МихаилЮхновский
There are doubtless other, more hermetic, links whose discovery I leave to the idle and ingenious.
(John B. Wilson,
Preface to The End Of The World News by Anthony Burgess. P. X)
Вместо введения
На стадии замысла этого эссе я ставил своей целью провести экстралингвистический анализ попыток анализа творения. То есть я хотел доказать гипотезу о том, что, само наличие и применение различных методов анализа, или иссечения (dissection) литературных произведений оказывает некое необратимое воздействие на литературу, как явление современности.
Я хотел доказать само наличие такого влияния, а также определить эффект оказанный им на литературу.
Но проведенный мной статистический анализ показал, что строгой корреляции того сорта, что я ожидал, не наблюдается, да, наверное, и не может наблюдаться, учитывая, насколько мал был объем анализируемого мной материала. К тому же проведение такого рода анализа потребовало бы тщательной классификации, разбиения по жанрам и т.д.
Таким образом, я решил писать в жанре околонаучного эссе, так как не имею ни времени на изучение поставленной проблемы во всей ее полноте с применением научных методов анализа, ни доступа к соответствующим источникам.
Основная часть
В этом эссе мы будем отталкиваться от того постулата (представляющегося нам верным), что литература (literature - writings in prose or verse; esp: writings having excellence of form or expression and expressing ideas of permanent or universal interest Merriam_webster Collegiate dictionary, 10th Edition), в своем изначальном смысле не была рассчитана и не создавалась для подробнейшего иссечения с целью выяснения ее структуры, организации, приемов, методов воздействия и прочее. Авторы считают, что само применение подобных методик несколько принижает идею литературы. Или же превращает ее в науку, а не искусство, в механику, а не живопись.
Изучение методов и приемов литературы в целом, а также отдельных ее жанров, как нам кажется, не несет такого воздействия. Но, знание анатомии литературы, полученное после ее иссечения поколениями любознательных лингвистов и критиков, зачастую делает книги сухими, лишенными той искры таланта, которая отличает действительно сильные произведения. Либо, сочетание глубокого понимания приемов литературы с талантом, или даже гением, может породить, безусловно, сильные, но мало кому, кроме специалистов доступные или по настоящему интересные книги (своего рода эксперименты над жанром).
Уместно будет провести аналогию с живописью. Живопись как ремесло, имеет определенный набор приемов, как-то например: работа шпателем, лессировка, и т.п. и строго говоря любой человек овладев набором приемов, как таковых способен написать картину. Но будет ли эта картина интересна? Или будет ли эта картина интересна хоть кому-либо из настоящих ценителей?
Такова же картина и в литературе, профессиональный писатель может быть и гением, и написать произведения, которые останутся в веках, но очень часто (и строго статистически рассуждая) в основной массе случаев о окажется посредственностью. Причем именно знание анатомии, попытки и уроки иссечения литературы, полученные им, к примеру, на филологическом факультете помогут ему скрыть тот факт, что сказать-то ему и нечего.
(Стоит отметить, что сходная ситуация существует и в науке.)
В качестве анализа, за неимением серьезной научной литературы, да честно говоря и желания связываться с длительным, или даже скорее неохватным лингвистическим анализом (любого типа), я хотел провести сугубо статистическую подборку с целью изучения влияет ли профессиональное образование автора на его популярность у читателя. С этой целью я отобрал 19 писателей:
Апдайк Дж.
Бабель И.
Берджесс А.
Борхес Х. Л.
Булгаков М.
Грин Г.
Джойс Дж.
Доценко В.
Маринина А.
Олдисс Б.
Оруэлл Дж.
Платонов А.
Солженицын А.
Стругацкие А. и Б.
Толкиен Р. Р.
Толстой А.
Честертон Г. К.
Шоу Б.
Эко У.
И подразумевал проанализировать их по следующим 3 пунктам:
Профессиональное образование автора
Популярность по обращению среди читателей
Оценка читателей
Третий пункт отпал сразу, поскольку такой статистики я не нашел. Примеры были отобраны по принципу их современности (ХХ век), известности широкому читателю, некоторые заслуживающие внимания (по оригинальности манеры исполнения, к примеру) произведения были мной отметены по причине их нераспространенности, хотя в некоторых случаях именно непопулярность, или неизвестность книги читателю может служить показателем.
Поясню, я выбрал только писателей 20 века, так как можно сказать, что теоретическая лингвистика (а я беру это понятие в широком смысле: LINGUISTICS: the study of language as system. It involves an investigation of the nature, structure, constituent units, and modification of any such system. Britannica-1997) развилась только в начале 20 века, начиная с работ по структурализму Фердинанда Де Соссюра.
Таким образом, имеет смысл исследовать эту проблему на материале 20-го века. Моя подборка крупных писателей 20-го века должна была продемонстрировать наличие, либо отсутствие взаимосвязи между профессиональным образованием писателя и его признанием у читателей.
С любезного согласия и с помощью М. Мошкова, я воспользовался статистическими данными посещения его on-line библиотеки (lib/) :
Вот, что у меня получилось:
Имя писателя |
2001 Август |
2002 Май |
2002 Июнь |
Апдайк Дж. |
850 |
1275 |
1490 |
Бабель И. |
815 |
1225 |
1058 |
Берджесс А. |
931 |
1267 |
1270 |
Борхес Х. Л. |
3685 |
2990 |
2929 |
Булгаков М. |
8497 |
7579 |
7695 |
Грин Г. |
741 |
1916 |
1232 |
Джойс Дж. |
1245 |
1737 |
1527 |
Доценко В. |
3562 |
8901 |
5607 |
Маринина А. |
9569 |
10199 |
10589 |
Олдисс Б. |
1165 |
910 |
846 |
Оруэлл Дж. |
674 |
775 |
680 |
Платонов А. |
1474 |
1664 |
1228 |
Солженицын А. И. |
3617 |
4621 |
5324 |
Стругацкие А. и Б. |
13945 |
14252 |
15465 |
Толкиен Р. Р. |
8968 |
23064 |
13403 |
Толстой А. |
1297 |
1604 |
1563 |
Умберто Эко |
3999 |
2865 |
2891 |
Честертон Г. К. |
1609 |
918 |
891 |
Шоу Бернард |
519 |
764 |
638 |
То, что получилось, показательно само по себе, но, уже начав составлять таблицу, я понял свою ошибку, и невозможность достижения цели. Дело в том (как вы вероятно уже поняли), что для того чтобы доказать, что знание анатомии литературы дает бесталанным людям писать книги и маскировать свое неумение манипулированием знанием "внутреннего строя" литературы, нужно проанализировать целую массу именно посредственных писателей, вместе с сильными писателями, конечно. А сделать это возможно, лишь всерьез занявшись этим, посвятив себя этому. У меня же, к сожалению, или счастью, нет желания посвящать себя исследованию сугубо умозрительной, в сущности (хотя и не столь умозрительной, сколь бывают иные темы научных исследований).
Исходя из этих соображений, я не привожу таблицу профессиональных навыков писателей рассмотренных в таблице поскольку, все они независимо от образования, либо заняли свое место в Большой литературе, либо хотя бы место на современном книжном рынке.
Краткие итоги
Подводя итоги, хочу сказать, что я считаю, что как всеобщая грамотность породила массу мало читающих, или читающих pocket-book'и людей, так и развитие лингвистики (ее applied ветвей, во всяком случае) привело к более широкому и успешному доступу не наделенных литературными дарованиями людей в литературу. Тем не менее, я понимаю, что вопрос этот гораздо более объемен, чем может показаться из вывода, который я делаю. У этой проблемы есть очень много сторон, и вариантов подходов к ним.
Другие работы по теме:
Теория регулярных соответствий
Одна из первых попыток создания полноценной теории перевода была предпринята в трудах русских ученых А.В. Федорова и Я.И. Рецкера. Они разработали лингвистическую теорию перевода, получившую название теории регулярных соответствий.
Высшая школа и продвижение к науке
Вышая школа и продвижение к науке. Участие студента в исследовании - одино из наиболее эффективных методов для обучения высоко - квалифицированных специалистов пособных к принятию участия в быстро развивающемся научной и технологической революции.
Методические указания для выполнения рефератов
Реферат представляет собой самостоятельную письменную работу студента по определенной теме. При написании реферата студент должен собрать и проанализировать имеющуюся литературу по данной теме, обобщить и систематизировать научный материал
Сказка о том, кто ходил страху учиться
Автор: Гримм. У отца было 2 сына: старший — умный, но трусливый, и младший — дурак, который не умел бояться. Отец пристроил его к дъячку, обещавшему показать, что такое страх. Когда парень шел звонить на колокольню, дъячок оделся привидением, однако парень сбросил его вниз, когда после 4 попыток звонаря выяснить, кто это, незнакомец так и не ответил.
Слово о полку Игореве литературный памятник мирового средневековья
«Слово о полку Игореве», созданное в 1187 году, является уникальным памятником мировой литературы средних веков. В XII—XV столетиях происходит бурное развитие литературы. Произведения этого периода отражают в основном события, которые происходили в то время. Известно, что почти в каждом городе при монастырях велись летописи — документальные свидетельства тех лет. «Слово о полку Игореве» — не летопись.
О роли литературы личное мнение
Автор: Сочинения на свободную тему Книги — гибель. М.Цветаева У литературы не может быть практических задач; каждый раз, когда литературу пытались заставить служить какому-то делу, теряли самое главное.
Кем я хочу стать
Автор: Сочинения на свободную тему Я часто мечтаю о своем будущем: какое оно будет? Надо много и упорно учиться, чтобы стать капитаном дальнего плавания. Я уже сейчас готовлюсь к этой профессии: изучаю карту, читаю литературу о великих мореплавателях и географических открытиях. Мой любимый герой — капитан Немо Жюля Верна.
«Найти звук...»
Проза И. А. Бунина удивительно ритмична и музыкальна, недаром автор первоначально приходит в большую литературу поэтом. Отсюда четкость построения предложений, концентрация образов и деталей даже в небольшом объеме и звучность текста.
Тема добра и зла в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита
Основой творчества Михаила Панасовича Булгакова был гуманизм. Писатель не воспринимал ту литературу, которая подносила страдание абстрактных, нереальных героев. Поэтому в своем последнем романе «Мастер и Маргарита» он завуалировано показал отдаленную надежду на то, что зло будет наказано, а добро победит.
Тапер
Автор: Куприн Александр. В «одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей» — семье Рудневых — организовывается вечер елки (лишь мать редко участвовала в многочисленных празднествах, считая общество своего мужа, детей и их друзей брутальным). Все музыканты разобраны; после долгих бесплодных попыток найти тапера, горничная Дуняша приводит мальчика лет 14-ти.
Александр Блок 2
Александр Блок 28 ноября 1880 - 7 августа 1921) Александр Блок , величайший русский поэт и драматург, один из наиболее ярких представителей русского Символизма, литературного направления, оказавшего глубокое влияние на всю последующую русскую и мировую литературу.
Зачем нужно любить читать
Автор: Сочинения на свободную тему Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей.
Взгляды на творчество Гоголя
Полтора столетия ведутся ожесточенные споры о Гоголе. Сталкиваются противоположные взгляды на творчество писателя, его вклад в литературу, особенности его реализма.
В. Короленко
-------------------------------------------------------------------------------- Конспект по статье В.Г.Белинского "Взгляд на русскую литературу 1847 года"
Язык духовной русской литературы
(на примере «Жития преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца») Древнерусскую литературу увлекает и вдохновляет познание действительности, современной писателям, хотя и ушедшей в прошлое, но продолжающей волновать умы, объясняющей явления современности. Это познание в Древней Руси отличала чрезвычайная щепетильность к отдельным историческим фактам, стремление точно следовать внешним данным, хотя и без настоящего воспроизведения внутренней сущности этих фактов.
Теория официальной народности
— государственная идеология в период царствования Николая I, автором которой стал С. С. Уваров. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Основные принципы были изложены графом Сергеем Уваровым при вступлении в должность министра народного просвещения в своем докладе Николаю I «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения»:
Бурый гриф
Введение 1 Этимология 2 Галерея Список литературы Введение Бурый гриф, или чёрный гриф[1] (лат. Aegypius monachus) — птица семейства ястребиных. Общая длина 75-100 см, длина крыла 72-85 см, размах крыльев 250-300 см, вес 7-12 кг. Это оседлая птица гор и предгорий. Обитает в Южной Европе, Северной Африке, Передней, Центральной Азии, где относительно многочислен, в небольшом числе — на юго-восточном Алтае.
Ибн Халликан
Шамс ад-Дин Абу-ль-Аббас Ахмед ибн Мухаммед (22 сентября 1211(12110922), Эрбиль — 30 октября 1282, Дамаск) — арабский писатель и юрист. Из рода персов Бармакидов. Изучал арабский язык, литературу, историю и правоведение у себя на родине, в Эрбиле, а также в Халебе и Дамаске. Был помощником верховного кадия в Каире, пока в 1261 году мамлюкский султан Бейбарс не назначил его в Дамаск верховным кадием (кади аль-кудат).
История Англии работа Джейн Остин
История Англии (англ. The History of England) — работа английской писательницы Джейн Остин, написанная ею в пятнадцатилетнем возрасте (1791). Работа написана в жанре бурлеск и пародирует широко известную школьную литературу, к примеру книгу Оливера Голдсмита (1771) «История Англии с ранних времён до смерти Георга II».
Глобалистика
Глобалистика — междисциплинарная форма знания в области международных отношений и мировой политики, которая стремится преодолеть кризис гуманитарных наук, разделенных часто непреодолимой специализацией и трансформацией предметов исследования под воздействием процессов, происходящих в современном мире.
Вавилонская башня
Вавилонская башня, постройка, которую, по библейскому преданию (Быт 11:1-9), потомки Ноя воздвигали в земле Сеннаар (Вавилония), чтобы достигнуть небес.
Тетмайер Пржерва
Тетмайер Пржерва Казимир (Kazimierz Przerwa Tetmajer, 1865—) — польский поэт и романист; по происхождению дворянин из Галиции; в литературу вошел с 90-х гг. На польскую литературу оказал значительное влияние.
Тянь-Хань
Тянь-Хань (род. в конце XIX в.—) — выдающийся китайский драматург, поэт, режиссер и кинематографист. Сын мелкого землевладельца из провинции Хунань. Изучал литературу в Японии.
Батюшков Константин Николаевич
В русской поэзии есть имена, которые не так известны, как имена Пушкина, Лермонтова, Блока... Но творчество этих поэтов внесло неоценимый вклад в отечественную литературу.
Джером Дэвид Сэлинджер
Американский прозаик, один из наиболее талантливых представителей "новой волны" писателей, пришедших в литературу после Второй мировой войны.
Лев Андронов
Лев Андронов — один из немногих советских музыкантов, настойчиво пропагандирующих в своей исполнительской практике богатейшую литературу для шестиструнной (“классической”) гитары.
Набоков В.В.
Прозаик, поэт, драматург, литературный критик, переводчик. Псевдоним Владимир Сирин, Вас.Шишков. Сын В.Д. Набокова, одного из лидеров партии кадетов, управляющего делами Временного правительства.