Реферат: Управление финансами в условиях рыночных отношений 2 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Управление финансами в условиях рыночных отношений 2

Рефераты по финансам » Управление финансами в условиях рыночных отношений 2

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра финансов, бюджета и страхования


КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина Финансы

Тема № 5

Название темы Управление финансами в условиях рыночных отношений


Выполнил студент

_______________________________________________________

(Фамилия, инициалы)

Группа №­­­­­­­­­­­­­­­­______________________________________________

Студенческий билет №­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________

Проверил:

_______________________________________________________

(Фамилия, инициалы)


Курск 2010 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Понятие управления финансами

Сущность, роль и задачи управления финансами в системе управления экономическими отношениями…………………………………………………5

Состав и структура органов общего управления системой финансов……….8

Базовые функции управления финансовой системой……………………….11

Правовое обеспечение системы управления финансами

Понятие финансового права и его роль в управлении финансами …………14

Характеристика основных правовых актов, обеспечивающих правовое поле финансовой системы……………………………………………………………17

Основные проблемы совершенствования правовой основы управления финансами в Российской Федерации………………………………………….20

Система органов управления финансами в Российской Федерации

Характеристика и ключевые функции органов управления финансами на федеральном уровне и на уровне хозяйствующих субъектов.........................22

Современные направления совершенствования системы управления финансами бюджетной сферы…………………………………………………31

Заключение………………………………………………………………….…...34

Список использованной литературы………………………………………..37

Приложения


Введение

Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Система управления финансами в современной экономике имеет определяющее значение для ее функционирования и развития. Сложившаяся к настоящему времени российская система управления финансами получила развитие в процессе экономических реформ перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. В планово-централизованной экономике управление финансами осуществлялось директивно-административными методами. Проблемы финансового рынка не возникало, поскольку как такового его вообще не было. Хотя некоторые элементы этого рынка все же существовали - выпускались государственные займы, функционировали сберегательные кассы для населения и некоторые другие. Но они не оказывали существенного воздействия на деятельность финансовой сферы и самой экономики.

Между тем цивилизованная рыночная экономика не может успешно и стабильно функционировать и развиваться без хорошо отлаженной, управляемой финансовой системы и регулируемого финансового рынка. Финансовая система и финансовый рынок функционируют на базе реальной экономики, производящей материальные и духовные блага. Они в то же время обслуживают и определяют условия деятельности самой реальной экономики. Поэтому в рыночной экономике управление финансами приобретает исключительно важное значение. Финансовые (денежные) пропорции определяют материально-вещественные пропорции, распределение реальных, т.е. материальных и нематериальных, ресурсов, воздействуют на структурную перестройку, ставят благосостояние населения в зависимость от результатов экономического роста. Следовательно, после того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Целью курсовой работы является изучение сущности и механизма управления финансами РФ, его экономического и законодательного базиса, а также рассмотрение проблем его функционирования и определение перспектив его развития.

Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

- определить, что представляет собой система управления финансами, обозначить ее роль и место в системе управления экономическими отношениями;

- охарактеризовать базовые функции управления финансовой системой;

- рассмотреть состав и структуру органов управления финансами, их эффективного взаимодействия в системе управления;

- выявить задачи и функции государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность;

- дать характеристику основным правовым актам, обеспечивающим правовое поле финансовой системы;

- отметить основные проблемы совершенствования правовой основы управления финансами в РФ;

- показать направления перестройки системы управления финансами бюджетной сферы, осуществляемой в настоящее время.

Основными информационными источниками при написании данной работы являются труды отечественных ученных Заслуженного деятеля науки РФ, д. э. н., проф., академика РАЕН - Поляка Г.Б., Заслуженного деятеля науки РФ, д. э. н., проф. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В., проф. Романовского М.В., проф. Врублевской О.В., проф. Сабанти Б.М., проф. Белоглазовой, к.э.н., проф. Нешитой и др.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

1.1. Сущность, роль и задачи управления финансами в системе управления экономическими отношениями

Экономическое развитие общества представляет собой много­фак­тор­ный и противоречивый процесс, в основе которого заложена эволюция про­из­водительных сил и производственных отношений, происходившая, как пра­вило, на основе расширенного воспроизводства. На процесс общест­вен­ного воспроизводства, с одной стороны, влияет множество факторов: коли­чест­во и качество материальных, финансовых, трудовых ресурсов, предпри­ни­мательские способности субъектов хозяйствования, ускорение научно-техни­ческого прогресса, степень развития рыночных отношений и другие фак­торы. Но с другой стороны, этот процесс представляет собой конфлик­т­ное взаимодействие и противоборство различных сил природного и общест­вен­ного характера, которые в совокупности создают объективные условия для проявления различного рода непредвиденных событий, нарушающих усло­вия функционирования и развития экономики в целом и отдельных субъек­тов хозяйствования, что влияет на финансовые показатели их дея­тель­ности и обусловливает необходимости регулирования финансовых от­но­ше­ний между ними. В целях поддержания стабильности финансового поло­же­ния государства, финансовой устойчивости субъектов хозяйствования ис­поль­зуются различные инструменты регулирования финансово-хозяйст­вен­ной деятельности организаций, распределения и перераспределения средств меж­ду уровнями бюджетной системы государства. [18, c.64]

Для обеспечения непрерывного и бесперебойного воспроиз­вод­ствен­ного процесса органы государственной власти и местного самоуправления и субъек­ты хозяйствования применяют и различные инструменты финансового меха­низма для воздействия на финансовые отношения с целью сохранения стабиль­ности финансово-хозяйственной деятельности в складывающихся усло­виях, т.е. управляют финансовыми потоками как на макроуровне, так и в рам­­ках отдельной организации. При этом под управлением понимается сово­купность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для дости­жения поставленной цели или определенного результата.

Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разно­образ­ные виды финансовых отношений, то управление представляет собой про­цесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финан­совых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъек­тов хозяйствования, целей и задач их деятельности. [18, c.64]

Цель управления финансами — обеспечение устойчивости и финансовой независимости, проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, а в итоге в росте благосостояния населения.

В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выде­ляют объекты и субъекты управления. Объектами управления (то, что подлежит управлению) выступают разнообразные виды финансовых отно­шений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием субъектами хозяйствования и государством. [16,с.110]

В целом это государственные и муниципальные финансы; финан­сы организаций. В частности, это бюджеты, государственные внебюджетные фон­ды, государственный кредит, страховые фонды, фонд оплаты труда, резерв­ный фонд, уставный фонд и др. [15, с.57]

Субъектами управления являются те организационные структуры, кото­рые осуществляют управление. [16, с.110] На макроуровне к таким структурам относятся органы государственной власти, органы мест­ного самоуправления и другие участники бюджетного процесса, осу­щест­вля­ющие управление государственными и муниципальными финансами. В ком­мер­ческих и некоммерческих организациях управление финансами осущест­в­ляют финансовые управления, отделы или службы. Структура органов управ­ле­ния финансами организации зависит от ее размера (холдинг, среднее, ма­лое предприятие и т.д.), вида деятельности (страховая, инвестиционная, бан­ков­ская деятельность и др.), а в ряде случаев от организационно-право­вой формы (например, бюджетное учреждение, унитарное предприятие).[18,с. 66]

Элементы системы управления финансами представлены на рисунке 1.

Рис.1. Элементы системы управления финансами


1.2. Состав и структура органов общего управления системой финансов

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управ­ление финансами, называется органами управления финансами.

Деятельность этих органов характеризуется многоаспектностью и боль­шой сложностью, поскольку объектом управления финансами высту­па­ют финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресур­сов, составляющие сферы и звенья финансовой системы государства, т.е. каж­дая сфера и звено финансовой системы является объектом управления финан­сами.[18, c.66]

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления.

Президент РФ определяет цели финансовой политики, подписывает бюд­жетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, при­нятое Федеральным Собранием РФ.

Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает Феде­раль­ный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный ко­декс РФ, Налоговый кодекс РФ) и др.

Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, выступает как коорди­нирующий центр управления финансами. [19, c. 51]

4. Министерство финансов РФ (Минфин России) — центральный орган, осуществля­ющий реализацию финансовой политики. Оно обеспечивает единст­во финансовой, денежно-кредитной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Косновным функциям Минфина России относятся следующие:

- внесение предложений по формированию финансовой политики;

- проведение мероприятий по реализации финансовой политики;

- разработка проектов законов, регулирующих и регламентирующих финансовые отношения;

- осуществление методического руководства в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;

- организация разработки федерального бюджетного плана;

- участие совместно с Министерством экономического развития РФ (Минэкономразвития России) в разработке баланса финансовых ресурсов страны; и др.

На Минфин России и Федеральное казначейство возложены обязанности по организации исполнения федерального бюджета, проведению меропри­ятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назна­че­нию. Минфину России предоставлены большие права: получать от ми­нистер­ств, федеральных служб, агентств, организаций, учреждений мате­риа­лы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана; огра­ни­чи­вать и приостанавливать бюджетное финансирование в случае нарушения финансовой дисциплины; проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций; и др. [19, c.53]

Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и других платежей. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества). Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Система Банка России является важным органом по реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Банк России осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

Счетная палата РФ контролирует выполнение финансового законодательства и движение федеральных денежных средств. Она независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ. [21, c.29]

Проведение финансовой политики в субъектах РФ, их административно-территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие финансовые учреждения. [19, c.54]

Проводимая в настоящее время административная реформа, направленная на повышение эффективности государственного управления, существенным образом изменяет содержание и структуру управления государственными финансами и, прежде всего, за счет оптимизации и сокращения функций, выполняемых (регулируемых) государственными финансовыми институтами.


1.3.Базовые функции управления финансовой системой

Содержание процесса управления финансами раскрывается в следу­ющих функциональных элементах, к которым относятся финансовое плани­ро­вание и прогнозирование, оперативное управление и финансовый контроль.

Финансовое планирование и прогнозирование используется для науч­ного обоснования текущего и перспективного развития экономики, изме­не­ний в конкретном периоде темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйство­вания, обеспечивают необходимый предварительный контроль за образо­ванием и использованием финансовых ресурсов.

В ходе финансового прогнозирования исследуется возможное сос­то­яние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответ­ствующих финансовых планов, обосновываются показатели соответ­ст­вующих финансовых планов, определяются реально возможный объем моби­лизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направ­ле­ния использования. Система финансовых прогнозов способствует выработке финансо­вой концепции развития страны или субъекта хозяйствования, поскольку широко используется на макро- и микро- уровнях как инструмент науч­ного предвидения, вариантного анализа получения дополнительной инфор­мации при выработке решений. Финансовые прогнозы позволяют орга­нам управления финансами наметить разные варианты развития финансовой сис­темы, предвидеть формы и методы реализации финансовой политики.

На основе показателей финансовых прогнозов осуществляется финансовое планирование с целью научного обоснования движения финансовых ресурсов и изменения соответствующих финансовых отношений на определенный период. Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. В ходе планирования субъекты хозяйствования и органы государственной власти и местного самоуправления оценивают свое финансовое состояние, выявляют возможности увеличения объема финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. [18, c.67]

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления заключается в рациональном использовании финансовых ресурсов с целью улучшения хозяйственной деятельности. [16, с. 111]

В период становления рыночной экономики возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества особенно возрастает вследствие высо­кой степени стихийности рынка, основанного на свободной конку­рен­ции. В этих условиях и субъекты хозяйствования, и субъекты власти могут ре­шать определенные задачи общественного развития, будучи уверенными, что средства производства, предметы труда, население материально защи­ще­ны от любых случайностей.

Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятель­нос­ти органов государственной власти, органов местного самоуправления и фи­нан­совых служб организаций по сбору и анализу информации о действи­тельном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности при­нятых управленческих решений. В ходе финансового контроля осу­ществ­ляется сопоставление текущих и плановых финансовых показателей, провер­ка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценивается пра­вомер­ность действий финансовых работников и руководителей орга­ни­за­ций, министерств и ведомств, непосредственно участвующих в распре­де­ле­нии финансовых средств на соответствующем уровне управления. Таким обра­зом, с переходом к рыночным отношениям изменилась цель финансо­вого контроля – от контроля за выполнением плана в условиях центра­ли­за­ции плановой экономики к контролю за соблюдением законодательства.

Управление финансами можно также классифицировать по характеру и пери­оду управления, в соответствии с которыми различают стратегическое (об­щее) и оперативное управление финансами.

Стратегическое управление финансами осуществляется высшими орга­на­ми законодательной и исполнительной власти (Президентом РФ, Прави­тельством РФ, Федеральным собранием РФ) в процессе осуществления опре­деляются источники и размеры финансовых ресурсов, которые должны обес­печить воспроизводство в тех пропорциях, которые были заложены в соответ­ствии с основными направлениями финансовой политики, устанав­ли­ва­ется оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами органов госу­дарственной власти и местного самоуправления и субъектов хозяйство­ва­ния: выявляются наиболее эффективные направления использования финан­совых ресурсов и резервы их роста.

Оперативное управление финансами осуществляется министерствами, служ­бами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно участву­ющими в реализации финансовых планов на централизованном и децентра­лизованном уровнях. [18, с.68]

Рыночные условия хозяйствования обусловливают необходимость пере­смотра действовавшего в советское время механизма управления финан­сами на макро- и микро-уровнях, разработки принципиально новых методов управ­ления финансами, которые должны обеспечить финансовую само­стоя­тельность административно-территориальных образований на территории РФ, финансовую устойчивость субъектов хозяйствования, их инвести­цион­ную активность и создать другие необходимые условия для устойчивого и стабиль­ного развития экономики и ее дальнейшего роста.


ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

2.1. Правовое оформление финансовых отношений

Для успешного проведения финансовой политики, эффективной реали­за­ции финансового механизма и механизма управления финансами большое зна­че­ние имеет правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйство­вания и органов государственной власти и органов местного само­управления.

Роль финансового права значительно возрастает и в связи с переходом в на­шей стране от административно-командной системы управления к рыноч­ной. Кроме того, кардинальное изменение государственного устройства, построе­ние федеративных отношений между органами власти непосредст­вен­но влияют на состав финансовой системы нашего государства, что дик­ту­ет необходимость переосмысления ранее существовавших юридических норм, регулирующих финансовые отношения, и создания нового финансо­вого законодательства.

Установление и применение к финансовым отношениям соответст­ву­ющих новым условиям ведения финансово-хозяйственной деятельности норм финансового права, означающих установление четких правил орга­ни­за­ции этих отношений, позволяет эффективно управлять финансами органов влас­ти и субъектов хозяйствования, защищать экономические интересы субъек­тов финансовых отношений и обеспечивает строгую финансовую дисцип­лину.

Финансовое право тесно связано с другими отраслями права: часть финан­совых отношений регулируется нормами гражданского права (напри­мер, вопросы формирования, распределения и использования финансовых ресур­сов организаций различных организационно-правовых форм, распре­де­ле­ния финансовых полномочий между участниками организации, состава госу­дарст­венной и муниципальной казны и проч.) и административного права (административные штрафы).

Таким образом, финансовое право представляет собой совокупность юри­дических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе обра­зо­вания, распределения и использования денежных фондов органов госу­дарст­венной власти и органов местного самоуправления, а также субъек­тов хозяйствования, необходимых для реализации возложенных на них функ­ций и выполнения, стоящих перед ними задач. [21, c.22]

Предметом финансового права являются финансовые отношения, связан­ные с функционированием как бюджетов органов государственной влас­ти и местного самоуправления и бюджетов государственных внебюд­жет­ных фондов, так и денежных фондов субъектов хозяйствования, а также отно­ше­ния, в которых государство и муниципальные образования участия не прини­мают, но которые влекут увеличение имущественной основы налого­об­ло­жения, препятствуют сокрытию доходов и легализации части доходов, полу­чен­ных противоправным путем. [21, c.5]

В зависимости от субъектов финансового права отношения, регу­ли­ру­емо­го его нормами, можно разделить на следующие группы: между РФ, ее субъек­тами и местным самоуправлением при разграничении доходных и расход­ных полномочий; между финансовыми, налоговыми органами и ЮЛ, ФЛ по поводу формирования доходной части бюджета; между бюджетными учреж­дениями и их собственниками – органами государственной власти и мест­­ного самоуправления при формировании уставного фонда, дохода, ответствен­ности по обязательствам и т.д.

В целях управления государственными финансами, регулирования финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования и доходов населения субъекты власти используют финансово-правовые акты, которые представляют собой результат правотворчества органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию, и содержат соответствующие правовые нормы по рассматриваемому вопросу.

Используемые в ходе управления финансами финансово-правовые акты весьма многообразны и классифицируются по различным признакам. По юридической силе эти акты подразделяются на законы и подзаконные акты; по уровню власти – на правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления; по степени регулирования сфер и звеньев финансовой системы – на финансово-правовые акты, которые применяются для управления финансовыми отношениями в каждой сфере финансовой системы (Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ), и правовые акты, регулирующие финансовые отношения в отдельной сфере или звене финансовой системы. [18, с.75]


Характеристика основных правовых актов, обеспечивающих правовое поле финансовой системы

Основным звеном, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяется федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем РФ трех самостоятельных уровней и влияет на принципы их построения. Кроме того, нормы непосредственно регулирующие финансовые отношения, содержатся в ст.8 Конституции РФ, закрепляющей принцип единства экономической системы РФ; в ст. 35 – право частной собственности; ст. 71-73 определяют предметы ведения РФ и ее субъектов, в т.ч. и в сфере финансовых отношений. В Конституции РФ устанавливаются правовые основы деятельности Президента РФ, органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти и местного самоуправления в бюджетном процессе.

Нормы Бюджетного кодекса РФ регулируют финансовые отношения, возникающие в процессе функционирования бюджетной системы РФ, формирования доходов бюджетов всех ее уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов и расходования их средств, в ходе реализации межбюджетных отношений, осуществления бюджетного процесса на территории РФ и применения мер ответственности к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Нормы Налогового кодекса РФ регулируют отношения по установлению, взиманию налогов и сборов на территории РФ, отношения в области налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

В сфере государственных и муниципальных финансов правовой основой управления финансовыми отношениями являются федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты (решения) представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения соответственно на территории РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Среди наиболее важных финансово-правовых актов в этой сфере следует отметить ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, ФЗ от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ от 25.09.1997 №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления», ФЗ от 15.08.1996 №115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ», ФЗ от 15.08.1996 №115-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ФЗ от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и др.

Кроме финансового законодательства, важное место в системе правового регулирования финансовых отношений в сфере государственных и муниципальных финансов занимают указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные нормативно-правовые акты – приказы, письма и инструкции федеральных министерств, служб и агентств, органов исполнительной власти регионального уровня и органов местного самоуправления по финансово-бюджетным вопросам.

Указы Президента, как правило, содержат поручения органам государственной власти по разработке нормативных актов, определяют порядок их обработки и основные направления деятельности этих органов в сфере финансов (например, Указ Президента РФ от 20.05.2004 №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»).

На основании постановлений Правительства РФ осуществляется правовое регулирование процесса управления государственными финансами со стороны высшего органа исполнительной власти в РФ, который в соответствии с Конституцией РФ обеспечивает проведение единой финансовой и налоговой политики. К примерам наиболее значимых из них в настоящее время относятся Постановление Правительства РФ от 20.05. 1998 №463 «О программе пенсионной реформы в РФ», Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 №584 «О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г.», Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 №249 «О мерах по повышению результативности бюджетной расходов».

Ведомственные нормативные акты также играют важную роль в управлении государственными и муниципальными финансами, т.к. позволяют осуществлять государственное правовое регулирование финансовых отношений в различных отраслях экономики, между распорядителями и получателями бюджетных средств. При этом правовому регулированию подлежат все составляющие процесса управления финансами – прогнозирование и планирование источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов на макроуровне, управление исполнением бюджетов и порядок проведения финансового контроля за деятельностью государственных исполнительных органов местного самоуправления. К указанным нормативным актам относятся, прежде всего, приказы, письма и инструкции Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, органов Федерального казначейства, Центрального банка РФ, Счетной палаты РФ, органов управления государственными и социальными внебюджетными фондами.

В сфере финансов субъектов хозяйствования правовые основы управления финансами регулируются нормами Гражданского кодекса РФ, определяющими правила организации финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования всех организационно-правовых форм; федеральными законами об АО, ГУП, МУП, ООО; финансовым законодательством и ведомственными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения по мобилизации субъектами хозяйствования дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке. [18, c.76-77]

Совокупность всех финансовых правовых актов, источников финансового права, которая составляет правовую основу управления финансами в РФ, представлена в приложении 1.


Основные проблемы совершенствования правовой основы управления финансами в Российской Федерации

Эффективность управления финансами во многом зависит от качества действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Поэтому во всех странах правовыми вопросами регулирования экономики государства уделяется повышенное внимание. В конституциях некоторых государств (например, в Бельгии, Германии, Швеции) в отдельный раздел выделяются финансовые вопросы – финансовая конституция.

В Российской Федерации современное финансовое право проходит новый виток в своем развитии, не все финансовые отношения получили четкую, правовую регламентацию, что на практике приводит к применению в ряде случаев директивного управления финансами, а не управления посредством закона. Вместе с тем многие действующие юридические нормы, в том числе относящиеся к финансовому праву, еще недостаточно совершенны по ряду причин, к которым относятся:

противоречия между федеральным и региональным (муниципальным) законодательством, что, с одной стороны, приводит к сепаратистским тенденциям в построении финансовых отношений между субъектами власти разных уровней бюджетной системы РФ, а с другой — к ущемлению интересов субъектов РФ и муниципальных образований в федеральном законодательстве (например, до сих пор отсутствует четкое разграничение доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ);

противоречия между отдельными законами и ведомственными нормативно-правовыми актами, порождающие их неоднозначное толкование;

формальный характер научной экспертизы принимаемых проектов законов и нормативно-правовых актов в финансовой сфере;

наличие законов и нормативно-правовых актов, которые не исполняются в течение ряда лет из-за отсутствия финансовых ресурсов для их реализации;

нечеткие формулировки в нормативных документах, порождающие необходимость их уточнения и дополнения;

сложный, псевдонаучный язык нормативных документов;

несвоевременное принятие и опубликование в печати законов и подзаконных нормативно-правовых актов по финансовым вопросам.

Решение указанных проблем в области финансового права позволит обеспечить стабильность развития экономики нашего государства, повысить финансовую устойчивость субъектов хозяйствования, усилить действенность финансового контроля за деятельностью органов власти и отдельных организаций и укрепить финансовое положение государства. [18, c.80]

На современном этапе развития остается острой необходимость дальнейшего совершенствования структуры аппарата управления финансами, которая связана с изменением проводимого до августа 1998 г. экономического курса в стране, повышением роли финансовой системы в экономическом и социальном развитии. В основе совершенствования управления финансовыми отношениями должна быть активация финансовой политики. В частности, это связано с улучшением системы налогообложения, повышением ее влияния на развитие экономики, внедрением долговременных финансовых нормативов, экономических методов управления. [16, c.118]

Совершенствование управления финансами вызвано также расширением финансовой самостоятельности субъектов РФ, возрастанием значения территориальных и местных финансовых органов в реализации финансовой политики.


ГЛАВА 3. СИСТЕМА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Характеристика и ключевые функции органов управления финансами на федеральном уровне и на уровне хозяйствующих субъектов

На федеральном уровне непосредственное управление финансами осу­ществ­ляется Министерством финансов РФ иучреждениями, входящими в его систему: Федеральной службой по финансовому мониторингу, Феде­раль­ной налоговой службой, Федеральной службой финансово-бюджетного над­зо­ра РФ, Федеральной службой страхового надзора, функционально-отрас­ле­вы­ми подразделениями исполнительных органов. [17, c.545]

Рис. 2. Федеральные службы, подчиненные Министерству финансов РФ

Министерство финансов РФ (Минфин России) является федеральным орга­ном исполнительной власти и его основными задачами являются: выра­бот­ка государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфе­ре бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятель­нос­ти, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драго­цен­ных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определение тамо­жен­ной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирование средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, орга­ни­за­ция и проведение лотерей, азартных игр, производства и оборота защи­щен­ной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной служ­бы, противодействие легализации доходов, полученных преступным пу­тем, и финансированию терроризма.

Среди основных функций Минфина России в соответствии с указанными зада­чами можно назвать:

разработку проектов законов по вопросам развития бюджетной сис­те­мы, основ бюджетного процесса, разграничения бюджетных полномочий меж­ду РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления;

разработку проектов законов в области налогообложения, а также форм доку­ментов, учета и отчетности, связанных с их реализацией;

разработку проекта закона о федеральном бюджете и организацию его испол­нения, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

координацию бюджетной и денежно-кредитной политики;

управлением государственным долгом РФ и эмиссию государственных цен­ных бумаг от имени РФ;

ведение книги учета государственных долгов и регистрации эмиссии госу­дарственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных образований;

разработку нормативных актов в области бухгалтерского учета и состав­ления финансовой отчетности.1

Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 №185 «Вопросы Ми­нистер­ства финансов РФ» определяет, что оно осуществляет свою деятель­ность непосредственно и через территориальные органы федерального казначейства.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является Феде­раль­ным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществля­ющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функ­ции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслу­жи­ва­нию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и те­ку­щему контролю за ведением операций со средствами федерального бюд­жета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств феде­рального бюджета, также осуществляет управление и обслуживание сов­местно с ЦБ РФ государственного долга РФ, сбор, обработку и анализ инфор­­мации о состоянии государственных финансов, предоставление выс­шим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управ­­ления РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ и состо­­янии бюджетной системы России.2

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным орга­­ном исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и над­­зору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правиль­­ностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответ­ству­ющий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных зако­но­­дательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевре­мен­­ностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных пла­тежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спирто­содер­жащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валют­ного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов. ФНС Рос­сии является уполномоченным федеральным органом исполнительной влас­ти, осуществляющим государственную регистрацию ЮЛ, ФЛ в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а так­же уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обес­пе­чивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкрот­ства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денеж­ным обязательствам.3

Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела):

принимает решения о выдаче лицензий и квалификационных аттестатов;

ведет единый государственный реестр субъектов страхового дела;

осуществляет контроль за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства;

получает, обрабатывает и анализирует отчетность, представляемой субъектами страхового дела;

выдает предписания субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

обращается в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации страхового субъекта;

обобщает практику страхового надзора, разрабатывает и представляет предложения по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.4

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля:

проводит ревизии и проверки правомерности и эффективности исполь­зо­вания средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фон­дов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собствен­ности, на территории РФ и за рубежом, а также мероприятия по преду­преж­де­нию, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансо­во-бюджетной сфере;

контролирует соответствие проводимых в РФ резидентами и нерезиден­тами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных опе­раций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, соблю­де­ние ими требований актов валютного регулирования и валютного контроля;

формирует единую информационную систему контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.5

Федеральная служба по финансовому мониторингу является Феде­раль­ным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противо­действию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступ­ным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти:

осуществляет контроль и надзор за выполнением ЮЛ и ФЛ требований законо­дательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмы­ванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терро­ризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;

формирует и ведет федеральную базу данных, а также обеспечивает методо­логическое единство и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;

обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи и иной конфиденциальной информации;

создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности.6

Минэкономразвития России является федеральным органом испол­ни­тель­ной власти, осуществляющим функции по выработке государственной поли­тики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прог­но­зи­рования социально-экономического развития, развития предпри­ни­ма­тельской деятельности, в т.ч. среднего и малого бизнеса, внешне­экономической деятельности (за исключением внешней торговли), иму­щест­вен­ных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздо­ров­ле­ния организаций, оценочной деятельности, земельных отношений (за исклю­чением земель сельскохозяйственного назначения), государственного ка­дастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового уче­та и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, госу­дарственного мониторинга земель (за исключением земель сельско­хозяйствен­ного назначения), государственной регистрации прав на недви­жи­мое имущество, геодезии и картографии, государственной статистической деятель­ности, инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, форми­рования межгосударственных и федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, разра­бот­ки и реализации программ социально-экономического развития РФ, соз­да­­ния и функционирования особых экономических зон на территории РФ, уп­рав­ления государственным материальным резервом, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, осуществляет регулирование оценочной деятель­нос­ти. 7

Федеральная служба по финансовым рынкамявляется федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию норма­тивных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рын­ков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности): само­стоятельно принимает нормативные правовые акты по утверждению стан­дартов эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, госу­дарственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного вы­пуска) эмиссионных ценных бумаг; регистрирует выпуски эмиссионных цен­ных бумаг, а также проспекты ценных бумаг; контролирует порядок прове­дения операций с денежными средствами или иным имуществом, совер­шаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в це­лях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученные преступ­ным путем и др. 8

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) принимает норма­тивные правовые акты в сфере защиты конкуренции на рынке финан­со­­вых услуг; определяет наличие доминирующего положения финансовых орга­низаций на финансовых рынках. Руководство ФАС России осуществляет Правительство РФ.9

Управление финансами на региональном уровне.

Высшие органы законодательной власти субъектов РФ утверждают зако­ны в области финансов в рамках своей компетенции (о введении регио­наль­ных налогов и сборов в соответствии с перечнем, установленным налоговым законо­дательством РФ, о бюджете субъекта РФ на соответствующий финан­со­вый год и отчете о его исполнении, о бюджете территориального фонда обяза­тельного медицинского страхования и отчете о его исполнении, о мерах государ­ственной финансовой поддержки организаций и отраслей региональной экономики и др.)

Высшие органы исполнительной власти субъектов РФ ответственны за выра­ботку финансовой политики региона, составление проекта бюджета субъекта РФ и организацию его исполнения. В составе администраций субъектов РФ создаются специализированные финансовые органы: ми­нистерства финансов (в республиках, а также некоторых краях и областях), депар­таменты финансов, комитеты по финансам и бюджету, финансовые управ­ления и т.п. Их функции сходны с функциями Министерства финансов РФ, но в пределах исполнительных органов субъектов РФ. К основным функ­циям относятся: разработка региональной финансовой политики, непо­сред­ственная разработка проектов региональных бюджетов, организация их испол­нения, разработка программ государственной финансовой поддержки отдель­ных отраслей и организаций региона, осуществление государственных заимство­ваний субъектов РФ. [18, c.86]

Управление финансами на местном уровне.

Представительные органы местного самоуправления принимают реше­ния об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, прини­ма­ют решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению муни­ципальных образований. Исполнительные органы местного самоуправления ответ­ствен­ны за разработку муниципальной финансовой политики, в т.ч. долго­вой, составление и исполнение местного бюджета. В их сос­таве действуют местные финансовые или финансово-казначейские орга­ны. Органы управления финансами в коммерческих организациях.

Управление финансами в коммерческих организациях осуществляется выс­шими органами управления (например, для АО это собрание акцио­не­ров), которые определяют финансовую стратегию организации, утверждают фи­нансо­вые планы, отчеты об их исполнении. Непосредственно финансо­вы­ми потоками управляют руководство организации (совет директоров, гене­раль­ный директор) и специально созданные финансовые службы, они также разра­­батывают проекты финансовых планов, принимают решения о разме­ще­нии финансовых ресурсов в различные виды активов, осуществляют взаимо­действие с финансово-кредитными организациями. В небольших орга­ни­за­циях функции финансовых служб выполняют бухгалтерии. Для ком­мерчес­ких организаций, входящих в ФПГ, большое значение в управлении финан­сами имеют решения, принимаемые головной компанией этой группы, то же каса­ется крупных холдингов, не зарегистрированных как ФПГ. [18, c.88]

Органы управления финансами в некоммерческих организациях.

Состав органов управления финансами в некоммерческих организациях опре­де­ляется их организационно-правовыми формами и видом деятельности. Кро­ме руководителей таких организаций, решения по финансовым вопросам мо­гут принимать специально созданные попечительские советы, реви­зион­ные комиссии и др. Наибольшей спецификой управления финан­сами по срав­не­нию с другими некоммерческими организациями обладают бюд­жетные учреж­дения. Финансовые планы в виде смет доходов и расходов бюд­жетных учреж­дений утверждают главные распорядители и распорядители бюджет­ных средств, от решений которых во многом зависит финан­совое состояние учреж­дения. Главные распорядители и распорядители бюд­жетных средств факти­чески определяют структуру расходования бюд­жет­ных средств учреждениями, принимают решения о возможности полу­че­ния допол­ни­тель­ного финансирования за счет сдачи государственного и муници­пального иму­щества в аренду, а также утверждают сметы доходов и рас­ходов от предприни­мательской и приносящей доходы деятельности. Боль­шую роль в управле­нии финансами бюджетных учреждений и других неком­мер­ческих орга­ни­заций играют бухгалтерии, которые разрабатывают проек­ты смет, ве­дут бухгалтерский учет и составляют отчетность об исполнении смет дохо­дов и расходов. Бюджетные учреждения могут обслуживаться центра­лизованными бухгалтериями, создаваемыми при органе государствен­ной влас­ти или органе местного самоуправления. [18, c.89]

Совершенствование организации управления финансами, развитие пра­во­вой базы и использование современных информационных технологий - автоматизированных систем управления (АСУ) явля­ются основными направлениями обеспечения эффективности форми­ро­ва­ния и использования финансовых ресурсов во всех сферах финансовой сис­темы.


3.2. Современные направления совершенствования системы управления финансами бюджетной сферы


Основные направления совершенствования системы управления финан­сами бюджетной сферы изложены в проекте Программы повышения эффектив­ности бюджетных расходов на период до 2012 года.

В настоящее время сформированы основы современной системы управ­ле­ния государственными и муниципальными финансами на базе инфор­ма­цион­но-технологической инфраструктуры Федерального казначейства, обес­пе­­чивающей полный, достоверный и оперативный охват информации о денеж­ных потоках сектора государственного управления. Однако современ­ное состояние общественных финансов предъявляет новые требования к уров­ню предоставления информации в целях обеспечения единого инфор­ма­цион­ного пространства для повышения эффективности деятельности органов госу­дарственной власти и местного самоуправления и обеспечения публич­нос­ти результатов их деятельности.

Для этого на базе ресурсов Федерального казначейства предлагается соз­дать Единую интегрированную информационную систему управления го­су­дарственными финансами, которая:

обеспечит интеграцию информации о финансовой деятельности и финан­совом состоянии каждого публично-правового образования и создаст еди­ное информационное пространство, позволяющее на основе обработки и ана­лиза значительных массивов данных повысить качество управления закуп­ками, персоналом, активами и обязательствами публично-правовых обра­зований;

создаст инструменты для взаимоувязки стратегического и бюджетного пла­нирования, определения плановых результатов бюджетных расходов и мони­торинга их достижения;

обеспечит единство процессов составления, исполнения бюджетов, бюд­жетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчет­ности публично-правовых образований («электронный бюджет»), в том чис­ле, позволит обеспечить оптимизацию межведомственного взаимо­дейст­вия;

позволит осуществить централизацию и обеспечить единство учета объек­тов государственной и муниципальной собственности, объектов капитальных вложений;

обеспечит прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

обеспечит механизмы общественного контроля за эффективностью и ре­зульта­тивностью деятельности публично-правовых образований путем публи­кации в открытом доступе информации о плановых и фактических результа­тах деятельности организаций сектора государственного управления, инфор­мации о стоимости предоставленных государственных и муни­ци­паль­ных услуг, в том числе, информацию в разрезе программ, услуг, объектов финанси­рования в натуральном и стоимостном выражении.

В рамках создания Единой интегрированной информационной системы управ­ления государственными финансами в частности потребуется создание сле­дующих информационных ресурсов и общероссийских реестров:

реестр организаций государственного сектора;

информационная база по Основным направлениям деятельности Правительства РФ, долгосрочным и ведомственным целевым программам;

информационная база государственных (муниципальных) заданий, ока­зы­ваемых услуг и деятельности государственных (муниципальных) учреждений;

реестры государственных или муниципальных контрактов, заклю­чен­ных по итогам размещения заказов; реестр государственных (муни­ципальных) служащих.

Для решения поставленных задач планируется реализовать следующие меро­при­ятия:

разработать Концепцию создания и внедрения Единой интегри­ро­ван­ной информационной системы управления государственными финансами и план мероприятий по ее реализации;

обеспечить проектирование Единой интегрированной инфор­ма­цион­ной системы управления государственными финансами как комплекса вза­имо­­­увязанных компонентов, обеспечивающих функционирование сис­те­мы: нормативное и методическое обеспечение, программного обеспечение, орга­ни­зационное обеспечение, информационно-технологическое обеспечение;

разработать нормативно-правовые акты и методические материалы для обес­­печения создания и централизованного ведения общероссийских реест­ров и информационных ресурсов, организации эффективного инфор­ма­цион­ного межведомственного взаимодействия;

обеспечить создание портала «Государственные и муниципальные финан­сы РФ» для обеспечения публичного доступа к информации.

Внедрение интегрированной системы позволит перейти на качественно но­вый уровень управления государственными финансами и обеспечит инстру­ментарием для принятия обоснованных управленческих решений с це­лью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.[14]

Таким образом, автоматизированные системы управления представляют ка­чествен­но новый шаг в совершенствовании управления экономикой и финан­сами. В целях повышения эффективности их функционирования требу­ют­ся меры по техническому оснащению работников финансовых служб, постоян­ное совершенствование системы управления.


Заключение

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.

Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.

Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления.

Государственное регулирование финансов в рыночной экономике играет ведущую роль. В то же время эта роль государства в регулировании финансов рыночной экономики принципиально отличается от функций государства в планово-централизованной экономике. Это обусловлено, с одной стороны, коренным отличием рыночной экономики, ее институциональной структуры, организации финансов и связей между хозяйствующими субъектами от планово-централизованной экономики, базирующейся главным образом на административных методах управления, а с другой стороны, принципиально иной организацией устройства государственной власти гражданского общества, когда в той или иной мере конституционно закреплено разделение ветвей власти: законодательной (представительной), исполнительной, судебной.

Глубокие экономические и политические преобразования, затронувшие все стороны жизнедеятельности страны, связанные с переходом России к рыночной системе хозяйствования, свободному развитию всех форм собственности при утверждении равенства прав хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых норм способствовали активному развитию финансового права и формированию законодательных основ регулирования финансовых отношений.

Система российского финансового права — это объективно обусловленное общественными финансовыми отношениями внутреннее его строение, единство и взаимосвязь финансово-правовых норм, расположение их в определенной последовательности. Эти нормы группируются в соответствующие правовые институты. Главный источник финансового права — Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации.

В современном гражданском обществе государственная организация управления финансами оказывается весьма сложной и требует для стабильности общественно-политической жизни определенного равновесия, сбалансированности взаимодействия между различными ветвями власти, в том числе и в части регулирования экономики и ее финансовой сферы.

Представительные органы и органы исполнительной власти общей компетенции всех уровней осуществляют функции в области финансовой деятельности наряду с другими своими функциями в пределах соответствующей территории. В их компетенцию входят общие финансовые вопросы, решение которых обеспечивает в целом жизнедеятельность Федерации или ее субъектов, а также административно-территориальных единиц местного уровня. Это, прежде всего утверждение бюджетов соответствующих уровней, установление налогов и сборов.

Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. Министерству финансов РФ подведомственны Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство.

Совершенствование организации управления финансами, развитие пра­во­вой базы и использование современных информационных технологий (автоматизированных систем управления) явля­ются основными направлениями обеспечения эффективности форми­ро­ва­ния и использования финансовых ресурсов во всех сферах финансовой сис­темы.


Список использованной литературы:

Конституция Российской Федерации. – М.: Изд-во Омега-Л, 2010.

Гражданский кодекс Российской Федерации – М.: Юрайт-Издат, 2009.

Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2008.

Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

Положение «О Министерстве финансов Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. №329

Положение «О Федеральном казначействе», утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 №669

Положение «О Федеральной налоговой службе», утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №506

Положение «О Федеральной службе страхового надзора», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330

Положение «О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора», утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 г. №278

Положение «О Федеральной службе по финансовому мониторингу», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2004 №307

Положение «О Министерстве экономического развития РФ», утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 №437

Положение «О Федеральной службе по финансовым рынкам», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №317

Положение «О Федеральной антимонопольной службе», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №331

Проект программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года

Климович В.П. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник. – 2-е изд., доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.

Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

Финансы: учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮГИТИ-ДАНА, 2008.

Финансы: Учебник. / Под ред. Грязновой А.Г., Маркиной - М.: Финансы и статистика – 2004.

Финансы и кредит: Учебник / Под ред. Проф. М.В, Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2006.

Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт-М, 2004.

Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: 1С, 2008.

Официальный сайт Министерства финансов РФ minfin/


Приложение 1

Правовая основа управления финансами в Российской Федерации


1 Положение «О Министерстве финансов Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. №329

2 Положение «О Федеральном казначействе», утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 №669

3 Положение «О Федеральной налоговой службе», утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №506

4 Положение «О Федеральной службе страхового надзора», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330

5Положение «О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора», утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 г. №278

6 Положение «О Федеральной службе по финансовому мониторингу», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2004 №307

7 Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 №437 «Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития РФ»

8 Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам»

9 Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»