Прусские литовцы

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Появление и расселение литовцев в Восточной Пруссии ………….. 9

§1. Проблема появления литовцев в Восточной Пруссии …………………… –

§2. Границы расселения и численность литовцев …………………………… 11

Глава 2. Положение литовцев в прусском государстве ……………………... 12

§1. Социально-экономическое положение литовцев …………………………. –

§2. Германизация литовцев …………………………………………………… 13

Глава 3. Духовная жизнь прусских литовцев ………………………………... 15

§1. Культура прусских литовцев середины XVI – середины XIX в. ………… –

§2. Литовское национальное движение середины XIX – начала ХХ в. ……. 17

Заключение ……………………………………………………………………... 19

Список источников и литературы …………………………………………….. 20

Введение

Истории прусских литовцев в России не посвящено ни одного монографического исследования.

Обращаясь к историографии проблемы среди исследователей занимающихся «Малой Литвой» следует прежде всего выделить литовских поскольку в российской историографии не наблюдалось интереса в данной области. Это объясняется тем что в России данную проблему не считают серьёзной. В Литве же она была поставлена ещё в 1918 г. и потому спектр мнений по этому вопросу довольно широк несмотря на одну общую политическую идею – присоединение территории «Малой Литвы» к Литовской Республике.

Одними из первых кто стал заниматься рассматриваемой темой стали А. Дапока и В. Даугирдайте-Срогене. Уже в их работах настойчиво подчёркивается что земля пруссов была и остаётся литовским краем. «Часть пруссов осталась часть бежала в Литву боясь зверств и ужасов крестоносцев. Это ещё больше сблизило жителей земли пруссов и Литвы. И земля пруссов хотя там и была власть немцев и были немецкие колонисты и дальше оставалась литовским краем». После Второй мировой войны литовская буржуазная историография не исчезла а переместилась за океан где продолжала развивать те же идеи. И сейчас такие города как Чикаго Торонто Бостон являются центрами литовских эмигрантов издающими литературу и по проблеме «Малой Литвы».

В советский период или как его ещё иногда называют в Литовской Республике «период второй оккупации» тема «Малой Литвы» не угасла. Литовские историки ссылаясь на 50-й том Словаря Брокгауза и Ефрона ( продолжали исследования и здесь уже проводилась мысль что пруссы – одно из литовских племён. Особенно это направление разрабатывал В. Вилейшис.

С 1970 – 1980-х гг. литовские историки А. Матулявичюс и В. Спечюнас считают жителей Надровии и Скальвии западными литовцами. Говоря о XVI веке когда возник термин «Малая Литва» («Прусская Литва») авторы заявляют что «автохтоны пруссы составляли по крайней мере в XIII - XVI вв. большинство жителей. Кроме пруссов... в северной части – автохтоны западные литовцы и другие балты. Все они составляли абсолютное большинство жителей Прусского края... В целом до XVIII в. немцы составляли меньшинство». Интересно что В. Спечюнас ведя речь о пруссах ссылается на работу П.И. Кушнера где тот отождествляет литовцев с пруссами.

Но если вышеупомянутые авторы границы «Малой Литвы» определяли бассейнами рек Преголи и Немана (Нямунаса) то другие историки В. Шилас и Х. Самбора считают что территория всей нынешней Калининградской области являлась «Малой Литвой».

Известный литовский историк Р. Батура ссылаясь на данные археологии и сведения орденского хрониста Петра фон Дусбурга утверждает что родство и близость пруссов и литовцев не подлежит сомнению.

Таким образом можно выделить несколько точек зрения на проблему «Малой Литвы».

1. Исконное пребывание литовцев на территории нынешней Калининградской области и отождествление литовцев с пруссами.

2. Доминирование литовцев на данной территории.

3. Культурная и этническая близость «малолитовцев» с «великолитовцами».

4. Деятельность Совета литовского народа Пруссии после Первой мировой войны.

Идея тождественности пруссов и литовцев весьма спорна. Да безусловно оба народа принадлежали к балтской ветви народов имели сходный пантеон богов и похожие языки. Но археологические данные как и данные письменных источников позволяют говорить о более высоком уровне материальной и духовной культуры пруссов чем литовцев; более того известный специалист по археологии пруссов В.И. Кулаков считает что именно пруссы повлияли на формирование государственности и культуры у литовцев. Отчасти эту теорию пытался развить и крупнейший советский специалист по Литве В.Т. Пашуто. Пруссы бежавшие в Литву от тевтонских рыцарей помогали литовскому королю Миндаугасу (Миндовгу) объединить литовские племена привнося одновременно и часть культурных традиций свойственных именно прусской культуре.

Второй тезис тезис о доминировании литовцев который встречается практически у всех литовских историков базируется на письменном источнике XVI в. – работе Симона Грунау «Прусская хроника». Опубликованная в 1526 г. хроника вводит термин «Maža Lietuva» или «Малая (Прусская) Литва». Да действительно северные и северо-восточные районы Калининградской области были заселены преимущественно литовцами; но лишь северные и северно-восточные да и то исключая города в то время как ряд историков говорит о повсеместном их доминировании. Начиная с 1447 г. литовские переселенцы уходя от польских притеснений начинают заселять земли Скаловии и Надравии. С момента заключения договора 1466 г. переселение увеличивается. Немцы же не очень-то обживали земли севера и северо-востока в XV-XVII вв. Но если даже (по максимальным оценкам) граница «Малой Литвы» доходила до линии Лабиау – Тапиау – Гумбиннен то это менее 30% всей Восточной Пруссии и речь о доминировании не может идти в то время как Литовский исторический атлас 2001 г. утверждает обратное. Матулявичюс же вообще говорит о границе по линии Хайлигенбайль - Прейсиш-Эйлау - Энгельштейн - Ангербург - Дубиненкай тем самым включая в территорию «Малой Литвы» и часть польских земель. К тому же после чумы 1709 – 1711 гг. в «Малой Литве» умерло до 160 000 человек (53% литовского населения). Данные основываются на переписях сделанных в приходах «Малой Литвы». Чума и немецкая колонизация 1720 – 30-х гг. уменьшили процент литовцев в Восточной Пруссии впрочем литовские историки говорят о том что многие литовцы дабы продвинуться по служебной лестнице записывались в немцы либо их онемечивали насильно.

Другой аргумент литовских историков сводится к утверждению что «малолитовцы» и «великолитовцы» близки как в этническом плане так и в культурном. Но если литовцы в Восточной Пруссии действительно близки к великолитовцам в этническом аспекте то в культурном аспекте – далеко не так. Конечно Маттеус Преториус Мартинас Мажвидас Кристионас Донелайтис и Видунас творили на литовском языке а их работы стали классикой литовского наследия но не стоит забывать что население Восточной Пруссии было протестантским – в отличие от католиков Литвы; да и произведения Донелайтиса стали пользоваться в Литве популярностью лишь во второй половине XIX в. К тому же многие литовцы Восточной Пруссии недолюбливали своих соседей что подогревалось политикой властей направленной на пропаганду германизма.

Ещё один аргумент литовских историков основан на особенностях политической обстановки сложившейся в 1918 г. После завершения Первой мировой войны Литва обрела независимость а поражение Германии дало шанс националистическим кругам Литвы и её президенту А. Сметоне присоединить земли «Малой Литвы». Опираясь на литовскую интеллигенцию и буржуазию Восточной Пруссии возглавляемую Мартинасом Янкусом Кристунасом Лекшасом и Юргисом Стрекисом Литва поднимала вопрос о присоединении «малолитовских земель». Позиции Литвы укреплял Совет Малой Литвы (Mažosios Lietuvos Tariba) созданный в Тильзите 16 ноября 1918 г. который в декларации от 16.11.1918 г. провозглашал присоединение «Малой Литвы» к «Великой Литве». Двадцать третьего марта 1919 г. было создано Объединение литовцев в Пруссии которое требовало присоединения к Литве лишь Клайпедского края а не всей «Малой Литвы». И если Клайпедский край удалось присоединить то в остальной Восточной Пруссии идея присоединения к Литве не нашла должного отклика что свидетельствует о небольшом влиянии литовского населения Восточной Пруссии. Поэтому и данный аргумент весьма спорен и не даёт литовским историкам оснований утверждать о принадлежности края Литве. Впрочем реальнейший шанс заполучить земли Восточной Пруссии был упущен Литвой после окончания Второй мировой войны: предложение И.В. Сталина присоединить Кёнигсбергскую область к Литве было отвергнуто лидером литовских коммунистов А. Снечкусом.

Но несправедливо судить о проблеме зная позицию лишь литовских историков: необходимо знать и её оценки данные немецкими и российскими историками. Современные немецкие историки не уделяют большого внимания территории нынешней Калининградской области они не оспаривают решений послевоенных конференций а идеи реваншизма исповедует лишь часть одиозных историков Германии. Довоенные историки и археологи во многом отождествляли пруссов с германцами что объяснялось как пангерманизмом так и последующей нацистской идеологией.

Советская и российская историографии несмотря на недостаточное внимание к проблеме стоят на одинаковых позициях: земля Калининградской области – неотъемлемый субъект России. Историки же занимающиеся древней историей Пруссии склонны считать термин «Малая Литва» во многом искусственным. Так В. С. Суворов полагает что сам термин был придуман С. Грунау с подачи герцога Альбрехта пытавшегося объединить в государство немецких жителей с прусскими и литовскими колонистами.

Таким образом все это подводит нас к выводу о том что сейчас в исторической науке назрела острая проблема изучения проблемы прусских литовцев основываясь на комплексном подходе без идеологической и политической подоплеки. Это и является целью данной курсовой работы.

Основными источниками по данной проблеме являются следующие.

Письменный источник XVI в. – работа Симона Грунау «Прусская хроника». Опубликованная в 1526 г. хроника вводит термин «MažaLietuva» или «Малая (Прусская) Литва».

В 1873 г. появляется "Отчет о поездке к прусским литовцам» Вольтера. Эти результаты этнографической поездки «к прусским литовцам» Вольтера дают интересный фактический материал который интересно сравнить с исследованием Кушнера «Этническое прошлое Юго-восточной Прибалтики».

Другие источники: Ив. А. Юшкевича "Лит. нар. песни" (1867) дает материал по сравнению прусско-литовских диалектов и культурных традиций указывает что особенно богатой в поэтическом отношении оказалась местность Велены на Немане; одних свадебных дайн там записано около 1000. Напевы литовских песен собраны Станевичем Нессельманом ("Litauische Volkslieder" Берл. 1853 всего 410 песн. и 55 напевов) О. Кольбергом (по Сувалкской губ.) и в Сборнике литововской лютеранской общины в Тильзите изданном Хр. Барчем в 1889 г.

Глава 1. Появление и расселение литовцев в Восточной Пруссии

§1. Проблема появления литовцев в Восточной Пруссии

Из смешения лингвистически прусского литовского и частично польского населения Восточной Пруссии с немецкоязычными колонистами к началу ХХ века сложилась особая субэтническая группа — немцы-пруссаки. ассимилировать польское население включенное в состав Восточной Пруссии они тоже не смогли.

Наиболее спорный вопрос – были ли прусские литовцы потомками пруссков. Если некоторые литовские историки утверждают это то у российских исследователей такая точка зрения не находит поддержки. Еще в конце XIX. В Словаре Брокгауза и Эфрона писали: «Мнение антропологов например Вирхова что вся земля между Вислой и нынешней русской границей населена старопрусским народонаселением так же неосновательно как и этнографическо-политическое увлечение виленских ученых что Жмудь и Литва населены были переселенцами "из прус" благодаря притеснениям немцев бросивших свои старые пепелища».

Один из аргументов сторонников теории «прусского наследия» - язык прусских литовцев который в некоторых областях был смешан с прусским. Но на этот счет есть такие данные на конец XIX века: «В настоящее время - пишет словарь Брокгауза и Эфрона - самым чистым прусско-литовским языком говорят около Столупян Даркемен и Гольдапа или на юге от Инстербурга и Гумбинена. От этого языка литовской письменности резко отделяется второе прусско-литовское наречие: мемельский диалект Klaip édiszkiu kalbà. Иначе этот южно-литовский язык называется еще высоколитовским (Hoch litauisch) в различие от нижнелитовского или жемайтского. Переходным диалектом по исследованиям Бецценбергера должен считаться литовский язык около Тильзита Рагнита и в Тильзитской равнине. В 1889 г. Бецценбергер в статье "Etnographisches aus dem Kreise Pillkallen" пришел к тому убеждению что язык литовской письменности не есть диалект прусско-литовский а скорее продолжение якобы вымершего ятвяжско-судавского наречия. Прусско-литовские наречия переходят политическую границу Пруссии и имеют свое соответствие в говорах соседней Сувалкской губернии и южной части Виленской в волостях граничащих с мазурами и белорусами так называемыми Гудасами».

В антропологическом отношении в XIX веке наблюдалась двоякая соматическая компликация: рядом с длинноголовой голубоглазой и светло-русой расой встречался также тип темноволосый. Это надо сопоставить с тем что южно-литовский язык представляет остаток ятвяжской народности и что Надровия граничила с вымершими по языку в XVII в. пруссами. Вирхов констатировал у литовцев альбинизм глаз кажущихся иным наблюдателям как Преториусу в XVII в. серо-желтыми. Волосы цвета русого переходящего иногда в желтизну. Рост у мужчин 1 661 до 1 704 м. у женщин 1 573. Из обзора особенностей этнографическо-антропологического типа прусских литовцев видно что некоторые расовые приметы встречаются тоже у литовцев Сувалкской губернии и в пограничных волостях Россиенского уезда.

§2. Границы расселения и численность литовцев

В XIII в. прусская Литва была сосредоточена в Надровии и Шелавии; в Судавии (ныне Гольдапе) Даркемене и Столупянах жили судавиты-ятвяги. Завоевание орденом Надровии кончилось в 1275 г. Шелавии (Schalauen) в 1276 г. Главным городом Надровии (Недрова) был Велава в которой жил знаменитый Криве и находилось "жеглище" и священная роща Ромове. В Шелаве были три укрепленных города или пилисы: Рагнит Сарека и Сасава (см. Тоерреn "Hist.-comp. Geographie von Preussen"). Миндовг в 1253 г. подарил немецкому ордену Недрову в 1 254 г. totam terram "Schalowen".

Границы прусской Литвы окончательно определились в 1422 г. при заключении мира с Витовтом.

Граница «Малой Литвы» доходила до линии Лабиау – Тапиау – Гумбиннен. Однако Матулявичюс говорит о границе по линии Хайлигенбайль - Прейсиш-Эйлау - Энгельштейн - Ангербург - Дубиненкай тем самым включая в территорию «Малой Литвы» и часть польских земель.

После чумы 1709 – 1711 гг. в «Малой Литве» умерло до 160 000 человек (53% литовского населения). Данные основываются на переписях сделанных в приходах «Малой Литвы».

В XIX веке прусские литовцы по данным Словаря Брокгауза и Эфрона жили в числе 1118 тыс. человек (по переписи 1890 г.) в пределах восточной Пруссии. Они заметно отличаются от своих русских собратьев живущих в Литве и Жмуди (см.); Вероисповедания лютеранского. В 1831 г. П. литовцев было 125440 в 1848 г. — 150580. 30 лет спустя их было 131415. В эти цифры не включены литовцы-католики постоянно переселявшиеся из русской Литвы.

Литовскими уездами или округами в XIX в. считались Мемель Гейдекруг Нидерунг Тильзит Лабиава Пилькаллен Велау Инстербург Гумбинен Столупяны Даркёмен Гольдап.
Глава 2. Положение литовцев в прусском государстве

§1. Социально-экономическое положение литовцев

Этнографические особенности П. литовцев известны с конца XVII и начала XVIII вв. по описанию пастора Лепнера в Будветене. В XIX столетии при возрастающем онемечении быт литовцев Пруссии совершенно изменился. Литовцы не живут уже как прежде большими семьями тип избы приближается к франкскому образцу постройки немецких домов. «Литовец получивший высшее образование делается вполне немцем».

Крестьянин (buras по-нем. Bauer) имеет наклонность к сутяжничеству отличается строптивостью и духом неповиновения. Вместе с тем он гостеприимнее немца. Отличаясь осмотрительностью и медленной обдуманностью литовцы в качестве пехотинцев не любят зря подвергаться опасности но как кавалеристы славятся удалью и уменьем управлять самыми дикими конями. Известны тильзитские драгуны почти исключительно литовцы. Страсть литовцев к верховой езде лишает их благоразумия и чувства меры в обхождении с лошадьми. Ходить пешком к соседу в церковь и самые близкие места вне своей деревни литовец считает неприличным. Если П. литовец занимается воровством то для того чтобы украсть коня. Мелкие кражи железа и железных вещей не считаются особым грехом. С малых лет дети возятся около лошади. Литовец Пруссии родится с уздой в руке. Даже женщины любят верховую езду. Когда Фридрих-Вильгельм IV был в Мемеле его встретил кортеж из 24 литвинок в национальных костюмах верхом на лошадях и проводил в город; но по отзывам русских военных людей литовское племя более способно к пехотной чем к кавалерийской службе.
§2. Германизация литовцев

Чума и немецкая колонизация 1720 – 30-х гг. уменьшили процент литовцев в Восточной Пруссии впрочем литовские историки говорят о том что многие литовцы дабы продвинуться по служебной лестнице записывались в немцы либо их онемечивали насильно.

Страницы: 1 2