Менталитет
Менталитет, ментальность (фр. mentalitй от лат. mentalis - разумный), своеобразный тип мышления, мировидения отдельного человека или какого-либо сообщества. Отражается в специфических представлениях людей о пространстве и времени, природном и социальном окружении, представлениях о самом себе и представителей других групп населения.
Выделяются такие разновидности менталитетов, как первобытный, античный, средневековый, европейский, азиатский, детский, женский, мужской, революционный, тоталитарный, бюрократический, крестьянский, интеллигентский, религиозный и др., а также менталитеты разных уровней - индивидуальный, групповой, коллективный и общенародный (национальный).
Термин "менталитет" впервые употребил американский философ Р. Эмирсон в сер. 19 в. Многоплановое развитие проблемы ментальности получили в работах Г. Лебона, Л. Леви-Брюля, Ж. Лефевра, Л. Февра, Э. Фромма, З. Фрейда, Й. Хейзинга, К. Юнга и др. Особым достижением этих философов, психологов, историков был анализ менталитета представителей различных стран, народов, исторических эпох, социальных, конфессиональных, профессиональных, половозрастных сообществ, выявления роли и влияния на ментальность подсознательных импульсов, биологических, географических, климатических, социальных, культурных и др. факторов.
Менталитет не остается всегда одинаковым, неизменным, а со временем приобретает новые отличительные черты, хотя обычно ментальность меняется более медленно (т.н. инерция менталитета), чем экономическая и политическая жизнь общества.
Менталитет преобладающего большинства людей той или иной национального (этнического) сообщества обычно называется национальным. Поэтому можно отдельно выделять французский, еврейский, польский, русский, украинский, белорусский и иные ментальности.
Менталитет белорусов формировался продолжительное историческое время и приобретал свои типичные признаки в определенных обстоятельствах общественно-политической, социально-экономической и духовно-культурной жизни. В древний период для менталитета жителей Беларуси были свойственны языческий политеизм (вера в одновременное существование множества богов), обожествление земли, небесных светил, деревьев, камней и иных природных явлений (пантеизм), убежденность в реальном существовании души, злых и добрых духов (анимизм), вербальная магия (вера в чудотворную силу особых слов, выражений), ощущение неразрывного единства между человеком и всем окружающим пространством, разнообразные забабоны, культы и пр. После принятия христианства в нач. 2-го тысячелетия н.э. произошло своеобразное сплетение двух типов мировидения - языческого и христианского, для которого стало характерным монотеизм (убеждение в существовании единственного Бога). Во все времена белорусам свойственна привязанность к своей земле-кормилице, своему родному краю, стремление приспособить работу и отдых к определенным природно-сезонным циклам, порам года (т.н. календарный тип менталитета), о чем убедительно свидетельствует белорусский народный календарь с чрезвычайным богатством праздников, присвятков и соответствующих им песен, танцев, обрядов, разнообразных примет и поверий.
Кроме того, менталитет белорусов практически всегда выделялся такими характерными чертами, как толерантность (терпимость к представителям иных наций, конфессий, социальных групп), патриотизм, гуманность, демократизм и т.п. Такой традиционный белорусский менталитет продолжительное время сохранялся без изменений. Однако на протяжении последнего столетия под влиянием различных факторов мировидение части жителей Беларуси эволюционировало от прежней набожности к открытому атеизму, от магически-мифологических представлений к укоренению материалистических идей, ослабления механизмов национально-культурных идентификаций. В современный период под влиянием значительных общественных перемен менталитет многих граждан Беларуси постепенно избавляется от чрезмерной заидеологизированности, покорности официальным властям, безбожия, чрезвычайной жизненной консервативности, в нем закрепляются идеи о необходимости независимого государства, по-настоящему демократического общества, свободного самоутверждения личности, углубляется национальное самосознание.
Как свидетельствует опыт, подобные позитивные изменения в мировидении людей в условиях тотального кризиса общества происходят очень медленно, неоднозначно и нередко имеют тенденцию к регрессивному развитию, своеобразного "возвращения" к менталитету минувших лет.
Литература
1. История ментальностей, историческая антропология: Зарубежные исслед. в обзорах и рефератах. - М., 1996;
2. Дубянецкі Э. Менталітэт беларусаў: спроба гіст.-псіхал. Аналізу // Беларусіка=Albaruthenica. - Кн. 2. - Мн., 1993.
3. Дубянецкі Э. Ментальнасць грамадзян Беларусі ў сучасны перыяд // Кантакты і дыялогі. - 1996. - № 7-8;
4. Мельнікаў А. Характар і менталітэт беларусаў // Беларуская думка. - 1997. - № 7.
© Дубянецкі Э. Менталітэт, ментальнасць // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Т. 5. М - Пуд. - Мн., 1999. - (Пер. с бел. - мой).
Менталитет (от англ. mentality - мыслительный) - англ. mentality; исп. mentalidad - устойчивый, общераспрастроненный в той или иной группе людей особый мыслительный образ (обобщенное представление) о каком-либо лице, социальной группе, социальном институте или организации. Являясь формой выражения группового сознания, менталитет позволяет понять своеобразное восприятие и оценки различными социальными и политическими группами того или иного общественного явления или процесса. В нем отражено как рациональное, ценностное, так и чувственное, иррациональное отношение людей к определенным элементам социальной реальности. Менталитет играет важную роль в обеспечении единства и целостности соответствующей социальной группы в связи с утвердившимися в ней общими подходами, ценностями, нормами поведения. В социальной политике и практике необходимо внимательно учитывать своеобразный менталитет социальных, национальных, религиозных и других групп, его устойчивость и инерциональность, сложность, длительность и трудность изменения в процессе реформирования общественной жизни, недопустимость искусственного формирования этого процесса и опасность возникновения при этом диструктивных последствий. Все это далеко не всегда, к сожалению, учитывалось и учитывается в ходе реформирования современного российского общества, что негативно сказалось и сказывается на ходе и результатах этого процесса. Хотя на Западе понятие менталитета получило достаточно широкое распространение уже в первые десятилетия нашего столетия, у нас оно стало широко использоваться сравнительно недавно, в последнее десятилетие.
© Тадевосян Э.В. Менталитет // Учебный социологический словарь с английскими и испанскими эквивалентами. / Под ред. С.А. Кравченко. - М., 2001. - 512 с.
Другие работы по теме:
Понятие менталитета этнокультурных общностей.
Наличие многих нерешенных и спорных вопросов в национальной политике государства, недостаточные теоретические знания, накопленные в марксистский период развития отечественной науки, подсказывают необходимость новых подходов к решению проблем.
Традиционные идеалы и ценности белорусского народа
Формирование системы ценностей белорусов под влиянием западно- и восточнославянской культур. Среди фундаментальных традиционных ценностей белорусского народа несомненной приоритетностью обладает ценность Родины. Сопротивление внедрению чуждых установок.
Менталитет русского человека
Менталитет русского человека заключается в том, что ему свойственно бросаться из одной крайности в другую. Это часто приводит к тому, что россияне сначала разрушают все до основания, а потом пытаются построить заново, теряя при этом драгоценное время.
Стихотворение Тютчева Эти бедные селенья
8230 Стихотворение «Эти бедные селенья…» написано по дороге из Москвы в родовое имение Тютчева — Овстуг и представляет собой смесь описательной и повествовательной лирики.
Для чего нужно изучать сочинения устного народного творчества
На уроках украинской литературы мы изучаем сочинения устного народного творчества. Сказки и легенды, поговорки и пословицы, загадки и песни. Но нужны они современному школьнику? Думаю, нужны. Потому что фольклор отображает взгляды народа, его мораль и этику, показывает взаимоотношения с людьми и природой, знакомит с обычаями, традициями, обрядами народа.
Язык - казна духовности народа
Язык народа - лучшее из всего цветущего его духовной жизни, которая никогда не вянет и вечно снова распускается. Родной язык - это неоценимое духовное богатство, в котором народ живет, передает из поколения в поколение свою мудрость и славу, культуру и традиции. Так как в родном слове народ сознает себя как творческую силу.
Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова Левша
Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова "Левша" Автор: Лесков Н.С. Самая большая проблема, раскрытая Лесковым в сказе «Левша» - это проблема невостребованности талантов русского народа.
Менталитет белорусов
Менталитет беларусов Менталитет, ментальность (фр. mentalitй от лат. mentalis - разумный), своеобразный тип мышления, мировидения отдельного человека или какого-либо сообщества. Отражается в специфических представлениях людей о пространстве и времени, природном и социальном окружении, представлениях о самом себе и представителей других групп населения.
Трусов, Антон Данилович
Анто́н (Антуа́н) Дани́лович Тру́сов (15(27) мая 1835, г. Борисов — 1886, Минск) — деятель русского и белорусского революционного движения, народник.
Запрудник, Янка
Введение 1 Биография 2 Работы Список литературы Введение Янка Запрудник (белор. Янка Запруднік, англ. Jan Zaprudnik, настоящее имя Сергей Вильчицкий, род. в 1926 году) — белорусско-американский историк и публицист, один из самых активных деятелей белорусской диаспоры в США, почетный член Белорусского ПЭН-центра.
Будный Сымон
(1530 (?) — 13.1.1593) Гуманист, просветитель, теолог, религиозный реформатор, философ, историк, филолог Великого княжества Литовского. Родился в д. Буды в Мазовии (ПНР). Окончил факультет свободных искусств Ягелонского университета в Кракове, возможно, и теологический факультет Базельского университета.
Тарашкевич, Бронислав Адамович
Введение 1 Биография 1.1 Юность, учёба и начало научной карьеры 1.2 Начало общественно-политической деятельности 1.3 Парламентская и общественная деятельность в Западной Белоруссии в составе Польши
Национальный менталитет белорусов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра политологии НАУЧНАЯ РАБОТА по дисциплине:
Гриневицкий, Игнатий Иоахимович
Игна́тий Иоахи́мович Аки́мович Гриневи́цкий (1856, имение Басин, Минская губерния — 1 (13) марта 1881, Санкт-Петербург) — российский революционер белорусского происхождения, член «Народной воли», один из первомартовцев. Непосредственный убийца императора Александра II.
Битва за Берлин
К 15 апреля на советско-германском фронте сражались 214 дивизий, в том числе 34 танковых и 14 моторизованных, и 14 бригад. Против англо-американских войск действовало 60 немецких дивизий, из них 5 танковых.
Шеремет, Павел Григорьевич
Па́вел Григо́рьевич Шереме́т (белор. Павел Рыгоравіч Шарамет; 28 ноября 1971, Минск) — российский и белорусский тележурналист, руководитель отдела специальных информационных проектов Первого канала.
Морозов, Павел Егорович
Павел Егорович Морозов (род. 11 октября 1978, Минск) — белорусский общественный деятель и диссидент[1][2]. Отец Егор Морозов, полковник МВД Белорусской ССР. Павел окончил Белорусский государственный экономический университет по специальности «банковское дело» (2000), аспирантуру БГЭУ по специальности «финансы и кредит» (2004), магистратуру Европейского Гуманитарного Университета по специальности «политология» (2004).
Белорусские секции РКП б
План Введение 1 Состав 2 Цели и практическая работа секций Введение Белорусские секции РКП(б) ― большевистские организации, существовавшие в 1918—1919 как части местных партийных организаций в Казани, Москве, Петрограде, Саратове, Тамбове.
Наша нива 1906
Наша нива (1906) «На́ша ни́ва» (белор. Наша Ніва) — еженедельная дореволюционная белорусская газета. История Выходила в Вильно (Северо-Западный край Российской империи) с 10 (23) ноября 1906 по 7 августа 1915 на белорусском языке кириллицей и с первого номера до № 42, 18 (31) октября 1912) также белорусской латиницей, с заглавиями «Наша Ніва» и «Nasza Niwa».
Западная Белоруссия
Западная Украина и Западная Белоруссия на политико-административной карте СССР на 3 марта 1940 года За́падная Белоруссия — часть Белоруссии, находившаяся после Советско-польской войны, согласно Рижскому договору (1921), в составе Польши до польского похода РККА в сентябре 1939 года.
Червяков, Александр Григорьевич
Алекса́ндр Григо́рьевич Червяко́в (белор. Аляксандр Рыгоравіч Чарвякоў, 25 февраля (8 марта) 1892(18920308) — 16 июня 1937) — советский партийный и государственный деятель.
Друг народа
Друг наро́да (фр. "L'Ami du peuple" «Ами дю пёпль») — газета, издававшаяся в Париже во время Великой французской революции Жан Полем Маратом. «Друг народа» было также прозвищем Марата. Марат был её единоличным редактором. В газете он разоблачал преступления властей и агитировал за репрессии в рядах чиновников.
Основы идеологии РБ
Введение О своем месте в этом мире каждый народ в ходе своего исторического развития вырабатывает определенную систему представлений, понятий, принципов формирования своей национальной общности, форм своей государственной и экономической жизни, своих взаимоотношений с другими народами. Эти идеи и представления, в конечном счете, всегда составляли, и будут составлять основу построения народом своего государства.
Кумандинцы
Кумандинцы - это этническая группа северных алтайцев, проживающих компактно в Солтонском, Красногорском районах и городе Бийске Алтайского края; Турачакском районе и городе Горно-Алтайске Республики Алтай.
Бядуля
Бядуля З., Ясакар (1886—) — псевдонимы (первый в художественной прозе, второй в стихах) известного современного белорусского писателя Самуила Плавника.
Финансовый анализ и диагностика банковской деятельности
Сравнительный анализ деятельности белорусского и чешского банков (ОАО "Белгазпромбанк" и BAWAG) на основании данных бухгалтерских балансов данных банков. Создание их рейтинга по финансовым результатам деятельности. Оптимизация портфеля активов банков.