Курганский государственный университет
Специальность - юриспруденция
Курс - III (второе высшее)
Группа - 302
Контрольная работа № 1
по предмету "Теория государства и права"
Вариант 2.
Работу выполнила: ЗАХАРОВА О.А.
Работу проверил: ШАБУРОВ А.С.
Курган, 1999 год.
Дайте теоретическую характеристику принципа разделения властей. Проанализируйте практическую реализацию этого принципа в функционировании Российского государства.
Принцип разделения властей
— это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
Власть портит людей, бесконтрольная же власть портит вдвойне. Пожалуй, самый трудный вопрос заключается в том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статуса и престижа. В противном случае они автоматически утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей.
Согласно ст.10 Конституции РФ - государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В данной статье закрепляется фундаментальный принцип организации власти в РФ — принцип разделения властей. Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения Функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмерной концентрации власти у этого органа, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима.
Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.
На федеральном уровне организации государственной власти в РФ система сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядит следующим образом:
· Законодательный орган
— Федеральное Собрание — принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния — возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов РФ.
· Правительство РФ осуществляет исполнительную власть
: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.
Исполнительная власть
, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение — исполнение законов, ихреализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила — чиновничий аппарат, "силовые" министерства и ведомства. Все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.
· Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть
(органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он — арбитр в спорах о праве.
Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции). Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду РФ. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства РФ, разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции (ст. 125).
Являясь главой государства, Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент РФ обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.
Существует мнение, что реализация принципа разделения властей ведет к многовластию. Это суждение ошибочно. Власть в РФ едина, так как ее единственным источником, согласно ст. 3 Конституции, является многонациональный народ РФ. Никакой государственный орган в отдельности не может претендовать на суверенное осуществление государственной власти. Сама по себе государственная власть не делится между государственными органами. Осуществление государственной власти связано с разделением функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы самостоятельны лишь в осуществлении закрепленных за ними Конституцией и законами функций государственной власти.
Положение ст.10 Конституции РФ относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов РФ. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти в субъектах РФ отнесено Конституцией к совместному ведению РФ и ее субъектов.
Поскольку в ст.10 Конституции РФ говорится о принципе разделения властей как о принципе организации государственной власти, он не может рассматриваться как принцип организации местного самоуправления в РФ. Согласно ст. 12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Подведем итог вышесказанному: принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами.
· Во-первых
, реализация этого принципа неизбежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каждый орган специализируется на "своей" работе), создаются условия для роста профессионализма их работников.
· Во-вторых
, данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему — создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры.
· В-третьих
, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.
Вместе с тем рассматриваемый принцип открывает немалые возможности для негативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия.
Другие работы по теме:
Конституционное право
, в отличие от других правовых наук, изучает государство в целом, с точки зрения оформления его устройства. Известно, что современные государства имеют различные формы политических режимов и правления., а, значит, при изучении современного государства можно обнаружить различные варианты его конституционно-правового закрепления.
Формы разделения труда
Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы: промышленность, сельское хозяйство (с/х), строительство, связь и др.
Центробежные экстракторы
9.5.3. Использование центробежных сил является эффективным средством как смешения, так и разделения фаз при экстракции. Принцип работы центробежного экстрактора (рис. 9.11) заключается в следующем.
по Деньгам и кредитам 2
Объясните, почему к концу XX в. в мире обозначилась тенденция к усилению степени независимости центральных банков от других органов государственной власти.
Расчёт комплекса из двух ректификационных колонн
Расчет комплекса для разделения трёхкомпонентной смеси из двух ректификационных колонн. Схемы разделения смеси метилформиат-метилацетат-пропилформиат. Графики зависимости величины тепловой нагрузки на конденсатор и флегмового числа от количества тарелок.
Верховенство права
Содержание. Вступление.......................................3 Основные принципы "Верховенства Права"...........4 Правительство народа,управляемое народом,
Механизм политической власти
Механизм политической власти – совокупность органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены властными полномочиями и участвуют в осуществлении государственной политической власти.
Полибий о государстве и праве
Полибий 210-123 до н.э. Произведения - история Рима в 40 книгах. Его идеал - Сократ, его идеи. Также учения стоиков. Основной момент (принцип стоицизма) все что случается случалось раньше и случится снова.
Механизм государства
Понятие механизма государства. Соотношение понятий "механизм государства" и "государственный аппарат". Признаки органа государства. Государственные органы и их классификация.
Место Президента РФ в системе государственных органов
Президент РФ занимает особое место в системе государственных органов. Особенность института Президента в РФ состоит в том, что в отличие от зарубежных государств, где Президент, как правило, относится исключительно к исполнительной ветви власти, Президенту РФ отведено особое положение в системе разделения властей.
Законодательная власть 3
Законода?тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны.
Политическая власть 5
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ. 1.Понятие политической власти, ее сущность, содержание и формы. 2.Легитимность власти. 3.Разделение властей как теория и принцип.
Политология шпаргалка
1) Политология как наука и учебная дисциплина. 2) Политика как социальное явление. 3) Структурные элементы политики. Изучает закономерности политического процесса. Корни науки относятся к античности. Сложилась как наука во 2 половине 19 в. Политика показывает власть изнутри.
Основные направления организации труда и их содержание
Разработка и внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда работников с учетом роста их профессионального уровня. Создание системы организации нормирования труда на предприятии. Соответствие нормы труда конечным результатам производства.
Тумба Морриса
с улицы Вельпо (rue Velpeau) Парижа на фотографии 1910 года Афишная тумба Морриса (фр. colonne Morris) — уличная высокая тумба цилиндрической формы для вывешивания рекламных афиш, носящая имя парижского печатника Габриэля Морриса (Gabriel Morris), получившего в 1863 году разрешение городских властей установить такие тумбы по городу и клеить на них концертные и театральные афиши, а внутри тумбы городские дворники прятали свои мётлы и прочий инструмент для поддержания чистоты на улицах столицы.
Хлебные карточки
Введение 1 Хлебные карточки во время Ленинградской блокады 2 Хлебные карточки оккупационных властей 3 Хлебные карточки во время блокады Армении Список литературы
Конституция Испании
Введение 1 Создание 2 План Введение 3 Поправки Введение Официальный экземпляр Конституции 1978 г., открытый на последней странице с подписями Хуана Карлоса I и представителей Кортесов
Банк немецких земель
(нем. Bank deutscher Lдnder) — банк в ФРГ, предшественник Бундесбанка. Банк был основан законом № 60 военной администрации от 1 марта 1948 во Франкфурте-на-Майне. Предшествовали долгие разногласия среди оккупационных властей и основание Центральных земельных банков в американской и французской зоне.
Морская блокада Юга
Морская блокада Юга — политическая, военная и экономическая акция властей Соединённых Штатов Америки против Конфедерации во время Гражданской войны в США. Блокада являлась частью плана «Анаконда» и была поддержана практически всеми властями Севера. Гедеон Уиллес, морской секретарь США, считал блокаду весомым вкладом ВМФ США в войну против Юга[1].
Роспуск парламента
Введение 1 Роспуск парламента в Древнем мире 2 Роспуск парламента в Средние века 3 Роспуск парламента в Новое время 4 Роспуск парламента в XX-XXI веке Введение
Двоевластие
Введение 1 В России 1.1 1917 Введение Двоевластие — режим одновременного сосуществования двух властей в одной стране. Может быть как результатом острого политического конфликта, так и традиционным политическим институтом. В этом случае иногда применяется термин диархия (др.-греч. διαρχία из δι- — «два» и ἄρχων — «властитель, правитель»).
Политическая система Соединенных Штатов Америки
Политическая система США определена в принятой в 1787 году Конституции, а также в поправках к Конституции и в других законах . Конституция передает полномочия для осуществления государственной власти Федеральному правительству США. В Конституции США заложен принцип разделения властей, по которому Федеральное правительство состоит из законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих отдельно друг от друга.
Понятие механизма государства
Понятие механизма государства Государство реализует свои задачи и функции через государственный механизм. Понятие «механизм государства» принято употреблять в широком и узком смысле. В широком смысле государственный механизм что совокупность государственных организаций, призванных осуществлять функции государства.
Система сдержек и противовесов в принципе разделения властей на основании Конституции РФ
«Система сдержек и противовесов в т еории разделения властейна основе Конституции РФ В каждой стране, именуемой себя демократической, законодательная, исполнительная и судебная власти не только тесно связаны между собой единым государственным механизмом, но и относительно самостоятельны. Между высшими государственными органами, осуществляющими законодательные, исполнительные и судебные функции, существует некий баланс властей, действует система сдержек и противовесов.
Республиканский политический идеал Ж Ж Руссо
Руссо 1712 - 1778 По его мнению гос-во происходит из естественного состояния людей. Главной причиной бед и невзгод является частная собственность. Существуют три степени неравенства.
Система и структура государственных органов в Российской Федерации
Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей (самостоятельное осуществление и относительную независимость друг от друга трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также невмешательство этих властей в оперативную деятельность друг друга).
Конституция США 4
Форма правления в США – президентская республика. Исполнительная власть принадлежит президенту, который является одновременно главнокомандующим вооруженными силами США.