Система сдержек и противовесов
в Российской Федерации
Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами, при этом они контролируют и ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений называется системой сдержек и противовесов
.
Законодательная власть возложена на Федеральное Собрание; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ; судебная власть осуществляется Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным и другими судами РФ. Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; формально не относится ни к одной ветви власти и, согласно ч.2 ст. 80 Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Законодательный орган
- Федеральное Собрание - состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы. Депутаты Государственной Думы избираются населением, а членами Совета Федерации являются представители законодательных и исполнительных органов регионов (или их нынешние главы до истечения полномочий).
Федеральное Собрание принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (возможность отрешения Президента РФ от должности, возможность выразить недоверие Правительству), в той или иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.
Президент может распустить Государственную Думу, имеет право вето в отношении законов, принятых Федеральным Собранием. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, представляет законопроекты, кандидатуры на соответствующие должности, подписывает законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации.
Правительство Российской Федерации
(в его состав входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры) осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, проводит единую государственную политику в сфере экономики, культуры, здравоохранения, экологии, управления федеральной собственностью, а также внешнюю политику, обеспечивает государственную безопасность и оборону страны.
Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. Он наделен правом определять состав Правительства (включая председателя), назначать и смещать его членов. Государственная Дума может согласиться или не согласиться с кандидатурой Председателя правительства. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
Председатель Правительства вправе предлагать Президенту кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров, также он может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ (постановление о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы), после чего Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если последняя в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент объявляет об отставке Правительства или распускает Государственную Думу.
Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды
Российской Федерации имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции РФ). Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции (ст. 125).
Система сдержек и противовесов на уровне субъектов Российской Федерации будет устанавливаться ими самостоятельно в соответствии со ст. 10 Конституции и данным федеральным законом (см. ст. 77 Конституции).
Другие работы по теме:
по Деньгам и кредитам 2
Объясните, почему к концу XX в. в мире обозначилась тенденция к усилению степени независимости центральных банков от других органов государственной власти.
Принципы разделения властей в РФ
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 5 ВЛАСТЬ ПОРТИТ ЛЮДЕЙ, БЕСКОНТРОЛЬНАЯ ЖЕ ВЛАСТЬ ПОРТИТ ВДВОЙНЕ 7 ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
Принцип разделения властей
Курганский государственный университет Специальность - юриспруденция Курс - III (второе высшее) Группа - 302 Контрольная работа № 1 по предмету "Теория государства и права"
Верховенство права
Содержание. Вступление.......................................3 Основные принципы "Верховенства Права"...........4 Правительство народа,управляемое народом,
Базельский собор
Базельский собор, церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Восточной церквей.
Статус президента по Конституции США 1787 года
Конституция наделяет президента США значительной властью. Президент США по Конституции 1787 года - является главой исполнительной власти. Основной закон США объединил в его лице главу государства и правительства.
Механизм государства
Понятие механизма государства. Соотношение понятий "механизм государства" и "государственный аппарат". Признаки органа государства. Государственные органы и их классификация.
Понятие и сущность государства
Понятие государства. Классовое и обще социальное в природе государства. Относительная самостоятельность государства по отношению к обществу. Отличие государства от других учреждений и организаций современного общества.
Разделение властей по Конституции Украины. Система сдержек и противовесов
В то время когда Украинское государство стало на путь построения независимого, суверенного, демократического государства, возникает необходимость применения принципа распределения властей как одного из основных принципов демократического государства. Украина испытала множество значительных сдвигов в этой сфере на протяжении небольшого отрезка времени.
Особенности конституции США
Министерство образования Российской Федерации Филиал Дальневосточного государственного технического университета г. Петропавловске-Камчатском
Конституция зарубежных стран
ПЛАН: Задание № 1. Юридические свойства и функции конституций зарубежных стран. Задание № 2. Закрепление принципа разделения властей в Конституции США 1787 года.
Государственная власть в РФ
План работы: 1 Вступление. Срт.3 2 Формы государства. Стр.4 а) Формы правления. Стр.5 б) Форма государственного режима. Стр.6 3 Государственная власть в РФ. Стр.7
Законодательная власть 3
Законода?тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны.
Новые инициативы Президента РФ по укреплению единства страны
Ужасные события в Беслане выявили неспособность наших спецслужб противостоять новой угрозе – международному терроризму. Президент РФ указал на недостатки, допущенные спецслужбами, и предложил ряд мер, направленных на противостояние международному терроризму:
Филадельфийский конвент
Введение 1 Предыстория 2 Конвент 3 Список делегатов 4 Дискуссия 4.1 План Вирджиния 4.2 План Нью-Джерси 4.3 План Гамильтона 4.4 Коннектикутский компромисс
Система сдержек и противовесов в принципе разделения властей на основании Конституции РФ
«Система сдержек и противовесов в т еории разделения властейна основе Конституции РФ В каждой стране, именуемой себя демократической, законодательная, исполнительная и судебная власти не только тесно связаны между собой единым государственным механизмом, но и относительно самостоятельны. Между высшими государственными органами, осуществляющими законодательные, исполнительные и судебные функции, существует некий баланс властей, действует система сдержек и противовесов.
Механизм сдержек и противовесов в конституции США
Президентские выборы. Президентские выборы в США. Президентские выборы во Франции. Принцип сдержек и противовесов в конституции США. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Основные принципы избирательной системы.
Кыргызстан
На историческом пути кыргызского народа, хотя и было сформировано свое сознание, нац. язык и культура, была своя земля, к-рую знали другие народы, не всегда удавалось иметь централизованную гос. власть.
Законы Хаммурапи. Салическая Правда. Конституция США 1787 г.
Правовое положение основных групп населения согласно "Законам Хаммурапи". Характеристика "Салической Правды": история создания, структура, содержание, историческое значение. Структура органов государственной власти и управления по Конституции США 1787 г.
Взаимоотношения президента и парламента в США и ФРГ
Президент, парламент - правовой статус и механизм их взаимоотношений. Принцип разделения властей. Конгресс США. Статус Президента. Федеральный Президент. Взаимоотношения президента и парламента в США и ФРГ.
Конституция США 4
Форма правления в США – президентская республика. Исполнительная власть принадлежит президенту, который является одновременно главнокомандующим вооруженными силами США.
Политический режим и коррупция
Понятие коррупции, степень ее влияния на внутреннюю структуру государства. Основные виды политических режимов: демократический, авторитарный и тоталитарный. Факторы, способствующие массовому распространению коррупции в государстве при различных режимах.
Республика - форма правления
Республика (лат. Respublica, от res - дело и publicus общественный всенародный) - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительскими учреждениями (парламентами) . Исторически республика возникла в античную эпоху как антипод монархии (например, рабовладельческая демократия в Афинах) . [1] Вышей формой правления буржуазного государства считается республика.
Разделение властей
Дисциплина «Административное право» Тема реферата: «Государственное управление в системе разделения властей» 2004 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ