. Причины возникновения бюджетного дефицита и основные способы его покрытия……………………………………………………………………..10

2.1. Причины………………………………………………………………..10

2.2. Способы покрытия бюджетного дефицита…………………………..13

2.3. Финансирование бюджетного дефицита……………………………..14

Глава 3. Влияние дефицита бюджета на государственный долг…………..…17

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы………………………………………………………………21


Введение.

Бюджет – это публичные экономические отношения, о посредующие процесс аккумулирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств определенного государственно-территориального или муниципального образования, находящегося в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач территории и являющегося основным финансовым планом, утвержденным соответствующим представительным органом в правовой форме.

Современная экономическая теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности бюджета, а также проблемам государственного долга. Причиной тому, является стремительный рост государств с огромными объемами госдолга и дефицитом бюджета. Так случилось, что на современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. Поэтому экономическая теория кроме того, что исследует эти проблемы, она формирует методы и способы решения проблем на разных стадиях развития экономики страны. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития. Поэтому одной из важных задач экономической политики государства является поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и государственного долга.Сущность этих проблем позволяет сказать, что анализируя определенную страну можно сделать выводы общие для всех стран.


Глава 1. Бюджетный дефицит.

1.1. Сущность бюджета, принципы его построения.

Существует множество определений бюджетного дефицита. Рассмотрим несколько из них. Сначала обратимся за понятием бюджет к Толковому словарю Ожегова, чтобы, исходя из него, можно было понимать определение бюджетного дефицита.

Бюджет- роспись доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определённый срок.

Опираясь на это определение, можно понять смысл словосочетания бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит- превышение расходов государства над его доходами в данном финансовом году. Используется как инструмент фискальной политики государства для повышение совокупного спроса и деятельности.

Состояние бюджета, при котором в реальной действительности расходная часть превышает доходную, называется бюджетный дефицит.

Бюджет государства - это роспись его доходов, полученных от сбора налогов, таможенных пошлин, приватизаций, дивидендов по принадлежащим государству пакетов акций и др. источников, и расходов на социальные нужды, оборону, управление, дотации учреждениям науки, культуры, жилищно-коммунальному хозяйству и др. Бюджет - главный инструмент проведения социально - экономической политики государства. Без соответствующих бюджетных ассигнований остаются нереализованными законы и постановления правительства, президента и др. законодательных органов.

Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В данной работе будет рассматриваться бюджет Российской Федерации, поэтому основным законом регламентирующим бюджет является Федеральный Закон РФ "О федеральном бюджете". В соответствии с принципом разделения властей проект бюджета разрабатывает правительство, а принимает его Государственная Дума. Поэтому на ней лежит основная ответственность за проводимую бюджетную политику государства.      Важнейшая характеристика проекта бюджета его социальная направленность. Федеральный бюджет на 2002 год объявлен Правительством РФ годом реформ, и его основные параметры вобрали в себя основные черты этих реформ. К ним в первую очередь относятся судебная и военная реформы, второй этап реформы бюджетного федерализма, реформа денежного довольствия, пенсионная реформа, кардинальное изменение подходов к уровню оплаты труда работников бюджетной сферы, оплачиваемых по Единой тарифной сетке, а также завершение работы по урегулированию кредиторской задолженности главных распорядителей средств федерального бюджета. Все эти направления носят затратный характер.

На данный момент в России действует Федеральный Закон № 194 "О федеральном бюджете на 2002 г", принятый к исполнению 30.12.2001 г. Этот закон представляет собой свод статей четко распределяющих будущие доходы и расходы государства. В первой статье утверждается общий объем расходов на 2002 г. в сумме 1947386,3 млн. руб. и доходов в сумме 2125718,2 млн. руб., исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 10950 млрд. руб. и уровня инфляции 12,0 процента1. Всего закон содержит 147 статей, которые определяют:

1) источники дохода (ст. 7,8,24,27,28, и др.)

2) виды расходов (ст.4,5,6,53,54,55,57,59 и др.)

3) нормы взимания налоговых сборов (ст. 11,12,13,14,15,16)

4) формирование финансового резерва (ст. 2)

5) распределение субсидий и дотаций

Бюджет России в целом представляет собой консолидацию бюджетов и внебюджетных фондов.


Бюджет государства




Федеральный бюджет

местные бюджеты

внебюджетные фонды

Региональные бюджеты



Внебюджетные фонды - это денежные средства государства, имеющие целевое назначение. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных налогов, займов, субсидий из бюджета.

Важнейшее значение для развития теории и совершенствования практики бюджетного процесса имеет обоснование принципов построения и функционирования бюджетной системы.

В Бюджетном Кодексе регламентируются следующие принципы:

• единство бюджетной системы;

• разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

• самостоятельность бюджетов;

• полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• сбалансированность бюджета;

• эффективность и экономность использования бюджетных средств;

• общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

• гласность;

• достоверность бюджетов;

• адресность и целевой характер бюджетных средств.


1.2. Виды дефицитного бюджета.

По видам возникновения бюджетный дефицит можно разделить на следующие категории: циклический, структурный, операционный, первичный, квазифискальный

Дефицит бюджета, возникающий в результате спада производ­ства, называется циклическим дефицитом. Дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада, называется структурным дефицитом. В первом случае дефицит, скорее, зло, поскольку он является результатом падения экономической активности и свидетельствует о недоиспользовании производственных

возможностей общества. Структурный дефицит, если он является продуктом целенаправленной государственной политики по стабилизации экономики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры. 1

Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным.


_________________________________

1 Иохин В. Я. Экономическая теория: Учебник – М: Юристъ, 2000

Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства.

Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

У различных стран с переходной экономикой возможности выбора приоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя и ограничены. Возможности для преимущественно без инфляционной стабилизации бюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется при активном участии Центрального Банка.

В то же время в таких странах, как, например Чехия, Словакия и т.д., где к началу переходного периода не наблюдалось значительного нарушения рыночного равновесия, а правительство имеет твердое намерение осуществлять рыночные реформы и пользуется доверием, финансирование бюджетного дефицита из любого источника сопряжено с меньшими издержками, чем, например, в Беларуси, России и других государствах бывшего СССР, где ощущается резкий недостаток средств, поступающих как из внешних, так и из внутренних источников.

Однако для более точной оценки возможностей долгового финансирования бюджетного дефицита целесообразно сравнивать общие размеры государственного долга не только с ВВП, но и с объемом денежной массы.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

- финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

- накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;

- отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка, государственных предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках. 1


______________________________

1 Иохин В. Я. Экономическая теория: Учебник – М: Юристъ, 2000.

Глава 2. Причины возникновения бюджетного дефицита и основные способы его покрытия.

2.1. Причины.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира.

Основными причинами дефицита бюджета являются:

Спад общественного производства

Рост предельных издержек общественного производства

Массовый выпуск "пустых" денег

Излишне, неоправданно раздутые социальные программы

Большие затраты на финансирование ВПК

Оборот "теневого" капитала в огромных масштабах

Непроизводственные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции.

Ко всем этим причинам следует также отнести такие чрезвычайные обстоятельства, как войны, стихийные бедствия, катаклизмы.

Проследим развитие дефицита бюджета в России. В СССР многие годы государственный бюджет сводился с положительным сальдо. Но во второй половине 80-х годов в связи с резким падением цен на нефть на мировом рынке, и в особенности, ввиду перестроечного популизма и подрыва финансовой дисциплины возник дефицит государственного бюджета. Существенными факторами, повлиявшими на образование дефицита, были также чернобыльская катастрофа и землетрясение в Армении. За годы перестроечных реформ налоговые доходы государства резко сократились, что связано с сокращением налогооблагаемой базы из-за спада производства; низким внутренним спросом, массовыми уклонениями от уплаты налогов. За 1985-1989гг. дефицит бюджета вырос с 2 до 9% ВНП. Особенно пагубную роль сыграл в этом принятый в 1987 году закон «О государственном предприятии», который дал полную свободу повышения зарплаты. Рост зарплаты финансировался за счет дотаций из госбюджета и льготных банковских кредитов. До 1990 года правительство могло сдерживать эмиссионное финансирование бюджетного дефицита за счет иностранных кредитов и займов на международных рынках, что привело к увеличению государственного долга. Нереалистичное бюджетное планирование, т.е. завышенная оценка возможного уровня реального ВВП, проводит к тому, что мнимые (завышенные) доходы распределяются по статьям расходов. На практике приходится урезать расходы по ходу выполнения бюджета, при этом происходит рост неплатежей, падение налоговой и финансовой дисциплины, а также подрыв авторитета государственных институтов. В свое время завышенную оценку бюджетных расходов при разработке и утверждении бюджета можно было считать технической ошибкой прогнозирования, вызванной высокими и не до конца определимыми темпами инфляции, неизвестными темпами падения ВВП. Но вскоре парламент осознанно стал принимать нереальный бюджет, избегая брать на себя ответственность за политически непопулярное снижение расходов. При этом помимо всего прочего, Госдума принимает законы о повышении пенсий или минимальной оплаты труда, не обеспеченные реальными возможностями и не входящие в расходы уже принятого бюджета.

Дефицит государственного бюджета - явление неоднозначное. Современная экономическая теория рассматривает его с разных точек зрения. Например, представители кейнсианской школы склонны утверждать, что недостаточность валовых расходов приводит к увеличению безработицы, избыточность же валовых расходов порождает инфляцию. Таким образом, правительству необходимо уменьшать совокупные расходы в экономике, когда они слишком велики и наоборот, увеличивать эти расходы, когда они слишком низки. Поэтому умеренный дефицит бюджета, по мнению кейнсианцев - это благо, поскольку он дает возможность увеличить совокупный спрос путем дефицитного финансирования государственных расходов. С другой стороны, дефицит бюджета - это неудовлетворение потребностей общества, что порождает различные негативные экономические явления. Рассматривая причины возникновения дефицита, очевидно можно ответить на вопрос о желательности или нежелательности бюджетного дефицита 1.

Дефицит, возникающий в случаях чрезвычайных обстоятельств, а также в результате государственного регулирования экономической конъюнктуры можно назвать структурным. Он является продуктом здравой государственной политики по стабилизации экономики и оказывает существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры. Структурный дефицит отражает влияние фискальной политики. Вместо сравнения реальных расходов и доходов бюджета, при вычислении структурного дефицита сравниваются расходы и доходы бюджета в условиях полной занятости. (Структурный дефицит иногда называют дефицитом полной занятости).

Другой вид дефицита возникает в результате кризисных явлений в экономике страны, циклического спада производства, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Такой дефицит называют циклическим. Его рассматривают как нежелательное явление в экономике 2.

Дефицит бюджета покрывается разными способами: с помощью денежной эмиссии в форме прямых кредитов Центрального банка, заимствований на внутреннем и внешнем рынках.


___________________________________________

1 «Финансы, денежное обращение и кредит». Учебник. Под ред. М.В. Романовского и проф. О.В. Врублевской. М.: Юрайт-Издат, 2002г.

2 Источники: Интернет/ Известия

2.2. Способы покрытия бюджетного дефицита.

Существуют традиционные способы покрытия дефицита бюджета:

1) выпуск госзаймов,

2) ужесточение налогообложения,

3) эмиссия денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег,

4) внешние займы,

5) посредством займов у населения и у фирм.

Каждый из них имеет как положительные, так и негативные последствия.

Так, выпуск государственных займов, при определенных условиях, вытесняет часть инвестиций из производственного процесса. Возникает так называемый «эффект вытеснения» частных инвестиций. Его суть состоит в том, что выпуск государственных ценных бумаг ведет к уменьшению денежных средств населения, что, в свою очередь, приводит к росту спроса на деньги. Денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки.

Но ее рост сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. Однако «эффект вытеснения» становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости и ограниченности ресурсов. А в экономике с недоиспользованными ресурсами подобная политика в сочетании с соответствующей денежной политикой скорее будет стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции.

Эмиссия денег, или «сеньораж», в настоящее время не сводится просто к печатанию денег, поскольку это еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

В конечном итоге важно отметить следующее: даже при том, что бюджетный дефицит сам по себе не является катастрофичным явлением, его увеличение может вести к серьезным негативным последствиям не только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможно в условиях несбалансированного бюджета - главного финансового документа страны, в условиях растущего внутреннего и внешнего долга. И это должно, наконец, привлечь пристальное внимание правительства, и проявиться в конкретных результатах.


2.3.Финансирование бюджетного дефицита.

Как я упоминал, бюджетный дефицит должен быть профинансирован. Государственные расходы, не имеющие под собой доходной базы, могут покрываться за счет эмиссии денег, займов в центральном банке, займов в частном секторе и внешних заимствований. Воздействие дефицита на экономику во многом зависит именно от способа его финансирования.

Эмиссия денег является самым простым методом покрытия бюджетного дефицита. Большинство стран со времен перехода от золотого к бумажноденежному обращению неоднократно использовали дополнительную эмиссию для этих целей. Правительства особенно часто применяют это средство в критических ситуациях – во время войны или длительного кризиса. Избыточная эмиссия широко применяется и в настоящее время во многих развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой. Такая эмиссия приводит к весьма отрицательным последствиям для экономики. Развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения и предприятий, стремительно снижается курс национальной валюты, в итоге всё это приводит к воспроизводству бюджетного дефицита.

Для сохранения экономической и социальной стабильности правительства стараются всячески избегать неоправданной эмиссии денег. С этой целью в систему рыночной экономики встроен специальный блок-предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость эмиссионного банка от законодательной и исполнительной власти. Он не обязан финансировать правительство, таким образом ставится преграда неконтролируемой инфляции, которая могла бы начаться если бы деньги печатались по желанию правительства.

Наиболее надежным источником финансирования дефицита бюджета являются государственные займы, которые подразделяются на краткосрочные (до 1 года или 3 лет), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (свыше 5лет). Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков. Государственные займы более безопасны по сравнению с эмиссией, но и они оказывают негативное влияние на экономику. Во-первых, в некоторых случаях правительство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг, что искажает действие рыночных механизмов и мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. Во-вторых, даже при свободном размещении, когда правительство создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами государственных ценных бумаг, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. При этом происходит сокращение предложения кредитных ресурсов, так как государственные ценные бумаги отвлекают часть свободных денежных средств. Вместе с этим повышение спроса со стороны государства на денежные средства ведет к росту процентных ставок, а следствием этого является сокращение инвестиций в реальный сектор экономики. В результате возникает «эффект вытеснения» частных инвестиций. Однако, как подтверждают эмпирические данные, этот эффект имеет наиболее явное и отрицательное проявление при ограниченных ресурсах и высоком уровне занятости, тогда как при избыточных ресурсах и соответствующей денежной политике вместо«эффекта вытеснения» может появиться стимул для активизации инвестиционной деятельности.


Глава3. Влияние дефицита бюджета на государственный долг.

Начать следует с особенностей связанных с состоянием госдолга. Так дефицит бюджета приводит к ускоренному росту госдолга: например в течение 1996 года он увеличился в два раза, в течение 1997 года - в 1,8 раза. На государственный долг списываются все текущие недофинансирования. Еще один недостаток экономической политики России - ориентация рынка ценных бумаг на выпуск и рефинансирование ГКО и ОФЗ. В 1992 г. и начале 1993 г. Центробанк имел в своем распоряжении только денежные инструменты - целевые кредиты и обязательные резервы. В мае 1993г. был сформирован рынок государственных краткосрочных облигаций. Первое время спрос на ГКО был низким в связи с высокой инфляцией и закрытостью этого рынка для иностранных инвесторов. Чтобы обеспечить краткосрочную ликвидность банковской системы на рыночных условиях, с февраля 1994 г. стали проводиться кредитные аукционы Центрального банка. После того как в апреле 1995 г. с принятием закона "О Центральном банке" Центробанк обрел независимость, стало возможным разграничить денежно-кредитную и фискальную политику и финансировать бюджетный дефицит не за счет денежной "накачки", а с помощью долговых обязательств. С 1995 г. было прекращено прямое финансирование дефицита (прямые кредиты правительству), хотя участие Центрального банка в косвенном финансировании оставалось значительным. Активное использование в финансировании дефицита заимствований на рынке ценных бумаг положило начало резкому росту внутреннего государственного долга. Однако это не помогло сократить дефицит бюджета, поэтому появилась необходимость допустить иностранных покупателей на рынок внутреннего долга. В феврале 1994 г. Центробанк официально объявил о допуске иностранных инвесторов на этот рынок и разрешил им приобретать до 10% номинального объема выпуска госбумаг. В феврале 1996 г. правила смягчили, разрешив иностранцам участвовать через уполномоченные банки- нерезиденты в аукционах по ОФЗ и репатриировать получаемую прибыль под гарантии Центробанка. С 1 января 1998 г. Центральный банк и правительство объявили о полной либерализации рынка для иностранных инвесторов. В результате доля иностранного капитала на рынке ГКО и ОФЗ стала составлять около 28-30%.

Все это привело к широкому доступу нерезидентов на рынок внутреннего долга, что позволило одной стороны, снизить процентные ставки и тем самым, во-первых, уменьшить нагрузку на бюджет в части расходов на обслуживание государственного долга; во-вторых, облегчить получение кредитов для реального сектора. С другой стороны, резко возросла зависимость российской экономики от конъюнктуры мировых финансовых рынков. Эту ситуацию осложняло еще и то, что Госдума ежегодно принимала дефицитный бюджет, а правительство проявляло нерешительность в проведении налоговой реформы

Итак, бюджетный дефицит привел к росту как внутреннего, так и внешнего государственного долга. Следовательно, дефицит бюджета оказывает непосредственное влияние на объем государственного долга. При этом чем выше дефицит бюджета, тем больше заимствований следует привлекать на его покрытие, что в свою очередь увеличивает госдолг. Здесь же, чем выше госдолг, тем больше требуется расходов на его обслуживание, что соответственно повышает расходную часть бюджета. Чтобы разорвать этот замкнутый круг от правительства страны требуется меры по предотвращению роста бюджетных расходов, а также государственных заимствований. Сейчас идет много споров об отрицательных и положительных чертах дефицита с точки зрения роста внутреннего и внешнего долга. Однако можно выделить следующие две доминирующие позиции.

Первая основывается на незнании экономики и поверхностном здравом смысле. Наличие долга приводит обывателя в ужас, абсолютный рост долга воспринимается как знак грядущей катастрофы.

Вторая же основывается на детальном анализе всех за и против. Национальный государственный долг строится из бюджетных дефицитов. Для покрытия дефицита государство прибегает к заимствованиям, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Национальный долг, с одной стороны, является пассивом для государства и активом держателей гос.облигаций (ценных бумаг государственного заимствования). Таким образом, стоимость в результате госзаимствований не теряется.


Заключение.

В заключение можно сказать о том, что состояние бюджета, при котором в реальной действительности расходная часть превышает доходную, называется бюджетный дефицит.

Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к анализу дефицита государственного бюджета следует подходить очень внимательно.

Ежегодно сбалансированный бюджет является целью и нашей финансовой политики. Но, теоретически, ежегодное балансирование снижает или вовсе исключает эффективность фискальной политики государства. Так, в периоды спада и длительной безработицы доходы населения падают, следовательно, уменьшаются и налоговые поступления в бюджет. Государство в этом случае для балансирования бюджета должно либо увеличить налоги, либо снизить госрасходы, что приведет к снижению совокупного спроса.


Список литературы:

1. К.С. Бельский. Финансовое право, Москва, 1994

2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. - М.: Юристъ, 2003

3. «Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям». Под ред. Г.Б. Поляка, М.: ЮНИТИДАНА, 2007г.

4. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс (Фундаментальная теория экономики): Учебник., 2000

5. Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова Финансовое право, ЮРИСТЪ Москва, 2001

6. Иохин В. Я. Экономическая теория: Учебник – М: Юристъ, 2000.

7. Ю.А. Крохина « Финансовое право России» учебник издательство НОРМА Москва, 2004

8. Липсиц И. В. Экономика (книга1) – М.; Издательство “Вита – Пресс”.1997.

9. Любимов Л. М. Введение в экономическую теорию: В 2 кн. – М.: “Вита – Пресс”, 1999.

10. «Финансы». Учебник. Под ред. А.И Архипова, И.А. Погосова, М.: ТК Велби, 2007г.

11. «Финансы. Завтра экзамен». Бочаров В.В. СПб.: Питер, 2007г.

12. «Финансы и кредит». Учебное пособие. Кизиль Е.В., Ростов н/Д: «Феникс», 2003г.

13. «Финансы, денежное обращение и кредит». Учебник. Под ред. М.В. Романовского и проф. О.В. Врублевской. М.: Юрайт-Издат, 2002г.


1 ст.1 Федерального закона РФ №194 "О федеральном бюджете на 2002 г."