Эпитафия ускользающей красоте по рассказу И. А. Бунина «Легкое дыхание»

Темы по английскому языку » Эпитафия ускользающей красоте по рассказу И. А. Бунина «Легкое дыхание» Скачать

Жемчужиной творческого наследия замечательного русского писателя лауреата Нобелевской премии И. А. Бунина заслуженно считается рассказ “Легкое дыхание”. В нем так лаконично и ярко запечатлен образ главной героини так трепетно передано чувство прекрасного несмотря на ее трагическую судьбу. Все в рассказе построено на выразительных контрастах без которых невозможно понять авторский замысел.

Уже с первых строк повествования складывается двойственное ощущение: грустное пустынное кладбище серый апрельский день голые деревья холодный ветер “звенит и звенит фарфоровым венком у подножья креста” “крепкого тяжелого гладкого” а на кресте “фотографический портрет гимназистки с радостными поразительно живыми глазами”. Смерть и жизнь печаль и радость и есть символ судьбы Оли Мещерской.

В стихотворении И. А. Бунина “Эпитафия” живет такое же печальное и светлое настроение как и в рассказе: Здесь в тишине кладбищенской аллеи Где только ветер веет в полусне Все говорит о счастье и весне.

Сонет любви на старом мавзолее Звучит бессмертной грустью обо мне А небеса синеют вдоль аллеи.

Трудно согласующиеся между собой впечатления конкретизируются далее — от рассказа о безоблачном детстве Оли отрочестве — к трагическим событиям последнего прожитого года. “Незаметно упрочилась ее гимназическая слава и уже пошли толки что она ветрена...” Рисуется “розовый вечер на катке” в городском саду когда Оля “казалась самой беззаботной самой счастливой” но тут же оговорка: “последнюю свою зиму Мещерская совсем сошла с ума от веселья”. Автор подчеркивает разрыв между кажущимся внешним и внутренним состоянием героини: полудетское состояние бегающей на переменке гимназистки ее признание в том что она уже женщина. Спокойная даже веселая беседа в строгом кабинете начальницы гимназии а непосредственно за тем — краткое сообщение: “А через месяц казачий офицер некрасивый и плебейского вида не имевший ничего общего с тем кругом к которому принадлежала Оля Мещерская застрелил ее на платформе...” Наше внимание настойчиво направляется к каким-то тайным пружинам Олиной жизни. Для этого автор затягивает объяснение причин ее гибели как бы порожденной самой логикой поведения девушки. А затем открывается новая еще более неожиданная тайна — ее связь с пятидесятишестилетним Малютиным. Бунин создает сложную композицию — от факта смерти к детству героини затем к недавнему прошлому и его истокам. Все это позволяет сохранить удивительное дыхание красоты.

Бунин выразительно передал странную логику поведения Оли. Кружение по жизни: на балах на катке вихревой бег по гимназии стремительность перемен неожиданные поступки. “Она совсем сошла с ума” — говорят о ней; “...я совсем сошла с ума” — говорит она. Сдержанно характеризуется окружение Оли. Цепочка на редкость равнодушных к ней лиц замыкается последним звеном — “классной дамой”. Картину духовной нищеты Олиного окружения Бунин рисует мастерски убедительно. Мысль о том что в однообразном бездушном мире чистые порывы обречены вносит трагическую интонацию в рассказ.

В финале произведения Оля рассказывает своей подруге что в одной папиной книге прочла какая красота должна быть у женщины. “...Там понимаешь столько насказано что всего не упомнишь... но главное знаешь ли что? Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть...” Оля действительно обладала легким естественным дыханием — жаждой какой-то особенной неповторимой судьбы достойной только избранных. И совсем не случайно об этой ее заветной мечте сказано под конец. Олино внутреннее горение неподдельно и могло бы вызвать большое чувство. Если бы не бездумное порхание по жизни не примитивное представление о счастье не пошлое окружение. Автор раскрывает нам не только красоту девушки но и эти неразвившиеся прекрасные возможности. Они по мнению писателя не могут исчезнуть как никогда не исчезает тяга к прекрасному к счастью к совершенству. Красота и смерть любовь и разлука — вечные темы получившие столь трогательное и просветленное воплощение в творчестве И. А. Бунина волнуют нас и сегодня.