План:
1. Цивилизация и культура.
2. Понятие формации
3. Понятие цивилизации
4. Цивилизация и формация как разные среды в развитии
общества.
5. Заключение
Попробуем сравнить три важнейших понятия в жизни человека:
цивилизация, формация и культура.
Понятие цивилизации тесно сопряжено с понятием культуры,
причем не только в негативном смысле, но и в позитивном плане,
т.е. противопроставляется культуре, как материальное, техни-
ческое - духовному, как стандартное и бесчеловечное - уникаль-
ному и гуманному. О.Шпенглер рассматривал цивилизацию, как
упадок культуры: "Цивилизация есть неизбежная судьба культу-
ры... логическое следствие, завершение и исход культуры". Но
такое противопоставление не является адекватным отражением
противоречий современного мира. Цивилизация есть социокультур-
ное образование, и этим она отличается от формации, окружающей
систему социальных связей безотносительно к культуре. Отсюда
вытекает сама возможность использования понятия цивилизации
для характеристики конкретных пространственно-ограниченных об-
ществ с их своеобразной культурой. Иначе говоря в мире сущест-
вует не одна, а множество локальных цивилизаций, способных
сохранять свои типичные особенности в различных общественных
формациях.
Противопоставление цивилизации и культуры коренится в глу-
бинных противоречиях развития цивилизации, порождающее в ходе
своего развития насилие, войны, разрушение и гибель культур,
отчуждение и эксплуатацию, богатство одних и нищету других. И
все-таки противопоставление культуры и цивилизации теоретичес-
ки неправомерно, ибо без культуры существование цивилизации
немыслимо, поскольку она теряет тогда своего субъекта - чело-
века, способного воспроизводить условия цивилизации и разви-
вать ее.
Многообразие культур в рамках цивилизации не исключает на-
личия у них общих моментов, общих проблем, общих принципов,
например, принципов гуманизма, во-первых, и взаимодействия,
взаимопроникновения и взаимообогащения культур - во-вторых.
То, что эти процессы протекают не без противоречий, не отменя-
ет их значения для прогресса цивилизации. Ведь и различные об-
щественные формации - каждая по своему - вносят свой вклад в
развитие цивилизации.
Формация и цивилизация разные среды в развитии общества
как целостной системы. Как нельзя познать механизм развития
любого общества, исследуя только базисные факторы и опустив
надстроечные, так невозможно и понять секреты управления об-
щественным развитием, ориентируясь либо только на формацион-
ный, либотолько на цивилизационный аспект в его динамике.
Формация - социоэкономическая категория, цивилизация - социо-
культурная.
Понятие формации имеет значение как системообразующего на-
чала всего социально-экономического и политического строя дан-
ного общества. Формации различаются по доминирующим формам
собственности. Переход от одной формации к другой обусловлен
сменой форм собственности на основные средства производства,
происходящей под влиянием прогресса производительных сил, отк-
рывающего новые материальные возможности для человеческой дея-
тельности, для формирования общественных отношений.
В понятии цивилизация объединяются социальные и культурные
аспекты жизни общества, цивилизация представляет собой этап
истории, начинающийся вместе с выходом истории из естественно-
го, т.е. первобытного, состояния и развивающемся далее на ос-
нове им самим создаваемых предпосылок, что она характеризует
преемственность в развитии общества. Вместе с тем настойчиво
утверждалась мысль, что фактически в истории существуют раз-
личные цивилизации, так сказать "формационные": капиталисти-
ческая цивилизация, коммунистическая цивилизация и т.п. В ито-
ге цивилизационный подход терял свою относительную самостоя-
тельность и подчинялся формационному, а понятие цивилизации
становилось подсобным, нужным лишь для выполнения некоторых
аспектов общественно-экономической формации. Если теория фор-
маций ориентирована на выявление закономерностей, присущих об-
ществу на различных этапах истории, а так же его структуры на
каждом из этих этапов, то цивилизационный подход решает совер-
шенно иные познавательные задачи. Две из них являются главны-
ми. Первая - это анализ социальных механизмов деятельности лю-
дей, обеспечивающих саму возможность существования общества
на данном, т.е. цивилизованном уровне, уберегающих его от рас-
пада и одичания. Эти механизмы постоянно развиваются, совер-
шенствуются или устраняются. Если тот или иной механизм устра-
няется, то начинается деградация связанных с ним социальных
структур. Каждая последующая формация является и шагом вперед
в развитии цивилизации, а не посягательством на ее основы. Ги-
бель тех или иных цивилизаций в прошлом не останавливала исто-
рического движения, потому что это были локальные катастрофы.
Прогресс цивилизации при всей его противоречивости все-таки
связан с развитием и совершенствованием ее социальных механиз-
мов. Эти механизмы обеспечивают для жизни современного общест-
ва развитие производительных сил, техники, науки, поддерживают
соответствующую динамику общественных отношений.
Вторая задача, которая решается цивилизованным подходом к
истории, - выявление ее человеческого измерения, механизмов
формирования личности цивилизованного человека, анализ культу-
ры, как меры развития человека, его способности к деятельнос-
ти.
Понятие "цивилизации" шире понятия формации, однако эту ее
объемность нельзя рассматривать упрощенно: нельзя скажем ут-
верждать, что цивилизация - это формация плюс сфера культуры
данного общества. Различия между этими категориями обусловлены
еще неадекватностью структурных связей между явлениями и про-
цессами.
Итак, такие понятия как цивилизация, формация и культура
нельзя уравнять, но в то же время они тесно связаны между со-
бой.
_Используемая литература:
"Цивилизации" под редакцией М.А.Барг
1 и 2 выпуски
Другие работы по теме:
Цивилизация
В XIX веке цивилизация обозначала высокий уровень развития материальной и духовной культуры западноевропейских народов и была частью концепции европоцентризма.
Курс социальной философии
ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ Это общество, законы его развития. одходы в анализе общества функциональный структурный динамический Основной вопрос социальной философии – отношение общественного сознания к общественному бытию:
Дефиниции цивилизации в русскоязычных энциклопедиях и энциклопедических словарях
Понятие цивилизация появилось в XVIII веке в тесной связи с понятием «культура». Французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В XIX веке цивилизация обозначала высокий уровень развития материальной и духовной культуры западноевропейских народов и была частью концепции европоцентризма.
Философия культуры
Философия культуры, культурфилософия- это раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Термин введён в начале 19 в. немецким романтиком А. Мюллером.
Человек и общество
Экзаменационные билеты по предмету «Человек и общество» Билет №1 1. Понятие общества. Сферы общественной жизни 2. Рыночные отношения в современной экономике.
Социалистическая революция
Социалистическая революция — пролетарская революция, высший тип социальной революции, осуществляющей переход от капиталистической общественно-экономической формации к коммунистической формации. Согласно марксистской теории, социалистическая революция — пролетарская революция, в ходе которой происходит взятие политической власти рабочим классом,экспроприация класса капиталистов, уничтожение деления общества на классы, ликвидация эксплуатации человека человеком на основе общественной собственности на средства производства.
Взаимосвязь культуры и цивилизации в культурологической концепции О. Шпенглера
к-т НГМА Боран-Кешишьян А.Л. Одной из важнейших проблем современной философии и культурологи является проблема соотношения понятий культуры и цивилизации. Многие мыслители 20 века уделяют этой проблеме пристальное внимание. Одним из первых исследователей этой проблемы был немецкий ученый культуролог Освальд Шпенглер.
Вупатки
Вупатки находится: США, Аризона, площадь составляет 142 км2 Национальный монумент Вупатки (англ. Wupatki National Monument) находится в северно-центральной части Аризоны около города Флaгстaф, и представляет собой многочисленные руины индейской цивилизации анасази (древних пуэбло). Внесён в перечень Национальных исторических мест США 15 октября 1966 года.
Цивилизация и культура
Культура - Латинское слово cultura вошло в обиход европейской мысли лишь во второй половине XVIII века, когда латынь перестала быть живым языком и даже - универсальным средством интеллектуально-ученых общений образованных людей.
Марксисткое понимание культуры
Труд жизненно необходим для человека, это его сущностная «родовая» черта, ибо в процессе труда формируется непосредственно сам человек, реализуя свои способности и качества. Однако в ходе трудовой деятельности происходит отчуждение человека от природы, так как он использует природные силы в целях выживания и перестает ощущать себя ее частью.
Предмет культурологии, его место и роль в обществе
Культурология как наука о культуре, ее сущности и закономерностях, взаимовлиянии, культур, цивилизаций. Культурология - теория и история культуры. Взаимосвязь культурологии с общегуманитарными дисциплинами.
Мохенджо-Даро
Мохе́нджо-Да́ро (урду موئن جودڑو, синдхи موئن جو دڙو; буквально «холм мертвецов») — город цивилизации долины Инда, возникший около 2600 года до н. э. Расположен в Пакистане, в провинции Синд.
Культура Наска
Могилы культуры Наска. Наска — доколумбова цивилизация, которая существовала в нескольких долинах на южном побережье Перу, на плато Наска, южнее цивилизации Мочика, с II в. до н. э. по VI в. н. э. Главный город — Кауачи с шестью пирамидами из самана. Произошла предположительно от культуры Паракас.
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
XL век до н. э.
XL век до нашей эры — промежуток времени между 1 января 4000 года до н.э. и 31 декабря 3901 года до н.э.. События Возникновение цивилизации в области Плодородного полумесяца (в Месопотамии, в районе современного Ирака).
Шпухиль майя
Шпу(х)иль , Xpuhil или Xpujil — археологический памятник цивилизации майя на территории мексиканского штата Капмече вблизи современного города Шпухиль. Область вокруг современного города Шпухиль вдоль Мексиканской федеральной трассы 186 изобилует историческими памятниками культуры майя, в частности, такими, как Бекан и Калакмуль.
Причины гибели цивилизации майя
Причины гибели цивилизации майя По поводу гибели майя, учеными выдвигается множество гипотез, например: землетрясение, резкое изменение климата, эпидемия неизвестной болезни, восстание угнетенных низов, чужеземное нашествие.
Способ производства
(нем. Produktionsweise) — в историческом материализме: этап исторического развития, характеризующийся определённым образом жизни на основе определённых технологий. Одну сторону способа производства составляют производительные силы, другую — производственные отношения.
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
Сравнительно-исторический анализ
— научный метод, с помощью которого путём сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений; разновидность исторического метода.
Философия и общество журнал
Философия и общество (журнал) Философия и общество Научный журнал Философия и общество ставит своей задачей освещение фундаментальных проблем общества, социально-философский анализ актуальных проблем культуры, цивилизации, социального детерминизма, периодизации мировой истории и т.д. Здесь публикуются статьи как философской, так и исторической тематики, материалы по социологическим и экономическим проблемам, философии истории, герменевтике и структурализму, гносеологии и онтологии, глобальным проблемам современности.
XXX век до н. э.
События Египет Ок.2950 (ок.3000) — Окончательное объединение Верхнего и Нижнего Египта. Возникновение единого государства. Завоевание царями Верхнего Египта Нижнего.
Социальный класс
План Введение 1 Социальные классы в марксизме 2 Немарксистские теории социальной стратификации Введение Социальные классы — общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда.
Кикладская цивилизация
Введение 1 Хронология Список литературы Кикладская цивилизация Введение Кикладская цивилизация, археологическая культура бронзового века, распространённая в 3—2 тысячелетиях до н. э. на островах Киклады. Первые поселения человека на островах относятся ко времени среднего (Мавроспилия на Миконосе) и позднего неолита (Салиагос между Паросом и Антипаросом), то есть к 5—4 тысячелетиям до н. э.
Проблемы истории феодальной России. Поиски в области методологии
Критика теории формации и в целом марксизма отечественными обществоведами - затушевывание национальных особенностей исторического процесса. Определение соотношения понятий "формация" и "цивилизация". Теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Синтез идей и методов.
Византийская Империя
Гимназия № 155 Сравнительная таблица Тема: Византийская Империя. Сравнение восточных и западных типов цивилизаций. Сходные черты. Выполнил: ученик 11
Поиск подстроки в строке с помощью хеш-функции
Поиск подстроки в строке - часто возникающая на практике задача. Поиск подстроки в строке обычной подстановкой к каждой позиции строки всей подстроки - метод неэффективный и вообще грустный.
Вопросы на сравнение в КИМах ЕГЭ
Вопросы на сравнение на экзаменах по истории в 9-ом и 11-ом классах вызывают затруднение у большинства учащихся. Найти общее и различное в событиях, процессах, явлениях, в деятельности исторических личностей не так-то просто. Главное здесь определить линии сравнения, по каким параметрам, элементам сравнивать.