Организация федеральной государственной службы

Рефераты по административному праву » Организация федеральной государственной службы

Астраханский Государственный Технический Университет

Юридический факультет

Кафедра

Гражданско-правовых дисциплин

Учебная дисциплина-административное право

Организация Федеральной государственной службы.

(курсовая работа)

                    Выполнил:

                            студент II курса

                                                 Резаков Максим Равильевич.


                                            Научный руководитель:

                        Макаров А.О

Астрахань 2001

ПЛАН.

Введение.                      

                                           

Глава I.

Особенности организации государственной службы.

 

Глава II.

Понятие государственной службы.

 

Глава III

Виды федеральной государственной службы.

Глава  IV

Принципы федеральной государственной службы.

Глава  V

Статус государственной долж­ности.

 

Заключение.    

 

Библиография.


ВВЕДЕНИЕ.


Вопрос о государственной службе приобрел актуальность в связи с ростом ее удельного веса в общей системе государства. Кардинально изменилась структура функции органов государственной власти и на федеральном и на региональном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственного аппарата и государственных служащих. Встала необходимость повышения эффективности функций государственного аппарата обеспечения профессионализма государственных служащих изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом.

        Актуальность данной темы обусловлена еще тем что именно государственный механизм является основным звеном в структуре власти. Этот механизм приводится в действие людьми а его функции зависят от кадрового состава. Следовательно вопросы комплектования организованной деятельности государственного механизма приобретают одно из первостепенных значений. В субъектах должны в соответствии с общими принципами построения государственной службы выработать самостоятельные подходы к определению региональной государственной службы.

       Государственная служба как юридический институт рассматривается в такой отрасли права как административное право. Во всех учебниках советского периода государственной службе отводилась определенная глава или раздел. В новых учебных пособиях государственной службе также уделяется внимание излагаются новые подходы и принципы построения. Проблемы изучения государственной службы от­ражены  в работах таких ученых как Мишин А.А Уилсон Дж Чиркин В.Е Василенко И.А и  многих других .

        В исследовании используется термин ’’государственная служба’’ поскольку на данный момент во всех законодательных актах как  Российской Федерации так и Соединенных Штатов   используется именно он. В частности в законах Российской Федерации ’’Конституция Российской Федерации’’ ’’Об основах государственной службы Российской Федерации’ и других применен термин ’’государственная служба’’.

Предметом исследования явилась государственная служба. Поскольку невозможно охватить все частности и детали в деятельности и структуре государственной службы то речь в исследовании пойдет о наиболее важных моментах в данном случаяе об организации федеральной государственой службы.

К организации федеральной государственой службы в частности и государственной службы вообщем- Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» относит в соответствии со сложившимися представлениями такие вопросы: понятие государственной службы ее виды прин­ципы государственной службы статус государственной долж­ности.Поэтому в данной работе будут по порядку рассмотренны все вышеперечисленные вопросы:но так как в нашей работе не ставится целью углубленное изученние данного вопроса то в начале будет представленна краткая характеристика основных особенностей организации государственной службы. 

  Глава I.

 

Особенности организации государственной службы.

 

Государственная служба — один из видов служебной деятель­ности в обществе. Государственная служба сохраняет как вид службы все те признаки которые присущи службе как таковой и любому из ее видов. В то же время государственная служба имеет свои особенности которые и составляют основу ее обособления в самостоятельный вид службы.

Все особенности государственной службы происходят из того что она именно государственная т.е. создается и организуется государством им регулируется посредством законодательства а лица находящиеся на государственной службе обеспечивают выполнение государственных полномочий. Особенности госу­дарственной службы относятся ко всем ее структурным частям в том числе конечно и к организации службы.

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» относит к организации государственной службы в соответствии со сложившимися представлениями такие вопросы: понятие государственной службы ее виды прин­ципы государственной службы статус государственной долж­ности.

Рассмотрим эти элементы государственной службы с точки зрения их особенностей.

Понятие государственной службы дано в статье 2 Закона: про­фессиональная деятельность по обеспечению исполнения полно­мочий государственных органов.

В этом понятии государственной службы выделено ее сущест­во другие неотъемлемые признаки государственной службы в частности ее организации показаны в иных статьях: в статье 5 — принципы государственной службы в статье 1 и многих последу­ющих статьях — государственная должность и т.п. Включение в понятие государственной службы указания на то что эта деятель­ность профессиональная носит принципиальный характер: из­вестно что такого общего требования к государственной службе ранее не было более того Программа КПСС принятая в 1962 году требовала чтобы «навыками управления овладевали все более широкие массы и работа в этом аппарате в перспективе перестала быть особой профессией».

Требует пояснения в определении государственной службы и положение «по обеспечению исполнения полномочий государст­венных органов».

Дело в том что статья 1 Закона содержит несколько отличаю­щуюся формулу: «непосредственное исполнение полномочий го­сударственных органов». Формулировки хотя и говорят обе об исполнении полномочий государственных органов существенно разнятся между собой. Первая формула — об обеспечении испол­нения полномочий государственных органов — составляет прак­тическое содержание государственной службы: организацию ис­полнения самое исполнение контроль и т.п. Вторая же форму­ла — непосредственное исполнение полномочий государствен­ных органов — имеет в виду и прямо называет лишь лиц стоящих во главе государственных органов т.е. их руководителей. Эту государственную деятельность Закон к государственной службе не относит. Стало быть в настоящее время не вся государствен­ная деятельность охватывается опосредуется государственной службой а лишь часть государственной деятельности.

Итак государственная деятельность по непосредственному исполнению полномочий государственных органов — деятель­ность за пределами государственной службы. Государственная же деятельность по обеспечению исполнения полномочий госу­дарственных органов — государственная служба.

Две части государственной деятельности — не автономные одна от другой. Закон четко определяет (ст. 1—2) соотношение между ними: служба обеспечивает первый вид государственной деятельности т.е. исполнение полномочий руководителями госу­дарственных органов.

Итак особенности понятия государственной службы выте­кающие из Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» как одного из видов службы в современных условиях следующие:

а) это деятельность государственная;

б) но государственная деятельность не в полном своем объеме а лишь часть ее одна из двух частей;

в) деятельность по обеспечению исполнения полномочий го­сударственных органов;

г) деятельность по обеспечению полномочий руководителей государственных органов;

д) деятельность профессионального уровня и требований — государственные служащие.

Эти особенности государственной службы в рамках ее поня­тия продолжаются далее в ее организации: видах государствен­ной службы принципах службы в организационном и правовом статусе государственных должностей.

 Глава II.

Понятие государственной службы.

        Служба в государственных органах государственных и общественных организациях является одним из видов социальной деятельности людей. Служба государству неразрывно связана с самим государством его ролью в жизни общества. Это одна из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов других государственных организаций. Государственная служба прежде всего служение государству то есть выполнение по его поручению за плату от него определенной деятельности по реализации задач и функций государства в государственных предприятиях Закон “Об основах государственной службы в Российской Федерации” рассматривает государственную службу в более узком смысле как деятельность тех служащих которые составляют “аппарат” корпус руководителей специалистов государственных органов. Такое определение государственной службы позволяет отграничить государственно-управленческую деятельность от деятельности специалистов в народном хозяйстве в социально-культурной сфере а также отграничить государственную службу и другие виды службы. Однако необходимо отметить что например в Соединенных Штатах Америки законодательство различает два вида государственной службы. Категория государственных служащих в США включает как должностных лиц и вспомогательно-технический персонал связанный с реализацией государственно-властных полномочий так и работников по найму (в том числе преподавателей государственных учебных заведений рабочих государственных предприятий и сферы коммунального обслуживания). Таким образом здесь государственная служба рассматривается шире как работа не только в государственных органах но и на предприятиях учреждениях и тому подобное. Но внутри этого широкого понимания все равно различают виды государственной службы в зависимости от ее специфики. Специфика деятельности служащего в государственных органах состоит в том что он не создает непосредственно материальных ценностей но обеспечивает условия для материального производства у него особый предмет труда информация являющаяся и средством воздействия которую он собирает обрабатывает хранит создает. Он воздействует на людей обслуживает их делает это возмездно то есть за определенное вознаграждение и занимает должность (имеет собственный статус)1. В связи с этим можно выделить и черты самой государственной службы как правового института.

         Государственная служба обязана своим возникновением государству с его возникновением и развитием стала развиваться и служба имея своим назначением реализацию задач и функций государства в разнообразных областях жизнедеятельности общества являясь необходимым элементом управления.

          Организующая деятельность государства охватывает разнообразные сферы жизнедеятельности общества поэтому государственная служба регулируется нормами не только административного права но и нормами других отраслей права. Направленность деятельности служащих на обслуживание населения порождают не только административные но и гражданские правоотношения2 Помимо устанавливаемых специальных социальных гарантий для государственных служащих в связи со специфичностью их деятельности на них распространяются и социальные гарантии предусмотренные для всего населения.[2] Таким образом государственная служба является комплексным правовым институтом и регулируется не только нормами административного права но и нормами ряда других отраслей  (трудового финансового социального и др.).

          Усложнение общественных отношений повышение требований к государству потребовало необходимость выделения управленческой организаторской деятельности как таковой.

          Для выполнения определенных требующих специальной квалификации функций общество выделяет относительно устойчивую категорию работников занятых этим делом не в качестве общественного а профессионального управления.

          Особенности труда государственного служащего а именно то что он не производит материальных ценностей непосредственно но помогает государству реализовывать собственные функции и задачи обязывает государство обеспечивать служащего. Поэтому государственный служащий выполняет возложенные на него обязанности на возмездной основе. Таким образом чертами государственной службы являются: осуществление ее на профессиональной основе за вознаграждение (то есть возмездно) специально подготовленными для этого работниками - государственными служащими урегулированность нормами целого комплекса отраслей права. Государственная служба является одной из сторон организационной деятельности государства и содержание ее составляет практическая реализация функций и задач государства. Исходя из вышеизложенного под государственной службой следует понимать профессиональную возмездную деятельность специально подготовленных работников (государственных служащих) по обеспечению реализации функций и задач государства (в лице государственных органов). Государственная служба осуществляется на государственных должностях. Поэтому должность необходимый элемент государственной службы. Должность - первичная ячейка аппарата предусмотренная для одного работника образуемая в распорядительном порядке. Правовыми актами соответствующего органа определяется  ее название место в служебной иерархии (то есть определение тем кому подчинена кто ей подчинен) порядок замещения. Она включается в штатное расписание и единую номенклатуру должностей. Таким образом должность является формализованной социальной позицией она имеет основное значение в правовом статусе государственного служащего. Должность характеризует организационный статус то есть круг полномочий (прав и обязанностей) основные формы их осуществления ответственность за их исполнение. Итак государственная должность это часть организационной структуры государственного органа обособленная и закрепленная в официальных документах (штаты схема должностных окладов и др.) с соответствующей частью компенсации государственного органа предоставляемой лицу - государственному служащему в целях ее практического осуществления.

          Государственная служба имеет и процессуальный аспект который включает в себя порядок поступления на службу прохождение ее (то есть продвижение по должности получение соответствующих квалификационных разрядов) увольнение со службы.

         Государственная служба строится в соответствии с определенными принципами то есть с основополагающими началами определяющими ее характер. Стабильность кадров  государственных служащих.

Глава III

Виды федеральной государственной службы.


Вопрос о видах федеральной государственной службы приоб­ретает значение по причине многообразия государственно-слу­жебной деятельности с различным объемом полномочий струк­тур по видам федеральной государственной службы и соответ­ственно статусом федеральных государственных служащих.

В основание разделения федеральной государственной служ­бы на виды можно и должно положить один единственный кри­терий — предмет деятельности федеральной государственной службы т.е. содержание повседневного исполнения федеральны­ми государственными служащими возложенных на них полно­мочий.

Необходимо уточнить относительно предмета: его объем и структура отражающая виды государственной власти отрасли и сферы государственной деятельности и т.д.

Предварительно надо сказать однако о самом термине «служ­ба». Применяется это слово для обозначения многих различных категорий в социальной сфере: вид производственной деятель­ности (коммунальная служба в разновидностях служба быта и другие) вид социальной деятельности (служба доверия) дея­тельность по исполнению государственных задач и функций (го­сударственная служба)[3]. Службой обозначаются структурные подразделения государственного органа (например в аппарате органов управления железнодорожным транспортом — пасса­жирская служба контрольно-ревизионная служба и другие) службой именуются многие органы государственной исполни­тельной власти — Государственная налоговая служба Федераль­ная служба России по надзору за страховой деятельностью Фе­деральная служба безопасности и другие. Это однако не означа­ет что другие органы государственной исполнительной власти именуемые не службой а комитетами агентствами и т.п. не реа­лизуют государственную службу. Они также заключают в себе вид государственной службы. Здесь название органа не имеет значения (в смысле его отношения к государственной службе).

Вернемся к предмету федеральной государственной службы с учетом его объема и структуры и разделения на этой основе фе­деральной государственной службы на виды.

Конституция разделила весь объем государственно-властной деятельности на законодательную исполнительную и судебную (ст. 10). По текущему законодательству к ним надо прибавить деятельность прокуратуры и государственную контрольную дея­тельность. Можно с уверенностью сказать что статья 1 «Положе­ния о федеральной государственной службе» перечисляя феде­ральные государственные органы в которых осуществляется фе­деральная государственная служба имеет в виду все указанные виды государственной деятельности хотя их исчерпывающего перечня не приводит.

По этому критерию в системе федеральной государственной службы учреждены следующие виды:

а) федеральная государственная служба в Администрации Президента РФ в аппаратах палат Федерального Собрания одним словом — служба в аппарате высшей законодательной государственной власти. Само собой разумеется что в соответст­вии с Федеральным законом «Об основах государственной служ­бы Российской Федерации» этим видом службы не охватывается деятельность Президента РФ и депутатов Федерального Собра­ния которые не являются государственными служащими;

б) федеральная государственная служба в системе исполни­тельной центральной государственной власти — в аппарате Пра­вительства в аппарате федеральных министерств и ведомств перечень которых определен в специальном нормативном акте — Указе Президента РФ «О структуре федеральных органов испол­нительной власти» от 10 января 1994 г. руководители исполни­тельных органов государственной власти также не состоят в сфере государственной службы; в) федеральная государственная служба в аппарате всех судов составляющих судебную систему Российской Федерации — на государственных должностях секретарей судебных приставов (исполнителей) и т.д. сами судьи поскольку они замещают госу­дарственные должности категории «А» также государственными служащими не являются;

г) федеральная государственная служба в системе органов Прокуратуры РФ которую согласно Закону «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. составляют Гене­ральная прокуратура РФ прокуратуры субъектов РФ прирав­ненные к ним военные и специализированные прокуратуры на­учные и образовательные учреждения являющиеся юридически­ми лицами а также прокуратуры городов и районов другие тер­риториальные военные и иные специализированные прокурату­ры (ст. 11 Закона); в отличие от службы в судебной системе в которой судьи не состоят на государственной службе в системе Прокуратуры не являются государственными служащими лишь руководители органов Прокуратуры;

д) федеральная государственная служба в аппарате государст­венных контрольных органов — Счетной палаты Федерального Собрания РФ Контрольного управления Администрации Пре­зидента РФ других государственных контрольных органов.

Разделение федеральной государственной службы по видам на основе разделения государственной власти может быть далее продолжено выделением видов федеральной государственной службы в рамках той или иной государственной власти — в рам­ках представительной власти исполнительной власти и т.д. На­именования видам федеральной государственной службы в аппа­рате государственных органов придают структурные подразделе­ния аппарата. Например в составе Администрации Президента РФ. Соответственно структуре Администрации можно выделить такие виды федеральной государственной службы как служба Аналитического центра по общей политике Аналитического центра по социально-экономической политике Аналитического центра по специальным президентским программам протокольная служба служба по делопроизводству по изданию литерату­ры и т.д.

Страницы: 1 2 3