Правовое обеспечение процедуры банкротства в Украине

Рефераты по хозяйственному праву » Правовое обеспечение процедуры банкротства в Украине

Содержание

1. Правовая природа отношений несостоятельности (банкротства)

2. Принципы отношений несостоятельности (банкротства)

3. Способы и приемы воздействия на участников отношений несостоятельности (банкротства)

4. Право несостоятельности — подотрасль хозяйственного права

Выводы

Список литературы
1. Правовая природа отношений несостоятельности (банкротства)

Период становления рыночных отношений в экономике Ук­раины сопровождается кризисом неплатежей взаимной задолжен­ностью хозяйствующих субъектов накоплением долгов. Правовой и экономической защитой от негативных последствий переходного периода в экономике является Закон Украины от 30.06.1999 г. №784-Х1У "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" (в дальнейшем — Закон).

Банкротство — всегда сопутствующий элемент рыночной экономики без которого не обходится и Украина.

На сегодняшний день в практике для обозначения одно­го и того же явления применяются два термина: несостоя­тельность и банкротство. Замещение одного термина другим возникло под влиянием законодательства и судебной прак­тики англоязычных стран где эти термины употребляются как омонимы. Но даже в законодательстве этих государств термин "банкротство" имеет узкое строго специальное зна­чение как частный случай несостоятельности. Банкротство — это виновное совершение должником уголовно наказуемо­го деяния.

Такую же позицию занимало в дореволюционное время и российское законодательство. По мнению юриста Г.Ф. Шершеневича под несостоятельностью следует понимать такое состояние имущества должника официально засвидетельствованное (уста­новленное в судебном порядке) которое дает основа­ние предполагать недостаточность его для покрытия всех долгов собственника. Такое положение вещей служит основанием кон­курсного производства т.е. порядка равномерного распределения имущества должника между всеми его кредиторами.

В современном законодательстве Украины конкурсное про­изводство в понимании Г.Ф. Шершеневича соответствует ин­ституту банкротства. Поэтому будет правильным если вместо термина "банкротство" будет употребляться термин "несостоятельность" так как он более верно отражает глубину рассмат­риваемых отношений.

Вопросы несостоятельности были предметом исследования Н.И. Титова В.В. Джуня Р.Г. Афанасьева А.М. Бирю­кова и др. При этом история становления законода­тельства о несостоятельности в Украине изучена достаточно хорошо. Кроме того авторы заострили свое внимание в ос­новном на проблемах совершенствования законодательства о несостоятельности. Что же касается правовой природы отноше­ний несостоятельности то этот аспект остался за пределами научных исследований.

Экономические вопросы отношений несостоятельности (бан­кротства) были исследованы учеными-экономистами: В.П. Ас­таховым И.А. Бланком Н.Ю. Возияновой О.О. Терещенко и др.

Между тем без научного осмысления сущности и характера отношений несостоятельности нельзя совершенствовать зако­нодательство.

Поэтому целями и задачами настоящего исследования яв­ляется предмет правового регулирования отношений несостоя­тельности. Для этого необходимо определить сущность отношений несостоятельности дать им общую характеристи­ку установить их отраслевую принадлежность отграничить их от подобных отношений смежных отраслей права. И наконец выделить признаки отношений несостоятельности и сформу­лировать понятие предмета их правового регулирования.

Действительно до 1992 г. Украина не знала правоотношений несостоятельности. Все вопросы неплатежеспособности разреша­лись на административном уровне или посредством гражданского или арбитражного судопроизводства. Специального правового ре­гулирования отношений несостоятельности не было.

В тех условиях когда сфера правового регулирования зауже­на когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений в обществе возникает угроза произво­ла хаоса непредсказуемости в тех областях человеческих отно­шений которые нужно и можно упорядочить с помощью права.

В этой ситуации необходимо регулировать правом возник­шие новые отношения. В сферу правового регулирования долж­ны входить те отношения которые имеют следующие признаки. Во-первых это отношения в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества так и интересы общесоциальные. Во-вторых в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения ин­тересов другого. В-третьих отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила признания обяза­тельности этих правил. В-четвертых эти отношения требуют соблюдения правил обязательность которых подкреплена дос­таточно действенной силой.

С другой стороны необходимо четко определить к какой отрасли права следует отнести возникшие новые отношения несостоятельности. Это позволит надлежащим образом и с боль­шим эффектом их регулировать.

Предмет является материальным критерием разграничения норм права по отраслям а метод служит дополнительным юри­дическим критерием так как он производен от предмета. Именно предмет обусловливает необходимость выделения той или иной отрасли а когда отрасль обозначается появляется и соответ­ствующий метод регулирования.

Какие элементы входят в предмет правового регулирова­ния что позволяет по таким признакам разграничивать одно­родные общественные отношения?

В структуру предмета правового регулирования входят сле­дующие элементы: субъекты; объекты регулируемых обществен­ных отношений; социальные факты способствующие возникновению соответствующих отношений; практическая деятельность людей. Предмет правового регулирования — это та сфера на которую распространяется право.

Кроме того отношениям попадающим в сферу предмета правового регулирования той или иной отрасли права прису­щи следующие черты:

·     жизненно важные для человека и его объединений отно­шения;

·     волевые целенаправленные (разумные) отношения;

·     устойчивые повторяющиеся и типичные отношения;

·     отношения поведенческие за которыми осуществляется внешний контроль (например юрисдикционными органами).

Как справедливо заметил С.С. Алексеев от содержания и характера предмета во многом зависят особенности содержания правового регулирования. Те или иные виды общественных от­ношений (например организационные имущественные властно-карательные) способны "принимать" не вообще пра­вовое регулирование а правовое регулирование строго опреде­ленных видов или в известном диапазоне таких видов что в принципе и предопределяет деление права на отрасли. На специ­фику правового регулирования влияют также элементы обще­ственных отношений — положение его субъектов особенности объектов и др. Только волевые общественные отношения могут быть охвачены предметом правового регулирования. Поэтому не­посредственным предметом правового регулирования выступает волевое поведение участников общественных отношений пове­дение через которое только и можно осуществлять стимулиро­вание или принуждение.

Отношения несостоятельности в своей основе имеют та­кой объект как денежное обязательство имеющее граждан­ско-правовую природу. Может ли это означать что отношения несостоятельности входят в предмет гражданско-правового ре­гулирования?

Основными чертами гражданских правоотношений явля­ются:

·     широкий круг участников гражданских правоотношений;

·     юридическое равенство участников гражданских право­отношений по отношению друг к другу их организационно-правовая и имущественная обособленность;

·     инициатива и диспозитивность участников в становле­нии и реализации гражданских правоотношений;

·     множество самых разнообразных объектов гражданских правоотношений;

·     специфика мер и особый исковый порядок защиты граж­данских прав а также характер гражданско-правовой ответствен­ности;

·     разнообразие оснований возникновения изменения и прекращения гражданских правоотношений именуемых юри­дическими фактами.

По мнению выдающегося юриста С.Н. Братуся решающим специфическим признаком имущественных отношений регули­руемых гражданским правом признаком действительно единым обобщающим охватывающим все эти отношения является не имущественно-распорядительная а просто имущественная са­мостоятельность субъектов. Согласно С.Н. Братусю в граж­данско-правовых отношениях находят свое закрепление имущественные отношения — поведение участников этих отно­шений по поводу вещей к которым они относятся как к своим либо как к находящимся в их владении и пользовании. Это пове­дение обеспечивается принудительной силой государства ста­новится содержанием обязанности и правомочия.

Кроме имущественных отношений в предмет гражданского права входят также и неимущественные отношения что есте­ственно накладывает свой отпечаток на характер этих отноше­ний. И здесь можно сфокусировать три общих признака гражданских правовых отношений.

Во-первых их участники равны как собственника и (или) товаропроизводители (в имущественных связях); как индиви­дуумы (в неимущественных отношениях). Такое равенство уча­стников базируется на одинаковой ценности их потребностей и интересов в гражданском обществе одинаковых подходах оцен­ки их временных и трудовых затрат; на возможности удовлетво­рения индивидуальных интересов единообразными способами сложившимися в общественной практике.

Во-вторых каждый участник гражданского общества об­ладает автономной волей. Он принципиально не зависит от воли других участников и властных структур в принятии решений и их осуществлении.

В-третьих участники отношений входящих в предмет граж­данско-правового регулирования обладают имущественной самостоятельностью. Под этим понимается не просто наличие или отсутствие имущества у лица а взаимно признаваемая воз­можность иметь имущество в собственности доходы пенсии пособия и т.п. Это качество учитывается в первую очередь в имущественных отношениях. Но оно предполагается и в неиму­щественных. Даже при охранительном воздействии на конф­ликтную ситуацию при нарушении личного блага например при защите деловой репутации возможность возмещения мо­рального вреда определяется презюмируемой имущественной самостоятельностью субъекта.

В отношениях несостоятельности может отсутствовать иму­щественный элемент. Это в частности отношения по самоуп­равлению кредиторов где их права зависят от размера их денежных требований. Иными словами в зависимости от раз­мера своего денежного требования кредитор имеет соответству­ющее право голоса которое используется при принятии решения. Причем решения такого большинства могут приниматься воп­реки воле меньшинства. В этой ситуации имеет место неравное положение участников правоотношений. С другой стороны при банкротстве некоторых категорий субъектов предприниматель­ской деятельности в качестве участников выступают органы местного самоуправления центральные органы исполнитель­ной власти государственные органы по вопросам чрезвычай­ных ситуаций охраны природы и ядерной безопасности по делам надзора за страховой деятельностью и т.д.

Значит ли это что отношения несостоятельности состав­ляют предмет административного права?

Предмет административного права составляет широкий комплекс общественных отношений которые возникают в связи с реализацией функций государственной исполнительной вла­сти управляющей обществом. При этом административному праву присущи определенные границы правового регулирова­ния — сфера деятельности органов государственной исполни­тельной власти а также выполнение органами местного самоуправления делегированных государством функций испол­нительной власти.

Отношения составляющие предмет административного права имеют следующие черты:

·     возникают только в результате государственно-управлен­ческой (властной) деятельности;

·     обязательное участие в них исполнительно-распоряди­тельного органа государства;

·     всегда являются следствием осведомленной целенаправ­ленной волевой деятельности от имени государства.

Отношения подпадающие в сферу правового регулирова­ния административного права в частности возникают между:

·     органами государственного управления и подчиненны­ми предприятиями учреждениями и организациями;

·     органами государственного управления и не подчинен­ными им предприятиями учреждениями и организациями.

Административно-правовая концепция исходит из того что административно-правовые нормы регулируют управлен­ческие отношения в сферах хозяйственной деятельности. В свя­зи с этим необходимо заметить что основными условиями отнесения общественных отношений к управленческим состав­ляющим предмет административного права являются:

·     участие в них соответствующего органа исполнительной власти либо его представителя;

·     связь с осуществлением исполнительной власти.

В отношениях несостоятельности взаимно переплетаются имущественные и организационные отношения. С одной сторо­ны основная цель кредиторов состоит в погашении их денеж­ных требований с другой — для реализации своей цели кредиторам необходимо образовать комитет (сообщество) ко­торый будет выступать от имени всех. Следовательно такого рода отношения имеют отличия от предмета гражданского и административного права. И вполне закономерен вопрос о воз­можности вхождения отношений несостоятельности в предмет хозяйственного права.

Один из основоположников хозяйственного права В.В. Лап­тев утверждал что нормами хозяйственного права регулируют­ся как отношения по руководству хозяйством так и отношения возникающие при осуществлении хозяйственной деятельности. Такие отношения складываются при осуществлении хо­зяйственной деятельности (отношения по горизонтали) и при руководстве ею (отношения по вертикали хозяйственно-уп­равленческие отношения) между организациями а также между их подразделениями и организацией в целом (внутрихозяйствен­ные отношения).

В.В. Лаптев классифицировал хозяйственные отношения по объекту и субъектам. По объекту он выделял две группы хозяйственных отношений: связанные с осуществлением хозяйственной деятельности (правоотношения по горизонтали) и с руководством хозяйственной деятельности (правоотноше­ния по вертикали). По субъектам такие отношения классифи­цируются на правоотношения между хозяйственными органами и правоотношения складывающиеся внутри хозяйственных органов (внутрихозяйственные правоотношения).

Хозяйственные отношения как предмет регулирования со­стоят из двух элементов — организационного (организация про­изводства обмена) и имущественного. Совокупность хозяйственных отношений которые возникают между хозяй­ствующими субъектами их контрагентами органами управле­ния в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности (производства и реализации продукции выпол­нения работ оказания услуг) составляет предмет хозяйствен­ного права.

Г.Л. Знаменский указывает на особенности хозяйственных отношений. Сочетание вертикальных и горизонтальных связей укрепляет хозяйственные отношения. Возможность такого сочета­ния и тем самым возможность единства хозяйственных отноше­ний создается тем что каждая из этих связей (вертикальная или горизонтальная) не является "чистой": она содержит в себе эле­менты другой связи. Если пользоваться другой терминологией то можно сказать что частные (горизонтальные) отношения вклю­чают в себя определенное публичное (вертикальное) начало. То же самое можно сказать и о публичных вертикальных отношениях — в них учитывается частное начало (частный интерес).

Из приведенных понятий предметов гражданского админи­стративного и хозяйственного права возникает вопрос: предме­том какой отрасли права являются отношения несостоятельности (банкротства)?

Так В.С. Щербина считает что институт банкротства — это институт хозяйственного права В.В. Джунь — что это подотрасль а Н.И. Титов полагает что институт банкрот­ства — это комплексный институт. Однако аргументов в пользу таких выводов авторы не приводят.

Только на основании анализа правовой природы отношений несостоятельности можно подтвердить или опровергнуть приведенные выводы.

Отношения несостоятельности возникают вследствие непла­тежеспособности хозяйствующего субъекта. Доктрина неплатежес­пособности построена на факте приостановления должником платежей по обязательствам. Как справедливо заметил дореволю­ционный российский юрист Г.Ф. Шершеневич платежная неспо­собность возбуждает предположение недостаточности имущества прекращением платежей т.е. отсутствием наличных средств для покрытия предъявленных к исполнению требований.

Доктрина неоплатности состоит в факте превышения раз­мера обязательств должника над стоимостью его имущества. Однако при использовании такого критерия возникают затруд­нения у кредиторов в доказательстве состояния неоплатности должника поскольку документы подтверждающие финансо­вое и имущественное состояние должника у кредитора есте­ственно отсутствуют. В связи с чем Закон в качестве условия для возбуждения дела о банкротстве (возникновение отноше­ний несостоятельности) прежде рассматривает критерий не­способности к исполнению текущих платежей. При этом законодатель предусмотрел определенные количественные и ка­чественные показатели (временные видовые и размерные). Ре­шение о выборе конкретных показателей законодатель основывает на принципах разумности и целесообразности учи­тывая в первую очередь необходимость стабильного торгового оборота и опираясь на статистические данные.

Далее Закон установил такие признаки неплатежеспособ­ности: неисполнение денежных требований кредиторов в тече­ние трех месяцев; размер неисполненных обязательств — 300 минимальных размеров заработной платы.

Следует иметь в виду что в современном законодательстве о несостоятельности России США Англии Франции Герма­нии в качестве барьерных условий для возбуждения производ­ства по делу о несостоятельности как правило используются показатели базирующиеся на критерии неспособности к испол­нению текущих обязательств т.е. неплатежеспособности.

Отношения неплатежеспособности возникают не с момен­та наступления условий неплатежеспособности хозяйствующего субъекта а с момента возбуждения дела о банкротстве. Имен­но процессуальный акт (определение) хозяйственного суда яв­ляется юридическим фактом порождающим отношения несостоятельности. Иными словами приостановление должни­ком уплаты текущих платежей по денежным обязательствам яв­ляется лишь предпосылкой для инициирования производства по делу о банкротстве.

Еще в 1890 Г.Ф. Шершеневич разделил конкурсное право на две части. Одна часть носила название материальное конкур­сное право или конкурсное право в тесном значении слова и являлась отделом частного гражданского права. Другая часть — формальное конкурсное право или конкурсное производство — связана с гражданским судопроизводством. Но уже в то вре­мя велись дискуссии об особом конкурсном производстве о его отличиях от гражданского судопроизводства и исполнитель­ного производства. Развитию экономических отношений той эпо­хи соответствовало конкурсное право которое в своей основе содержало ликвидационную процедуру в современном пони­мании отношений несостоятельности. Реабилитационных мер в отношении частных хозяйств с целью восстановления их пла­тежеспособности конкурсное право не содержало. Задача кон­курсного права сводилась к равномерному распределению имущества должника перед всеми кредиторами. Поэтому деление конкурсного права на нормы материальные и процес­суальные в эпоху Г.Ф. Шершеневича было оправдано.

Как справедливо заметил В.В. Степанов в XX веке в струк­туре производительных сил произошли значительные измене­ния. Соответственно изменился состав и содержание субъектов предпринимательской деятельности. В США финансовые зат­руднения железнодорожных компаний явились первопричиной появления реорганизационных процедур. Такие проблемы воз­никли в других странах и в других отраслях промышленности. В связи с чем в национальных законодательствах о несостоятель­ности разных стран стали появляться реабилитационные тен­денции. В современных системах несостоятельности в развитых странах рыночной экономики значительное место занимают ре­абилитационные режимы а конкурсное производство является лишь одной из процедур.

Закон Украины "О банкротстве" образца 1992 г. по своей сути был нормативным актом "принесенным" из эпохи XIX века с типичным конкурсным правом по целям и задачам. Поэтому и научные исследования проводились путем анализа двух видов отношений — материальных и процессуальных. На наш взгляд такое деление возможно лишь для ликвидаци­онной процедуры. Ведь отношения несостоятельности столь многогранны охватывая огромный спектр деятельности хозяй­ствующего субъекта что ограничиться лишь материальными или процессуальными аспектами нельзя. С другой стороны от­ношения несостоятельности обладают единством что не по­зволяет их четко разделить сказав: "Это — исключительно материальные отношения а это — процессуальные".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7