Вадим Руднев
Диалогическое слово - понятие, разработанное М. М. Бахтиным применительно к его теории полифонического романа .
Бахтин писал: "Диалогический подход возможен (...) применительно даже к отдельному слову, если оно воспринимается не как безличное слово языка, а как знак чужой смысловой позиции, как представитель чужого высказывания, то есть если мы слышим в нем чужой голос. Поэтому диалогические отношения могут проникать внутрь высказывания, даже внутрь отдельного слова, если в нем диалогически сталкиваются два голоса". И далее: "Представим себе диалог двух, в котором реплики второго собеседника пропущены, но так, что общий смысл нисколько не нарушается. Второй собеседник присутствует незримо, его слов нет, но глубокий след этих слов определяет все наличные слова первого собеседника. Мы чувствуем, что это беседа, хотя говорит только один, и беседа напряженнейшая, ибо каждое слово всеми своими фибрами отзывается и реагирует на невидимого собеседника, указывая вне себя, за свои пределы, на несказанное чужое слово. (...) У Достоевского этот скрытый диалог занимает очень важное место и чрезвычайно глубоко и тонко проработан".
Бахтин выделяет диалогическое "слово с оглядкой" ("почти после каждого слова Девушкин оглядывается, боится, чтобы не подумали, что он жалуется, старается заранее заглушить впечатление, которое произведет его сообщение..."); "слово с лазейкой", симулирующее свою независимость от невысказанного слова собеседника (это слово господина Голядкина, героя повести "Двойник"), и "проникновенное слово", отвечающее на те реплики в диалоге, которые собеседником не только не были высказаны, но даже не были выведены им из бессознательного (диалог между Иваном и Алешей в "Братьях Карамазовых", когда Алеша говорит Ивану: "Брат, отца убил не ты" (курсив Достоевского), то есть он хочет сказать брату, чтобы тот не считал себя виноватым в идеологической подготовке Смердякова к убийству Федора Павловича Карамазова, их общего отца.
В полифоническом романе ХХ в. Д. с., выделенное Бахтиным, получает дальнейшее развитие, как правило, с оглядкой на его несомненного создателя в литературе - Достоевского. Так, весь роман Томаса Манна "Доктор Фаустус" - это цепь диалогических реплик на различных уровнях (ср. мотивный анализ): упреки Цейтблома Леверкюну; различного рода диалогические умолчания в беседе Леверкюна с чертом, диалогически спроецированной на соответствующую сцену в "Братьях Карамазовых"; общая диалогическая транстекстуальная направленность произведения по отношению к другим произведениям (черта, свойственная поэтике повествования ХХ в. в целом) (см. принципы прозы ХХ в., интертекст).
"Доктор Фаустус" написан как бы в упрек "Фаусту" Гете, которого Манн почти не упоминает, руководствуясь ранними легендами о докторе Фаусте. Но этот упрек невысказанно звучит действительно в каждом слове романа. Его можно сформулировать примерно так: "Вы оправдали Фауста, спасли его из когтей дьявола - теперь посмотрите, что он наделал с Европой ХХ в.". Имеется в виду проходящая сквозь повествование и рассказ о жизни Леверкюна горькая правда о падении германской государственности в результате прихода к власти ницшеанствующих (Ницше - главный прототип Леверкюна) нацистов. В 1970 - 1980 гг. с наследием Бахтина случалась странная вещь: его узурпировали тогдашние славянофилы, всячески противопоставляя его формальной школе и структурализму, так что постепенно круг передовых теоретиков литературы, который открыл и истолковал Бахтина в 1970 гг., отошел от его идей, ставших на время конъюнктурными.
Еще один парадокс, характерный для такого парадоксального мыслителя, каким был, несомненно, Бахтин. Невольно апологизируя Д. с., Бахтин не хотел замечать того, что диалог - не всегда признак лишь глубины, что диалог связан с властью, когда последняя опутывает своим словом обывателя.
Даже на уровне бытовых отношений между близкими людьми формула "ты знаешь, что я знаю", восходящая к бахтинскому Д. с., бывает неприятным и порой страшным оружием. Последнее тонко отметил кумир современной французской философии Жан Бодрийар, рассказавший о своеобразной акции художницы Софи Каль, которая ходила за незнакомым человеком по Венеции и просто фотографировала его и те места, где он бывал, те вещи, которыми он пользовался. Этот художественный эксперимент представил диалог как посягательство на свободу и самость Другого, который, возможно, хочет быть огражден от всепроникающего Д. с.
М. М. Бахтин стал предметом культа уже после своей смерти, поэтому, пожалуй, он не несет за это ответственности. Его теории и понятия - карнавализация, полифонический роман, диалог - уже пережили апогей популярности, и наступит время, когда культура критически к ним вернется и вновь оценит их глубину и оригинальность.
Список литературы
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1963.
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1976.
Руднев В. Поэтика модальности // Родник. - М., 1988. - No 7.
Бодрийар Ж. Венецианское преследование // Художественный журнал. 1995. - М 8.
Другие работы по теме:
Деконструкция
Деконструкция - особая стратегия по отношению к тексту, включающая в себя одновременно и его "деструкцию", и его реконструкцию.
Остранение
Остранение - один из универсальных приемов построения художественного текста, открытый Шкловским у Толстого и в мировой литературе.
Философия текста
Философия текста - разрабатываемая автором словаря концепция текста, синтезирующая ряд подходов научной и философской методологии ХХ в. (семиотики, лингвистической и философской прагматики, логической семантики, теоретической поэтики).
Лиссабонское соглашение
Географическое указание — это обычно знак или слово, используемые в связи с товарами или услугами, чтобы потенциальный потребитель мог определить географический источник их происхождения..
Деловое общение 12
План Введение Понятие делового общения………………………………………………..3 1. Специфические особенности делового общения……………………..4 2. Виды делового общения………………………………………………….6
Родная речь
Сочинение-рассуждение Сначала было Слово… Так начинается книга книг - Библия. Именно в слове берет все свое начало. Сегодня мы не придаем слову такого большого значения, как в древности. Человек мало обеспокоен тем, как он говорит. Ему важнее то, что он говорит. Важно передать в слове больше информации.
Сила слова
То, какую большую роль играет слово в жизни, люди поняли давно. Это нашло свое отображение в фольклоре, украинских пословицах и поговорках. Очень точными выражениями наш народ умеет охарактеризовать целую гамму чувств, которые возникают в разных жизненных ситуациях, от общения с тем или другим лицом.
О стихотворении Лермонтова Горные вершины
Есть стихи, которые трудно, а подчас просто невозможно забыть. Они будят, заставляют вникнуть в каждое слово, чтобы понять, осмыслить, почувствовать чьи-то души, сокровенные желания. Но есть другие стихи. Их можно забыть. То есть забыть слова, которые несут в себе состояние, настроение человека. Но само ощущение стихотворения забыть нельзя.
Стихотворение Бунина Слово
Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.
Казаки 2
Казаки Сочинение-рассказ Слово «казак» означает «свободный воин». Казаки были объединением воинов-крестьян. Они жили в южных степях России и Украины возле больших рек - Дона и Днепра.
Красота и богатство родного языка
Родной язык - это язык наций, язык предков, который связывает человека с его народом. Родной язык - наибольшее сокровище. Существует утверждение, что украинский язык – один из богатейших славянских языков. Он будто льется ручейком и увеселяет душу. А иностранцы, побывав в Украине, отмечают нежность, утонченность и милозвучие украинского языка.
Шпаргалка 2
Шпаргалка Сочинение-исследование От чего произошло слово «шпаргалка»? Как появилось слово шпаргалка, наука точно не знает. Возможно, за основу был взят корень -, от «шпарить быстро, без запинки». Вторая версия — шпаргалка происходит от санскритского «shoargalle», что означает «секретный, тайный документ».
Анализ повести Ф. Сологуба Маленький человек
Автор: Сологуб Ф.К. Повесть Сологуба отражает в названии несколько контекстов. Литературное вспоминание, обозначается в заглавии, соотнесена с известной традицией русской классической литературы – представление социального типа «маленького человека». Но эта повесть является по своей жанровой специфике сатирической и фантастической, поэтому метафорический смысл теряется, так как слову «маленький» в этой повести возвращается его первоначальное значение – «небольшой по размеру».
Кем был автор Слова о полку Игореве
Кем был автор "Слова о полку Игореве"? Автор: Древнерусская литература Копий как много по тебе сломали, «Слово…» ! Оратор не один слюною захлебнулся.
Анализ стихотворения Н.Брауна
Автор: Зарубежная литература Данное стихотворение Н.Брауна о слове,о речи и о том,какую роль в жизни человека она играет.Автор пытается донести до читателя то,что слово,являясь древнейшим способом общения между людьми,несет в себе высокую эмоциональную нагрузку.
Давній епос
Епос (грец. epos — слово, оповідання) — різновид літературного (поряд з лірикою і драмою) жанру, оповідання про події, що буцімто відбувалися у минулому (які немов здійснювалися насправді і згадуються оповідачем).
Читая Слово о полку Игореве
Читая "Слово о полку Игореве". Единение только тогда благо для человека, когда это единение человечества во имя основы, общей всему человечеству, но не единение малых или больших частей человечества во имя ограниченных,
Похвальное слово русскому языку
Автор: Сочинения на свободную тему На уроках русского языка мы учим множество различных высказываний, которые возвышают и хвалят наш великий и могучий русский язык. Но никто и никогда не выражал своё похвальное слово!
Слово о полку Игореве и его связь с устным народным творчеством
"Слово о полку Игореве" и его связь с устным народным творчеством Автор: Разное «Слово...» выросло на плодородной почве русской культуры XII века. «Слово...» глубокими корнями связано с народной культурой, народным языком, народным мировоззрением. Вместе с тем в нем нашли свое воплощение лучшие стороны светской культуры.
Чего достойны в жизни слова
Сочинение-размышление Грудной ребенок еще лежит в колыбели, а родители уже разговаривают с ним. Обращаются к ребенку с нежными, ласковыми словами. Утешают ребенка, стараются понять, что малыш хочет «сказать».
Притча про сіяча
Автор: Народна творчість. Ось вийшов сіяч, щоб посіяти своє зерно. І як сіяв, упало одне край дороги. Там воно було витоптане, а птахи небесні його повидзьобували. Інше ж упало на ґрунт кам'янистий і, зійшовши, засохло без вологи. Ще інше упало під терен, який виріс і заглушив паросток.
Каким я представляю себе автора Слово о полку Игореве
Каким я представляю себе автора "Слово о полку Игореве" Автор: Разное Прочитав "Слово о полку Игореве", я представил себе все картины исторических событий, которые были упомянуты в "Слове...". Я очень хотел понять ил даже представить кто же был автором этого произведения.
Автор Слова о полку Игореве.
Автор "Слова о полку Игореве". Автор: Древнерусская литература "Слово о полку Игореве" посвящено походу против половцев в 1185 году.Оно глубоко связано с народной культурой,с народными обычаями и языком.
Истоки современного понимания термина "культура"
В своем первоначальном значении латинское слово cultura означало культивацию сельскохозяйственных растений или вскармливание домашней птицы или скота. В начале XVI в. этот первоначальный смысл был расширен.
Тори партия
То́ри (англ. Tory) — консервативная партия в Англии. Слово «тори» происходит от ирл. tуraighe, слова, используемого для обозначения ирландского участника гражданской войны в Великобритании в XVII веке (буквальное значение — «преследуемый человек»), и обычно обозначает партию Тори, предшественницу современной консервативной партии Великобритании.
Репрезентация
(лат., repraesetatio, от re, и praesetare представлять) — представленность, изображение, отображение одного в другом или на другое, то есть речь идет о внутренних структурах, формирующихся в процессе жизни человека, в которых представлена сложившаяся у него картина мира, социума и самого себя.
Ксенеласия
Введение 1 О термине 2 Спартанские ксенеласии Список литературы Введение Ксенеласия (др.-греч. ξενηλασία изгнание иностранцев) — в древней Спарте мера по изгнанию или недопущению на государственную территорию нежелательных чужеземцев.
Слово, Джо
Введение 1 Молодость 2 Борьба с апартеидом 3 Политическая борьба 4 Теоретическая работа 5 Интересные факты Список литературы Введение Джо Слово (англ. Joe Slovo, 23 мая 1926 — 6 января 1995) — южноафриканский борец с апартеидом, глава Компартии ЮАР, член Национального исполкома АНК, министр кабинета Нельсона Манделы.
Компьютерный морфологический разбор слов русского языка
Применение данной статьи важно для тех, кто хочет сделать интерфейс к своей программе на естественном языке или сделать интеллектуальный поиск информации. Для этого нужно в первую очередь сделать морфологический анализ слов текста.
Лукин Е.В.
Окончил исторический факультет ЛГПИ им. Герцена (1977). Член Союза писателей России (1996). Основной труд - стихотворные переложения древнерусских произведений "Слово о полку Игореве", "Слово о погибели Русской земли", "Задонщина".