Блеск Петербурга.
Лицо города, как лицо человека, в разные периоды жизни - разное, меняющееся порой до неузнаваемости. Смотришь на старинные рисунки и фотографии, на которыхизображен Петербург, и убеждаешься: каждый крутой поворот в судьбе города накладывает отпечаток на его облик. Между Петербургом, увековеченным
нежнейшими акварелями Садовникова, и Петербургом, запечатленным бесстрастным объективом, пролегло около столетия. За это время его изображали многие художники и поэты. Они писали о его внешнем великолепии и высокомерном бездушии, о роскошных особняках и мрачных трущобах. Петербург Пушкина и Достоевского, Петербург Гоголя и Некрасова - это все тот же город, один, но очень разный, запечатленный в гениальных пушкинских строках:
Город пышный, город бедный, дух неволи, стройный вид". Мы избрали
для рассказа фотоснимки - документальное воплощение времени.
Заметим, что фотографировали большей частью районы с красивыми богатыми домами,тогда как снимков рабочих окраин сохранилось значительно меньше: жалкие лачуги бедняков редко фотографировали.Рассмотрим же снимки и мы увидим странный город, знакомый и незнакомый. Знакомый
- в центре. Да, мы сразу узнаем наш красавец Невский, узнаем даже сквозь коросту облеплявших его рекламных вывесок. А вот бывших окраин
не узнаем, не угадаем даже приблизительно, что за район запечатлен: новые прекрасные ансамбли выросли теперь на этих местах.
Начнем с главной площади города - Дворцовой -свидетельницы парадной роскоши самодержавия и революционных бурь, раскачавших и уничтоживших его. На площади - Зимний резиденция царствовавшего дома Романовых, самой богатой семьи в России. В этой шикарной резиденции Романовы не чувствовали себя в полной безопасности, поэтому сквер возле дворца со стороны Адмиралтейского проезда оградили в 1901 году массивной кованой узорчатой решеткой. С Дворцовой площади выйдем на Невский.В самом начале ХХ века он выглядел несколько патриархально. Еще нет трамвая, не видно автомобилей. Пешеходы ходят прямо по мостовой без всякой опаски. В 1900 году в Петербурге лошади были главным средством передвижения. Жителей города обслуживала конная железная дорога, более 25 тысяч ломовых и около 15 тысяч легковых извозчиков. Итак, на Невском - ряды рекламных вывесок, витрины магазинов, дома важных людей и т.п. причем, размер рекламных вывесок зависел от капитала и вкуса хозяев, чаще других мелькают на снимках названия "Банкирский дом" и "Фотография.
Санкт-Петербург принято считать столицей с 1712 г., когда из Москвы на берега Невы переехал царский двор. "Россия молодая" торжествовала свои победы не только на поле брани, но и на поле преобразований, открывших новую эпоху в жизни страны.
В 1716 г. благодаря деятельности Ж.-Б.Леблона в Петербурге было создано 19 мастерских: первая в России мастерская декоративной лепки (под руководством замечательного скульптора
Б.К.Растрелли), мастерская-школа художественной резьбы по дубу (во главе с талантливым ваятелем Н.Пино), столярная во главе с Ж.Мишелем, слесарно-кузнечная (Т.Белен), обработки камня (Баталье и Кардасье), литейно-чеканная (Соваж) и др. При Канцелярии городовых дел Леблон начал создавать архитектурную школу, после его смерти в 1719г. организацию ее завершил первый русский архитектор Петербурга, ученик Д.Трезини, выдающийся мастер петровской эпохи М.Г.Земцов. Петербург превратился в единственный в своем роде центр подготовки строительных кадров, овладевавших на практике самыми передовыми методами и идеями эпохи.
С открытием в 1711г. первой типографии в Петербург переходит издание первой российской газеты - "Ведомостей". При типографии была основана и книжная лавка. Вслед за царской библиотекой, перевезенной из Москвы, формируются и приобретают известность книжные собрания Феофана Прокоповича, Я.В.Брюса, Д.М.Голицына, П.П.Шафирова, А.Д.Меншикова и др. При библиотеке Петра, открытой для читателей, помещалась и коллекция редкостей - так возник первый петербургский музей, Кунсткамера. Печатная продукция в течение петровской эпохи выросла в 20 раз, причем почти 90% ее составляли книги светского содержания - по навигации, судостроению, математике, медицине, календари, учебники, переводы с иностранных языков.
К концу петровского времени Петербург становится подлинным центром просвещения в России. Сначала были созданы так называемые "цифирные школы" (находившиеся в дальнейшем в ведении Адмиралтейства). С 1715г. часть Навигацкой школы из Москвы была переведена в Петербург и преобразована в Морскую академию. В 1716г. был построен Морской госпиталь; при нем расположилась Госпитальная слобода (в конце столетия преобразованная в Медико-хирургическую академию) - крупнейший естественнонаучный центр петровской эпохи. Превращение Петербурга в ведущий научный и образовательный центр страны завершилось открытием в 1725г. Российской Академии наук.
С первых дней Академии с нею так или иначе были связаны все важнейшие начинания в научной жизни страны: съемка генеральной карты России, под руководством И.К.Кирилова начатая в 1720г. и продолжавшаяся около 30 лет; экспедиции ученых-медиков и естествоиспытателей Г.Шобера на Кавказ (1717-1720) и Д.-Г.Мессершмидта в Сибирь (1719-1727); Первая камчатская экспедиция под руководством Витуса Беринга (1725-1729). Крупным ученым с мировым именем стал приехавший в Петербург 20-летним юношей в 1727г. математик Л.Эйлер; основанный Г.-В.Крафтом физический кабинет был одним из лучших в Европе; созданная по проекту Ж.-Н.Делиля астрономическая обсерватория по своему оборудованию не уступала другим известным обсерваториям мира. Инструментальные мастерские, возглавленные А.К.Нартовым, успешно решили трудную задачу создания отечественных инструментов и приборов, обеспечив развитие в России середины 18 столетия естественных наук.
В Петербурге, где сосредоточивались и средства, и богатые заказчики, и центр притяжения "образованного сословия" - императорский двор, создавались совершенно особые условия для деятельности архитекторов, художников, артистов, ученых. В 1729г. был создан придворный оркестр, оркестровые ансамбли и певческие капеллы появились во многих домах знати. С 1730-х гг. в императорском дворце действовал оперно-балетный театр, в 1738г. танцмейстер Шляхетского корпуса Ж.Ланде открывает школу балета, положившую начало развитию балетной хореографии в России. В 1740-х гг. было выстроено каменное театральное здание, а 30 августа 1756г. талантливый ярославский актер Ф.Г.Волков открывает в столице "Русский для представления трагедий и комедий театр", его директором стал известный драматург и поэт А.П.Сумароков.
Центром не только науки, но и искусства оставалась Петербургская Академия наук. Продолжая традиции художников первой четверти 18 столетия А.Ф.Зубова, А.И.Ростовцева, к юбилею Петербурга в 1753г. академический гравер замечательный русский мастер М.И.Махаев создает великолепный альбом с видами невской столицы. Академия наук начинает с 1728г. издание первой городской газеты "Санкт-Петербургские ведомости", а затем, с 1755г. - первого общедоступного журнала "Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие". Продолжались и серьезные научные исследования: Великая сибирская экспедиция 1733-1743 под общим руководством В.Беринга, давшая русской науке "Описание земли Камчатки" С.П.Крашенинникова, "Путешествие по Сибири" и "Флору Сибири" И.-Г.Гмелина, "Историю Сибири" Г.-Ф.Миллера, открытия С.Челюскина, Д. и Х.Лаптевых, В.Прончищева. В 1745г. был издан Академический атлас России. С этого же года профессором и академиком Петербургской Академии наук стал М.В.Ломоносов.
М.В.Ломоносов и его единомышленник И.И.Шувалов выступили инициаторами организации в Петербурге нового центра искусства и образования - Академии живописи, скульптуры и архитектуры. Петербургская Академия художеств была основана 6 ноября 1757г. Среди первых 36 студентов имена выдающегося архитектора В.И.Баженова, художников А.П.Лосенко, Ф.С.Рокотова, скульптора Ф.И.Шубина и др. Почетным членом Академии стал М.В.Ломоносов как первый в России художник-мозаичист, преподавать начали и первые выпускники - А.П.Лосенко, Г.И.Козлов, В.И.Баженов и др.
Соратником Ломоносова по созданию русского литературного языка был В.К.Тредиаковский, поэт, переводчик, филолог.
Во времена правления императрицы Екатерины II культурная жизнь столицы, наука и образование продолжали интенсивно развиваться.
Другие работы по теме:
Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга. Дворцовая площадь
ДОКЛАД На тему: « Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга. Дворцовая площадь Выполнил: ученик 6 «г» Спиридонов Сергей Г.Кстово 2011 год Архитектурный облик Санкт-Петербурга - его визитная карточка. Полный архитектурной гармонии и европейской элегантности.
Воронцовский дворец Санкт-Петербург
Воронцо́вский дворе́ц — дворец в центральной части Санкт-Петербурга, располагающийся на Садовой улице напротив Гостиного двора. Возведён архитектором Б. Ф. Растрелли в 1749—1757 годах для канцлера М. И. Воронцова. Дворец отличается богатым, нарядным декором фасадов и пышной отделкой интерьеров.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург, так же как и Москва, является городом федерального значения. Законодательное Собрание является законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Достоевский ф. м. - Петербург в романе достоевского
Действие романа погружено в эпоху эпоху прозванную железным веком. И не случайно. Петербург у Достоевского становится ее олицетворением. Береговой ее гранит. Твоих задумчивых сводов. Когда я в комнате моей.
Развитие отечественного менеджмента
18 . Развитие отечественного менеджмена Современная национальная концепция управления фактически отсутствует. В России есть особенности, связанные с менталитетом российских предпринимателей и их персонала. Многое зависит от национальных особенностей районов и территорий России- управление предприятиями в Калмыкии или на Северном Кавказе существенно отличается от Санкт-Петербурга или Москвы.
Визуально-двойные звезды
Массу — одну из важнейших физических характеристик звезд — можно определить только по ее воздействию на движение других тел. Такими другими телами являются спутники некоторых звезд, обращающихся с ними вокруг общего центра масс.
Переменные звезды
Для наблюдателей на Земле изменения блеска в системах алголей вызваны периодическими затмениями звезд. Из точек пространства, откуда плоскость орбиты данного алголя видна под большим углом, никаких затмений и изменений блеска не видно.
Новые звезды
Название новые звезды сохранилось с древних времен за звездами, которые считались действительно новыми. Накопленные коллекции фотографий показали, что на самом деле так называемая новая звезда в действительности существовала и раньше, но внезапно вспыхнула, вследствие чего блеск ее за короткое время увеличился в десятки тысяч раз.
Блеск звезд
Глядя на звездное небо, можно заметить, что звезды различны по своей яркости, или, как говорят астрономы, по своему видимому блеску. Наиболее яркие звезды условились называть звездами 1-й звездной величины.
Пушкин в 1820 году Южная ссылка Романтизм
Text В 1817 году в Петербург приехал молодой, подающий надежды выпускник Лицея, а в 1820 году в мае месяце из Петербурга в Екатеринослав выехал первый поэт России, автор блистательной поэмы «Руслан и Людмила» и множества стихов. В 1817 году в Петербург приехал молодой, подающий надежды выпускник Лицея, а в 1820 году в мае месяце из Петербурга в Екатеринослав выехал первый поэт России, автор блистательной поэмы «Руслан и Людмила» и множества стихов.
Стихотворение Бунина Ночь
Великий прозаик Бунин писал стихи всю свою жизнь, хотя и написал когда-то: «Поэзия темна, в словах невыразима». Ему как раз удавалось выразить в словах малейшие оттенки человеческих чувств, всю свою огромную любовь к природе, всему живому, любовь к Богу и человеку. Поэзия Бунина несет в себе те же черты, что и проза: ясность и точность образов, выпуклость описаний, особенно описаний природы, напряженное чувство жизни, удивительную мелодичность.
В чем заключается счастье по рассказам И.А. Бунина
Автор: Бунин И.А. Двадцатый век сменил девятнадцатый. На арене серебряный век литературы. Что он нам принес? – Новых людей, новое общество, новые взгляды, порядки. Мизансцена нова, действующие лица новы, но, несмотря на это, характеры вроде бы те же и проблемы не изменились.
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Образ Петербурга присутствует почти в каждом произведении Достоевского. Петербург строился при Петре 1 на «крови и жертвах» простого народа. В нём сошлись Европа и Россия. Писатель не говорит о великолепной архитектуре и красоте города.
Петербург Ф.М.Достоевского
Сочинение на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского» Выполнил: ученик 10В класса Ибрагимов Ильнур Проверила: Шашкова О.В. Тюмень, 2003 “ Люблю тебя, Петра творенье,
Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание")
Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание") Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат - символе петровской эпохи - писали А.С.Пушкин ("Медный всадник"), Н.В.Гоголь ("Невский проспект"), Андрей Белый ("Петербург"), Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам.
Образ Петербурга в поэме Пушкина Медный всадник
Поэма "Медный всадник" – живой образный организм, не терпящий однозначных толкований. Все образы здесь многозначны, символичны. Образы Петербурга, Медного всадника, Невы, Евгения имеют самостоятельное значение, но в рамках поэмы тесно взаимодействуют друг с другом.
Канцелярия от строений
(до 1723 года — Канцелярия городовых дел) — государственное учреждение, ведавшее застройкой Санкт-Петербурга. Основана в 1706 году, до 1723 именовалась Канцелярией городовых дел, осуществляла контроль за строительством в городе, готовила мастеров строительного дела. Во главе — обер-комиссар или директор над строительством (первым этот пост занимал У.
Крониорт, Абрахам
Абрахам Крониорт (швед. Abraham Cronhjort; 1634(1634) — 12 (22) ноября 1703[1]) — шведский генерал, участник Северной войны. Биография Родился в Лифляндии. В 14 лет поступил офицером в полк своего отца, в котором беспрерывно служил до 1668 года, в котором в чине подполковника вышел в отставку.
Боцис, Иван Федосеевич
Иван Федосеевич граф Боцис (греч. Ιωάννης Μπότσης; умер 18 мая 1714) — шаутбенахт или контр-адмирал русского гребного флота; родился в Далмации, служил в венецианском флоте, а в конце 1703 года, по желанию Петра Великого, прибыл в Россию.
Общество архитекторов-художников
Введение 1 Деятельность Общества 2 Конкурсы, объявленные Обществом 3 Издания Общества 4 Члены Общества 5 Источники архивные 6 Источники Введение Общество архитекторов-художников - Императорское Общество архитекторов-художников - Петроградское Общество архитекторов-художников - Ленинградское Общество архитекторов-художников.
Питерские
«Пи́терские» — распространившееся в годы правления Владимира Путина обозначение большого числа выходцев из Санкт-Петербурга, занявших ключевые должности в центральных органах российской власти и правлении ведущих российских корпораций. Образовано от слова Питер — распространённого разговорного наименования Санкт-Петербурга.
Перенос столицы России из Санкт-Петербурга в Москву
План Введение 1 Предыстория 2 Перенос 2.1 Предпосылки 2.2 Москва как столица в 1728—1730 годах 3 Последствия Список литературы Введение В 1727 году во время правления российского императора Петра II столица России де-факто (до 1730 года) была перенесена из Санкт-Петербурга в Москву, хотя формально столицей остался Санкт-Петербург[1].
Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы
Коми́ссия о ка́менном строе́нии Санктпетербу́рга и Москвы́ [1] — государственное учреждение в Российской империи, занимавшееся вопросами планировки и застройки столиц и др. городов. Образована 11 декабря 1762 года, находилась в ведении Сената. Первоначально называлась «Комиссией для устройства городов Санктпетербурга и Москвы»[1] и предназначалась для определения границ Санкт-Петербурга и его предместий.
Металлизированные пигменты для этикеточной печати
В последние годы на рынке, а, следовательно, и на полиграфических предприятиях, в частности, выпускающих этикетки, появились печатные краски, обладающие эффектом металлического блеска, придающие особый вид печатаному продукту.
Администрация Санкт-Петербурга
Перечень исполнительных органов государственной власти г. Санкт-Петербурга. Основные задачи Комитета по образованию. Транспортное обслуживание населения Санкт-Петербурга. Организационная структура и задачи Комитета по физической культуре и спорту.
Металлы
Определение. Химические и физические свойства.
Брюс Роман Вилимович
Первый обер-комендант Петербурга; образование получил домашнее и по тому времени отличное, в 1683 г. был записан в царские потешные, в 1695 г. получил чин капитана и роту Преображенского полка.