Эпоха Лермонтова, эпоха героев «Думы», эпоха Печорина… Как много мы уже говорили о ней. Отсталая, тупеющая самодержавная Россия. Как долго продолжалась ее реакция на восстание декабристов. Царской России, привыкшей к устоявшимся застоявшимся общественным мнениям и правилам, сразу очень трудно было осознать все то, что влекло за собой это восстание. Но чем больше она это понимала, тем ожесточеннее становилась ее реакция. В это время в России не могло быть ничего человечного. Поэтому душа человека, рвущегося, стремящегося к жизни, но живущего в эпоху реакции, постепенно должна была превратиться в «каменистую почву». В это время важнее всего было сохранить под каменным покровом чувствующую душу, способную откликнуться на тихий зов другой души.
Можно ли обвинить Печорина в том, что он был внешне суров? С самого детства в нем уничтожались все лучшие чувства. Под влиянием мнения окружающих в нем родились те дурные свойства, которых у него не было. Печорин стал «скрытен, злопамятен, завистлив », в то время как «был готов любить весь мир, глубоко чувствовал добро и зло», чувствовал себя выше постоянно веселых и болтливых детей. Так, еще в детстве он стал «маленьким старичком ». «Бесцветная молодость» Печорина «протекла в борьбе с собой и светом». Он отбросил лучшую половину своей души, он уверен, что все чувства «умерли в глубине сердца». Мне кажется, что это не так. Ведь в глазах его есть какая-то детскость, а чувства иногда вырываются наружу. Но все равно в Печорине «душа испорчена светом». И в том, что он стал «нравственным калекой», виновато общество. Печорин ищет всюду настоящую, действенную жизнь, а находит лишь одно разочарование. Загораясь, он бросается в самую гущу событий, но потом, достигнув цели, еще более охлаждается. Так было с Бэлой, с Мери, с «честными контрабандистами».
И всегда кто-то становился очередной жертвой. Этого, по-моему, не искупить никакими прекрасными качествами характера. «Постоянство — истинная бесконечная страсть, которую математически можно выразить линией, падающей из точки в пространство; секрет этой бесконечности — только в невозможности достигнуть цели», — говорит Печорин. Мне кажется, ему необходимо было бы иметь какое-то свое дело, какую-нибудь цель. Общество не могло дать ему такого дела, и он вынужден распыляться по мелочам. Такая «разбросанность» привела его к тому, что в разных частях его души образовывались язвы до тех пор, пока вся она (душа) не превратилась в живую кровоточащую рану. Чтобы не растравлять эту рану, Печорин не вспоминает о прошлом. Печорин простился со своей юностью. «Смешно подумать, что на вид я еще мальчик», — говорит он. И невольно вспоминаешь:
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!
Вот такая преждевременная «зрелость» — секрет его внешней суровости. Она помогает Печорину владеть собой. Но с какой радостью он иногда находит в себе остатки юношеских чувств. Его радует то опустошение, с которым он следит за удаляющейся Верой, радует то, что он еще способен плакать.
Это созвучно со строчкой «Думы»: «Мы жадно бережем в груди остаток чувства». Люди, которым приходится искать в себе и беречь остатки чувств, мне кажутся очень несчастными. Нет! Душа Печорина — не каменистая почва. Если бы еще в детстве в нее заронили зерно добра, то мы могли бы ожидать от него большей человечности. Но в Печорине произросло одно отчаяние. Поэтому мы можем оправдать некоторые его поступки. Но Печорин растрачивал свои силы впустую. Жизнь его — вспышка огня, никого не согревшая своим теплом; сорвавшаяся звезда, которая потухла, не долетев до Земли, не исполнив чьих-то желаний.
Другие работы по теме:
Лермонтов м. ю. - Последняя встреча печорина и максима максимыча
В романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” эпизод последней встречи Печорина и Максима Максимыча, на первый взгляд, не самый значимый и даже, можно сказать, совсем не значимый для тех событий, о которых читатель узнает в дальнейшем. Сама повесть “Максим Максимыч” занимает в структуре романа как бы промежуточное положение: в отличие от других частей “Героя нашего времени”, в ней нет увлекательного авантюрного сюжета, да и сам герой, Печорин, появляется в ней лишь на несколько мгновений.
Лермонтов м. ю. - Лермонтов и печорин
"Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля..." (В. Г. Белинский). Лермонтов и Печорин... Герои одного и того же времени. Кто они? В чем сходство и в чем различие этих двух незаурядных людей? Вопрос автопортретности Печорина занимал умы уже современников писателя. Он интересует и нас.
Лермонтов м. ю. - Мастерство в построении сюжета.
«Герой нашего времени» – первый русский реалистический психологический роман в прозе. Лермонтов считает, что «история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа». Вот эту сложную задачу поставил перед собой М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени», так как его герой сложный, противоречивый.
Печорин
В предисловии к роману герой характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Но все же по ходу повествования многие поступки Печорина находят свое оправдание.
Последний разговор Печорина с княжной Мери
Глава «Княжна Мери» — центральная в «Журнале Печорина», где герой в дневниковых записях раскрывает свою душу. Их последний разговор — Печорина и княжны Мери — логически завершает сюжетную линию сложных взаимоотношений, подводя черту над этой интригой. Печорин сознательно и расчетливо добивается любви княжны, выстроив со знанием дела свое поведение.
Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля
Образ Печорина – одно из главных художественных открытий Лермонтова. В своем журнале Печорин неоднократно говорит о своей противоречивой двойственности. Обычно эта двойственность рассматривается лишь как результат полученного Печориным светского воспитания, губительного воздействия на него дворянско?аристократической среды, переходного характера его эпохи гораздо реже делаются попытки осмыслить противоречивость и неодномерность личности Печорина в более широком смысле. «Природное, „естественное“ и общественное говорится, к примеру, в известном исследовании Е.
Встреча Печорина с Максимом Максимычем
Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» такова, что в первой главе мы узнаем о Печорине только со слов Максим Максимыча — пожилого офицера, много лет прослужившего на Кавказе. Во второй главе, которая так и называется — «Максим Максимыч», мы видим Печорина глазами автора, от чьего лица ведется повествование.
Григорий Печорин и Максим Максимыч, смысл их противопоставления
Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч — два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии. Максим Максимыч — рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие. Он повидал многое, за спиной у него большой жизненный опыт. Служба в армии приучила штабс-капитана к дисциплине.
Эгоизм умерщвляет великодушие Достоевский
Роман «Герой нашего времени» был написан в 1837—1840-х гг. В этом произведении М. Ю. Лермонтов воссоздал тип человека — представителя современного ему поколения, т. е. поколения эпохи 30-х гг. XIX в. Печорин становится «героем своего времени», в нем воплотились «пороки всего поколения». Основным качеством Печорина является эгоизм.
Идейно-композиционная роль главы Тамань в романе Лермонтова Герой нашего времени
В романе «Герой нашего времени» Лермонтов поставил своей задачей всесторонне и многогранно раскрыть личность своего современника. При этом Лермонтов отмечает, что стремится раскрыть внутренний мир героя, написать «историю души человеческой». На это нацелены все художественные средства, используемые автором, и прежде всего необычная композиция романа.
В чем трагедия Печорина 2
В чем трагедия Печорина Личность Печорина неоднозначна и может восприниматься с разных точек зрения. Но в любом случае нельзя отрицать трагичность данного образа. Печорин — человек, раздираемый противоречиями, предающийся постоянному самоанализу, не понятый окружающими и не понимающий их. Лермонтов ласт очень подробное описание внешности Печорина, которое позволяет глубже раскрыть его характер.
Сочинение-вывод на тему Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Сочинение-вывод на тему 8220 Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова 8220 Герой нашего времени 8221 Эпиграф: “Я давно уж живу не сердцем, а головою… Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”. (Печорин, “Герой нашего времени” ) Михаил Юрьевич Лермонтов в своих произведениях затрагивал проблемы нравственности и моральности, зная при этом, что не каждый читатель поймет истинную суть его изложений.
Во мне два человека...В чем сложность и противоречивость натуры Печорина
Автор: Лермонтов М.Ю. В предисловии к роману «Герой нашего времени» Лермонтов с сожалением отмечал, что пока еще русский читатель наивен и слишком простодушен, поэтому ему зачастую приходится разъяснять цели и замысел своих произведений. Такое замечание писатель высказывал неслучайно, потому что действительно поначалу подобное непонимание возникло и в отношении главного героя романа — Печорина, которого современники тут же обвинили в безнравственности.
Отношение Печорина к миру и собственной личности по роману М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Отношение Печорина к миру и собственной личности (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") Автор: Лермонтов М.Ю. В предисловии к роману Лермонтов так охарактеризовал главного героя: « Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии ». Автор хотел показать « современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал».
Философская проблематика романа
Автор: Лермонтов М.Ю. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА. Понять себя человек не может, пока он не определит назначение своей жизни и человеческого существования вообще. «Журнал Печорина» наполнен размышлениями о смысле жизни, о взаимоотношениях личности и общества, о месте человека в череде поколений, о роли в истории человечества.
Роман М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени в оценке В.Г.Белинского
Автор: Лермонтов М.Ю. В статье, посвященной рассмотрению пафоса романа “Герой нашего времени”, Белинский отнес Лермонтова к числу таких “сильных художественных талантов”, которые являются среди окружающей их пустоты очень неожиданно. Интерес, возбужденный к Лермонтову несколькими стихотворениями, помещенными в “Отечественных записках”, окончательно утвердился после опубликования романа “Герой нашего времени”.
Значение письма Веры к Печорину
Автор: Лермонтов М.Ю. После прочтения письма Веры к Печорину мы понимаем, что сердце главного героя не «камень». Он всегда был любим женщинами. И однажды, сам испытал это чувство. Его избранницей стала Вера. В романе она появляется, как напоминание о пылкой молодости Печорина. Она также стала жертвой его необычного характера.
Помогает или мешает жить Печорину самоанализ
Автор: Лермонтов М.Ю. Самоанализ – одна из важнейших черт в характере Печорина, он способен проанализировать не только свои поступки, но и предугадать действия других людей. Он может четко оценить ситуацию, но он не чувствует себя счастливым, обладая таким даром, он совершенно разочарован в своей жизни, ищет то, что удовлетворило бы его духовные потребности.
Трагедия Печорина - трагедия эпохи или трагедия личности
Автор: Лермонтов М.Ю. Печорин, как чувствуют почти все читатели и критики, — персонаж трагический. Кстати сказать, в романе он ни разу не назван по имени (оно так и остается неизвестным). Все, не исключая и автора, употребляют только фамилию — Печорин. Получается, что он почти в буквальном смысле слова — человек без имени, без христианского имени, чем подчеркивается демонизм героя.
Из двух друзей всегда один раб другого (Лермонтов Герой Нашего времени)
Сочинение-опровержение. Из двух друзей, всегда один раб другого. Эту нелепую фразу сказал Печорин - герой произведения М. Ю. Лермонтова "Герои Нашего времени". Я считаю, что его утверждение не верно, так как дружба основана на равноправии, взаимоуважении и на взаимном доверии. Такая мысль могла прийти в голову Печорина только потому, что у него самого не было никогда настоящих друзей.
Печорин и другие герои романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. Мы изучили роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Посмотрим же в прошлое, в те времена, события которых описываются в романе. Это 30-е годы XIX века, время, когда правительство торжествовало над подавлением декабристского восстания, когда реакционная политика самодержавия стала ещё более откровенной и грубой.
Любовь в жизни Печорина
Автор: Лермонтов М.Ю. Любовь… Такое прекрасное и возвышенное чувство, к которому так бездумно относиться Печорин. Он эгоист, и от этого страдают прекрасные девушки, увидевшие в нем свой идеал. Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, который сам признает: «Да и какое мне дело до радостей и бед человеческих…».
Женские образы в романе Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. На жизненном пути Печорина встретились четыре девушки: девушка-контрабандистка («Тамань»), Мери Лиговская (Княжна Мери), Вера (Княжна Мери), Бэла (Бэла). Для всех этих девушек встреча с главным героем была роковой.
Тема рока, фатума в романе Лермонтова Герой Нашего Времени
Автор: Лермонтов М.Ю. Печорин любит сомневаться во всем, поэтому он воздерживается от прямолинейного суждения. Герой приходит к мысли, что при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость. Смелость, жажда неизведанного, воля, неразделенное сомнение отличает Печорина от людей его поколения и позволяет автору называть его героем времени.
Куопиоская губерния
Куопиос(с)кая губерния расположена в восточной части Финляндии, на границе Олонецкой губернии, в области Саволаксо-Карельских озер. Пространство 37602 кв. вёрст, в том числе под озерами 6256 кв. вёрст. Почва каменистая, много лесов и болот; климат суровый (средняя годовая температура для г. Куопио +2,2°).
Молодой герой первой трети XIX века - Онегин и Печорин
Евгений Онегин и Григорий Печорин - два героя, две эпохи, две судьбы. Один являет собой результат разочарования в прежних идеалах (идеалах свободы, равенства, братства), так как его творец сформировался как личность в 10-е- 20-е годы XIX века. Другой - типичный представитель молодежи 30-х годов. Эта эпоха характеризуется полнейшим бездействием, наступившим после восстания на Сенатской площади, отсутствием идеалов вообще.