Донесение до слушателей поэтического текста зависит от дикции хора - произношения гласных и согласных - и орфоэпии - соблюдения произносительных норм (фонетических и грамматических), принятых в данном литературном языке. Хоровое произношение способствует формированию важнейших качеств певческого звука, активизирует дыхание, помогает формированию звука в высокой позиции, достижению яркого и близкого звучания, помогает достигать наибольшей силы звучания при экономной затрате энергии. Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата певца (рот, губы, язык, мягкое и твёрдое нёбо). Поэтому при работе над дикцией необходимо тренировать артикуляционный аппарат. Особое внимание следует обратить на рот певца. Очертание губ и раскрытие рта при пении отдельных слов должны соответствовать той или иной произносимой гласной.
Хоровая дикция имеет свои специфические особенности. Во-первых, она певческая, вокальная, что отличает её от речевой (бытовой, и сценической). Во-вторых, она коллективная. Поэтому будет более точным определять её как вокально-хоровую. Работая над дикцией с хоровым коллективом, хормейстеры обычно стараются научить певцов как можно чётче и яснее произносить согласные. Но не менее важно научить певцов правильно формировать и произносить гласные (в частности, обучить их приёму редуцирования гласных), законам и правилам логики речи. Редукция гласных в пении имеет различные формы. Безударные А и Э ослабляются динамически и произносятся фонетически менее ярко, чем ударные, безударное О в большинстве случаев произносится, как А. Безударное Я произносится как «Яе» (грЯеда, памЯеть), но на конце слова всегда должно звучать чисто. В большинстве случаев редукция Е в пении решается динамическим ослаблением этого звука. Сочетание двух гласных требует особой фонетической ясности. Безударное О в этом случае произносится как ясное А.
Согласные звуки распадаются на несколько групп. Сонорные согласные - м, н, л, р - звуки, которые можно петь, точно интонировать. Остальные согласные этих качеств лишены.
Шесть первых согласных русского алфавита - звонкие, произносятся с участием голосовых связок, остальные, кроме сонорных, - глухие, в их произношении голосовые связки не участвуют. Большинство звонких и глухих согласных произносятся твёрдо и смягчённо. Глухие ц, х, ч не имеют парных звонких.
Отличительной особенностью вокально-хоровой дикции является использование всеми певцами хора единых правил и приёмов артикуляции.
Некоторые из них.
.Красивое, выразительное звучание гласных обеспечивает красоту вокального звука, и наоборот, плоское звучание гласных приводит к плоскому, некрасивому, невокальному звуку.
.Если в слове или на стыке слов две гласных стоят рядом, то в пении их нельзя сливать - вторую гласную нужно спеть на новой атаке, как бы произнести вновь, например: ни огня; не увидит; но остался.
3.Чем протяжённей редуцированный гласный, тем ближе его звучание к вокальной речи; чем он короче - тем ближе к разговорной. Например; при исполнении хором М.И. Глинки «Попутной песни» редуцированные гласные в рефрене, построенном на быстром скандировании, напоминающем скороговорку, произносятся неясно, как в речи; а в певучих эпизодах - полно и протяжно.
.Достижение однотембрового звучания гласных тесно связано со стабильностью артикуляционной формы в процессе пения.
.В отличие от гласных, которые поются максимально протяжённо, согласные должны произноситься в самый последний момент. Согласная, завершающая слог, присоединяется к следующему слогу, а заканчивающая слово при тесном стыке слов, - к следующему слову. Это правило относится в первую очередь к произведением, исполняемым легато; при стаккато согласные не переносятся.
.Согласные в пении произносятся на высоте гласных, к которым они примыкают. Невыполнение этого правила ведёт в хоровой практике к так называемым «подъездам», а иногда и к нечистому интонированию.
.Нечёткое, невнятное произношение заканчивающих слово согласных затрудняет понимание текста.
.В целях лучшего донесения до слушателей поэтического текста и достижения большей художественной выразительности пения иногда полезно использовать несколько подчёркнутую артикуляцию согласных. Однако приём «удвоенного» и даже «утроенного» их произнесения, уместен только в особых случаях (произведениях драматического характера, торжественных гимнах). При исполнении хоровых пьес в быстром темпе следует произносить слова легко, «близко» и очень активно, с минимальными движениями артикуляционного аппарата. В целом же характер певческой дикции при условии соблюдения чёткого произношения зависит от особенностей музыки, содержания произведения, его образного строя, стиля, жанра. В спокойных, распевных, лирических сочинениях текст произносится мягко; в драматических - энергично, жёстко, экспрессивно; в маршевых - твёрдо, скандировано.
На качество произношения текста влияют сила звука и тесситура. Наилучшие условия для создания дикционного ансамбля - умеренная сила звучания в средней части диапазона хоровых партий. В верхнем и нижнем регистре дикционные возможности голосов снижаются в связи с общими вокальными трудностями.
Степень ясности и выпуклости произношения текста той или иной хоровой партией в большой мере зависит от её роли в фактуре сочинения. Голос или голоса, выполняющие тематическую функцию, должны выявлять текст рельефнее, чем голоса, останавливающиеся в это время на выдержанных звуках.
Особые виды дикционного ансамбля возникают при исполнении произведений полифонического склада. Основная ансамблевая сложность здесь состоит в неодновременном произношении слов разными партиями, в словесных повторах, сокращениях слов в отдельных голосах.
Однако отчётливость произношения - это лишь одно из условий передачи исполнителем поэтического текста сочинения. Не менее, а может быть, и более важно произнести его правильно с точки зрения орфоэпии, ибо орфоэпические нормы, как и нормы грамматические, лексические, орфографические, характеризуют культуру речи человека и, конечно, артиста, певца, хорового коллектива. Но ещё важнее, чтобы участники хора и хоровые дирижёры владели бы искусством выразительной речи, выразительного, художественного слова.
Соотношение слова и музыки - важнейшая проблема, которая постоянно должна находиться в поле зрения хорового дирижёра. В этой проблеме можно выделить три группы частных вопросов.
. Касается содержания - это вопросы соотношения музыкального образа с образами словесного текста, степени их художественного соответствия.
. Включает вопросы, связанные с соотношением поэтической и музыкальной композиции.
Объединены вопросы, касающиеся выразительных средств, а именно: вопросы вокальной декламации, взаимоотношения музыкальной и речевой интонации, сопоставления музыкальной и речевой акцентуации и фразировки.
Дикция - это всего лишь один из составных элементов работы над художественным качеством звучащего слова. Именно логика построения фразы, верная расстановка ударений, акцентов, пауз, а вовсе не дикция определяют в первую очередь выразительность речи и её смысловое воздействие.
При вокализации поэтического текста исполнитель должен стремиться сгладить, сделать незаметными «неправильности» музыкальной декламации - несовпадение ударных слогов с сильными, безударных - со слабыми долями такта. Хормейстеру, как и певцу, надо следить за тем, чтобы в процессе пения не выделялись безударные слоги (к этому часто провоцируют и метрические музыкальные акценты, и «скачки» на высокие звуки), а выделяемое ударением слово было действительно самым важным и существенным для понимания смысла фразы.
Список литературы
В.Л. Живов «Хоровое исполнительство» теория методика практика
В.А. Самарин «Хороведение»
В. Соколов «Работа с хором»
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта bibliofond/
Другие работы по теме:
Важнейшие элементы риторического образования
Специфической особенностью риторики как учебной дисциплины является ее ярко выраженная практическая направленность. Цель риторического образования — приобретение навыков и умений речевого поведения, соответствующего ситуации общения.
Акцентный стих
Акцентный стих (или чисто тонический, или ударный стих) - стихотворный размер, самый свободный по шкале метрических разновидностей, или метров. В акцентном стихе строки должны быть равны по количеству ударений.
Профессиограммы социального педагога
Департамент образования города Москвы Колледж по подготовки социальных работников №16 Зачетная работа По дисциплине Этика профессиональной деятельности
Музыкотерапия
Text Text От гипертонии, устраняет напряженность в отношениях От гипертонии, устраняет напряженность в отношениях Graphics
Ахматова а. - я была тогда с моим народом. ..
Анна Ахматова прожила долгую жизнь, наполненную историческими катаклизмами: войнами, революциями, полным изменением жизненного уклада. Когда в первые годы революции многие интеллигенты оставили страну, Ахматова осталась со своей Россией, я пусть окровавленной и разоренной, но по-прежнему родной.
Хор как исполнительский "инструмент"
Методические принципы педагогической и учебно-воспитательной работы с хором. Понятие о хоре, характеристика хоровых партий и составляющих их голосов. Основные элементы хоровой звучности, типы голосов, понятие ансамбля, значение поддерживания строя.
Церковная музыка
Особое место в духовной жизни Русской Православной церкви занимает церковное пение, возбуждающее молитвенный дух, назидающее и укрепляющее в вере. Церковная песнь и молитва — неотделимы.
Размещение хора
РАЗМЕЩЕНИЕ (расстановка) ХОРА . Обычно однородные голоса группируются по хор. партиям, а в них — по однородн. тембрам. В смеш. хоре слева от дирижера располагаются сопрано (аналогично первым скрипкам в орк.), за ними тенора; справа — альты, за ними басы. Изредка, для создания перекрестного звучания, за сопрано помещаются басы, за альтами — тенора.
Creed
Будущий вокалист "Creed", Скотт Стапп родился 8 августа 1973 года на американском юге в семье священника. Парнишка воспитывался в строгой атмосфере, а его первое знакомство с музыкой состоялось в церковном хоре, где его заставляли петь.
Дикция и выразительное чтение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. АКМУЛЛЫ
Красота природы в лирике Есенина
Тема природы традиционна в русской литературе. Немало поэтов посвятили свои произведения ее красоте, поделились размышлениями, которые навеяли ее картины. Но голос Сергея Есенина не только не теряется среди многих произведений на эту тему, но и выделяется в этом хоре своей самобытностью, его узнаешь сразу, он понятен и очень близок.
Жертвы темного царства в драме Островского Гроза
В «Грозе» отразились впечатления от путешествия по Волге, которое предпринял Островский летом 1856 года в составе экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Но не какой-то определенный волжский город, не какие-то определенные лица изображены в пьесе. В драме Островского отражены типичные картины русской жизни того времени.
Тема любви в лирике Блока
Тематика поэтических произведений А.А. Блока многообразна. Поэт пишет о России, ее судьбе, о природе, поднимает социальные проблемы. Но большое место в поэзии Александра Блока занимает тема любви. Ранний цикл стихотворений поэта на эту тему называется «Стихи о Прекрасной Даме». В основе поэтического цикла реальная, полная драматизма любовь Александра Блока к Любови Менделеевой.
Стихотворение А. А. Блока Девушка пела в церковном хоре
Стихотворение А. А. Блока "Девушка пела в церковном хоре" Автор: Блок А.А. Романтическое искусство, и символизм как одно из направлении неоромантизма, отмечено особой устремленностью к высоким духовно – нравственным, социальным и эстетическим идеалам. Действительность во всей ее противоречивости всегда воспринималась романтиками в свете этих идеалов.
Анализ рассказа Хорь и Калиныч
Автор: Тургенев И.С. Рассказ «Хорь и Калиныч» начинает цикл «Записки охотника». Этот очерк был напечатан в обновленном журнале «Современник», и его публикацией Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. «Хорь и Калиныч» оказался поэтическим ядром антикрепостнической книги.
Рецензия на пьесу А.П.Чехова Вишневый сад
Рецензия на пьесу А.П.Чехова "Вишневый сад" Автор: Чехов А.П. «Вишнёвый сад» - самое интересное произведение А.П. Чехова. 15 мая наш класс ездил в Архангельск в театр на постановку этого произведения.
Праздник песни и танца в Эстонии
Праздник песни. Эстонской традиции проводить певческие праздники положил начало первый праздник песни, который прошел в июне 1869 года в городе Тарту.
Речевые ситуации
27/02/2010 Речевая ситуация Оратор приспособление аудитория Восприятие, мышление, воображение Для процесса публичной речи актуально: восприятие, мышление, воображение, приспособление.
Капелла Шереметева
Первые руководители капеллы. Вклад Г.Я. Ломакина в расцвет хорового коллектива, факты биографии, огромный талант маэстро и успех руководимых им хоров. Роспуск капеллы Шереметева и ее последующее возрождение. Труды Ломакина, их значение для развития пения.
Абрамян, Хорен Бабкенович
Введение 1 Биография 2 Звания и награды 3 Роли в кино 4 Постановки в театре 5 Документальные фильмы Список литературы Введение Хоре́н Бабке́нович Абрамя́н (Абраамян) (1930—2004) — актёр театра и кино, театральный режиссёр, Народный артист СССР (1980)[1].
Лавров, Иван Иванович оперный певец
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Оперные партии 2.2 Роли в театре Список литературы Введение Иван Иванович Лавров (1827—1902) — российский артист оперы (тенор) и драматический актёр.
Петр Ильич Чайковский 2
Петр Ильич Чайковский. Петр Ильич родился 7 мая 1840 году в Воткинске Вятской губ. ум. 6 ноября 1893 в Петербурге. Он русский композитор, дирижер, педагог, музыкантный деятель. Окончил Училище правоведения (1850-1859) в Петербурге, с 1859 по 1861 служил чиновником Министерства юстиции, В годы пребывания в училище пел в хоре, брал уроки фортепиано у Р.
Гайдн, Йозеф
План Введение 1 Биография 1.1 Юность 1.2 Служба у Эстерхази 1.3 Снова свободный музыкант 2 Список сочинений 2.1 Камерная музыка 2.2 Концерты 2.3 Вокальные произведения
Закушняк, Александр Яковлевич
Александр Яковлевич Закушняк (1879—1930; псевдоним Самарский) — российский и советский артист театра и эстрады, чтец, основоположник реалистической школы литературного рассказывания, создатель жанра вечера рассказа[1]
Гуно, Шарль Франсуа
Шарль Франсуа Гуно́ (фр. Charles Franзois Gounod; 17 июня 1818 — 18 октября 1893) — французский композитор (опера «Фауст»). Биография 17 июня 1818 года в Париже в семье художника Франсуа Луи Гуно и преподавательницы музыки Виктории родился сын Шарль Франсуа. В одиннадцать лет мальчика отдали в лицей.
Биография Л.В.Собинова
Историческая заслуга Л. В. Собинова в том, что в своем творчестве он сумел соединить различные школы пения, и прежде всего итальянскую школу "bel canto" с традициями русского реалистического искусства.
Бах Иоганн Себастьян
Великий композитор Иоганн Себастьян Бах родился в небольшом тюрингском городке Эйзенахе. Как все Бахи, он был скромен, трудолюбив, горд, самозабвенно любил музыку и ей отдавал до конца свои силы.
Толкунова Валентина Васильевна
Народная артистка России. Родилась 12 июля 1946 г. в г.Армавире Краснодарского края. Однако считает себя москвичкой, потому что здесь научилась говорить, ходить, любить, верить.
Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (Palestrina)
Итальянский композитор, одна из крупнейших фигур в музыке второй половины 16 в. – «золотого века» церковно-музыкального творчества. Палестрина родился ок. 1525 в городке Палестрина – это название было присоединено к фамилии музыканта – Пьерлуиджи.
Лосенко А.П.
Художник-живописец, классицист, мастер исторической картины, рисовальщик. Профессор Петербургской Императорской Академии художеств.