Цивилизация Майя

Общие сведения о Майя

Если мы соединим одной линией Чичен-Ицу на севере Юкатана и Копан (в Гондурасе) на юге а Тикаль и Ишкун (в Гватемале) на востоке через город Гватемалу с Паленке (Чиапас) на западе мы очертим примерные границы цивилизации майя. Одновременно эти линии ограничат ту территорию которую в 1881-1894 годах объездил англичанин Альфред Персифаль Моудсли. Альфред Персифаль Моудсли сделал то необходимое что помогло сдвинуть исследование с мертвой точки. Он проделал семь походов в джунгли и привез с собой не только описание этих походов и зарисовки но и оригинальные материалы: тщательно сделанные оттиски и гипсовые слепки с рельефов и надписей. Его коллекция попала в Англию первоначально в Музей Виктории и Альберта затем в Британский музей. Когда "Коллекция Моудсли " стала доступной исследователям наука получила материалы с помощью которых можно было заставить все эти памятники рассказать и о своем возрасте и о своем происхождении.

Календарь Майя

Теперь ученые стоя с рисунками де Ланды в руках перед храмами статуями стелами майя вооруженные знаниями иероглифических цифр майя сумели увидеть что на всех этих сделанных из камня и с помощью каменных орудий памятниках древнего народа не было ни одного орнамента рельефа фриза или изображения животного которое не было бы связано с какой-либо датой. Каждое строение майя было окаменевшим календарем. Случайности здесь не оставалось места: эстетика была подчинена математике. Выяснилось что все эти звероподобные лики изображали либо какую-то цифру либо даже целую календарную схему. Теперь выяснилось что повторяющийся пятнадцать раз на лестнице иероглифов в Копане орнамент означал количество прошедших циклов времени а сама лестница насчитывавшая семьдесят пять ступенек означала число прошедших после окончания цикла дней (пятнадцать раз по пять). Другого подобного примера полного подчинения архитектуры и искусства календарю нет нигде в мире. По мере того как наука все глубже проникала в тайны календаря цивилизация майя поразила исследователей еще одним открытием календарь майя был лучшим на свете. Он был построен совсем по иному принципу чем все известные нам календари и тем не менее был самым точным. Его структура если оставить в стороне тонкости которые и поныне еще далеко не выяснены выглядит следующим образом. Он состоял из нескольких циклов: первый - 260-дневный цикл в котором повторялись названия дня и числа недели (необходимо иметь в виду что дни недели у майя обозначались числами от 1 до 13 то есть неделя была тринадцатидневной а дни месяца имели 20 названий и кроме того тоже обозначались числами от 0 до 19 - первый день считался нулевым). Этот цикл называется "цолькин". Второй - 4-летний цикл в котором повторялись названия дня и числа месяца. Год майя - "хааб" - состоял из 365 дней (18 двадцатидневных месяцев и пять добавочных дней). Существовал еще и третий цикл представлявший своего рода комбинацию "цолькина" и "хааба". Это так называемый "календарный круг" - 52-летний цикл (тринадцать 4-летних). Этот цикл состоял из 18 980 дней; он играл особенно важную роль в жизни майя. Наконец майя пользовались и "длинным счетом" по "к'атунам" - "двадцатилетиям" который велся от определенной начальной даты. Исходная дата майя "4 Ахау 8 Кумху" соответствует по своей функции дате начала христианского летосчисления - только по своей функции но не по дате. Пользуясь своим способом летосчисления настолько разработанного в деталях и сложного майя превзошли по точности все остальные календари на свете. Мы неправы считая будто современный календарь является лучшим; он несколько лучше предшествовавших календарей. Так в 238 году до н.э. Птоломей III несколько исправил древнеегипетское летосчисление; с именем Юлия Цезаря связан так называемый Юлианский календарь который просуществовал вплоть до 1587 года когда папа Григорий ХIII заменил его новым так называемым Григорианским календарем. И если мы сравним данные о протяженности года всех этих календарей с данными астрономических исчислений то мы увидим что наиболее точным календарем был именно календарь майя.

Длина года составляет:

согласно Юлианскому календарю 365, 250 000 дней
согласно Григорианскому календарю 365, 242 500 дней
согласно календарю майя 365, 242 129 дней
согласно астрономическим исчислениям 365, 242 198 дней

В различные периоды своей истории майя по-разному записывали даты исторических событий. Во времена так называемого Древнего царства майя в основном употребляли "долгое счисление" состоявшее в том что на памятнике записывалось количество годов и дней истекших от начальной даты 4 Ахау 8 Кумху (повидимому дата конца последнего потопа которых по мифологическим представлениям древних майя было несколько) до момента воздвижения данного памятника. Прошедшее время отмечалось количеством истекших дней (на языке майя - кин) месяцев по двадцать дней (виналь) годов по восемнадцать месяцев (тун) периодов в двадцать лет (к'атун) и циклов состоявших из двадцати к'атунов каждый (бактун) равняющихся 144 тыс. дней т. е. приблизительно 400 наших лет. Таким образом какя-нибудь дата записанная по способу "долгого счисления" имела приблизительно следующий вид: "от начальной даты 4 Ахау 8 Кумху прошло восемь бактунов четырнадцать катунов три туна один виналь и двенадцать кин до дня сооружения этого здания". Такого рода хронологическая надпись часто встречающаяся на древних памятниках майя носит у современных исследователей название"начальной серии" так как чаще всего помещается в начале текста. В конце "начальной серии" обычно помещалась еще дата 52-летнего цикла. Если бы было известно соотношение даже только одной "начальной серии" с датами нашего календаря то вычисление дат по хронологии майя не представляло бы никаких затруднений и определений на какое число нашего календаря падал этот исходный день. Но двойная запись дат по хронологической системе майя и по нашему летосчислению имеется только в документах относящихся ко времени после испанского завоевания т.е. к концу Нового царства майя. В этот период майя записывали даты исторических событий посредством так называемого "краткого счисления" гораздо менее совершенного. (Оно появилось у майя возможно в результате тольтекского завоевания). Согласно этой системе счисления одноименные даты могут повторяться через 93 600 дней (т.е. около 256 лет). Исходный момент "долгого счисления" - 4 Ахау 8 Кумху - современные ученые могли установить только при помощи "краткого счисления". Поэтому исследователи расходятся в вопросе о вырожении этой мифической начальной даты в числах нашего календаря. Одни (например Г.Спинден) относят ее к 13 октября 3373 года до н.э. другие (М. Эрнандес Дж.Томпсон С.Г.Морли) - к 7 сентября 3113 года до н.э. т.е. приблизительно на 260 лет позже. Большинство специалистов сейчас придерживается последней системы пересчета однако и она не может объяснить целого ряда спорных моментов. В частности последние исследования по радиоуглеродному анализу подтверждают скорее даты по системе пересчета Г.Спиндена.

Загадки календаря Майа

Снова мы возвращаемся к календарю который остается одной из загадок цивилизации майя. Одни ученые считают что этот народ который вел точнейшие астрономические наблюдения и оперировал самыми сложными математическими выкладками что говорит о рационалистическом характере его мышления. В конце концов погряз в мистицизме: народ майя создатель самого лучшего на свете календаря стал в то же время его рабом. Эту гипотезу поддерживал и Керам. Другие ученые считали что календарь майя возник в связи с необходимостью точного определения срока посевов и жатвы и следовательно был первоначально полностью подчинен чисто хозяйственным интересам. С развитием классовых отношений в обществе майя вопросы календаря связанного с культом божеств плодородия стали компетенцией жреческой прослойки использовавшей свои астрономические познания для укрепления своего влияния среди трудящихся масс. Повышенный интерес к вопросам календаря и астрономии майя у большинства ученых объясняется лишь тем что их попытки раскрыть тайну чтения некалендарных иероглифов майя потерпели неудачу. Вследствие этого ряд исследователей упорно утверждали что в надписях майя единственные рациональные данные можно получить лишь из календарных дат а все остальные знаки письма майя имеют только сугубо ритуальный и мистический характер и что понять их невозможно. Эти утверждения были опровергнуты исследованиями ученого Ю.В.Кнорозова показавшего в своих работах по расшифровке письменности майя что иероглифика майя подчиняется тем же основным закономерностям развития письма как и все другие иероглифические системы в часности иероглифике народов древнего Востока. Но календарь майя и по сей день таит в себе много неразгаданных тайн и загадок