Правовое положение юридических лиц в международном частном праве

Рефераты по международному частному праву » Правовое положение юридических лиц в международном частном праве

 

                                  ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..5

ГЛАВА 1. Личный закон юридического лица………………7

ГЛАВА 2.  Иностранные юридические лица в РФ…………11

ГЛАВА 3. Российские юридические лица за рубежом……17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….. 22

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………..23

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………..25


                            ВВЕДЕНИЕ

Юридические лица как в российском законодательстве так и в законодательствах зарубежных стран – это прежде всего различ­ного рода предпринимательские объединения играющие решаю­щую роль в экономике любого развитого или развивающегося госу­дарства.

Юридические лица в своей деятельности не ограничиваются рамками одного государства они вправе заключать договора и с иностранными партнерами то есть осуществлять внешнеэкономи­ческую деятельность. Поэтому важно определить национальность юридического лица его личный закон который устанавливает объем правоспособности юридического лица порядок его создания  и ликвидации; а также рассмотреть правовое положение юридиче­ских лиц в других станах. 

Перечисленные выше вопросы и рассматриваются в основной части данной работы причем  в первую очередь я сочла нужным рассмотреть вопрос касающийся национальности юридического лица так как он является решающим для определения статута юри­дического лица.

Самым обширным явился вопрос правового положения ино­странных юридических лиц за рубежом. Это объясняется тем что Россия в настоящий момент является развивающейся страной и ей необходимо привлечение иностранных инвестиций развитых зару­бежных стран которые способствуют привлечению не только капи­тала но и новых технологий способов производства организации менеджмента и др.

Глава 3 посвящена правовому положению российских юридиче­ских лиц за рубежом. По сравнению с правовым  положением ино­странных юридических лиц в нашей стране их правовое положение в значительно меньшей степени отражено в законодательстве РФ и регулируется в основном подзаконными актами двусторонними со­глашениями между странами и внешнеэкономическими договорами (контрактами) которые заключаются самими участниками внешне­экономической деятельности.

 


                                         ГЛАВА 1

                ЛИЧНЫЙ ЗАКОН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Личный закон юридического лица с моей точки зрения явля­ется основным критерием  при определении правового по­ложения юридического лица так как он определяет его го­су­дарственную  принадлежность "национальность" и решает на этой основе во­просы его статута:  является  ли организация юридическим лицом когда возникает и прекращается его  пра­воспособность как созда­ется реорганизуется и ликвиди­руется данное юридическое лицо. При этом нужно заметить что тер­мин "национальность " к юриди­ческим лицам приме­няется ус­ловно совсем в другом смысле чем он применяется к гражда­нам.  На сегодняшний день существуют не­сколько крите­риев определения "национальности " юридического лица кото­рые в частности приводит В.П.Звеков: [1]

-места учреждения; данный критерий характерен для стран англо- американской системы права;

-места нахождения его административного (управляю­щего) центра который характерен для стран континенталь­ной Ев­ропы;

-места осуществления его деятельности "центр эксплуа­та­ции" который восприняло законодательство Италии. Дан­ный кри­терий с ростом объема иностранных инвестиций при­обретает все большее значение т.к. он позволяет подчинить

решение вопроса правового режима иностранного юридиче­ского лица местному законодательству.

 Но если обратиться к законодательству  РФ то можно заме­тить тот факт что оно не отличается единообразием в вопросе при­менения критериев определения "национально­сти" юриди­ческого лица. Так Ос­новы гражданского законо­дательства в ст. 161  опре­деляют гражданскую правоспособ­ность иностран­ных юридических лиц  по критерию" инкор­порации" т.е. места учреждения данного юридического лица. Однако  Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР" ис­ходил из критерия места нахожде­ния иностранного предпри­ятия. В п. "е." ст.16 данного закона было сказано что доку­ментом подтверждаю­щим статус ино­странного юридиче­ского лица является вы­писка из торго­вого реестра страны происхождения в соответст­вии с законо­дательством страны его местонахожде­ния.[2] Од­нако 25 июня 1999 года был принят новый Федераль­ный Закон "Об ино­странных инвестициях в Российской федерации" в ст. 2 ко­то­рого говориться что " иностранный инве­стор – ино­странное юридическое лицо гражданская правоспо­собность которого опре­деляется в со­ответствии с законодательством го­сударства в кото­ром оно учреждено и которое вправе в соот­ветствии  с законода­тельством указанного госу­дарства осуще­ствлять ин­вестиции  на

        территории Российской Федерации". [3]

Та­ким обра­зом в данном нормативно-правовом акте исход­ным считается критерий "инкорпорации" т.е. места учрежде­ния ино­странного юридического лица.

Статья 25  Федерального закона " Об иностранных инве­сти­циях в Российской Федерации говорит что "в связи с приня­тием настоя-

щего  Федерального  закона  признать утра­тившим силу Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР".[4] Следовательно в настоящее время законодатель­ство РФ признает критерий места учреждения иностранного юридического лица.

Но возникает вопрос может ли организация рассматри­ваться в качестве национальной если большая часть ее капи­тала сосредото­чена у иностранного инвестора? Данный во­прос и лег в основу теории контроля. Направленность дан­ной тео­рии можно проиллю­стрировать следующим примером: в 1915 году в британском суде разбиралось дело Daimler Co v. Conti­nental Tyre and Rubber Co в ходе которого обсуждался во­прос может ли имеющая британскую национальность ком­па­ния акции которой находятся в руках враж­дебных ино­стран­цев рассматриваться как британская компания с точки зрения законоположений о запрещении торговли с врагом.[5]

Эта и другие аналогичные ей ситуации дали основание для ут­верждений о расширяющихся в настоящее время "процес­сах отде­ления личного статута юридического лица от его действительной государственной принадлежности".[6]

Несовпадение указанных выше критериев в праве различ­ных стран создает значительные трудности. В условиях уве­личивающе­гося вывоза капитала и возрастания числа много­национальных ком­паний выбор надлежащего критерия при­вязки к той или иной на­ционально-правовой системе стано­вится сложной

проблемой. Одним из способов разрешения данной проблемы мо­жет стать унификация  и гармонизация права отдельных государств.

В целях гармонизации права стран Европейского Союза в Дого­воре " Об учреждении Европейского Союза" была сформулирована правовая норма-принцип обеспечивающая признание иностранного юридического лица в странах Евро­пейского Союза.

Развитие экономического сотрудничества стран СНГ также по­требовало единообразного решения проблемы связанной с опреде­лением  государственной принадлежности юридиче­ского лица. Мо­дель Гражданского кодекса для стран СНГ предусматривает что за­коном юридического лица является право страны учреждения дан­ного юридического лица.

Учитывая что важным фактором развития рыночных от­ноше­ний в России является привлечение  иностранных инве­стиций по­средством которых в российскую экономику вкла­дывается не только капитал но и новая организация произ­водства опыт управ­ления то межгосударственная унифика­ция права т.е. в широком смысле межгосударственное со­трудничество в выработке правовых норм единообразно ре­гулирующих определенные отношения  в участвующих в та­ком сотрудничестве странах или между ними яв­ляется необ­ходимой предпосылкой для установления прочных внешне хозяйственных связей.


                                           ГЛАВА 2

       ИНОСТРАННЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА В РОССИЙ­СКОЙ  ФДЕРАЦИИ

Правовое положение иностранных юридических лиц в Рос­сии определяется как правилами российского законода­тель­ства так и положениями международных договоров.

Иностранные юридические лица осуществляют внешне­тор­говую деятельность в Российской Федерации в соответст­вии с ее законо­дательством. Среди нормативно-правовых ак­тов регулирующих вышеуказанную деятельность можно на­звать:

         - Гражданский кодекс РФ;

       - ФЗ " Об иностранных инвестициях в Российской Федера­ции;

          - ФЗ " Об акционерных обществах";

        - ФЗ "О государственном регулировании внешнеторго­вой дея­тельности;

           - ФЗ " О соглашениях о разделе продукции " и др.
Наряду с национальным законодательством деятельность иностран­ного инвестора  регулируется международными до­говорами причем в ст.15 Конституции РФ сказано что "если  международным догово­ром Российской Федерации установ­лены иные правила чем преду­смотренные законом то приме­-

няются правила международного договора ".[7]

Видом  международного  договора   наиболее  часто опреде­ляющим отношения с иностранным инвестором явля­ется  торговый

договор. Он предусматривает взаимное пред­ставление определен­ного режима юридическим лицам и вза­имное признание их право­субъектности. Однако признание право­субъектности носит взаим­ный характер т.е. признание юри­дических лиц в одной стране - уча­стнице договора обу­словлено одновременным их признанием в дру­гой дого­вари­ваю­щейся стороне. Важно заметить что признанию пра­во­субъ­ектности предшествует определение национальности юриди­ческого лица.

В  Российской Федерации установлен общий националь­ный ре­жим. Предоставление иностранным инвесторам нацио­наль­ного ре­жима в гражданско-правовой сфере на основе Граж­данского ко­декса РФ в ст. 2 которого говорится что "пра­вила установленные гражданским законодательством приме­няются к отношениям с уча­стием иностранных... юри­диче­ских лиц если иное не предусмот­рено федеральным зако­ном" освобождает законодателя от необхо­димости фиксиро­вать в отдельных актах наличие такого режима. И напротив изъятие из национального режима требует специального ука­зания об этом в федеральном законе или международном до­го­воре РФ.

Правовой режим деятельности иностранных инве­сторов и ис­пользования полученной от инвестиций прибыли не может быть ме­нее благоприятным чем правовой режим деятельно­сти и получен­ной прибыли предоставленный рос­сийским ин­весторам   за  изъя­тиями   установленными  феде­ральными зако­нами. [8]

Изъятия ограничительного характера для иностранных ин­весто­ров могут быть установлены федеральными законами только в той мере в какой это необходимо в целях защиты  основ конституцион­ного строя нравственности здоровья прав и законных интересов других лиц обеспечения обороны страны и безопасности государ­ства.[9]

Так Государственная программа приватизации государст­вен­ных и муниципальных предприятий в Российской Федера­ции учрежден­ная Указом Президента РФ 24 декабря 1993 г. № 2284[10] допускает иностранного инвестора к участию в при­вати­зации предприятий оборонный   заказ   которых  состав­ляет более 30%  общего  объема  работ лишь по решению Правительства РФ.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ[11] применил в соот­ветствии с п.2 ст.167  ГК РФ[12] последствия недействитель­ности сделки к приобретению иностранным  юридическим лицом  через посредников   акции предприятия оборонный заказ которого  на момент приватизации состав­лял более 30% общего объема работ поскольку купля-про­дажа акций была совершена в нарушение ука­занного выше требования Программы.

Одновременно были признаны не­действительными дого­воры поручения и комиссии заклю­ченные с посредни­ками с целью при­обретения акций и протокол чекового аук­циона в части приобрете­ния акций.

 Иностранный инвестор имеет право осуществлять инве­сти­ции на  территории  Российской  Федерации  в  любых  фор­мах не запре

щенных законодательством Российской Федера­ции[13] при этом ино­странным инвестором признается со­гласно ст. 2 ФЗ "Об иностран­ных инвестициях" "иностранное юридиче­ское лицо гражданская правоспособность которого опреде­ляется в соответствии с законо­дательством государ­ства в ко­тором оно учреждено и которое вправе в соответ­ствии с за­конодательством указанного государства осуществ­лять инве­стиции на территории Российской Федерации;  ино­странная  организация не  являющаяся юридическим лицом гражданская правоспособность которой определяется в соот­ветст­вии с законодательством государства в котором она уч­реждена и которая вправе  в  соответствии с законодатель­ст­вом указанного го­сударства осуществлять инвестиции на тер­ритории  Российской Фе­дерации ".[14]

Организационно-правовые формы участия иностранных инве­сторов в хозяйственной деятельности различные: совме­стные пред­приятия их дочерние предприятия и филиалы; предприятия полно­стью принадлежащие иностранному инве­стору; филиалы иностран­ного юридического лица.

Иностранные юридические лица могут быть пользовате­лями недр если законодательством РФ и законодательством ее субъектов они имеют право  заниматься   соответст­вующим   видом   деятель­ности  при пользовании недрами.[15]

Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" раз­решает быть членами биржи юридическим лицам которые участвуют в формировании уставного капитала биржи либо вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи и стали членами биржи в порядке предусмотренном ее учредительными документами.

Юридические лица других государств могут быть сторо­ной со­глашения о разделе продукции если они осуществляют вложение собственных заемных или привлеченных средств    (имущества) в поиски разведку и добычу минерального сы­рья и являются пользо­вателями недр на условиях соглаше­ния[16].

Также иностранные юридические лица могут осуществ­лять гра­достроительную деятельность. Данную деятельность они осуществ­ляют наравне с российскими физическими и юриди­ческими лицами если это предусмотрено международ­ным договором РФ. При отсут­ствии такого договора ино­странные инвесторы могут принимать участие в архитектур­ной дея­тельности на территории РФ только со­вместно с архи­тектором – гражданином или юридическим лицом РФ имею­щими со­ответствующую лицензию.

Предоставление юридическим лицам другого государства на­ционального режима в сфере международного граждан­ского про­цесса позволяет им защищать свои права и закон­ные интересы в российских судах а также отвечать по своим обязательствам на об­щих основаниях. В Федеральном законе  "Об иностранных инвести­циях" сказано что  иностранному инвестору на территории Россий­ской Федерации предостав­ляется полная и безусловная за­щита прав и интересов.[17]

Иностранные предприятия и организации имеют право об­ра­щаться в российские суды  и пользоваться гражданскими  процес-

суальными правами для защиты своих интересов(ст. 433 ГПК  РСФСР).[18]

     В арбитражных судах иностранные лица включая ино­странные организации пользуются процессуальными пра­вами и выполняют процессуальные обязанности наравне с ор­ганизациями и гражда­нами Российской Федерации (ст. 210 АПК РФ).[19]

                                      

                                         ГЛАВА 3

            РОССИЙСКИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА ЗА РУБЕЖОМ

В рамках коренного совершенствования внешнеэкономи­ческой деятельности в России право выхода на внешний ры­нок т.е. право экспортировать и импортировать товары ус­луги и результаты твор­ческой деятельности получил широ­кий  круг  производителей и по­требителей. Число юридиче­ских лиц правомочных совершать внешнеэкономические сделки резко увеличилось так как право са­мостоятельного вы­хода на внешний рынок было предоставлено лю­бому пред­приятию или производственному кооперативу если их про­дукция находила спрос у иностранного партнера   т.е. явля­лась   конкурентоспособной.

Еще в Законе РСФСР " Об инвестиционной деятельности в РСФСР " было  предусмотрено что юридические лица РСФСР вправе осуществлять инвестиционную деятельность за рубежом в соответствии с этим Законом законодательст­вом иностранных го­сударств и международными соглаше­ниями. Таким образом в дан­ном законе были предусмотрены три правовые основы осуществле­ния внешнеэкономической деятельности российскими юридиче­скими лицами:

- Закон РСФСР " Об инвестиционной деятельности в РСФСР ";

-   законодательство иностранного государства;

-   международные соглашения.

Однако предписаний вышеупомянутого Закона 1991 г. оказалось  недостаточно для обеспечения защиты прав и за­конных интересов российских  юридических  лиц  за  рубе­жом  и предупреждения на­рушений в этой области и поныне правовая база определяющая ус­ловия участия российских инвесторов в деятельности за рубежом далека от совершен­ства поскольку состоит  в основном из подза­конных актов.

Важную роль в защите прав и законных интересов россий­ских юридических лиц за границей играют дипломатические представи­тельства и консульские учреждения Российской Федерации. В со­став основных  задач  и функций Посольства РФ входит защита  прав и интересов российских юридических лиц с учетом законода­тельства страны их пребывания.

Вывоз российскими инвесторами капитала за границу мо­жет осуществляться только в разрешительном порядке путем выдачи соответствующей лицензии. Указом Президента РФ от 15  ноября 1991 г. №213  " О либерализации внешнеэконо­ми­ческой деятельно­сти на территории РСФСР " было уста­нов­лено что осуществление инвестиций за рубежом   включая покупку ценных бумаг юридиче­скими лицами зарегистриро­ванными на территории  РСФСР   про­изводится по лицензиям в порядке определяемом Правительст­вом.[20]

На  Государственную регистрационную палату создан­ную при  Министерстве  экономики РФ возложена регистра­ция российских инвестиций за рубежом [21]. Палата регистри­рует за­рубежные  предпри­ятия созданные с российским уча­стием в соответствии   с действующим   российским  законодательством  и законодательст­вом 

государства инвестирования а  также  ведет  Государственный  ре­естр   в который вно­сятся все зарубежные предприятия с россий­скими инвести­циями неза­висимо от времени создания организаци­онно-пра­вовой формы и доли  в  капитале российского участника.  Только с момента регистрации в Палате и получения свиде­тельства ус­тановленного образца на зарубежные предприятия с россий­ским участием  распространяется государственная поддержка и правовая защита в рамках межгосударственных соглашений о поощрении  и взаимной защите капиталовложе­ний.[22]

Возникновение новых независимых государств на террито­рии бывшего СССР повлекло необходимость заклю­чения ме­жду ними двухсторонних и многосторонних догово­ров на­правленных на за­щиту прав и законных интересов как граж­дан так и юридических лиц на территории друг друга.

Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной дея­тельности 1993 г. заключенное странами СНГ предостав­ляет  инве­стициям   производимым юридическими  лицами Сторон на терри­тории Сторон полную и безусловную право­вую защиту по месту инвестирования.

Инвесторам Сторон после уплаты соответствующих нало­гов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод в го­сударства-участники Соглашения а так же в другие государ­ства прибыли и иных сумм полученных в связи с осуществ­ленными инвестициями.                                      Предприятие с инвестициями Сторон может создавать на террито­рии государства по месту инве­стирования дочерние предприятия с правами юридического лица а также филиалы и представительства. При этом должны быть соблюдены условия установленные законо­дательством соответствующего государства.

На двусторонней основе определяются статус российских и иностранных инвесторов условия их деятельности в между­народ­ных договорах  РФ  о  поощрении  и  взаимной  защите  капитало­вложений.

Следует отметить характерные  черты российского юриди­че­ского лица- субъекта внешнеэкономической деятельности:

-     оно несет самостоятельную имущественную ответствен­ность по своим обязательствам;

-     личный статут определяется российским правом;

-     деятельность регулируется нормами принимающего ино­стран­ного государства  и положениями заключен­ного с ним торго­вого договора.

Российские юридические лица участвуя во внешнеэконо­миче­ских отношениях заключают соответствующие договора с ино­странным контрагентом. Данные договора на­зываются внешнеэко­номическими. Примером может служить до­говор (контракт) на экс­порт товаров приведенный в Прило­жении.

Страницы: 1 2