Г.М. Барышников
Важнейшие события в истории русского народа на рубеже XVII и XVIII веков связаны с именем великого преобразователя России - Петра I. Одним из таких исторических событий явилось создание в начале XVIII века русской гражданской азбуки. С этого времени начинается в России исторический перелом: прогрессирующее развитие получает светская культура, элементы которой уходят своими истоками в XVII век.
Развитие русского просвещения в начале XVIII века было неразрывно связано с развитием книгопечатания. Петр I это отлично понимал. Если сравнить количество изданий, выпущенных в допетровский период и в петровское время, то можно легко убедиться в той громадной работе, которую провел он в этом чрезвычайно важном для России деле.
Поскольку в XVII веке печатались книги в основном церковного содержания, издавать нужно было все. На первых порах Петр I был вынужден организовать печатание русских книг в Голландии. В Амстердаме он поручил это негоцианту Яну Тессингу, которого знал еще в Москве. Изданием книг в типографии Тессинга занимался поляк Илья Федорович Копиевский, или Копилевич, который в 1700 году открыл собственную типографию.
В начале 1701 года Петр I реорганизует Монастырский приказ, начальником которого назначает одного из наиболее образованных бояр - МусинаПушкина. Ему было поручено управлять всеми издательскими делами, типографиями, в частности Печатным двором. Под его руководством осуществлялось и печатание русских книг в Амстердаме.
Для новых изданий церковнославянский полуустав стал архаичным для чтения книг светского, в частности научного, содержания он был неудобен. В связи с печатанием светских изданий перед Петром I встала исключительно важная проблема - создание нового гражданского печатного шрифта.
Процесс возникновения нового печатного шрифта может быть естественным или искусственным. Естественным этот процесс является тогда, когда новый шрифт создается в тот или иной исторический период на основе возникшей новой графики письма. Примером такого естественного процесса может служить создание шрифта антиква, который возник на основе новой письменности эпохи Возрождения - гуманистического письма и римского архитектурно-монументального шрифта. Шрифт антиква, впервые появившийся в эпоху Возрождения в конце XV века в Италии, давно существовал в Европе и получил широкое распространение во всех странах. Россия была подготовлена к созданию нового шрифта уже в конце XVII века, но проявил инициативу в этом вопросе Петр I.
Петр I имел желание создать новый шрифт на основе антиквы еще в конце XVII века. Об этом говорит большая работа, которая была проведена в этом направлении издателями русских книг в Амстердаме Тессингом и Копиевичем.
Однако стилизованные виды новых русских алфавитов амстердамского книгопечатания не удовлетворяли Петра I. В 1707 году Петр I через МусинаПушкина передал русским словолитчикам образец гражданского шрифта, нарисованного, очевидно, на основе рукописного письма. После этого, в том же году, словолитчику Ефремову был передан другой печатный образец из Амстердама. Очевидно, это был русский алфавит амстердамской типографии. В январе 1708 года Петр I приказал новым шрифтом, привезенным из Амстердама, напечатать "Геометрию", а также другие книги.
То что рукописный образец, переданный через Мусина-Пушкина словолитчикам, отражал русское гражданское письмо, явствует из сходства букв этого образца с буквами гражданской письменности начала XVIII века. Поразительное сходство выявляется при сравнении букв Д, У, Ъ, Б, Ц, Щ, Л, Р шрифта "Геометрии" с буквами гражданской письменности.
После напечатания 25 января 1708 года "Геометрии" и "Комплиментов" Мусин-Пушкин просит царя "учинить указ", какие еще книги печатать "новоизданными" литерами, а в конце того же года направляет ему "...азбуку новоисправленных литер". Петр I остался недоволен этими исправлениями и письмом от 4 января 1709 года предложил сделать ряд новых исправлений. В ответ на это 18 января 1709 года Мусин-Пушкин пишет царю, что как только исправления в азбуку будут внесены, он вышлет ему исправленный образец, а 4 сентября того же года направляет Петру I образцы новых букв на утверждение. По всей вероятности, это и был последний, известный вариант гражданской азбуки, которая по праву носит имя своего создателя. Вариант этот утвержден Петром I 29 января 1710 года. После тщательной, исключительно кропотливой работы, длившейся в течение четырех лет, появилась новая гражданская азбука. Создание гражданского шрифта для светских изданий на основе новой азбуки явилось исключительно важным событием культурного и политического характера. Помимо того, что формой нового шрифта определялся "водораздел" между языком церковнославянским и народившимся народным литературным языком, новым шрифтом намечалась борьба за национальный литературный язык.
На обороте переплета утвержденного образца азбуки, на свободном месте, Петр I собственноручно написал: "Сими литерами печатать исторические и мануфактурные книги, а которые подчернены, тех в вышеописанных книгах не употреблять". На первой странице азбуки, где напечатаны начальные буквы алфавита, внизу красными чернилами обозначена дата утверждения: "Дано лета Господня 1710 Генваря в 29 день". Азбука имеет заглавие: "Изображение древних и новых письмен славянских печатных и рукописных".
В азбуке содержится восемь вертикальных рядов букв, причем во втором, третьем и четвертом рядах приведен шрифт, который, за исключением отдельных букв, уже применялся в печати. В первом ряду помещены заглавные буквы кирилловского полуустава допетровского времени. Второй и третий ряды - это специально отобранные для гражданской азбуки два алфавита прописного и строчного начертания. Необходимо отметить, что введением гражданской азбуки впервые установлены два алфавита - прописного и строчного начертания, существующих вместе.
Исключительный интерес для истории русской культуры представляет корректура Петра I в утвержденном образце гражданской азбуки. Что особенно поражает, так это понимание им построения и организации русского шрифта и шрифта антиква. Корректура в в азбуке позволяет судить об отношении Петра I к церковнославянской культуре, к культуре Запада и к возрождающимся самобытным национальным чертам русской светской культуры.
Весь комплект букв азбуки отличается цельностью и стройностью, имеет в значительной мере органическую форму, характерную для русского гражданского шрифта. В азбуке отсутствуют элементы стабилизации, которые были свойственны русским алфавитам амстердамского книгопечатания. В работе над созданием гражданского шрифта был использован всевозможный материал, но он был настолько переработан, что азбуку, утвержденную Петром I, можно рассматривать как обобщение лучших достижений русской культуры на грани XVII и XVIII веков.
Эти факты подчеркивают самобытность петровской гражданской азбуки, которая является плодом прогрессирующей русской национальной светской культуры в петровскую эпоху.
Другие работы по теме:
Гражданский иск в суде РФ
Гражданский иск в уголовном процессе Задачи уголовного процесса не исчерпываются установлением виновного и его наказанием, но и включают устранение последствий преступления, в том числе связанных с нарушением имущественных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций. Одним из средств, направленных на устранение преступных последствий в виде имущественного ущерба, является гражданский иск в уголовном процессе.
Тема Кол-во страниц
Синонимы, их место и роль в лексико-семантической системе английского языка
Тема: Шрифтовой плакат
Задание: создать шрифтовой плакат, используя любые известные шрифты на свободную тему. Использовать в работе графические приёмы только шрифтовой графики.(отсутствие рисунков, фотографий, элементов коллажа и т д.). Подача осуществляется только ручным способом
Спасибо родному слову
“Спасибо слову…” - так писал русский поэт С. Поделков в поэме “Власть сердца”. И, правда, русский язык настолько разнообразен и точен, что с его помощью можно описать не только настоящее, будущее и прошлое, но и любое состояние человеческой души, любую мысль.
Русский язык в современном мире
Автор: Сочинения на свободную тему Из-за дня в день мы обмениваемся информацией, узнаем новые вещи, общаемся, делимся своими мыслями и чувствами с окружающими. Все это было бы просто невозможно без существования русского языка, роль которого имеет огромное значение в жизни многих людей и русского общества.
Великий Русский язык живет и развивается
Автор: Сочинения на свободную тему Все мы знаем, что наш великий русский язык живёт и развивается, то есть на смену устаревшим словам приходят более новые слова. И это необходимо, так как наука набирает высоту и узнаёт новые вещи, о которые никто никогда не знал и для того, чтобы рассказать об этом всему миру учёные придумывают им названия, таким образом и мы узнаём открытия учёных и в нашем русском языке появляются новые.
Зачем нужны запятые
Автор: ЕГЭ Зачем нужны запятые? Давайте разберемся.Русский язык развивается,становится всё богаче.Развивается и наше общество,становится мудрее и граммотнее.И язык должен соответствовать новому обществу.Как можно без запятых разобраться с историческим фактом:"Казнить нельзя помилывать." Даже от одной запятой может зависеть человеческая жизнь.
Похвальное слово русскому языку
Автор: Сочинения на свободную тему На уроках русского языка мы учим множество различных высказываний, которые возвышают и хвалят наш великий и могучий русский язык. Но никто и никогда не выражал своё похвальное слово!
Левицкий, Дмитрий Григорьевич
Введение 1 Биография 2 Произведения 3 Библиография Список литературы Введение Дми́трий Григо́рьевич Леви́цкий (около 1735—1822) — русский[1] живописец украинского[2] происхождения, академик, мастер парадного и камерного портрета.
Адашев, Александр Иванович
Александр Иванович Ада́шев (наст. фам. — Платонов) (1871—1934?) — русский актёр и театральный педагог. Играл в театре с 1890 года в городах Рыбинске, Твери, Костроме и других. С 1898 по 1913 год в Московском художественном театре.
Алексеев, Фёдор Яковлевич
План Введение 1 Биография 2 Работы 3 Библиография Введение Фёдор Я́ковлевич Алексе́ев (между 1753—1755, Санкт-Петербург — 11 (23) октября 1824, Санкт-Петербург) — русский живописец, современники называли его «русским Каналетто». Крупнейшая фигура в пейзажной живописи России начала XIX века.
Жемчужниковы дворянские роды
Жемчу́жниковы (дворянские роды) — русские дворянские роды. Василий Терентьевич (Богданович) Жемчужников был воеводой в Вятке (1616). Его потомки были стольниками и стряпчими. Михаил Николаевич был сенатором (умер в 1865). Его сын, Алексей Михайлович — известный поэт. Род Жемчужниковых внесен в VI часть родословной книги Орловской и Калужской губерний (Гербовник, X, 94).
Работа с диалоговыми окнами
Принципы работы стандартных диалоговых окон открытия, закрытия, сохранения файла. Особенности использования общего диалога для функций шрифтов, цветов, печати, справочной системы. Обобщение методов настройки цвета, фона формы. Анализ метода ShowColor.
Экзаменационные билеты по Информатика
Первые вопросы: Устройство и архитектура компьютера. Виды информации: текст, звук. Виды информации: графика, анимация, видео. Единицы измерения информации. Системы исчисления.
Отчет по Word97
Отчёт. Задача. Создать обычный электронный документ, используя библиотеку стилей и автоформат. Отформатировать один абзац текста: изменить отступ, межстролчные растояния, шрифт, цвет. Часть текста разбить на n колонок, пронумеровать страницы. Ввести колонтитулы, используя автотекст; использовать гиперссылки для перехода ко второму документу.
Отчётность в Excel
Наша задача создать отчётность в Excel. Эта потребность может возникнуть у каждого программиста баз данных, ведь Office установлен в нашей стране практически на каждом компьютере.
Тесты по Информатике 3
Тестовые задания Тестовые задания содержат вопросы двух видов: среди приведенных вариантов ответов правильный только один; несколько правильных ответов среди приведенных вариантов ответов.
Готический шрифт
Историческая справка Готический стиль История готического шрифта и готической письменности началась, конечно, не в средние века, а много раньше. К оседлой жизни человечество перешло около 4000 г. до н.э. Одновременно в Египте возникла иероглифическая письменность. А к 1000 гг. до н.э. произошла эволюция буквенных символов от египетских пиктограмм (иероглифов) до первого крито-финикийского алфавита.
Роль русского языка в современном мире
Единый язык русской нации, язык международного общения в современном мире. Усиливающееся влияние русского языка на другие языки. Замечательный язык мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря, богатейшей художественной литературы.
Гражданский шрифт
Начиная с конца XVII века, предпринимаются попытки придать русской книге европейский вид. В 1698 году в Москве открылась Гравировальная мастерская, выпускавшая гравюры, карты, планы.
Шрифты
Выбор той или иной гарнитуры шрифта определяется самим изданием, его целью и читательским адресом. В научно-популярном издании уместны одни шрифты, в художественном – другие. Выбор шрифта определяет и способ печати.
Шрифт. Этапы развития и изменения формы
Письменность раннеисторического периода состояла из конкретных изображений. В результате убыстрения письма эти изображения упрощались и постепенно превратились в абстрактные знаки, соответствующие отдельным словам, затем слогам.
Иск в гражданском процессе 2
Содержание Введение Понятие иска Элементы иска и их значение Виды исков Заключение Список используемых источников Заключение Получение правовых знаний об иске, предопределяет, с одной стороны, возможность действенной защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций, с другой – идеальный образ результата судопроизводства, что позитивным образом отразится на эффективности осуществления правосудия по гражданским делам.
Астафьев В.П.
Астафьев Виктор Петрович (р. 1.5.1924, с. Овсянка Советского района Красноярского края - 1.12.2001), русский советский писатель.
Етикетки
Реферат на тему “” Данилюк Марії група 2П11 Ліки, що відпускається з аптеки, оформляється етикетками. В даний час діють єдині правила оформлення ліків, що готуються в аптеках. Етикетки для оформлення ліків і внутріаптечної заготівлі в залежності від способу їхнього застосування підрозділяються на внутрішні, зовнішні, для ін'єкцій.