Мария Apaмoвнa Baxpyшинa, доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности Всероссийского заочного финансово-экономического института.
Развитие бизнеса, как правило, сопровождается расширением действующих производств, консервацией неперспективных сегментов, появлением новых направлений деятельности и т.д. Экономический анализ в этих условиях должен дать ответ на множество вопросов, связанных с ценами и объемами продаж, формированием запасов и расчетом уровня безубыточной работы. Сформулированные при этом выводы оказывают непосредственное влияние на финансовый результат.
Управленческие решения неценового характера также влияют на финансовые результаты организации, но опосредованно. Рассмотрим это на примере анализа ситуации о выборе сегмента, затраты которого целесообразно снижать в первую очередь.
Итак, металлургический комбинат, осуществляя полный производственный цикл, планирует следующий годовой объем производства (мощности загружены не полностью) по основным видам продукции:
чугун (сегмент 1) — 3 500 тыс. т.;
сталь (сегмент 2) — 2 350 тыс. т.;
прокат (сегмент 3) — 1 662 тыс. т.
Ожидаемый объем производства чугуна (сегмент 1), составляющий 3 500 тыс. т., распределится следующим образом:
1 050 тыс. т. будут реализованы на сторону (этот полуфабрикат производится в расчете на постоянных потребителей);
2 450 тыс. т. направляется на дальнейшую переработку в сталеплавильное производство (количество чугуна, необходимое в соответствии с расходным коэффициентом, равным 1, 029, для производства заданного объема производимой стали).
Из общего объема произведенной стали (сегмент 2) (2 350 тыс. т.):
650 тыс. т. направляется на продажу (полуфабрикат сталь как готовая продукция производится в расчете на постоянных потребителей);
1 700 тыс. т. направляется на дальнейшую переработку в прокатное производство (количество стали, необходимое в соответствии с расходным коэффициентом, равным 1, 015, для производства заданного объема проката).
Себестоимость и цены на указанную выше продукцию представлены в табл. 1.
Таблица 1.
Вид продукции |
Себестоимость, руб./т. |
Цена, руб./т. |
Чугун |
859, 32 |
1400 |
Сталь |
1222, 69 |
2170 |
Прокат |
1409, 63 |
2950 |
Руководство предприятия стремится увеличить прибыль, в связи с чем разработало два мероприятия:
снижение себестоимости чугуна на 5% (внедрение технологии вдувания пылеугольного топлива); затраты на необходимую реконструкцию составляют 110 млн. руб.;
снижение цены на прокат на 10%, что должно привести к увеличению спроса на данный вид продукции и что в свою очередь позволит увеличить объем производства проката на 5%.
Выполним анализ предложенной ситуации с тем, чтобы ответить на два вопроса.
Какова ожидаемая прибыль по каждому виду продукции и в целом по заводу?
Целесообразны ли планируемые руководством мероприятия и в какой сегмент в первую очередь следует инвестировать средства?
Для ответа на первый вопрос определим прежде всего прибыль, полученную от реализации чугуна:
(1400 - 859, 32) * 1050 = 567 714 тыс. руб.
Прибыль, полученная от реализации стали, составит:
(2170 - 1222, 69) * 650 = 615 751, 5 тыс. руб.
Прибыль от реализации проката:
(2950 - 1409, 63) * 1662 = 2 560 094, 94 тыс. руб.
Таким образом, общая прибыль предприятия от реализации чугуна, стали и проката составит 3 743 560, 44 тыс. руб.
В рамках второго вопроса оценим прежде всего эффективность мероприятия 1. Снижение себестоимости чугуна на 5% за счет внедрения технологии вдувания пылеугольного топлива составит: 42, 966 руб. (859, 32 * 0, 05). Вследствие этого прирост прибыли составит:
42, 966 * 1050 = 45 114, 3 тыс. руб.
С уменьшением себестоимости чугуна уменьшится себестоимость выплавляемой стали. Оценим размер этого снижения.
1, 029 * 859, 32 = 884, 24 руб. — стоимость чугуна в себестоимости стали до проведения мероприятия 1;
1, 029 * 816, 354 руб. = 840, 03 руб. — стоимость чугуна в себестоимости стали после проведения мероприятия 1.
Итак, в результате реализации мероприятия 1 себестоимость стали сократится на 44, 21 руб. и составит:
1222, 69 - 44, 21 = 1178, 48 руб.
Прирост прибыли от продажи стали ожидается в сумме:
44, 21 * 650 = 28 736, 5 тыс. руб.
Оценим далее, как изменится себестоимость проката в связи с изменением себестоимости стали.
1, 015 - 1222, 69= 1241, 03 руб. — стоимость стали в себестоимости проката до проведения мероприятия 1;
1, 015 - 1178, 48= 1196, 16 руб. — стоимость стали в себестоимости проката после проведения мероприятия 1.
Таким образом, следствием мероприятия 1 станет снижение себестоимости проката на 44, 87 руб. и прирост прибыли от его реализации в сумме:
44, 87 * 1662 = 74 573, 94 тыс. руб.
Общий прирост прибыли в связи с проведением мероприятия 1 достигнет:
45 114, 3 + 28 736, 5 + 74 573, 94 = 148 424, 74 тыс. руб.
Эффективность мероприятия 2 оценивается следующим образом. Отпускная цена проката, сниженная на 10%, составит:
2950 - 2950 * 0, 1 = 2655 руб.
Новый объем производства проката (при росте в 5%) достигнет:
1662 - 1, 05= 1745, 1 тыс. т.
Рост объема производства проката приведет к необходимости увеличения объема выпуска чугуна и стали. Одновременно увеличатся объемы производства, отпускаемые в переделы. Объемы реализуемых полуфабрикатов останутся прежними. Следовательно, величина получаемой предприятием прибыли от продажи чугуна и стали (полуфабрикатов в качестве готовой продукции) для потребителей не изменится.
Исходя из вышеизложенного произведем расчет прибыли, полученной только от реализации проката.
Прибыль от реализации проката при осуществлении мероприятия 2 составит:
(2665, 00 - 1409, 63) * 1745, 10 = 2 190 746, 20 тыс. руб.
Отметим, что при увеличении объема производства снизятся условно-постоянные расходы в расчете на единицу продукции (уменьшится себестоимость единицы продукции). Однако в рассматриваемой ситуации уменьшением себестоимости единицы продукции можно пренебречь в связи с несущественным приростом объема производства.
Итак, в базовом варианте прибыль от реализации проката составит 2 560 094, 94 тыс. руб. (2950, 00 - 1409, 63) * 1662, а при проведении мероприятия 2 — 2 190 746, 2 тыс. руб. Очевидно, что данное мероприятие нецелесообразно, оно ведет к уменьшению прибыли по сравнению с базовым вариантом.
Выполненный анализ позволяет сделать следующие выводы:
Инвестировать средства следует в первый сегмент (производство чугуна).
Мероприятие 1 является наиболее перспективным, так как ведет к сокращению затрат на производство единицы продукции. Расчеты по первому варианту доказали, что мероприятие по внедрению новой технологии ведет к снижению себестоимости единицы продукции, увеличению прибыли. Ее в дальнейшем можно инвестировать во внедрение нового оборудования и новых технологий. Кроме того, снижение себестоимости продукции при сохранении базового объема прибыли позволит металлургическому комбинату проводить в перспективе более гибкую ценовую политику, являющуюся одним из основных факторов повышения конкурентоспособности продукции.
Другие работы по теме:
Определение себестоимости продукции
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СТОИМОСТИ И СЕБЕСТОИМОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ В условиях социалистического общества, когда имеет место товарное производство, любая продукция характеризуется стоимостью. На производство продукции требуются затраты живого и овеществленного труда. Эти затраты составляют издержки производства и формируют стоимость.
Распределение долей рынка
Некоторые конкуренты более важны, чем другие в силу того, что они занимают наибольшую долю рынка и на них приходится наибольший процент продаж.
Транспортировка продукции
Транспортные издержки. Ключевая роль транспортировки в деятельности ООО «Сибтеплоэлектрокомплект». Методика определения составляющих затрат.
Строительство деревянных домов эконом-класса
Выбор жилья в первую очередь всегда зависит от финансовых возможностей его владельца. Перед началом строительства стоит определиться с тем, для чего вам нужен загородный дом, для сезонного отдыха или же для постоянного проживания всей семьей. Если вы планируете отдыхать за городом в выходные дни, то в таком случае прекрасным решением для вас могут стать небольшие и относительно недорогие дачные домики.
Как разработать опрос
Опросы – это достаточно мощный инструмент, который вам пригодится при исследовании вашей аудитории, или сегмента рынка. По результатам опросов, вы сможете корректировать дальнейшее развитие вашего сайта в правильном направлении.
Разработка стратегии развития компании Danone
Разработка стратегии развития компании « Danone В настоящее время существуют три основных направления дальнейшего развития компании. В первую очередь это свежие молочные продукты и питание для детей. Затем идут печенье и минеральная вода. Именно эти направления заложены в стратегии концерна, и на всех трех рынках Danone занимает лидирующие позиции.
Оборотный капитал 2
Оборотный капитал (англ. working capital, circulating capital) — элементы капитала, характеризующиеся коротким сроком службы; стоимость которых сразу входит в затраты на создание нового продукта (например, материалы; сырье; изделия, предназначенные для продажи; деньги).
Критерии выделения сегментов рынка
Чтобы четко определить свою возможную долю рынка, точнее составить прогноз сбыта и выстроить стратегию продаж, нужно более четко представлять себе нужды и запросы потребителей, знать, на кого в первую очередь рассчитана ваша продукция.
Стратегия минимизации издержек
Конкурентная стратегия Принцип стратегических кривых Стратегия минимизации издержек Преимущества стратегии минимизации издержек Недостатки стратегии минимизации издержек
Анализ соотношения затраты объем производства
Тема 5. прибыль» 5.1.Анализ безубыточности производства и его значение в управленческом учете Анализ безубыточности основан на зависимости м/д доходами от продаж, затратами и прибылью в течение краткосрочного периода. Он явл-ся инструментом планирования и контроля
Особенности менеджмента и статического менеджмента в России
Сложность разработки и применения стратегического управления (менеджмента) связана в первую очередь с фактически полным отсутствием примеров успешной реализации концепции стратегического менеджмента на российском рынке как в обеих столицах, так и в регионах.
Маркетинговые расчеты
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Уральский Государственный Лесотехнический Университет Задачи по маркетингу Вариант 16 Студент: Флягин А.Е. Преподаватель:
Маркетинговый анализ рынка велосипедов
1. Описание товара и потребителей, для которых он предназначен Объектом исследования данной работы выступает рынок велосипедов города Казани и Республики Татарстан. Необходимо отметить, что в настоящее время рынок сильно дифференцирован, т.к. на нем представлены различные товарные марки, такие как Specialized, Stels, Аист, Forward, Stark и многие другие.
Сегментирование рынков
Лекция № С е г м е н т и р о в а н и е р ы н к о в “ Если Вы не мыслите сегментами -значит Вы вообще не мыслите. “ Левит. Любая фирма осознает, что ее товар не может нравиться сразу всем покупателям. Но иногда этим можно пренебречь, а иногда - нет. В этом случае лучше сосредоточиться на части рынка или сегменте.
Маркетинговые расчеты
Организация сбыта товара. Темпы роста объема продаж и производства. Дополнительные средства на рекламу. Общие издержки на организацию сбыта товара. Выбор розничных и оптовых торговцев. Расчет одноуровневого канала. Уменьшение себестоимости товара.
Курсовая
ВАРИАНТ 58 Задание Cоставить простейшие программы по условиям приведенных ниже задач и записать их на диск. 5.1.Найти площадь сегмента. асчетная формула:
Рамнузиум двухцветный
Введение 1 Описание 2 Вариации Список литературы Рамнузиум двухцветный Введение Рамнузиум двухцветный, или усач двухцветный (лат. Rhamnusium bicolor) — жук из семейства усачей и подсемейства Усачики.
Щелкун посевной западный
Введение 1 Распространение 2 Описание 2.1 Проволочники 3 Экология Список литературы Введение Щелкун посевной западный (лат. Agriotes ustulatus) — вид щелкунов из подсемейства Agrypninae.
Щелкун дубравный
Введение 1 Распространение 2 Описание 2.1 Личинки 3 Экология и местообитания 3.1 Развитие Список литературы Введение Щелкун дубравный (лат. Lacon querceus) — вид щелкунов из подсемейства Agrypninae.
Щелкун береговой
Введение 1 Распространение 2 Описание 2.1 Проволочник 3 Экология Список литературы Введение Береговой щелкун (лат. Hypnoidus riparius)— вид щелкунов подсемейства Negastriinae.
Нейман, Ежи
Е́жи Не́йман (Ю́рий Чесла́вович Не́йман, англ. Jerzy Neyman; 16 апреля 1894, Бендеры Бессарабской губернии — 5 августа 1981, Беркли) — американский математик и статистик, чл. Национальной АН США (1963).
Причины принятия христианства
Существуют несколько реальных фактов, остановивших выбор Руси на православной форме христианства. В первую очередь, важную роль сыграли прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие на Руси собственной влиятельной православной общины. Византия в то время казалась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы.
Алгоритмизация и програмирование
РЕФЕРАТ ояснительная записка содержит 15 листов, 2 рисунка, 3 использованных источника, 1 приложение. СТРУКТУРА ЭВМ, СХЕМА АЛГОРИТМА, ПРОГРАММА, РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТОВ
Издательский маркетинг
Маркетинговая деятельность оказывает наиболее активное влияние на деятельность издательства в начале производственного цикла, на этапе тематического планирования, и при его завершении, на этапе реализации выпущенной продукции.
Тесты по Управлению затратами
Тесты по дисциплине «Управление затратами» Себестоимость продукции (работ, услуг) – представляет собой натуральную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию
Классификация затрат в управленческом учете
В основу классификаций затрат в управленческом учете положены основные задачи, которые должна решать предлагаемая классификация. На рисунке 2 представлена классификация затрат в зависимости от поставленных целей.