Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 2

Рефераты по астрономии » Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 2 Скачать

ДРЕВНИЙ ВОСТОК


Первый урок истории в шестом классе. Учи­тель рассказывает о Древнем Востоке; он говорит о жестокости царей и бесправии ра­бов о классовой борьбе и восстаниях угнетённых. Пройдёт какое-то время и в памяти школьников твёрдо останется одно: на Древнем Востоке жили рабы и рабовладельцы угнетаемые и угнетатели и в этом смысле древневосточное общество ничем не отличалось от других более поздних. Оно просто было не таким развитым как общества Древней Греции Рима или средневековой Европы более отсталым. А раз отсталым — значит и не таким интересным.

Если у вас осталось именно такое представление об истории Древнего Востока то оно очень одно­бокое и неполное. Конечно повезло тем кто живёт в больших городах и может пойти в хороший музей. Первые залы таких музеев всегда посвящены Древ­нему Востоку: ведь именно в этих краях начиналась история человечества. Как таинственно выглядят специально затемнённые залы какие необычные каменные фигуры выступают из стен! Кажется что мы входим в царство тайн и древней мудрости. Мы разглядываем красивые колдовские амулеты в фор­ме жуков и птиц изготовленные искусными резчи­ками по камню глиняные таблички испещрённые клинописью...

Если родители расскажут ребятам о древних странах и населявших их народах то память об этом посещении музея останется надолго.

Запомнятся названия стран и государств су­ществовавших на Востоке в древности: Египет Си­рия Финикия Иудея Хеттское царство Урарту Ассирия Шумер и Вавилония Элам Персия Ин­дия и Китай. Таблички на музейных экспонатах скажут внимательному посетителю что древневос­точная история началась примерно с 3000 г. до н. э. когда возникли первые государства в долинах Нила и Евфрата и продолжалась в Передней Азии и Египте вплоть до македонского завоевания в IV в. до н. э. (см. ст. «Филипп II и Александр Македон­ский») а в Индии и Китае — до III—V вв. н. э. когда начали складываться феодальные отноше­ния.

Но и эти представления об истории Древнего Востока неполные. Школьный учебник показывает одну её сторону полутёмный музейный зал — дру­гую но в цельную законченную картину эти по­ловинки не складываются. Мир Древнего Востока остаётся чужим и непонятным с какой бы стороны

мы на него ни смотрели. Мы любим видеть в исто­рии движение развитие наблюдать за действиями ярких выдающихся личностей; здесь же все цари и правители как бы на одно лицо жизнь течёт не­изменно из века в век почти лишённая переломов взлётов и падений. Время от времени история даже возвращается к уже давно пройденному; похоже что она движется по раз и навсегда проложенному круговому пути.

Историки часто говорят о «застойности» и «от­сталости» древневосточных обществ. Но история — это не гонки «Формулы-1» когда ты сидишь на трибуне с банкой кока-колы в руках а мимо с гро­хотом дымом и рёвом проносятся пёстро разукра­шенные страны и народы. Если мы ищем в истории только развлечение то можно сравнивать её и с автогонками и с компьютерной игрой в которой всегда есть выигравший и проигравший. Но если мы хотим понять своих далёких предков освоить то наследство которое мы от них получили лучше сразу отказаться от деления народов на передовые и отсталые победителей и побеждённых.

К тому же и вопрос о победителях в гонке За­пад — Восток ещё далеко не решён. На протяжении первых 14 веков нашей эры мировой центр без вся­ких сомнений находился не в Европе а в Китае; до XIII—XIV вв. вряд ли уступала в развитии евро­пейским странам и Индия. А ведь и Индия и Китай уже имели к этому времени за спиной трёхтысячелетнюю историю. Значит «застойность» древневос­точных обществ не помешала им долгое время со­хранять экономическое техническое и культурное превосходство над «передовыми» европейскими на­родами?

Самое простое объяснение особенностей истории Древнего Востока найдено давно: греки и римляне были более талантливы чем народы Египта и Ва­вилонии поэтому они стремились к новому разви­вались а на Древнем Востоке привыкли довольст­воваться уже достигнутым известным. Но это не­правда. Шумеры и египтяне были одарены от при­роды не менее чем греки. Чтобы убедиться в этом достаточно взглянуть на великие пирамиды сохра­нившиеся намного лучше греческих построек. А ведь греческие храмы моложе пирамид на два ты­сячелетия! Древние архитекторы владевшие лишь четырьмя арифметическими действиями и опирав­шиеся исключительно на опыт и чутьё умели воз­водить сложнейшие конструкции которым может позавидовать любой современный инженер. А с не-

42


иссякаемой фантазией создателей древних восточ­ных мифов и сказаний не может сравниться вся изобретательность современных писателей и кино­режиссёров. Не забудем что именно в древневос­точных странах были приду­маны и разработаны все ос­новные виды письменности и греки позднее лишь заимство­вали и усовершенствовали са­мую удачную из этих разно­видностей — финикийское письмо.

Народы первыми в исто­рии создавшие мощные госу­дарства и роскошные храмы книги и оросительные кана­лы заслуживают и интереса и уважения со стороны потом­ков. Особенность же их за­ключалась в том что все свои творческие силы всю свою при­родную одарённость они расхо­довали не столько на изобрете­ние чего-то нового сколько на поддержание сложившихся от века установленных порядков.

Представим себе сколько сил нужно было по­тратить на то чтобы про­сто сохранить невреди­мыми первые небольшие очаги высокой культуры земледелия и государ­ственности. Стихийные бедствия неурожаи на­беги полудиких и жад­ных до добычи соседей — всё это угрожало загасить едва теплящиеся огоньки новых культур возни­кавших в долинах боль­ших рек примерно с 3000 г. до н. э. А сколько таких «огоньков» было раз и навсегда погашено? Точное их число мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Вспомним что боль­шинство древневосточ­ных государств распола­галось в тех краях где и сейчас ураганы наводне­ния и землетрясения каждый год уносят тыся­чи человеческих жизней. В наши дни на помощь пострадавшим народам приходят соседи и всё международное сооб­щество. Пять тысяч лет назад от соседей ничего хо­рошего в таких случаях ждать не приходилось и лучше было готовиться к чёрным дням заранее. Вы­живали только самые осторожные предусмотри-

тельные и организованные — те кто со­бирал все запасы продовольствия в од­ном безопасном месте беспрекословно повиновался своим вождям следовал установлен­ным обычаям. Народы Древ­него Востока жили с постоян­ным чувством тревоги и стра­ха перед завтрашним днём поэтому их любимым заняти­ем было гадание о будущем (греки и римляне унаследова­ли страсть к гаданию от егип­тян и сирийцев). Гадали на всём: на костях и внутреннос­тях принесённых в жертву животных на специальных картах внимательно разгля­дывали направление полёта птичьих стай расположение светил на небе. Гадали все: грозный ассирийский царь Ассархаддон и правители древних городов на реке Хуанхэ фини­кийские жрецы ужасного бога Ваала и знатные иранцы-заговорщики намеревав­шиеся сместить с трона царя-самозванца. Напря­жённый интерес к тому что будет завтра к тому

что должно случиться по­казывает что жизнь на Древнем Востоке вовсе не была спокойной и неиз­менной. Никто не был уве­рен в том что это «завтра» вообще наступит; чтобы встретить завтрашний день уже сегодня нужно было приложить немало усилий и ловкости.

Мы пока ещё плохо представляем себе какие изменения происходили в душе человека оставив­шего бродячую жизнь охотника и собирателя да­ров дикой природы и свя­завшего свою жизнь с клочком земли кормив­шим его и семью. Охотник легко ускользал от воздей­ствия враждебных сил природы — ему достаточ­но было сменить место охоты или стоянки чтобы оказаться недосягаемым для злых духов в сущест­вование которых он твёр­до верил. Земледелец как бы прикованный к своему полю оросительному каналу и амбару с зерном чувствовал себя беззащитным перед всеми силами мира о которых он не знал добры они или злы. Сегодня солнце давало земле тепло а завтра оно же

Табличка одного из объединителей Египта — царя Нармера. Посвящена победе Южного Египта над Северным.

Слева — лицевая сторона справа — оборотная сторона таблички.

43


выжигало молодые посевы; речная вода сегодня несла почве жизнь а завтра вы­ходила из берегов заливала селения и убивала людей. Жителям речных долин открылся огромный мир сил природы; они не могли теперь ускользнуть от этих сил следовательно приходи­лось учиться управлять ими.

Шумеры египтяне арии и ханьцы (древние ки­тайцы) приложили огромные усилия чтобы разоб­раться в бескрайнем и непостижимом для человека мире: они представили эти силы в обличии богов дали богам имена определили характер каждого из божеств составили тексты молитв и заклинаний взываний к богам. Не следует относиться к этой деятельности древних иронически: ведь переход к оседлому земледелию вынудил их «открыться» на­встречу миру и мир обрушился на них с такой си­лой что люди просто вынуждены были как-то ор­ганизовать свои новые впечатления иначе они про­сто не вынесли бы их давления. Древневосточный человек был обречён жить в мире пронизанном ма­гией и колдовством но магия не была для него про­сто способом исполнения его личных или коллек­тивных желаний — желания получить хороший урожай или выгодно жениться. Магия как бы пред­ставляла собой ширму заграждение между челове­ком оказавшимся под прицелом таинственных сил и самими этими силами. Магическую броню человек носил на себе всю жизнь а подчас не сни­мал её и после смерти. С подобными представле­ниями прямо связан сложнейший похоронный об­ряд древних египтян.

Особенно плотные «магические доспехи» носили на себе люди от которых зависели жизнь и процве­тание народов и племён — цари и жрецы. Еги­петские фараоны например помимо всем извест­ного тронного имени имели ещё и тайное имя тща­тельно скрываемое от посторонних; сохранение этой тайны было залогом жизненной силы и здо­ровья царя. Согласно представлениям древних шу­меров боги принимали жертвы и молитвы лишь от

особым образом очищенных людей поэтому мест­ные жрецы специальными составами выводили все волосы на голове и теле. Похожие воззрения су­ществовали и у индийских брахманов; их жизнь определялась большим количеством запретов и ог­раничений. Им нельзя было совершать действия считавшиеся «нечистыми».

Но в магическую броню облекались не только цари и жрецы — её несли на себе целые народы. Роль такой защиты играли сложные и развитые представления о богах и силах управляющих ми­ром. Они дали народам Древнего Востока прекрас­ный шанс противостоять натиску кочевников за­рившихся на богатства оседлого земледельческого населения. Дело в том что кочевники время от времени захватывавшие обширные территории реч­ных долин попадали под сильнейшее религиозное и культурное влияние местных народов. Полуди­кий семит или воин племени чжоу вполне ощущал всё величие мира магических представлений древ­них шумеров или иньцев; хотя формально он и был победителем ему приходилось искать своё малень­кое место в этом извечно существовавшем мире приноравливаться к нему. Мощная культура древ­нейших земледельческих центров «перемалывала» всё новые и новые группы воинственных пришель­цев; это было особенно заметно в Междуречье и Древнем Китае — здесь кочевники вливались в со­став оседлых земледельческих обществ практиче­ски постоянно. Культура на Древнем Востоке была не роскошью не средством заполнения досуга а средством выживания борьбы с враждебным смер­тельно опасным миром.

Человек не хотел чувствовать себя пылинкой на ветру — он стремился наполнить всё окружающее знаками своего существования как бы «отметить­ся» в этой жизни. Отсюда наверное и проистекала у древних людей тяга к строительству грандиозных сооружений: пирамид высеченных в скалах хра­мов гигантских статуй фараонов многометровых барельефов с надписями. Искусственный мир пло-

44


тин храмов и возделанных полей созданный чело­веком должен был полностью заменить собой мир гор степей и бурных рек созданный богами...

Мы начинаем понимать насколько несправедли­вы представления о какой-то неподвижности от­сталости древневосточных обществ. Вся жизнь че­ловека родившегося в Египте или Шумере Индии или Китае с первого до последнего дня проходила в борьбе. Это была борьба с непогодой кочевника­ми неподатливым кремнём и обсидианом но чаще всего — с собственными страхами и неуверенностью в завтрашнем дне. Скученная жизнь в городах му­равьиный труд на небольших участках земли бо­язнь наказания со стороны любого мелкого чинов­ника — всё это порождало в людях особую болез­ненную нервозность; она находила выход как в ди­ких и странных религиозных обрядах так и в бе­зумстве народных восстаний когда толпы рабов и бедняков разрушали древние гробницы уничтожа­ли мумии давно умерших царей и вельмож разби­вали сосуды с благовониями разрывали пурпурные ткани... Умение подавить свои неосознанные стра­хи не дать им вырваться на волю свойственно лишь цивилизованному человеку. Чтобы овладеть этим искусством потребовалось несколько тысячелетий. Какого ещё «прогресса» или «развития» мы вправе требовать от народов Древнего Востока удивитель­но быстро освоивших все премудрости обществен­ной жизни?

Может показаться что у древневосточных наро­дов был безотказный инструмент воздействия на среду в которой они жили — это государство. Го­сударство нагоняло страху на соседей-кочевников прокладывало каналы строило храмы и приносило жертвы богам собирало урожай с полей и раздавало его людям в виде пайков. Действительно государ­ство и его правитель в большинстве древневосточ­ных стран обожествлялись и превозносились. Те блага которые боги давали людям далеко не каж­дый день царь давал своим подданным ежедневно; он был воплощением щедрости и справедливости. Следует ли удивляться что царь почитался выше многих богов и ему воздавались подобающие богу почести?

Всё дело здесь однако в том что государство на Древнем Востоке вовсе не было таким грозным и могущественным каким оно хотело казаться. Если деспот способен отрубить голову любому то это во­все не значит что государство которым он управ­ляет — сильное и крепкое. Вполне может быть и наоборот: жестокие наказания возмещают неспо­собность царя по-настоящему управлять своими подданными.

Именно так обстояло дело и в Египте и в Шу­мере и в Индии и в Китае (в последних двух стра­нах по крайней мере до образования ранних им­перий в конце I тыс. до н. э.). Царская власть не «пронизывала» всю толщу населения сверху дони­зу. Она была сильна в больших городах в близких к столице районах но весьма слаба в глубинке в поместьях вельмож и богатых храмов. Значитель­ная часть населения речных долин продолжала

жить первобытным образом: большими родами или сельскими общинами со­хранявшими власть выборных общин­ных старост и право самоуправления в деревенских делах. Над этими нижними этажами общественной жизни надстраивались особые очень тесные связи деревенских жителей с местной знатью нередко не повиновавшейся царю. Эти связи тоже по существу были позднепервобытными; они сохранились во всех странах Древнего Востока с очень древних вре­мён. Государство вынуждено было считаться с су­ществованием подобных отношений; оно использо­вало их в своих интересах (в меру сил) но подчи­нить себе не могло.

Сфинкс.

Это значит что любое древневосточное государ­ство как бы складывалось из «кубиков» элементов которые сами по себе не были государственными; «кубики» эти возникли намного раньше чем в до­линах Нила и Евфрата сложились первые государ­ства. Искусный строитель мог построить из этих элементов весьма причудливое сооружение но чем выше и сложнее оно становилось тем больше был риск что здание в конце концов рухнет. Был лишь один способ повысить устойчивость этой государст­венной конструкции — увеличить её массу заста­вить верхние этажи с удвоенной силой давить на нижние. Собственно это историки и называют вос-

45


точным деспотизмом имея в виду неог­раниченную власть царя над подданны­ми. Но увеличивать давление беспре­дельно тоже было нельзя: всё начинало трещать по швам и грандиозное здание с грохотом рушилось понемногу восстанавливаясь через пару веков.

Здесь немалое удивление вызывают две вещи. Во-первых все народы Древнего Востока после ко­роткого периода проб и ошибок поразительно быст­ро нашли наилучшие способы выстраивать пирами­ду власти так чтобы она не обрушивалась или обру­шивалась как можно реже. Во-вторых — и это са­мое удивительное — эти шаткие конструкции воз­ведённые на очень неустойчивом фундаменте рабо­тали и по большей части работали прекрасно! Го­сударство действительно распределяло среди насе­ления продукты питания следило за состоянием оросительной системы организовывало дальние во­енные походы и делало ещё множество полезных и просто необходимых дел. Трудно даже представить себе сколько сил ума опыта и чутья требовало поддержание государственной машины в рабочем состоянии в таких неблагоприятных условиях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7