Грачев В. Н.
Русские гимны XVII-XIX вв., будучи производными от духовных песнопений, во многом сохранили в себе их свойства. Но, в отличие от последних, это были уже гимны двойного назначения: духовные и светские одновременно. По церковным праздникам они исполнялись в качестве духовных величаний. А различные государственные церемонии — выходы царя, встречи его войсками, торжества по случаю побед обслуживали в качестве светских гимнов. Впрочем, все светские торжества в то время имели и духовное измерение. Ведь Самодержец был помазанником Божиим, а Победу в битве, как свято верили русские люди, дарует Господь.
Основной линией развития русской гимнодии в рассматриваемый период с политической точки зрения был поиск оптимального варианта православной самодержавной государственности и способа ее воплощения в виде лаконичной стихотворной строфы-формулы в сочетании с яркой, запоминающейся музыкой. Однако идеал государства и ее адекватный музыкальный символ были найдены не сразу.
На этом пути русская гимнодия прошла путь развития от многообразия славильных песнопений к единому государственному гимну. От государева гимна к гимну государственному. От гимна, воплощавшего личные качества и достижения царя, к славильной песни — символу православной государственности. От гимна безымянного к гимну авторскому.
Долгими были и поиски музыкального воплощения, которое бы отразило двойственный духовно-светский статус гимна. На протяжении трех столетий, в связи с особенностями духовного облика самодержцев и самой эпохи, русские гимны писались то в жанре марша, то полонеза, то хорала, то оказывались прологом к опере. Но почти всех их объединял церковный хорал, который был либо основным жанром, либо жанром второго плана в гимне. Хорал выступил на первый план, когда идеал государственности в XIX в. воплотился в гимне-молитве «Боже, Царя храни» А. Львова.
Аналогичные средства для подчеркивания духовной основы были и в других сторонах музыкального языка гимнов. Их мелодии впитали в себя юбиляционность богослужебного пения, заключающуюся в плавном, поступенном (без скачков) волнообразном или арочном движении интонационного контура, напоминающего архитектуру округлых линий русского храма. Многие гимны начинались однозвучной интонацией, идущей от церковной псалмодии. Однотонные фанфарные сигналы, имеющие сакральную природу, пронизывали инструментальное изложение гимнов. Позднее к ним присоединились величественные восходяще-нисходящие скачки на октаву, отражавшие идею «Свят Господь» из западной христианской традиции, скачки по трезвучию в мелодии, производные от сигналов труб. Отличительными чертами духовности в русской гимнодии также оказались: мягкая диатоника гармоний и тонального плана. Умеренный темп и плавные ритмические последования, связанные с пневмонической природой песнопения.
Светский характер славильного песнопения проявился в использовании танцевального жанра («Польский»), марша («Марш Преображенского полка»), а также пунктирного ритма, жестких окончаниями фраз, регулярного метра и т. д.
Форма изложения славильного текста в гимне также прошла несколько этапов развития. От повторения куплета, за которым угадывалась традиция микроварьирования в богослужебном песнопении, к использованию формы «запев-припев», в которой смена сюжета (запев) сочеталась с константными славословиями в адрес самодержца. За подобной структурой угадывалась логика церковного акафиста святым. Постепенно смысл текста гимна менялся от восхваления государя как «проводника» всех событий — к молитве Господу как хранителю царской власти.
Развитие гимнов от безымянных к авторским отразило тенденцию от примата соборности (единения людей в православной общине) к обнаружению индивидуалистического начала в России. В Средние века авторы церковных песнопений и, в частности, гимнов, каждое свое слово сверяли со Словом Божиим. Высказывание собственных оценок по поводу церковного канона тогда могло быть воспринято как неслыханное святотатство. Но времена менялись. В XVII в. с проявлением светского начала в искусстве, с переходом от молитвы к канту, а затем и к духовно-светскому гимну, в истории русской гимнодии появляются авторы слов и музыки.(1) Это были самые достойные, знатные и талантливые люди своего времени. Их жизнь, наряду с их творениями-гимнами, отразила величие и достижения государства Российского.
Гимны обычно рождались как олицетворение драматических и, одновременно, радостных событий, побед или триумфов страны, которые, как вспышка молнии, высвечивали величие самодержца и его деяний, адекватность внутренней концепции государства. Сопоставление гимнов между собой дает, наряду с музыкальным рядом, целостную картину этих «звездных» эпизодов в истории России, ее взлетов и падений, тяжких испытаний и великих радостей, как бы свернутых в этих лаконичных музыкальных эмблемах.
Примечания
Знаменательной вехой на пути перехода к «авторской» молитве стало появление «Псалтыри» иеромонаха Симеона Полоцкого с музыкой Василия Титова в конце XVII в. Иеромонах-поэт Симеон создал стихотворную версию псалмов Давида, а композитор Титов — неканоническую музыку к богослужебным текстам.
Другие работы по теме:
Полигимния: обращаясь к небу
Полигимния. Муза молитв и священных гимнов, божественного пения и обрядовых танцев. К ней взывали люди, когда стремились выразить свои мысли и чувства в стихах, обращенных к богам.
Гоголь н. в. - Образ поэта и тема творчества в лирике а. с. пушкина
На берег выброшен грозою. Я гимны прежние пою. А. С. Пушкин. На берег выброшен грозою. Я гимны прежние пою. А. С. Пушкин Каждого поэта на протяжении жизни и особенно в зрелые годы волнует вопрос о значении его труда для общества и вообще о назначен alignjustifyНа берег выброшен грозою.
Музыкальная жизнь Англии в XVII в.
XVII в. оказался противоречивым и для музыкального искусства Англии. Творческое наследие английской музыки было богатым и разнообразным: традиция многоголосья, разработка полифонических форм, расцвет мадригала… .
Славильные песни Русского Средневековья (Х-ХVII вв.)
В Киевской Руси еще до принятия христианства существовала традиция исполнения славословий (в том числе — вокальных) в адрес князя и его доблестной дружины по случаю смотра войска, выступления в поход, возвращения с победой.
Музыкальные символы России
Слово гимн (от греч. петь хвалебную песнь, воспевать, прославлять) означает торжественное, хвалебное, прославляющее песнопение. В древности гимны создавались для восхваления Бога (богов), национального героя или царя.
Товароведение книжных товаров
080402.51 « ». « - ». « », « », « », « » . . . 1. - « XIX XX . , , , , , ), , , .
Анализ оды Вольность
Анализ оды "Вольность" Автор: Пушкин А.С. Полно и чётко взгляды Пушкина выразились в его оде «Вольность», написанной вскоре по выходе из лицея, в том же 1817 году.
Гимн
Слово «гимн» образовано от греческого «гимнос» — восхваление, торжественная песнь. Есть гимны государственные, военные, религиозные, в честь выдающихся событий или героев.
История Бенина
С XVII века побережье Бенина и соседние области были превращены европейцами в крупнейший район работорговли в Африке (отсюда название побережья — Невольничий берег).
Кожаные орудия
(швед. lдderkanoner) – лёгкие пушки, изобретённые в XVII в. в Швеции для использования в полевых условиях. В XV-XVI вв. пушки использовались главным образом при осаде крепостей и в качестве крепостной артиллерии. Применённые в 1494 г. французами во время итальянского похода орудия, перемещавшиеся при помощи лошадей, считались чем-то необычным.
Замятин, Семён Леонтьев
Семён Лео́нтьев Замя́тин — русский иконописец середины XVII века. Упоминается во вкладной книге Антониево-Сийского монастыря как вкладчик, при игумене Ионе (1597-1634).
Джелали
Восстания (тур. Celalо ayaklanmaları) — серия народных выступлений и военных мятежей в Османской Анатолии XVI—XVII веков. Основной военной силой восставших были
Британский Гондурас
(англ. British Honduras ) имя бывшей британской колонии на восточном берегу Центральной Америки, примыкавшей к юго-восточной Мексике. В настоящее время на её территории находится государство Белиз. Впервые европейцы поселились здесь в XVII веке, лишь в 1871 году территория стала королевской колонией.
Четверик единица измерения
Четве́рик — русская единица измерения в 15-20 вв. объёма сыпучих тел (сухой вместимости). В Новгороде Великом известна с XV века, в Российском государстве - с начала XVII века.
Владимирская четверть
(Владимирская четь) — финансовое учреждение Московского государства XVII века. Упоминается в письменных источниках с конца XVI века. Четь — от слова четверть. После взятия Казани к существовавшим Владимирской, Новгородской и Рязанской третям добавилось Царство Казанское. Административные единицы начали называться четверть, или четь.
Война за наследство
— распространившийся в Европе Нового времени (XVII и XVIII века) тип вооружённого конфликта между государствами, состоявший в споре за наследование выморочного престола того или иного государства. Посадив на пустующий престол своего ставленника, то или иное государство надеялось добиться изменения его внешней политики, а иногда и территориальных уступок.
Гуня, Дмитрий Тимофеевич
Дмитрий Тимофеевич Гу́ня (гг. рождения и смерти неизвестны, 1-я пол. XVII в.) — один из руководителей борьбы украинских крестьян и казаков против польской власти в 30-х гг. XVII в.
Корабль 3 ранга парусный
Введение 1 Начало (XVII в) 2 Век паруса (1756-1815) 2.1 64-пушечный корабль 2.2 74-пушечный корабль 2.2.1 Обычный 2.2.2 Большой 2.3 80-пушечный двухдечный корабль
Жилинские
Жили́нские — русско-литовский княжеский, польские и русские дворянские роды. Князья Жилинские, ветвь князей Вяземских, с конца XV века состояли в подданстве Литвы, род угас в середине XVI века. Польские роды Жилинских приписаны к гербам Любич и Янина. Первый из них, восходящий к XVII веку, внесён в I и VI части родословной книги Витебской и Минской губерний.
II тысячелетие до н. э.
— временной промежуток с 2000 по 1001 год до нашей эры. Вторая половина II-го тысячелетия до н. э. — Срубная культура в степных и лесостепных районах Украины и Европейской части России, Абашевская культура в лесостепном Подонье, Среднем Поволжье и на Южном Урале.
Цели Петровских реформ
Петровские реформы открывают собой эпоху Нового времени в русской истории и прежде всего – эру русского Просвещения, которой задают тон и идейную направленность. Заметим попутно, что термин “Петровские реформы” понимается нами не буквально как реформы, проводившиеся Петром I, но как условное, устоявшееся в науке наименование социокультурного “первотолчка” модернизационных процессов в России, которые вывели страну и русскую культуру из эпохи Древности и Средневековья (с конца Х до конца XVII в.) в нововременную парадигму.
Приписные крестьяне
Приписные крестьяне — в России XVII — первой половине XIX века государственные, дворцовые и экономические крестьяне, вместо уплаты подушной подати работавшие на казённых или частных заводах и фабриках, то есть прикреплённые (приписанные) к ним. В конце XVII в. и особенно в XVIII в. правительство для поддержки крупной промышленности и обеспечения её дешёвой и постоянной рабочей силой широко практиковало приписку государственных крестьян к мануфактурам на Урале и в Сибири. [1] Обычно приписные крестьяне прикреплялись к мануфактурам без определённого срока, то есть навечно.
Корабль 4 ранга парусный
План Введение 1 Начало (XVII в) 2 Век паруса (1756-1815) 2.1 44-пушечный двухдечный корабль 2.2 50-пушечный корабль 2.2.1 Преимущества 2.2.2 Недостатки
Философия XVII века
План Введение 1 Европа 2 Список философов XVII века 5 Внешние ссылки Введение Философия XVII века в Западном мире рассматривается в основном как начало философии Нового времени, и оступление от средневекового подхода, в особенности от схоластического.
Бутурлин, Василий Васильевич
(год рождения неизвестен — † 1656)— российский военачальник и дипломат, великого государя ближний боярин и наместник тверской. Василий Бутурлин служил при Московском дворе стольником, а со временем окольничим. В январе 1654 года возглавил российское посольство, которое от лица Алексея Михайловича заключило с украинским казачеством, возглавляемым Богданом Хмельницким, соглашение об общих действиях против Польши.
Бухвостов, Яков Григорьевич
Введение 1 Биография 2 Постройки 3 Приписываемые постройки 4 Память 5 Источники Введение Яков Григорьевич Бухвостов (дата рождения и смерти неизвестны, конец XVII — начало XVIII вв.) — русский архитектор, один из основоположников нарышкинского стиля, распространённого в то время в архитектуре Москвы и её окрестностей.
Элвис Пресли
Элвис Аарон Пресли родился 8 января 1935 года в Тупело (штат Миссисипи, США) в бедной религиозной семье. С детства он пел церковные гимны. В 1943 году Элвис победил в конкурсе юных талантов на ярмарке штатов Алабама и Миссисипи, спев "Old Shep"
Альфонс Х Мудрый
Альфонс Х Мудрый /Alfonso decimo el Sabio/ (родился 1221г. в Толедо - ум. в 1284г.) этот кастильский король был музыкантом и покровительствовал хугларам. От его времени сохранился знаменитый сборник "Cantigas" (Гимны), включающий 401 произведение.