М.С.Рябикова, Е.Н.Борисова-Сартори
О какой Москве пойдет речь? О той, где в середине XIX века улицы освещались лишь светом из окон. О той, в которой долгое время обязательным был послеполуденный сон. О той, где короновали царей. О той, где по весне цвели сады. О той, которая, уже не будучи столицей, продолжала задавать в России тон. О той, что хранила родовые гнезда Романовых, Шуйских, Воротынских, Долгоруких...
Под звуки рожков по Большому Каменному мосту гнали коров пастись на сочных «лужнецких» лугах. В Лужники еще ездили и соловьев слушать, и на Воробьевых горах в знаменитом трактире купца Крынкина посидеть: парниковой клубники поесть да с устроенной предприимчивым купцом смотровой площадки в который раз полюбоваться первопрестольной.
Вот Москва дворянская: пустые до полудня Никитские улицы, Пречистенка, Остоженка. К 12 часам первыми выходили на прогулку дети с гувернерами-французами и няньками-немками, позже появлялись барыни на парных санях с лакеями на запятках, последними выезжали по своим делам отцы семейств. Вот что писал о дворянской Москве П.А.Кропоткин, отпрыск Рюриковичей (правда, впоследствии «стряхнувший» с себя дворянские традиции): «В этих тихих улицах, лежащих в стороне от суеты и шума торговой Москвы, все дома очень похожи друг на друга. Большею частию они деревянные, с ярко-зелеными крышами, у всех фасад с колоннами, все выкрашены по штукатурке в веселые цвета. Почти все дома были в один этаж с выходящими на улицу семью или девятью большими светлыми окнами. Во двор вели широкие ворота, и на медной доске над калиткой значилось обыкновенно: «Дом поручика или штаб-ротмистра и кавалера такого-то...» На углу стояла полицейская будка, у дверей которой показывался сам будочник, с алебардой в руках, чтобы этим безвредным оружием отдавать честь проходящим офицерам...»
А вот купеческое Замоскворечье, весной утопающее в ароматах бело-розового цветения, а осенью — в запахах кипящего в каждом доме варенья. Бесконечные заборы, ворота на прочных замках, во дворах свирепые псы. За воротами — каретные сараи, живность в загончиках, сады с пионами, анютиными глазками, яблонями да кустами крыжовника и черной смородины. В домах — тяжелая мебель красного дерева, киоты с иконами старого письма, часы с боем, клетки с канарейками на подоконниках. На Ордынке, Полянке, в Голутвиных переулках — тишина; ни пешего, ни проезжего; окна закрыты, занавески спущены. Будочник замоскворецкий днем обычно мирно сидел на пороге своей будки, и, отставив алебарду, тер табак, а ночью стучал в чугунную доску и временами кричал на всю улицу: «Посматривай!»
А еще с Воробьевых гор слышны были звоны, густые и нежные — «малиновые», плывущие над Москвой и очищающие ее.
...Отшумела по Москве масленица — последняя неделя перед Великим постом. Немерено съедено было за эту неделю блинов, оладушек, пирогов-расстегаев; рекой лилась на блины сметана, тоннами клалась икра, килограммами — всевозможная рыба. Казалось, в эти дни не солнце, а огромный, с пылу-жару блин источал над Москвой тепло. Откатались с гор на санях, выпили все вино в трактирах и ресторанах и... затихли. Завтра — первый день Великого поста.
В купеческих, дворянских, мещанских домах масленицу «выкуривали» — был такой народный обычай. Клали в таз горячий кирпич и мяту, а сверху лили уксус и тазом этим обносили комнаты — изгоняли последние скоромные запахи. Горящие перед иконками лампадки красного стекла исчезали — теперь на весь пост будут строгие синие или прозрачные. Мебель покрывали чехлами. Наступала тишина.
К чистому понедельнику вся Москва преображается. Обильные лавки и магазины за одну ночь меняют зазывную яркость витрин и вывесок на скромные серо-коричневые тона занавесей — здесь, как и на рынках, семь недель будет царить Великий пост. И главным «героем» поста и хозяином рынков станет гриб!
Знаменитый постный рынок Москвы раскинулся на весь Китай-город: вязки сухих грибов, баранки, мешки с разноцветным горохом, редька и кислая капуста, начинки для постных пирогов — морошка, черника, брусника, клюква, кадки с соленьями. Питье в изобилии: и квас — солодовый, кислощейный, бражный, хлебный, и сбитень. В медовом ряду предлагают мед липовый, гречишный, травный. Его пробуют кто деревянной ложкой, кто баранкой, кто сайкой, а кто и — тайком — просто пальцем. Есть и варенье, и великопостный сахар — большие пласты зеленого, красного, розового, лимонного цветов. И изюм, чернослив, халва, пастила «особая» из города Белева...
На Солянке, в Голутвиных переулках, на Остоженке, на Дорогомиловской заставе столы и в пост были достаточно обильны, особенно в любившем покушать Замоскворечье. Среди прочего подавали горох тертый, кисель гороховый, всевозможные грибы — и холодные, и вареные, и чуть присоленные; капусту ленивую, пироги с морковью, чернослив, различные орешки, клюквенный компот, изюм кувшинный, сайки, пастилу рябиновую. Весь пост обязательны были ежедневные посещения храма. Здесь тоже все иначе, чем обычно: службы продолжительнее непостных, преобладает не пение, а чтение, яркие, с позолотой покрывала сменяются на черные, батюшки тоже служат в черных епитрахилях.
Встают раньше обычного, спешат в храмы: дворяне — в Большое Вознесение (что у Никитских ворот), в Илью Обыденного, в Зачатьевский монастырь, купечество — во Всех Скорбящих Радости, Николу в Толмачах, мещанство — в Филиппа Митрополита. В домах, где были «людские», в эти дни обязательно принимали нищих и убогих — не по одному-два, а по тридцать-сорок человек — насколько позволял достаток.
Старались читать в основном книги духовного содержания, говорили вполголоса, рано ложились спать.
Но вот уже и Благовещение подоспело. Повсюду пахнет кулебяками с вязигой, особыми «благовещенскими» пирогами на четыре угла: с грибами, семгой, налимьей печенкой, судачьей икрой... Еще в Благовещение принято выпускать на волю птичек из клеток — давняя московская традиция. Сразу после праздничного богослужения все идут на птичьи базары. Открываются клетки, и целые тучи птиц взмывают в небо. (Некоторые и приторговывают птичками «для воли».) И стоят москвичи, замерев, с задранными головами, смотрят в небо...
Капелью весенней уходят дни Великого поста. Наступает Вербное Воскресенье (последнее перед Пасхой, за которым начинается самая строгая неделя поста — Страстная) — Вход Господень в Иерусалим. Люди, встречавшие Христа в Иерусалиме, устилали его путь ризами (одеждами) и вайями (пальмовыми ветвями). Но откуда же взяться пальмам на Руси? Вот и появился обычай — встречать этот праздник вербой, весенним первоцветом. И едут сани-подводы-телеги по Калужской дороге к реке Москве за пушистой, осыпанной золотистыми крапинками вербой. На праздничных богослужениях вербу освящают. Словно огромный пушистый лес на мгновение вырастает под сводами храма: все поднимают свои веточки, чтобы попала на них святая водичка. Потом возвращаются домой, бережно неся в руках вербные букетики, которые будут стоять под иконами до следующего года. Особо благочестивые москвичи по старинному обычаю из пушистых комочков чай заваривают — для укрепления души и тела.
В Страстную неделю Москва и вовсе замирает. Вечерами над городом плывут протяжные звоны. Великий Четверг. Во церквах читают 12 отрывков из Евангелия, повествующих о последних земных днях Спасителя, — «двенадцать Евангелий»... Москва пуста — все в храмах. С этой службы москвичи стремятся обязательно принести домой горящую свечку и затеплить от нее домашнюю лампадку. И текут по улочкам и переулкам ручейки огня. Люди бережно несут горящие свечи, прикрывая их от ветра кто ладонью, кто полой пальто, а кто и специальным стеклянным колпачком, — несут в свои дома частичку света Господня.
Накануне Пасхи Москва вся в хлопотах — подновляются заборы, чистятся дворы и улицы, украшаюся храмы. (В 80-е годы XIX века поразил всех купец-подрядчик Сергей Иванович Шмелев — отец Ивана Сергеевича Шмелева, автора лучшей на все времена книги «Лето Господне»: под Пасху на собственные средства украсил он храм во имя Казанской Божией Матери, что на Красной Площади, а также соборы Кремля иллюминацией, особыми «зажигательными нитями» и «кубастиками».)
В домах тишина, полумрак — отдыхают в преддверии пасхальной заутрени. Уже кто-то снимает темные лампадки и вновь зажигает радостные красные. На окнах, на шкафах, в корзинах и лукошках — крашеные яйца; на креслах, диванах, пуховых подушках прикрытые кисеей — куличи.
И вот наступает Светлое Христово Воскресение — Праздников Праздник Пасха. Кажется, будто единым духом по всей Москве проносится: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Свершилось: об этом возвещают все сорок сороков московских церквей — звонят у Христа Спасителя, звонят у Николы под Вязами, у Всех Святых на Кулишках, в Донском, в Новоспасском... Идя из храмов, москвичи, знакомые и незнакомые, троекратно целуются, обмениваются взятыми заранее из дома яичками: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Бессчетное количество экипажей отъезжает утром от монастырей, соборов, церквей. Начинается разговенье. Народ попроще разговляется уже у храмов — чарочкой, яичком, куличиком...
Вновь оживают рынки, манят блеском и изобилием витрины магазинов. Повсюду кипят гулянья. Душа ликует! Семь недель поста позади, очистилась она молитвой и причастием и славит Господа, внимая неутихающему перезвону: всю послепасхальную неделю позволяется взбираться на любую колокольню и звонить, сколько сердце просит...
А через недолгие 80 лет будут падать на землю эти веселые колокола, взрываться и закрываться храмы. А еще через 80 лет будем жить мы. И храм Христа Спасителя вновь засияет пятью своими куполами. И так же, как наши предки полтора века назад, возвращаясь светлым пасхальным утром — теперь уже в метро — домой после праздничного богослужения, мы будем радостно говорить друг другу: «Христос Воскресе!» И слышать в ответ: «Воистину Воскресе!»
Другие работы по теме:
Великий пост
На церковнославянском – Святый и великий пост, святая четыредесятница; греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima – период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи.
Загадочные статуи острова Пасхи
Когда-то этот затерянный в океане небольшой (его ширина составляет всего 24 км), вулканического происхождения остров был, наверное, самым изолированным от материков местом на планете.
Пасха. Традиции. Пасхальный стол
Праздник Пасхи или Воскресения Христова - первый и самый великий праздник в новозаветной Церкви. Пасхальный стол, его праздничное великолепие, обилие, красота. Страстная неделя, воспоминание последней недели земной жизни Христа. Подготовка к Святому дню.
Церковные праздники
Дни Страстной седмицы — время благоговейного приготовления каждого верующего к великому празднику Пасхи, когда нам следует по возможности чаще посещать храмовое богослужение и соблюдать особо строгий пост.
Сочинения на свободную тему - Помогите птицам зимой 2
Все готовятся к зиме по разному. В ожидании снега и холода люди покупают теплую одежду и обувь закрывают варенье из ягод и фруктов консервируют и маринуют всевозможные овощи. Многие лесные животные тоже готовятся к будущим морозам кто делает запасы к Все готовятся к зиме по разному.
Пушкин а. с. - Москва в творчестве а. с. пушкина
Конечно А. С. Пушкин скорее петербургский писатель но родился он в Москве и на всю жизнь сохранил любовь к этому городу. И это неудивительно. Петербург традиционно воспринимается русскими писателями как город возникший неестественным путем из тьмы ле Москва.
История продуктов: яйца
У русских, да и вообще у древних восточнославянских народов яйцо фигурирует почти в каждом весеннем обряде. Так, в первый раз после зимы. (обычно на св. Георгия) выгоняя стадо на выпас, пастухи обязательно брали с собой куриные яйца.
Опера С. В. Рахманинова "Алеко"
Опера в одном действии; либретто В. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы". Первая постановка: Москва, Большой театр, 27 апреля (9 мая) 1893 года.
Управление продажами
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ РЕКЛАМЫ Кафедра теории рекламы и массовых коммуникаций Специализация «PR в рекламной деятельности»
Белый пудель
Автор: Куприн Александр. Этот день был не особо удачным для бродячих циркачей — дедушки Мартына Лодыжкина (на плече — старая «нездоровая» шарманка), мальчика Сергея (взят дедушкой «напрокат» у забулдыги, который вскоре умер) и пуделя Арто: со многих мисхорских дач их выгоняли, лишь одна барыня дала гривенник, и тот дырявый… На последней даче «Дружба» они стали невольными свидетелями семейных разборок: капризного мальчишку Трилли умоляли принять лекарства.
Смысл немой сцены в комедии Гоголя Ревизор
Финал пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» – необычное и удивительное явление в русской драматургии. Так называемая немая сцена, которой заканчивается комедия, следует после того, как жандарм… объявил о прибытии в город настоящего ревизора. Потрясенные чиновники застыли в ожидании неминуемой расправы. Городничий стоит столбом посреди сцены; почтмейстер превратился «в вопросительный знак, обращенный к зрителям»; судья присел почти до земли и словно хотел сказать: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Кто поражен, кто изумлен, кто злорадствует, – все чиновники составляют весьма живописную и выразительную группу.
Сочинение-описание народного обычая Пасха
С давних времен целебная и неизменчивая сила вступает в каждого, кто встречает пасхальное утро. Звоны церквей не звонят, а распевают на весь мир: «Христос воскрес!» Люди идут к церкви (ведь всю ночь ожидали этой вести) и из уст в уста передается: «Христос воскрес! Поистине воскрес!»
Волшебный холм
Автор: Андерсен Ханс Кристиан. Ящерицы обсуждают, что в волшебном холме готовятся к встрече знатных гостей. Когда холм раскрылся, из него вышла старая лесная фея, которая носила на лбу янтарное сердце. Она попросила козодоя разнести приглашения: на большой бал — всех, даже людей, если они разговаривают во сне или занимаются еще чем-то «по нашей части», а на банкет — только знать, ведь ожидали старого норвежского тролля с сыновьями, за которых предполагалось выдать 2 дочек лесного царя, и которые были «неважно воспитаны».
Старая крыса Опальные рассказы
Автор: Зощенко М.М. Подписка на аэроплан шла успешно. Один из конторщиков, старый воздушный спец, дважды поднимавшийся на колбасе, добровольно ходил по всем отделам и агитировал:
Что волнует меня в рассказах о любви Куприна и Бунина?
------------------------------------ В творчестве этих двух русских писателей прослеживается одна общая тема -тема любви.Необычайная сила и искренность чувства свойственны героям бунинских рассказов.Любовь захватывает все помыслы человека,все его силы. Чтобы любовь не выдохлась,необходимо расстаться и навсегда,что происходит во всех рассказах Бунина.Все его герои живут в ожидании любви,ищут её и чаще всего,опалённые ею,гибнут.Любовь у писателя долго не живёт-в семье,в браке,в буднях.Короткая,ослепительная вспышка,до дна озарившая души влюблённых,приводит их к трагическому концугибели,самоубийству,небутию.В творчестве Куприна в каждом из героев есть сходные черты:душевная чистота,мечтательность,пылкое воображение,соединён-
Александров, Александр Леонардович
Введение 1 Биография 2 Фильмография 2.1 Режиссёрские работы 2.2 Автор сценариев 3 Библиография Введение Алекса́ндр Леона́рдович Алекса́ндров (26 июня 1947, Москва — 9 февраля 2009, Москва) — российский актёр, сценарист и кинорежиссёр. Лауреат премии Ленинского комсомола (1976), Государственной премии СССР (1977, за фильм «Сто дней после детства»).
Плиска
Введение 1 Историческая Плиска 2 Современный город 3 Политическая ситуация 4 Галерея Введение Пли́ска (болг. Плиска) — город в Болгарии. Находится в Шуменской области, входит в общину Каспичан. Население составляет 1 019 человек. Одно время этот маленький городок назывался Абоба, но затем археолог Фёдор Успенский, директор Русского археологического института в Константинополе, установил, что на его месте когда-то стояла первая столица Дунайской Болгарии Плиска, и здесь начались археологический раскопки.
Капирот
Капиро́т (исп. capirote) – средневековый испанский головной убор, остроконечный колпак конической формы. Первоначально изготовленные из картона капироты применялись испанскими флагеллантами.
Достояние Уппсалы
(др.-исл. Uppsala auрr или Uppsala шрr) — собирательное название имений шведской короны в период средневековья[1], в чью задачу входило содержать конунга и его свиту и обеспечивать всем необходимым во время его путешествия по стране[2].
Десятина мера площади
Десятина — старая русская единица земельной площади, равная 2400 квадратным саженям (или 1,09 гектара) и применявшаяся в России до введения метрической системы. Десятина представляла собой прямоугольный параллелограмм со сторонами в 80 и 30 («тридцатка») или 60 и 40 («сороковка») саженей и носила название казенной десятины.
Православный календарь
Введение 1 Старостильные церкви 2 Новостильные церкви Список литературы Православный календарь Введение Православный календарь — неофициальный, разговорный термин, под которым обычно подразумевают либо счисление времени, принятое в данной поместной православной Церкви, либо годовой богослужебный круг, изложенный в формате месяцеслова.
Бразильская старая республика
Старая республика (порт. Repъblica Velha) или первая республика (порт. Primeira Repъblica Brasileira) — период истории Бразилии от провозглашения республики в 1889 году до переворота 1930 года. Название периода возникло для того, чтобы отличать этот период от «нового государства», установленного Жетулиу Варгасом.
Староладожская крепость
Старола́дожская кре́пость — крепость расположенная в селе Старая Ладога на Ладожском мысу, при впадении в Волхов реки Ладожки. Первая была построена во времена Вещего Олега на рубеже IX—X веков.
Дионисий Малый
Дионисий Малый , Дени Малый (первая половина VI в.) — римский аббат, скиф или гето-дак по происхождению, основоположник летосчисления от рождества Христова (или от начала нашей эры). По поручению папы римского Иоанна I в 525 г. составлял пасхальные таблицы. Отказавшись от тогдашнего летосчисления, начинавшегося от первого года правления жестокого гонителя христиан римского императора Диоклетиана, предложил новую систему счёта годов.
Старая Сербия
Старая Сербия Старая Сербия (серб. Стара Србија) — исторический термин, широко распространённый в сербской, дореволюционной русской и европейской историографии. Впервые был, вероятнее всего, сформулирован Вуком Ст. Караджичем в 1810—1820-е гг.
Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога
Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога Моско́вско-Винда́во-Ры́бинская желе́зная доро́га — частная железная дорога на северо-западе России, построенная в 1870—1904 годы.
Старая усадьба Конкорд
План Введение 1 История 1.1 Времена Эмерсона 1.2 Времена Готорна 1.3 Современная история Список литературы Введение Старая усадьба (англ. The Old Manse) — историческая усадьба на Monument Street в Конкорде, штат Массачусетс (США). Выстроена в 1770 году дедом Ральфа Уолдо Эмерсона. В настоящее время усадьба известна как литературный музей Готорна и Эмерсона.
Антигуа-Гватемала
Антигуа-Гватемала Антигуа-Гватемала Ла-Антигуа (Antigua Guatemala, что значит «Старая Гватемала») — административный центр департамента Сакатепекес на юго-западе Гватемалы. Расположен на высоте 1533 метров. Нас. 34685 жит. (2007).
Старая Финляндия
Старая Финляндия (фин. Vanha Suomi) — шведское и финское название части западной Карелии, вначале вошедшей в состав России после Северной войны по Ништадтский мирному договору 1721 года, и после русско-шведской войны 1741—1743 по Абоскому миру, а в 1812 году вошедших в состав Великого княжества Финляндского.
Переход на григорианский стиль
Князь Ливен, министр народного просвещения, писал в 1830 г., что "вследствие невежества народных масс неудобства, сопряженные с реформою, далеко превысят ожидаемые выгоды".
Основные праздники Великобритании и США
The main holidays of the Holidays and their descriptions Праздники и их описания New Year’s Day. (January 1, celebrated as a holiday in many countries. Twelfth Night. (The evening of Jan. 5, the eve of Twelfth Day, formerly observed with various festal celebrations).
История острова Пасхи
Начиная с момента открытия острова Пасхи в 1578 г. в его истории много случайного. Первый открыватель острова капитан Хуан Фернандес решил скрыть до поры до времени свое открытие от конкурентов, а потом умер при загадочных обстоятельствах.
Чили
Территория современного Чили была открыта в 1520 году легендарным португальским мореплавателем Ф.Магелланом, совершавшем свое кругосветное путешествие. А первым испанцем, пришедшем в Чили «посуху», был конкистадор Педро де Вальдивия.