Содержание
Введение
Используемая Конституцией формула "судебная власть" представляет собой краткое выражение политико-правовой доктрины, вытекающей из концепции разделения властей в правовом государстве и устанавливающей место органов правосудия в системе государственного механизма. В то же время Конституция прямо указывает, что суды Российской Федерации осуществляют именно государственную власть.
Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, дистанцированных от органов представительной и исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей власти.
Сказанное не означает, что особое положение судебных органов в правоохранительной системе Российской Федерации исключает взаимодействие установленных Конституцией ветвей власти по ряду направлений.
Закрепление в конституционных нормах и федеральном законодательстве судебной власти как государственно-правового института позволяет выделить его специфические признаки, отметить необходимость утверждения системы гарантий, позволяющих судебной власти осуществлять свои функции и решать поставленные перед ней законом государственные задачи в сфере обеспечения безопасности государства.
В работе использовался нормативный правовой материал, включающий законы, подзаконные нормативные акты, распоряжения, постановления судов. Теоретическую базу исследования составили работы таких ученых теоретиков и практиков как С.С. Алексеева, М.В. Баглай, С.А. Комарова, Н.И. Матузова, Марченко М.Н., В.И.Радченко, Л.А. Окунькова, И. И. Лукашук и др.
Заключение
Рассмотрев полномочия органов судебной власти в сфере обеспечения безопасности государства, необходимо сделать следующие выводы.
Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции Российской Федерации.
Назначение судебной власти - защита прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении и применении законов, а также иных нормативных актов. Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти. Судебная власть имеет прямое отношение к гарантированным каждому правам на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных, почтовых и иных сообщений.
Исключительность судебной власти заключается в том, что никакой иной орган государственной власти или управления не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию судов.
Система федеральных органов судебной власти, определение порядка их организации и деятельности относятся к ведению Российской Федерации. В систему этих судов включаются Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, иные федеральные суды.
Конституция не конкретизирует структуру всей судебной системы, предоставляя решение этого вопроса федеральному конституционному закону, который должен установить соподчиненность звеньев судебной системы, перечень федеральных судов, виды местных судов, их полномочия и структуру.
Отдельными федеральными законами регулируются статус судей, особенности деятельности некоторых видов судов (например, военных), различные вопросы обеспечения деятельности судебной власти. Таким образом, единство судебной власти в Российской Федерации обеспечивается совокупностью актов федерального законодательства о судоустройстве и судопроизводстве, единообразным применением их судами (в том числе федерального гражданско-процессуального, уголовно-процессуального, арбитражно-процессуального законодательства) на всей территории России, финансированием судов из федерального бюджета, единым статусом судей.
Стабилизирующее значение для формирования системы судебной власти имеет установление Конституцией единых требований к судебным органам и судьям и соблюдение правовых гарантий в отношении судей.
Как наиболее стабильный институт государственной власти судебная власть - мощный фактор обеспечения стабильности правового порядка в общественной и экономической жизни, обеспечения безопасности государства.
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. № 1 ст. 1.
Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. - М., 1996.
Грудцына, Л.Ю. Судебная защита прав и свобод личности: теоретический аспект // Законодательство и экономика", № 8, август 2003 г.
Ершов В. Российская академия правосудия: стратегия деятельности и этапы развития // Российская юстиция. - 2001. - № 3.
Зайцев В.Ю. Некоторые вопросы, возникающие в связи с вступлением в силу новой редакции Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" // Российский судья. 2002. - № 2.
Золотухин Б. Правда и милость да царствуют в судах. Три источника и три составные части Концепции судебной реформы 1991 г.// Российская юстиция. - 2001. - № 12.
Зорькин В.Д. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России. // "Журнал российского права", № 6, июнь 2004 г.
Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" (под ред. В.И.Радченко) - М.: Издательство Норма, 2003 г.
Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. - М.: Российская академия правосудия, 2000.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996.
Маршунов М.Н. Комментарий к законодательству о судоустройстве Российской Федерации. - СПб.: Герда, 2000.
Попов С. Рожденная судебной реформой: события и факты из истории Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации // Российская юстиция. - 2003. № 7.
Судебная власть / Под ред. И.Л. Петрухина. - М.: Велби, 2003. - С.720; Жеребцов А. Как закалялась Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации // Российская юстиция. - 2003. - № 7.
Чепурнова Н.М. Конституционные принципы судебной власти и проблемы формирования судебной системы в субъектах Российской Федерации. Ростов - н/Д: СКНЦВШ, 1999.
Другие работы по теме:
Философия права Гегеля
Гегель является гениальным мыслителем - диалектиком , внесшим выдающиеся вклад в прогресс человеческого познания . Замаетное место во всем творчестве Гегеля занимали проблемы государства и права . Гегель вошел в историю как классик не только философской , но и политико - правовой мысли .
Джон Локк
Учение Джона Локка "Два трактата о правлении".
Принципы разделения властей в РФ
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 5 ВЛАСТЬ ПОРТИТ ЛЮДЕЙ, БЕСКОНТРОЛЬНАЯ ЖЕ ВЛАСТЬ ПОРТИТ ВДВОЙНЕ 7 ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
Принцип разделения властей
Курганский государственный университет Специальность - юриспруденция Курс - III (второе высшее) Группа - 302 Контрольная работа № 1 по предмету "Теория государства и права"
Механизм политической власти
Механизм политической власти – совокупность органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены властными полномочиями и участвуют в осуществлении государственной политической власти.
Учение о разделении властей С. Е. Десницкого
С. Е. Десницкий (l710-- 1789) происходил из мещан украинского г.Нежина- Он закончил духовную семинарию Троице- Сергиевой лавры, затем Петербургскую академию и в числе других учеников был направлен для продолжения образования в Англию.
Механизм государства
Понятие механизма государства. Соотношение понятий "механизм государства" и "государственный аппарат". Признаки органа государства. Государственные органы и их классификация.
Система сдержек и противовесов в РФ
Система сдержек и противовесов в Российской Федерации Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами, при этом они контролируют и ограничивают друг друга.
Конституция зарубежных стран
ПЛАН: Задание № 1. Юридические свойства и функции конституций зарубежных стран. Задание № 2. Закрепление принципа разделения властей в Конституции США 1787 года.
Основные политико-правовые доктрины
Просвещение (английское, французское, немецкое) выступило как широкое социально-политическое и философское учение, которое открыто отвергало идеологию феодального общества и обосновало основные политико-правовые доктрины буржуазного общества.
Законодательная власть 3
Законода?тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны.
Разделение властей по Монтескье
Содержание: Введение……………………………………………………………………..2-3 Биография Ш.Л. Монтескье……………………………………...4-5 Теория разделения властей Ш.Л. Монтескье…………………...6-12
Политическая власть 5
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ. 1.Понятие политической власти, ее сущность, содержание и формы. 2.Легитимность власти. 3.Разделение властей как теория и принцип.
Политико-правовые учения европейского Просвещения. Политико-правовая мысль конца XVIII начала
Политико-правовые учения европейского Просвещения. Политико-правовая мысль конца XVIII — начала XIX вв. Тезисы Политико-правовые взгляды Ш. Монтескье: теория разделения властей, принципы законности, теория «географического детерминизма». Политические и правовые взгляды Ж.-Ж. Руссо: идея народного суверенитета, закон как выражение собственной воли, о роли частной собственности в процессе возникновения общественного неравенства.
Политология шпаргалка
1) Политология как наука и учебная дисциплина. 2) Политика как социальное явление. 3) Структурные элементы политики. Изучает закономерности политического процесса. Корни науки относятся к античности. Сложилась как наука во 2 половине 19 в. Политика показывает власть изнутри.
Методические рекомендации по срс самостоятельная работа
Самостоятельная работа – это индивидуальная познавательная деятельность студента на аудиторных занятиях и внеаудиторное время. Самостоятельная работа студентов должна быть многогранной и иметь чётко выраженную направленность на формирование у студентов конкретных знаний и практических умений
Государственный строй Испании
Введение 1 Законодательная власть 2 Исполнительная власть 3 Департаменты 4 Смотри также 5 Дополнительная информация Введение Основные законодательные и исполнительные органы власти. В соответствии с Конституцией Испании от 1978 года Испания – парламентское демократическое государство, в котором разделены законодательная, исполнительная и судебная власти.
Государственный строй Гренландии
План Введение 1 Исполнительная власть 2 Законодательная власть 3 Судебная власть 4 Политические партии 5 Административное деление 6 Внешняя политика
Политика Бразилии
План Введение 1 Конституционный строй 2 Избирательная система 3 Судебная система 4 Политические партии Введение В Бразилии - как и повсюду в Латинской Америке - установилась президентская республика.
Политика КНДР
План Введение 1 Исполнительная власть 2 Законодательная власть 3 Судебная власть Список литературы Введение Политика КНДР построена на принципах централизованной власти. Конституция КНДР провозглашает все права человека и правительство, построенное на демократических принципах. Реальная власть в стране принадлежит Трудовой партии Кореи, возглавляемой Ким Чен Иром.
Местное самоуправление в России 2
два уровня публичной власти ‑ государственной власть и муниципальная власть (местное самоуправление). Основными признаками государственной власти являются публичность, суверенитет, монополия на нормотворчество, монополия на легальное использование принуждения, моноцентричность, территориальная ограниченность.
Правовое государство основные характеристики 2
Правовое государство: основные характеристики I. Термин «правовое государство» сформировался и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. В России эта концепция широко была распространена в XIX – начале XX вв.
Правовой статус человека
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА - совокупность гарантируемых конституцией прав и свобод,а также устанавливаемых обязанностей. Основными принципами К.-п.с.ч. в современных демократических государствах являются: неотъемлемость прав и свобод человека (см. Неотчуждаемость прав человека), свобода человека в осуществлении принадлежащих ему прав и свобод, гарантированность прав и свобод, равноправие, единство и взаимосвязь прав, свобод и обязанностей человека.
Система сдержек и противовесов в принципе разделения властей на основании Конституции РФ
«Система сдержек и противовесов в т еории разделения властейна основе Конституции РФ В каждой стране, именуемой себя демократической, законодательная, исполнительная и судебная власти не только тесно связаны между собой единым государственным механизмом, но и относительно самостоятельны. Между высшими государственными органами, осуществляющими законодательные, исполнительные и судебные функции, существует некий баланс властей, действует система сдержек и противовесов.
Республиканский политический идеал Ж Ж Руссо
Руссо 1712 - 1778 По его мнению гос-во происходит из естественного состояния людей. Главной причиной бед и невзгод является частная собственность. Существуют три степени неравенства.
Конституция США 4
Форма правления в США – президентская республика. Исполнительная власть принадлежит президенту, который является одновременно главнокомандующим вооруженными силами США.