Автор: Лермонтов М.Ю.
В предисловии к роману «Герой нашего времени» Лермонтов с сожалением отмечал, что пока еще русский читатель наивен и слишком простодушен, поэтому ему зачастую приходится разъяснять цели и замысел своих произведений. Такое замечание писатель высказывал неслучайно, потому что действительно поначалу подобное непонимание возникло и в отношении главного героя романа — Печорина, которого современники тут же обвинили в безнравственности.
Но критики и литературоведы, достаточно искушенные в вопросах русской и мировой литературы, сразу же заговорили о новом художественном типе героя — молодом человеке с не-однозначным, противоречивым характером, и по этой причине неспособном найти свое место в жизни.
С самого начала Печорин предстает перед читателями как «странный человек». Вот как о нем говорит добродушный Максим Максимыч: «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен... Да-с, с большими был странностями». Странность во внешнем и внутреннем облике Печорина подчеркивают также и другие персонажи романа (странствующий офицер, княжна Мери).
Но этой особенности Печорин достигает не благодаря своему социальному происхождению или привилегированному положению в обществе, которых в то время порой было достаточно, чтобы произвести впечатление и заинтриговать людей. Печорин заставляет о себе говорить других героев, а вслед и самих читателей, благодаря своим внутренним качествам и глубине характера. Сложный внутренний мир Печорина — это и есть тот главный, вырабатывающий жизненную энергию нерв, на который влияет окружающий мир, со всеми его положительными и негативными сторонами.
Многие поступки Печорина даже его близкие друзья, такие как Максим Максимыч, Вернер, Вера и другие, не могут понять и объяснить. Но при этом они не решаются обвинять своего друга в безнравственности. Возможно, потому, что в поступках Печорина всегда чувствовались естественные движения души героя.
Лермонтов выносит на суд читателей всю генеалогию сложности, неоднозначности характера и поведения Печорина: Сам герой в откровенном разговоре с Максимом Максимычем так объясняет свою «странность»: «Воспитание ли меня сделало таким, бог ли меня так создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив». Действительно, самым удивительным для Печорина и для тех людей, с которыми его сводит судьба, остается несчастливый финал для всех участников. Когда молодой офицер увидел Печорина, его поразили глаза этого человека. Стальной блеск, который они отражали, мог говорить лишь об одном — или о злом нраве, или о глубокой постоянной грусти.
Но самое главное, что все свои противоречия Печорин сумел почувствовать и осознать, но при этом не сумел сделать следующего шага — преодолеть их. Так, герой искренне признавался: «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня...».
Печорин действительно обладает многими завидными качествами - он умен, физически развит, внешне привлекателен, смел и уверен в себе. Но при этом ему все-таки недостает важного звена, той животворящей силы, которая смогла бы объединить и направить достоинства Печорина а нужное русло. По этому поводу герой произносит ключевую фразу: «Если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви». Печорин, наверное, забыл старинную мудрость, которая гласит: от добра добра не ищут. Через препятствия и все невзгоды человека ведет только всепоглощающая, а не эгоистичная любовь.
Однако на протяжении всего романа Печорин был больше озадачен личными проблемами, чем судьбой других героев. В одном из собственных рассуждений, сам того до конца не осознавая, герой выносит себе приговор, он говорит: «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого». Таким образом, Печорин выбирает дорогу зла, а не любви. Но назвав свой роман «Герой нашего времени», Лермонтов как бы усложняет проблему, выносит ее за рамки личного решения. На самом деле, может быть, это время породило таких героев?
Действительно, современность Печорина — 30-е годы XIX века -это переломный период в жизни общества, когда заканчивается эпоха романтизма. В свое время романтики очень много говорили и размышляли об идеалах и светлых устремлениях человека, а реальность так и осталась ими непознанной, холодной и беспощадной к человеку. Поэтому общество всерьез начинает задумываться о том, как примирить мечты и реальность, сократить пропасть между ними. И этот шаг не сразу удастся сделать, еще многие люди будут срываться в бездонную пропасть, через которую еще не проложен заветный мост, - так, как это произошло и в жизни Печорина.
Другие работы по теме:
Лермонтов м. ю. - Последняя встреча печорина и максима максимыча
В романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” эпизод последней встречи Печорина и Максима Максимыча, на первый взгляд, не самый значимый и даже, можно сказать, совсем не значимый для тех событий, о которых читатель узнает в дальнейшем. Сама повесть “Максим Максимыч” занимает в структуре романа как бы промежуточное положение: в отличие от других частей “Героя нашего времени”, в ней нет увлекательного авантюрного сюжета, да и сам герой, Печорин, появляется в ней лишь на несколько мгновений.
Лермонтов м. ю. - Мастерство в построении сюжета.
«Герой нашего времени» – первый русский реалистический психологический роман в прозе. Лермонтов считает, что «история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа». Вот эту сложную задачу поставил перед собой М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени», так как его герой сложный, противоречивый.
Последний разговор Печорина с княжной Мери
Глава «Княжна Мери» — центральная в «Журнале Печорина», где герой в дневниковых записях раскрывает свою душу. Их последний разговор — Печорина и княжны Мери — логически завершает сюжетную линию сложных взаимоотношений, подводя черту над этой интригой. Печорин сознательно и расчетливо добивается любви княжны, выстроив со знанием дела свое поведение.
Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля
Образ Печорина – одно из главных художественных открытий Лермонтова. В своем журнале Печорин неоднократно говорит о своей противоречивой двойственности. Обычно эта двойственность рассматривается лишь как результат полученного Печориным светского воспитания, губительного воздействия на него дворянско?аристократической среды, переходного характера его эпохи гораздо реже делаются попытки осмыслить противоречивость и неодномерность личности Печорина в более широком смысле. «Природное, „естественное“ и общественное говорится, к примеру, в известном исследовании Е.
Встреча Печорина с Максимом Максимычем
Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» такова, что в первой главе мы узнаем о Печорине только со слов Максим Максимыча — пожилого офицера, много лет прослужившего на Кавказе. Во второй главе, которая так и называется — «Максим Максимыч», мы видим Печорина глазами автора, от чьего лица ведется повествование.
Женские образы в романе Лермонтова Герой нашего времени
Приходило ли вам в голову, анализируя характер и поступки Григория Александровича Печорина, героя своего времени, взглянуть на женские образы романа не как на фон, делающий образ главного героя ярче и полнее, а как на самостоятельное явление, на героинь времени? Конечно, мы имеем в виду не экзотическую Бэлу или эскизный образ ундины из повести «Тамань», а совсем реальных женщин, представительниц определенного класса, занимающих высокое положение в обществе, — княжну Мери и Веру Лиговскую.
Григорий Печорин и Максим Максимыч, смысл их противопоставления
Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч — два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии. Максим Максимыч — рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие. Он повидал многое, за спиной у него большой жизненный опыт. Служба в армии приучила штабс-капитана к дисциплине.
Идейно-композиционная роль главы Тамань в романе Лермонтова Герой нашего времени
В романе «Герой нашего времени» Лермонтов поставил своей задачей всесторонне и многогранно раскрыть личность своего современника. При этом Лермонтов отмечает, что стремится раскрыть внутренний мир героя, написать «историю души человеческой». На это нацелены все художественные средства, используемые автором, и прежде всего необычная композиция романа.
В чем трагедия Печорина 2
В чем трагедия Печорина Личность Печорина неоднозначна и может восприниматься с разных точек зрения. Но в любом случае нельзя отрицать трагичность данного образа. Печорин — человек, раздираемый противоречиями, предающийся постоянному самоанализу, не понятый окружающими и не понимающий их. Лермонтов ласт очень подробное описание внешности Печорина, которое позволяет глубже раскрыть его характер.
Сочинение-вывод на тему Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Сочинение-вывод на тему 8220 Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова 8220 Герой нашего времени 8221 Эпиграф: “Я давно уж живу не сердцем, а головою… Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”. (Печорин, “Герой нашего времени” ) Михаил Юрьевич Лермонтов в своих произведениях затрагивал проблемы нравственности и моральности, зная при этом, что не каждый читатель поймет истинную суть его изложений.
Отношение Печорина к миру и собственной личности по роману М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Отношение Печорина к миру и собственной личности (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") Автор: Лермонтов М.Ю. В предисловии к роману Лермонтов так охарактеризовал главного героя: « Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии ». Автор хотел показать « современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал».
Печорин и водяное общество в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени. 2
Печорин и "водяное общество" в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Автор: Лермонтов М.Ю. Пятигорск, Елисаветинский источник, где собирается "водяное общество". Идя бульваром, Печорин встречает "большею частию семейства степных помещиков", которые провожали его взглядами "с нежным любопытством", но, "узнав армейские эполеты... с негодованием отвернулись".
Значение письма Веры к Печорину
Автор: Лермонтов М.Ю. После прочтения письма Веры к Печорину мы понимаем, что сердце главного героя не «камень». Он всегда был любим женщинами. И однажды, сам испытал это чувство. Его избранницей стала Вера. В романе она появляется, как напоминание о пылкой молодости Печорина. Она также стала жертвой его необычного характера.
Помогает или мешает жить Печорину самоанализ
Автор: Лермонтов М.Ю. Самоанализ – одна из важнейших черт в характере Печорина, он способен проанализировать не только свои поступки, но и предугадать действия других людей. Он может четко оценить ситуацию, но он не чувствует себя счастливым, обладая таким даром, он совершенно разочарован в своей жизни, ищет то, что удовлетворило бы его духовные потребности.
Грушницкий и Печорин
Сопоставление двух героев известного произведения не менее известного творца русской культуры. По-новому раскрываются их характеры, по-иному звучат их судьбы.
Из двух друзей всегда один раб другого (Лермонтов Герой Нашего времени)
Сочинение-опровержение. Из двух друзей, всегда один раб другого. Эту нелепую фразу сказал Печорин - герой произведения М. Ю. Лермонтова "Герои Нашего времени". Я считаю, что его утверждение не верно, так как дружба основана на равноправии, взаимоуважении и на взаимном доверии. Такая мысль могла прийти в голову Печорина только потому, что у него самого не было никогда настоящих друзей.
"Герой нашего времени" - нравственно-психологический роман
"Герой нашего времени" - первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя "одна душа, одни и те же муки". Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека.
Печорин и Грушницкий
В 1839 году в третьем номере журнала "Отечественные записки" была опубликована повесть Михаила Лермонтова "Бэла". Затем, в одиннадцатом номере появилась повесть "Фаталист" и во второй книжке журнала за 1840 год "Тамань".
Сюжет и композиция в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Сюжет и композиция в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" Автор: Лермонтов М.Ю. "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова – первый русский психологический роман. Как указывает сам автор в предисловии к «Журналу Печорина», цель этого произведения – изобразить «историю души человеческой».
Женские образы в романе Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. На жизненном пути Печорина встретились четыре девушки: девушка-контрабандистка («Тамань»), Мери Лиговская (Княжна Мери), Вера (Княжна Мери), Бэла (Бэла). Для всех этих девушек встреча с главным героем была роковой.
Человек это 8230 живая загадка
В образе Печорина Лермонтов воплотил типичные черты, присущие молодому поколению того времени. По словам самого автора, «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Образом своего главного героя автор остро ставил вопрос о судьбе незаурядной человеческой личности в эпоху безвременья, о безысходности положения в то время лучших молодых людей из дворянства.
Портрет Героя нашего времени в романе М. Ю. Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. Конечно, я не буду оригинален, если скажу, что роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” является одним из шедевров русской литературы. Высказанные автором мысли и созданные им образы заинтересовали меня необыкновенно. На мой взгляд, роман Лермонтова продолжает быть современным и в наши дни, несмотря на то что со времени его написания прошло уже более ста пятидесяти лет.