(фронтальное занятие, группа ФФНР)
Цель: Показать ученикам разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции. Тренировать их в подборе проверочных слов.
Оборудование:
Ход занятия:
Оргмомент.
На доске написано:
Е А И
СЛ ДЫ К ВЁР СТ НА
И О Е
Логопед спрашивает:
- ребята, а кто знает как правильно писать эти слова? (Следуют ответы детей). А давайте попробуем подобрать проверочное слово так, чтобы наши загадочные буквы стояли под ударением: слЕд, кОврик, стЕнка.
Затем делается вывод: в безударном положении гласные звучат нечётко. Чтобы при письме такого слова правильно выбрать гласную букву, нужно подобрать родственное слово, в котором на сомнительный гласный падает ударение, т.е. проясняет его:
след — следы, коврик — ковёр, стенка - стена и т.д.
Вывод: «Если гласная вызвала сомнение
Ты её скорее ставь под ударение!»
В безударной позиции обычно сходно звучат гласные: а и о, е и и, е и я, и и я.
Работа у доски
Отобрать из данных ниже слов лишь те, которые являются
проверочными к выделенным словам в начале строки:
садовый — посадить, посадка, сады, садик, садовник;
лесистый — лесник, лес, залесье, перелесок, лесорубы;
лиса — лисица, лисята, лисий, лисичка, лисонька;
снежок — снегирь, снежный, снеговик, снег, подснежник;
синеет — синька, синица, синеватый, синий, посинел.
Образец: садовый — посадка, садик.
Логопед объясняет, почему не все родственные слова являются проверочными.
Работа в тетрадях.
Перепишите слова, правильно вставьте безударную гласную, в скобках напишите проверочное слово.
С…ДЫ, СН…ЖОК, ПОС…НЕЛ, М…РЯК, С…ЛАЧ, Х…ТРЕЦ, Д…БРОТА, М…РЩИНА, Т…ШИНА.
Физкультминутка.
Тренировка в подборе проверочных слов — игры с перекидыванием мяча (ученики указывают ударную гласную).
один - много вчера - сегодня
стена - стены платил - платит
сосна — сосны просил — просит
гроза плясал
страна носил
плечо, ядро, коза, вода... сказал, вязал, чертил, тащил...
много — один сегодня — вчера
дела — дело везёт — вёз
ряды - ряд цветёт - цвёл
грибы ... пасёт - пас
поля, снега метёт, плетёт...
Работа в тетрадях.
Вставить безударную гласную в корне, подобрав проверочное
слово.
Образец: бой — боец.
... - м.ряк ... - х.трец ... - д.брота
... — с.лач ... — б.лье ... — м.рщина
... — н.члег ... — тр.пье ... — с.лонка
...— ст.рик ... — т.шина …— в.ренье
Игра.
На больших карточках написано:
ГР…ДА; Ц…НА; СК…ЛА; В…СНА; К…ЗА; СТР…ЛА; СТ…НА; С…СНА; М…СТА; З…МЛЯ; СТ…ЛЯР; С…ВА.
Даются буквы. Дети должны подобрать проверочные слова, выяснить правильную букву и поставить ее на месте пропусков.
Задание:
Проверить надо все слова
Чтоб развеять все сомнения
Поставить звук под ударение!
(гряды, цены, скалы, вёсны, козы, стрелы, стены, сосны, место, земли, стол, совы)
Обмен карточками. Логопед читает слова, дети проверяют.
грЯда, цЕна, скАла,вЕсна, кОза, стрЕла, стЕна,
сОсна, мЕста, зЕмля, стОляр, сОва-
мы пишем верно все слова.
VIII. Итог: Рефлексия
– Оцените свою работу цветом:
Красный – хорошо усвоил материал
Зеленый – не плохо, но могу лучше
Синий – еще нужно работать.
Другие работы по теме:
Система стиха ХХ века
Одним из результатов проникновения точного знания в гуманитарные науки ХХ в. стало продуктивное развитие теории стихосложения, превращение ее в самостоятельную дисциплину.
Ударение (акцент)
Ударение или акцент (лат.) — выделение отдельных элементов в потоке звуков речи, осуществляемое или путем усиления мускульного напряжения и напора выдыхаемой воздушной струи.
Ритм
Ритм - универсальный закон развития мироздания. ХХ век очень многое внес в изучение биологических и космологических ритмов, ритмов в искусстве и в стихотворной строке.
Орфоэпия
Орфоэпия (от греч. orthos ‘правильный’, epos ‘речь’) описывает правила произношения звуков в разных позициях, особенности звукового оформления отдельных слов и грамматических форм, нормы ударения и интонации.
Основы фонетики: Звук и буква
Звук — это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. Буква является графическим обозначением звука на письме, то есть некоторой совокупностью линий, рисунком.
Русский язык
Краткое сообщение на тему: Русский язык Выполнила: ученица школы № 17 Лазаренко Надежда Улан-Удэ 1999 год I.Введение 1. Общие сведения о русском языке.
Тема Кол-во страниц
Алексеева Л. С. Древнеанглийский язык. – М.: Высшая школа, 1971. – С. 59 – 68
Дикция в хоре
Донесение до слушателей поэтического текста зависит от дикции хора - произношения гласных и согласных - и орфоэпии - соблюдения произносительных норм (фонетических и грамматических), принятых в данном литературном языке.
Народный стих
Автор: Разное Ой ты, гой eси... Музыкальность речи достигается стихосложением. Стихосложение — это искусство так подбирать и располагать слова, чтобы их высокие и низкие слоги, то есть слоги ударные и безударные, следовали друг за другом в определенном порядке.
Чего достойны в жизни слова
Сочинение-размышление Грудной ребенок еще лежит в колыбели, а родители уже разговаривают с ним. Обращаются к ребенку с нежными, ласковыми словами. Утешают ребенка, стараются понять, что малыш хочет «сказать».
Фонетические единицы языка
ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ. ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка. Фонетика представляет собой определенную систему, включенную в общую систему языка. Это подуровень общей языковой системы, неразрывно связанный со всей системой, так как основные единицы языка – слова, морфемы, словосочетания, предложения, представляющие более высокие уровни, - являются
Нормы русского правописания
Правила правописания и смыслоразличительная роль орфографии и знаков препинания в русском языке. Особенности написания безударных гласных в корне слова, а также правописание приставок, суффиксов, окончаний и предлогов. Расстановка запятых в предложениях.
Нормы произношения и ударения
Понятие нормы. Признаки нормативного языка. Источники и характерные черты языковой нормы. Словесное ударение. Основные правила литературного произношения. Верные и неверные ударения в словах. Произношение безударных гласных. Иноязычные слова и выражения.
Календарно-тематическое планирование. Русский язык
Звуки речи. Гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков в слове. Понятие об орфограмме. Слово - единица языка. Значимые части слова. Корень слова. Главные члены предложения. Синонимы. Антонимы.
Фонетическая система русского языка
Определение фонетики. Изучение фонетической системы русского языка, которая состоит из значимых единиц речи - слов, форм слова, словосочетаний и предложений, для передачи и различения которых служат фонетические средства языка: звуки, ударение, интонация.
Фонетика и слогоделение
Предмет и виды фонетики. Классификация гласных и согласных звуков. Понятие и типы слога, основной закон слогоделения в русском языке. Особенности русского ударения. Фонетическое членение речевого потока, расстановка фразовых и тактовых ударений.
ГИА русский язык 2009 кодификатор
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 г. (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Кодификатор элементов содержания по русскому языку
Урок русского языка в 3 классе
Конспект урока русского языка в 3 классе по учебно-методическому комплекту «Русский язык» Канакиной В.П. (Учитель: Райкова Л.Н.) Визитная карточка урока.