Этикет

Ничто не ценится так дорого и

не стоит так дешево как вежливость.

Сервантес

1. Введение.

Нашу эпоху называют веком космоса веком атома веком генетики. С полным правом ее можно было бы на­звать и веком культуры.

Дело не только в том что многие культурные ценно­сти бывшие раньше достоянием избранных аристо­крати­ческих кругов стали в нашей стране доступны широким массам читателей зрителей слушателей. Бла­годаря росту активности трудящихся увеличению количества сво­бодного времени внедрению научно-тех­нических дости­жений во все сферы общественной жизни все более суще­ст­венную роль приобретает культура человеческих отно­шений культура общения людей. Чем значи­тельнее тех­нико-экономический потенциал общества чем богаче и сложнее его культура тем выше должна быть культур­ность людей которые в нем живут и которые им управ­ляют. Профессиональ­ная нравственная эстетическая ин­теллектуальная культура нужна в быту и на производ­стве. От нее зависят и эффективность труда и разумное использование досуга.

Общественная жизнь за последние полвека усложни­лась ее ритм ускорился. В быстро растущих городах на сравнительно небольших участках территории живут бок о бок друг с другом миллионы людей. Каждый встречает­ся ежедневно с сотнями а то и тысячами других людей. С ними он едет на работу трудится на предприятии стоит в очереди к кассе кино или стадиона отдыхает в дружеской компании. Люди соприка­саются друг с дру­гом в самых разнообразных нравственно-психологиче­ских ситуациях. Вопрос о том как поступить как себя вести и как относиться к поведению другого в том или ином случае приобретает особую остроту ввиду огром­ной пестроты характеров мнений взглядов эстетических вкусов. Чтобы найти пра­вильное решение позволяющее сохранить свое дос­тоинство свои убеждения и не обидеть другого человека нужно учесть многие обстоятельства проявить такт сдержанность настойчивость желание понять собесед­ника.

Однако даже добрые намерения и субъективная честность не всегда избавляют нас от промахов и ошибок в которых потом приходится раскаиваться. Об этом знает каждый по собственному опыту. За многие века существо­вания человеческой культуры выработался ряд правил поведения способст­вующих взаимопонима­нию позволяю­щих избежать ненужных конфликтов натянутости в от­ноше­ниях. Эти правила называют ино­гда правилами хо­рошего тона или правилами этикета. О них и го­ворится в книге.

Стрит ли однако писать о том что всем известно? Вряд ли найдутся люди которые не знают что нужно здороваться и прощаться что отношение к человеку ста­рому или незнакомому должно быть иным нежели отно­шение к ровеснику или близкому приятелю.

Правила поведения имеют культурно-исторические особенности. Современный городской житель Европы счи­тает что мужчина должен уступать дорогу женщине пер­вым приходить на свидание. В семейной жизни современ­ная мораль требует равноправия. Иные отношения меж­ду мужчинами и женщинами в странах Вос­тока. Здесь в доме распоряжаются мужчины женщины пропускают муж­чин вперед уступают им дорогу первыми приходят на свидание. В лирических песнях девушка за­видует по­другам ждущим своих возлюб­ленных. Не менее любопыт­ны различия в оценке точности и пунктуальности. Англи­чане и американцы на­пример привыкли ценить время и рассчитывать его на несколько дней вперед. Опазды­вать к обеду на десять минут считается недопустимым. В Греции на­против приходить к обеду в точно назна­ченное время даже неприлично: хозяин может подумать что вы пришли только для того чтобы поесть. Благодаря углублению контактов между народами культурные раз­личия постепенно стираются. Но сейчас они еще очень велики. Поэтому попадая в незнакомую страну следует придерживаться тех правил вежливости которые там при­няты. С из­менением условий жизни с ростом образованно­сти и культуры некоторые нормы морали и пра­вила веж­ливости устаревают уступают место новым. То что счи­талось неприличным становится обще­при­нятым. До пет­ровских нововведений за курение табака вырывали ноздри и отправляли в ссылку. Еще совсем недавно счита­лось неприличным для женщин ездить на велосипеде. До сих пор встре­чаются люди которые возражают против того чтобы женщины ходили в брюках. Но времена ме­няются и даже закоренелые кон­серваторы вынуждены уступать требованиям жизни.

Этикет—это молчаливый язык с помощью которого можно многое сказать и многое понять если уметь видеть. Этикет нельзя заменить словами. Беседуя с иностранцем иногда трудно бывает объяснить как вы относитесь к нему и к тому что он говорит. Но если вы владеете эти­кетом ваше молчание жесты интона­ции будут красно­речивее слов. По внешней манере держаться за границей судят не только о человеке но и о стране которую он представляет.

До сих пор не устарела мысль высказанная много лет назад великим просветителем эпохи Воз­рождения писателем Сервантесом: “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого как вежливость”.

2. Где зарождался этикет.

Англию и Францию называют обыкновенно "классическими странами этикета". Однако родиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов невежество поклонение грубой силе и т.п. в XV столетии господ­ствуют в обоих странах. О Германии и прочих странах Европы того времени можно вообще не говорить одна лишь Италия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше чем в других странах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Ев­ропы то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности богатства способности украшать свою жизнь. А в это же время Англия закончив одну войну вовлекается в другую оставаясь до середины XVI века страной варваров. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримая война Гусситов дворян­ство невежественно господствует кулачное право разрешение всех споров силою. Франция была порабо­щена и опустошена англичанами французы не признавали никаких заслуг кроме воинских они не только не уважали науки но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей. Короче говоря в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах а феодальные порядки держались еще в полной силе Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета .

3. Понятие этикета виды этикета.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатомдлительного по времени процесса становле­ния взаимоотношений между людьми.Без соблюдения этих норм невозможны политические экономические культурные отношения ибо нельзя существовать не уважая друг друга не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет - слово французского происхождения означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества но и представителями самых различных социально-политических сис­тем существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополне­ния обусловленные общественным строем страны спецификой ее исторического строения национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета основными из которых являются:

- придворный этикет -строго регламентируемый порядок и формы обхождения установленные при дворах монархов;

- дипломатический этикет- правила поведения дипломатов и других официальных лиц при кон­тактах с друг другом на различных дипломатических приемах визитах переговорах;

- воинский этикет - свод общепринятых в армии правил норм и манер поведения военнослужа­щих во всех сферах их деятельности;

- общегражданский этикет - совокупность правил традиций и условностей соблюдаемых граж­данами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического воинского и общегражданского этикета в той или иной мере сов­падают. Отличие между ними состоит в том что соблюдению правил этикета дипломатами придается боль­шее значение поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

По мере изменений условий жизни человечества роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То что раньше считалось неприличным становиться общепринятым и наоборот. Нотребования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места времени и обстоя­тельств. Поведение недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета в отличие от норм морали являются условными они носят как бы характер неписаного соглашения о том что в поведении людей является общепринятым а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов способствует достижению взаимопонимания создает хорошие устойчи­вые взаимоотношения.

Следует отметить что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях но и дома. Подлинная вежливость в основе которой лежит доброжела­тельность обуславливается актом чувством меры подсказывающим что можно а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок ни словом ни поступком не обидит другого не оскорбит его достоинства.

К сожалению встречаются люди с двойным стандартом поведения: один - на людях другой - дома. На работе со знакомыми и друзьями они вежливы предупредительны а дома же с близкими не церемонятся грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту на службе в общественных местах и на улице в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах церемониях переговорах.

Итак этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры нравственности морали выра­ботанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре справедливости человечности - в области моральной культуры и о красоте порядке благоустройстве быто­вой целесообразности - в области культуры материальной.

4. Хорошие манеры.

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью рез­костью неуважением к личности другого человека. Причина здесь в том что мы недооцениваем культуру поведения человека его манеры.

Манеры - способ держать себя внешняя форма поведения обращения с другими людьми употребляемые в речи выражения тон интонация характерные для человека походка жестикуляция и даже мимика.

В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека умение контролировать свои поступки внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить не стесняясь в выражениях развязность в жестикуляции и поведении неряшли­вость в одежде грубость проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим в пренебреже­нии к чужим интересам и запросам в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний в неумении сдерживать свое раздражении в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей в бес­тактности сквернословии употреблении унизительных кличек прозвищ.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благо­желательное и уважительное отношение ко всем людям безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной почтительное отношение к старшим формы обращения к старшим формы обращения и приветствия правила ведения разговора поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости в основе которых лежат принципы гуманизма.

Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней пре­вращаться в льстивость приводить к ничем неоправданному восхвалению увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать что вы впервые видите что-то слушаете пробуете на вкус боясь что в противном случае вас сочтут невеждой.

5. Манеры поведения.

Говорить о культуре поведения человека — зна­чит говорить и о его манерах. Это слово обозна­чает какие-то устойчивые признаки ставшие привычными особенности отношения к окружающим и даже просто по­стоянно повторяющиеся движения которые находят свое выражение в том как са­диться вставать ходить разговаривать и т. д.

История культуры знает много документов которые содержали в себе различные правила пове­дения. К их числу относят и “Письма к сыну” английского лорда Честерфилда написанные в XVIII веке. Наряду с наив­ным и смешным в них есть и кое-что поучительное для людей живущих в наше время. “Хоть... вопрос о том как вести себя в обществе и может показаться сущим пустя­ком он имеет всегда важное значение когда цель твоя — понравиться кому-нибудь в частной жизни. А я знавал немало людей которые неуклюжестью своей сразу же внушали людям такое отвращение что все достоинства их были потом перед ними бессильны. Хо­рошие же манеры располагают людей в твою пользу привлекают их к тебе и вселяют в них желание полю­бить тебя”.

Как часто в те времена во многих странах знание пра­вил этикета и умение практически их приме­нять иг­рали заметную роль в судьбе светского человека. Бывало что перед ним закрывались двери влиятельных домов только потому что он будучи на званом обеде показал свою неловкость и не­умение обращаться со столовыми прибо­рами.

Говоря о манерах не следует забывать и обих соци­альном и национальном характерах.

Живописные полотна и прикладное искусство худо­жественная литература и кинофильмы — бо­гатейший ма­териал который отражая различные детали быта людей показывает и различные ма­неры их как раз в этом плане социальном и национальном.

Мы помним пушкинского Онегина представителя дворянского класса который имел “счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм”. Он “легко мазурку танцевал и кланялся не­принужденно”. “И свет решил что он умен и очень мил”.

Мы помним пышную кустодиевскую купчиху которая пьет чай из блюдца...

Мы читаем про японцев и их манеру кланяться помногу раз в день знакомым и даже незнакомым людям в зависимости от разных ситуаций.

Мы знаем про манеру сдерживать свои чувства у англичан и выплескивать их наружу у итальян­цев.

И все же можно для людей всех наций говорить о манерах которые могут быть хорошими или плохими.

Встречаются люди выступающие чуть ли не про­тивниками правил хорошего тона хороших ма­нер.Ониговорят: “Правила хорошего тона — это лишь форма ни­чего не говорящая о содержании человека. Есть люди морально испорченные пустые маскирующие свое под­ленькое нутро меща­нина хорошими манерами. И поэтому чтобы не ошибиться в человеке чтобы не принять внеш­нее напускное за его истинную сущность лучше вообще отбросить все эти правила. Пусть каждый чело­век ведет себя так как он хочет тогда сразу будет видно кто хоро­ший а кто плохой”.

Конечно главное — внутренняя суть человека но неменее важными являются и его манеры по­ведения.

Когда человек грубо кричит на своих подчиненных постоянно прерывает своего собеседника то что это? Плохой человек эгоист и себялюбец который считается только с собственным мнением и собственными удобства­ми? Или это человек совсем не плохой но не умеющий вести себя человек невоспитанный? А если молодой парень курит прямо в лицо девушке стоит перед ней развалясь держа руки в карманах обло­качи­вается на ее плечо вместо вежливого приглашения к танцу бросает небрежно “пошли” — то что это? Плохие манеры или всякое отсутствие уважения к женщине?

Думается и то и другое. А ведь многие правила хорошего тона не сочинялись искусственным пу­тем не выдумывались. На протяжении всей истории человечества они возникали как необходимые требования са­мой жизни. Их появление диктовалось разными соображениями доб­рожелательности заботы об окружаю­щих уважением к ним. И многие из хороших манер бытующих сегодня пришли к нам из глубины веков…

Некоторые из них основываются на санитарно-гигиенических требованиях. Например обычай вытирать чисто ноги при входе в помещение или даже снимать обувь как принято у японцев при чихании и кашле закрывать рот плавком не садиться за стол непричесанным с грязными руками и т. д.

Есть манеры которые диктуются соображениями удобства и целесообразности. Этим и объясня­ется пра­вило отом как нужно подниматься и спускаться по лестнице.

Страницы: 1 2 3 4