Управление ростом в крупных российских корпорациях: создаются ли в России «великие» компании?
Александр Сергеевич Печерский, исполнительный директор Исследовательско-консультационной фирмы «АЛЬТ»
Недавно на русский язык был переведен бестселлер по управлению – книга американца Джима Коллинза «От хорошего к великому». В книге опубликованы результаты исследования управления в 11 компаниях, доходность по акциям которых на протяжении 15 лет подряд была ниже или на уровне среднего по рынку, а затем на протяжении 15 лет превышали среднюю по рынку не менее, чем в три раза. Автор описывает, как управляются эти компании и какой философии придерживаются их руководители.
Идеи этой книги натолкнули нас на вопрос: а создаются ли в России великие компании? Мы попытались найти ответ на него, используя свой опыт консультационной практики и результаты исследования управления «Менеджмент роста», которое мы провели в 2001 году в успешных промышленных российских компаниях.
На протяжении последних лет руководители успешных компаний решали две ключевые управленческие задачи. Первая задача - создание эффективной системы оперативного управления – налаживание каналов сбыта, создание внутренней системы мотивации, внедрение процедур регулярного менеджмента, разделение функций менеджера и собственника и т.д. – в большинстве успешных компаний, в основном, решена. Что касается второй задачи - определения долгосрочной стратегии и модели роста, то здесь дело обстоит иначе.
На наш взгляд, крупные российские корпорации пока находятся в стадии поиска своего места в этом мире и не сформулировали долгосрочную стратегию.
Коллинз в качестве одной из отличительных черт компаний, сумевших совершить переход от хорошего к великому, выделил «умение смотреть суровым фактам в лицо»
В чем же заключаются эти суровые факты для крупных российских компаний? На наш взгляд, их два.
Первый состоит в том, что в самое ближайшее время всем из них придется столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны транснациональных компаний.
Второй факт – почти все российские корпорации в десятки раз меньше своих глобальных конкурентов.
Для руководителей крупных российских компаний эти факты очевидны. Но умение смотреть суровым фактам в лицо подразумевает умение правильно их интерпретировать и делать выводы важные для стратегии своей компании.
Значение и следствия из этих фактов для компании зависит, в первую очередь, от того, как видят руководители будущее компании, ее долгосрочные цели. Все компании, сумевшие осуществить переход «от хорошего к великому», формулируя долгосрочные цели и стратегию, задавались вопросом: «Что мы можем делать лучше всех в мире?». В российских корпорациях такой вопрос практически не ставится. Большинство компаний формулируют задачи в рамках лидерства на национальном рынке. Иногда формулировка несколько меняется и звучит «На каком рынке мы можем войти в тройку или пятерку мировых лидеров?» - но, не более того.
Мы полагаем, что успешно удерживать лидерство на национальном рынке в долгосрочной перспективе возможно только в том случае, если наши компании будут делать что-то лучше глобальных компаний. С другой стороны, если компания научится делать что-то лучше них здесь, то, вероятнее всего, она сможет успешно с ними конкурировать на их территории – за пределами российского рынка.
Отсюда следует, что вопрос «Что мы можем делать лучше всех в мире?» вполне правомерен и для российских корпораций, которые хотят стать великими. Более того, на наш взгляд, такой вопрос не только можно, но и нужно задавать, ведь основное конкурентное преимущество наших компаний – низкая цена – быстро исчезает и времени на то, чтобы сделать выбор остается все меньше.
Постановка задачи «научиться делать лучше всех в мире» может существенно изменить понимание и интерпретацию «суровых фактов». Крупные корпорации в России сильно и несвязанно диверсифицированы. Чтобы сделать хотя бы один из бизнесов глобально конкурентоспособным, необходимы огромные инвестиционные и управленческие ресурсы, сопоставимые с ресурсами транснациональных компаний. Но российские корпорации в десятки раз меньше своих конкурентов. Следовательно, инвестиционных ресурсов у них тоже в десятки раз меньше. При этом катастрофически недостающие инвестиционные ресурсы распределяются между 3-4, а иногда и десятью несвязанными бизнесами. Отсюда следует, что наибольшие перспективы в глобальной конкуренции у наиболее сфокусированных корпораций, придерживающихся «нишевых» стратегий.
Пытаясь выстроить логику развития бизнеса, руководители российских компаний размышляют над тем, что в своей консультационной практике мы называем бизнес-моделью компании. Термин бизнес-модель довольно часто употребляется в последнее время и имеет множество трактований. В нашем понимании бизнес-модель – это сочетание ряда параметров, описывающих принципиальную схему построения бизнеса компании. Основные параметры, описывающие бизнес-модель - цели компании, продуктово-рыночный портфель, система управления, схема взаимодействия с контрагентами и принципы организации производства. Принципиально важным в бизнес-модели являются не столько параметры сами по себе, сколько их взаимная увязка. Именно жесткая взаимосвязанность компонент друг с другом задает достаточно четкую логику всему бизнесу компании.
Вызов глобальной конкуренции существенно меняет не только продуктово-рыночную стратегию, но и все остальные элементы бизнес-модели. Осмелимся предположить, что большинству крупных промышленных корпораций предстоит жесткая технологическая реструктуризация, которая - вопреки устоявшейся традиции говорить о реструктуризации - по сути, до сих пор не начиналась. Сосредоточить достаточное количество ресурсов на развитии ключевых умений удастся только случае коренной модернизации производства и оптимизации его структуры, в первую очередь, вспомогательных и заготовительных цехов.
В заключение хотелось бы сказать, что вопрос о создании великих компаний в России остается открытым. На наш взгляд, потенциал и ресурсы у компаний для этого есть. Вопрос здесь упирается не только в долгосрочную конкурентоспособность, но и в амбиции компаний, волю и желание их руководителей создать «лучшие в мире, а не только в России, компании».
Надеемся, российским корпорациям удастся совершить «переход от хорошего к великому». Для этого, на наш взгляд, важно следующее: · Захотеть стать великой компанией; · Ответить на вопрос: «Что мы можем делать лучше всех в мире»; · Трезво оценить свои стратегические позиции и выделить наиболее и наименее перспективные бизнесы; · Сфокусировать все ресурсы и усилия только на перспективных бизнесах; · Найти гармоничную бизнес-модель - привести в соответствие друг с другом все ее элементы.
Другие работы по теме:
Особенности рынка труда в Японии
Главными особенностями рынка труда Японии следует отметить пожизненный найм в крупных корпорациях, а также оплату труда в зависимости от стажа работы.
Финансовый анализ
Финансовое состояние фирмы. Основные финансовые показатели фирмы. Показатели доходности и оборациваемости. Коэффициенты.
Нерезидентные компании в Канаде
Традиционно Канада не воспринимается как оффшорная юрисдикция, предоставляющая возможности для создания нерезидентной безналоговой компании.
Инфраструктурные инвестиции в России
Первым пунктом написать актуальность инфраструктурных инвестиций в россии Накануне экономического кризиса сообщения о стартапах мегапроектов в России были неотъемлемой частью информационного пространства. Сегодня ситуация иная: на смену проектам федерального значения приходят менее крупные, реализация которых планируется на региональном и муниципальном уровнях.
Сотрудничество России и Норвегии
Сотрудничество России и Норвегии Норвежский Совет по туризму отмечает, что с каждым годом интерес к Норвегии среди российских туристов растет. В прошлом году страну посетило более 41 тысячи туристов из России, а количество ночевок составило 348 тысяч, что на 30% больше, чем в 2006 году.
Где искать великие компании?
Стремление быть великим – есть весьма благородное стремление. Но ни одна компания не может считаться совершенной, даже если из года в год показатели ее работы остаются на высоком уровне.
Менеджмент на страже производительности
Судя по результатам многих исследований, проведенных McKinsey Global Institute, чем сильнее конкуренция в отдельной отрасли, тем выше производительность в компаниях, которые в ней работают.
Контроллинг 8
Контроллинг представляет собой комплексную систему управления предприятием: управленческий учет, учёт и анализ затрат, управление рисками (страховой деятельностью предприятий), управление системой реализации стратегического, тактического и оперативного планирования и т.д.
Примеры кадровой политики
В пример разработанной кадровой политики можно привести отрывок из программы «Персонал» концепция кадрового менеджмента ОАО «Уралсвязьинформ». «Кадровая политика акционерного общества формулируется для реализации миссии компании, ее целей и как стратегия работы с персоналом направлена:
Управление персоналом в Японии
В противовес западной философии сугубой рациональности управления и использования ресурсов характер системы управления персоналом, применяемой в успешно действующих японских корпорациях, можно определить с помощью понятия “сообщество”.
Корпоративная культура (на примере ЮКОСА)
Доклад Корпоративная культура. (на примере ЮКОСА) У российских менеджеров в минувшем году возникла новая специализация – управление корпоративной культурой. «Культурные управленцы» появились во многих крупных компаниях – прежде всего в структурах, объединяющих разнопрофильные предприятия, которые работают во многих регионах России.
Развитие отечественного менеджмента
18 . Развитие отечественного менеджмена Современная национальная концепция управления фактически отсутствует. В России есть особенности, связанные с менталитетом российских предпринимателей и их персонала. Многое зависит от национальных особенностей районов и территорий России- управление предприятиями в Калмыкии или на Северном Кавказе существенно отличается от Санкт-Петербурга или Москвы.
Организационные формы инновационной деятельности 3
Лекция 22.10.10 Организационные формы инновационной деятельности. Инновационный процесс охватывает многих заинтересованных участников. Он может осуществляться в местных, региональных, государственных и межгосударственных границах. Все участники процесса имеют свои цели и избирают для себя структуры для достижения целей.
Развитие предпринимательства в России 4
Развитие предпринимательства является одной из важнейших задач, которую ставит перед собой Правительство Российской Федерации. По мнению чиновников, частное предпринимательство должно вносить более весомый вклад в ВВП Российской Федерации.
Рынок перестрахования в России переживает тяжелые времена взаимности
Более года российские перестраховщики работают в условиях глобального экономического кризиса. Какие из кризисных тенденции наиболее болезненные, какие – менее ощутимы для отечественного перестрахования мы попросили осветить заместителя генерального директора перестраховочной компании «Москва Ре» Панаёта Параскевопуло.
Скифы
Все подвластно было перу поэта. В стихотворении “Скифы” А. Блок обращается ко всем людям доброй воли со страстным призывом покончить с “ужасами войны”, сойтись на “братский пир труда и мира”.
Лондонский протокол
— протокол, который подписали 3 февраля 1830 года три «великие державы» Европы — Российская империя, Великобритания и Франция, признав таким образом независимость Греции от Османской империи после заключения Адрианопольского мирного договора между российской и турецкой сторонами в 1829 году.
Французская Ост-Индская компания
Французская Ост-Индская компания (фр. Compagnie des Indes Orientales) — французская торговая компания. Основана в 1664 году министром финансов Жан-Батистом Кольбером. Первым генеральным директором компании стал Франсуа Карон, тридцать лет проработавший в Голландской Ост-Индской компании, в том числе 20 лет в Японии.
Локоть посёлок
План Введение 1 История 2 Экономика 3 Образование и культура 4 Источники Введение Ло́коть — посёлок городского типа, административный центр Брасовского района Брянской области Российской Федерации.
Торговля в России 19 век
2.1. Торговля в России Заметно изменился внутренний рынок. Пореформенные годы отмечены быстрым ростом внутреннего товарооборота: с 2,4 млрд. руб. в 1873 году до 11-12 млрд. руб. в 1900 году. По мере общего развития крупной промышленности и железнодорожного транспорта менялись и формы торговли. Сезонные ярмарки сохранялись в основном в менее развитых регионах.
Лучкай, Михаил Михайлович
План Введение 1 Биография 2 Творческая и издательская деятельность Список литературы Введение Михаил Михайлович Лучкай (настоящая фамилия Поп; 19 ноября 1789, Великие Лучки — 3 декабря 1843, Ужгород) — русинский языковед, фольклорист и историк.
Хафез аль-Асад
Ха́фез аль-А́сад (в российских СМИ обычно Хафез Асад ), 6 октября 1930 — 10 июня 2000) — сирийский военный, государственный и политический деятель, президент Сирии с 1971 по 2000, генерал.
Практика 3
Копия. Дело №2-1277/09 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Великие Луки 26 октября 2009 года Великолукский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Архиповой И.А., при секретаре Андреевой А.В.,
Совершенствование охраны труда на промышленных предприятиях
А.В. Беляева, гр.401 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ УСЛОВИЯМИ И ОХРАНОЙ ТРУДА В ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЯХ Актуальность данной темы вызвана высоким ростом производственного травматизма в промышленности России. Несмотря на то, что коэффициент производственного травматизма (числа пострадавших на 1000 работников) уменьшается (по России с 5,5 в 1995 г. до 1,04 в 2008), увеличился коэффициент тяжести травматизма - 39,78.
Проблемы развития аудита в России
План. Введение. Правовое регулирование аудита. Будущее Закона «Об аудиторской деятельности». Проблемы внедрения МСА в России. Перспективы конкуренции с «большой пятеркой».
Михалкова Татьяна Евгеньевна
За три года существования фонда на показах, организованных Татьяной Михалковой и "Русским силуэтом", были представлены коллекции более 1500 молодых российских модельеров.