Не стоит земля без праведника (По рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор")
Автор: Солженицын А.И.
Александр Исаевич Солженицын. Еще каких-то двадцать лет назад его имя запрещено было произносить, а сегодня мы восхищаемся его глубоко философскими произведениями, в которых раскрывается мастерство в изображении характеров, умение наблюдать за людьми и понимать их. И особенно ярко раскрывается это в рассказе. "Матренин двор".
Чем интересен этот рассказ? Вроде бы обычная послевоенная жизнь русского села. Но Солженицын находит ту изюминку, которая после будет повторяться у В. Овечкина, Е. Дороша, Ф. Абрамова: отношения власти и человека, нравственно-духовная жизнь народа, борьба за выживание в дарвиновском понятии.
В центре рассказа Александра Исаевича Солженицына — судьба деревенской женщины, проработавшей всю жизнь в колхозе не за деньги, а за "палочки". Давайте проследим за жизнью этой замечательной женщины.
Рассказ начинается с того, что рассказчик, от имени которого ведется повествование, Игнатич, возвращается в Россию из пыльных, жарких степей Казахстана и поселяется в доме Матрены Васильевны. Возникает вопрос: кто такая Матрена Васильевна? Это одинокая, потерявшая мужа на фронте, похоронившая шестерых детей женщина; а "...как стала сильно болеть — и из колхоза ее отпустили". Скудным убранством и единственным украшением ее избы были горшки и кадки с фикусами, тусклое зеркало да два ярких плаката. Но в размеренных, колоритных зарисовках постепенно предстает перед читателем образ не просто одинокой и обездоленной женщины, а редкого человека с безмерно доброй душой. Несмотря на невзгоды, Матрена не утратила способности откликаться на чужую нужду. Ни одна пахота в деревне не обходилась без нее. Вместе с другими женщинами впрягалась она в соху и тащила ее на себе. Ни одной родственнице, близкой или дальней, не могла Матрена отказать в помощи, оставляя свои неотложные дела. Ничего, в сущности, не имея, эта женщина умеет отдавать. Однако какова плата за ее добро? Для единственной козы Матрена не может собрать сена: "...у полотна — не скоси", "в лесу косить нету", "...в колхозе мне не велят". А как бесконечно долго и упорно преодолевала эта женщина неблизкий путь до сельсовета, хлопоча о пенсии. Но еще острее была проблема с топливом: "Не давали торфу жителям, а только везли начальству да кто при начальстве". Вот и приходилось бедным деревенским женщинам собираться по нескольку человек для смелости и носить торф тайком в мешках. И эта страшная действительность пугает читателя, настораживает: "Неужели Матрена Васильевна всегда так жила: воровала торф, впрягалась в соху, обивала пороги в сельсовете?"
Во второй части рассказа мы узнаем о молодости героини. Уже в юности судьба круто обошлась с Матреной: не дождалась она своего любимого, Фаддея, пропавшего на войне без вести, а смерть матери Фаддея, сватовство его младшего брата как бы предрешили ее судьбу. И она решилась войти в дом, где уже навсегда поселилась ее душа. Как бы ища оправдания, Матрена говорит: "Мать у них умерла... Рук у них не хватало". Но жестокая жизнь возвращает Фаддея, который произнес то, что будет эхом звучать в сердце героини всю жизнь: "...если б то не брат мой родной — я бы вас порубил обоих".
Вот такой была одна-единственная любовь Матрены Васильевны. Но был еще тот один день, когда все показали свое отношение к этой праведной, на мой взгляд, женщине.
Возвращение Фаддея напомнило Матрене о прекрасном прошлом. Сколько лет ее сердце грело вспыхнувшее однажды и не погасшее чувство! А Фаддей? Ничто не дрогнуло в нем при виде мертвой Матрены. Сразу после похорон он заботился только о разделе ее имущества и успокоился только тогда, когда перевез к себе домой на санках доставшиеся ему сарай и забор. А золовка как о ней отзывается: "...и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная; ... и глупая, помогала чужим бесплатно...". А по-моему, это не глупость, а благое дело. Разве многие из нас могли бы помочь чужим людям "бесплатно"? А она могла, так как Матрена "не похожая на других", "незаурядная", "особенная". Но точнее всех выразился сам писатель: "Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша...".
Другие работы по теме:
Солженицын а. и. - затеряться в самой нутряной россии.
В одном из последних выступлений по телевидению. Солженицын сказал. Россия это не только. Москва и Санкт Петербург. Россия в большей степени это. Урал Сибирь Алтай Черноземье. И сегодня хранителями русских традиций и загадочной русской души являются жи е не употребляются.
Солженицын а. и. - Комплексный анализ произведения
В произведении "Матренин двор" Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины - Матрёны, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться её трудолюбием и отзывчивостью.
Краткое содержание Матренин двор Александр Исаевич Солженицын
Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это — рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит еще и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»).
Крестьянская тема в рассказе Солженицына Матрёнин двор
Крестьянская тема всегда была особенно важна для творчества А.И. Солженицына. Крестьянами были его предки, крестьянство он считал тем социальным слоем, в котором дольше всего сохранялись традиционные нравственные устои русского народа: трудолюбие, совестливость, душевная щедрость. И рассказ «Матрёнин двор», написанный в 1959 году и опубликованный в «Новом мире» в 1963-м – одно из первых произведений, раскрывающих неблагополучие в деревне 50-х годов.
Образ главной героини в рассказе Александра Солженицына Матренин двор
Рассказ А.И.Солженицына "Матрёнин двор" затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, борьба за выживание, противоречие личности и общества, отношение власти и человека. "Матрёнин двор" написан целиком о простой русской женщине. Несмотря на множество не связанных с ней событий, Матрёна является главным действующим лицом.
Русская деревня в изображении Солженицына. По рассказу Матренин двор
Многие страницы в творчестве Солженицына повествуют об истории России. Эта тема не случайно выбрана автором. В ней он пытается передать все свои знания и переживания того времени. 1956 год – это время насилия и деспотии. Народ несет на себе тяжелый груз, под которым сгибается спина. Жизненные нравы и условия быта народа будут показаны в его произведениях.
Трагические страницы истории в творчестве Александра Солженицына
Александр Исаевич родился в 1918 году в Кисловодске. После средней школы закончил физико-математический факультет университета в Ростове-на-Дону. Воевал, командовал батареей. Был арестован в 1945 году в звании капитана. В 1953 году был освобожден и сослан в Казахстан. В 1956 году его реабилитировали, но не надолго.
Затеряться в самой нутряной России по рассказу Солженицына Матренин двор
Творчество Солженицына долгое время было недоступно для читателя – недвусмысленность его политических взглядов просто исключала другое развитие событий. Скорее остается удивляться, что он вообще сумел пережить советское время. В череде его произведений с яркой социально-политической окраской – таких, как "Архипелаг ГУЛАГ", "В круге первом" и других – крохотный, политически нейтральный рассказ "Матренин двор" мог бы остаться незамеченным – если бы не был написан так талантливо, с такой простотой и таким прекрасным русским языком.
Русская деревня в изображении Солженицына
(по рассказу «Матренин двор») Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, фруктовыми садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одаренными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу, да так, что ничего от них не утаишь.
А.И. Солженицын Матренин двор
В произведении “Матренин двор” Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины — Матрены, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться ее трудолюбием и отзывчивостью.
Не стоит село без праведника по рассказу Матренин двор
Автор: Солженицын А.И. И мыслить устаю. Я, сделав шаг От легкой грусти В мир Ужасающих предчувствий Над черной бездною стою. В. Федоров Александр Исаевич Солженицын пришел в литературу в шестидесятые годы много видевшим и пережившим, со сложившимся характером и своей темой. Первый его рассказ “Один день из жизни Ивана Денисовича” произвел эффект разорвавшейся бомбы.
Тема деревни в современной литературе
Реферат Тема деревни в современной литературе ученика 11 класса «М» средней школы № 274 Ромащенко Владимира Москва 1999 г. План Биография Александра Исаевича Солженицына
Архипелаги А. И. Солженицына
В последние годы мы получили возможность познакомиться со многими произведениями, от которых волевым решением коммунистических идеологов были насильственно отлучены.
Проблема положительного героя в творчестве Александра Солженицына
Солженицын родился и вырос в Ростовской губернии. До войны работал учителем математики. Во время Великой Отечественной войны на фронте он переписывался с приятелем. Переписку регулярно прочитывали. Друзей посадили в лагерь. Солженицын пробыл там пять лет. В конце пятидесятых годов он вышел на волю и стал писать.
Рассказ Александра Исаевича Солженицына Матренин двор
Сегодня Александр Исаевич Солженицын, чье творчество столь долгое время было в нашей стране под запретом, широко известен – и прежде всего как автор таких громких произведений как "Архирелаг Гулаг" и другие. Однако мне он дорог в первую очередь небольшими вещами, но потрясающими по силе и языку – "Крохотки", эссе "Как нам обустроить Россию" и рассказом "Матренин двор".
Человек и государство в рассказе Александра Солженицына Матренин двор
В начале XX века Россия подверглась тяжелым испытаниям. Война и голод, бесконечные восстания и революции оставили свой отпечаток на судьбах людей. Погибло много невинных людей, среди них женщины и дети. Это была эпоха Сталина. Деспотизм и террор преследовали людей. В стране не было хлеба, и вся надежда была только на деревню.
Образ главной героини в рассказе Солженицына Матренин двор
Повествование в рассказе "Матренин двор" ведется от первого лица, очень неспешно и несколько напоминает зарисовку с натуры, то есть картину жизни людей в данном населенном пункте. Но уже в самом начале рассказчик указывает на то, что какое-то событие, из-за которого, по его словам, замедляют ход проезжающие поезда, имело место.
Анализ рассказа А.И.Солженицына Матрёнин двор.
Автор: Солженицын А.И. Матрёна Васильевна - главная героиня рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор». Ей было около шестидесяти лет. Жила она в деревне Тальново, которая находилась недалеко от торфоразработки.
Затеряться в самой нутряной России. По рассказу А.И.Солженицына Матрёнин двор.
"Затеряться в самой нутряной России". (По рассказу А.И.Солженицына "Матрёнин двор".) Автор: Солженицын А.И. Писателя Александра Солженицына с первого момента его появления в литературе провозглашали "новым Толстым" и по сей день приноравливают его к "новому Толстому" — или пеняют на "нового Толстого", кем он будто бы так и не стал.
Как Васютка выжил в тайге по рассказу В. Астафьева Васюткино озеро
Как Васютка выжил в тайге (по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро") Автор: Астафьев В.П. На уроке литературы мы прочитали рассказ Виктора Петровича Астафьева: "Васюткино озеро". Главным героем этого произведения стал васютка, тринадцатилетний мальчишка, учившийся в деревенской школе.
Женские образы в творчестве А. И. Солженицына
Автор: Солженицын А.И. Так уж случилось, что в большинстве литературных произведений главными героями становятся мужчины. Но наша жизнь — это переплетение человеческих судеб. И конечно, в литературе совершенно невозможно обойтись лишь “сильными мира сего”.
Солженицын А.И.
Один из ведущих русских писателей двадцатого столетия. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970) "за нравственную силу, с которой он продолжил традицию русской литературы". Академик Российской Академии Наук (1997).