Реферат: Методические указания к дисциплине и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения по специальности 140211 «Электроснабжение» - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические указания к дисциплине и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения по специальности 140211 «Электроснабжение»

Остальные рефераты » Методические указания к дисциплине и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения по специальности 140211 «Электроснабжение»

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский институт

энергобезопасности и энергосбережения


Кафедра

Электротехника и Электроника


ИНФОРМАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА


Методические указания

к дисциплине и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения по специальности140211 «Электроснабжение»


Учебно-методический комплекс

Часть 2.


Москва 2007


ОГЛАВЛЕНИЕ стр.


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ 3

3. ПЛАН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ 4

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4

5. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ИЛИ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 10

6. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 10

7. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 10

8. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ 11


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целями и задачами изучения дисциплины «Информационно-измерительная техника и электроника» являются:

- усвоение студентами общих теоретических знаний в данной области;

- формирование представления о принципах построения измерительных и электронных схем;

- ознакомление студентов с основными понятиями в данной области знаний;

- формирование целостного системного представления о современном состоянии электроники и информационно измерительной техники;

- приобретение некоторых практических знаний и навыков в данной области.


2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Информационно-измерительная техника и электроника» у студентов должно сложиться правильное представление о роли этого направления в промышленности и быту.

Студенты должны знать основные теоретические понятия в данной области.

Студенты должны уметь грамотно проводить измерения различных электрических величин и составлять измерительные, электрические и электронные схемы.

Студенты должны иметь навыки оценки погрешностей при проведении простейших измерений.


3. ПЛАН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ


Виды

занятий

Лекции

(час)

Лабораторные работы

(час)

Практи-ческие занятия

(час)

Контрольные работы по

отдельным

темам

Часы по плану

Тема 1.- 2

Тема 2.- 2

Тема 3.- 2

Тема 4.- 2

Тема 5.- 4

Тема 6.- 2

Тема 7.- 2

Тема 8.- 4


Лаб.раб. №1 - 2


Лаб. раб №2 - 2


Лаб.раб. №3 - 2

Лаб. раб №4 - 2

-

1


1

Виды

контро-ля

Посещение

лекций

Зашита лабораторных работ
Представ-ление работы и проверка
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Лекция 1.

Тема 1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭЛЕКТРОНИКИ И

ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ ПРИБОРЫ

Содержание понятия “электроника” и место электроники в подготовке инженера-энергетика. Электронные методы преобразования информации и энергии и их достоинства.

Полупроводниковые приборы: диоды, транзисторы, тиристоры, интегральные микросхемы. Характеристики и предельные параметры полупроводниковых приборов, их разновидности: выпрямительные диоды, стабилитроны, свето- и фотодиоды, биполярные и полевые транзисторы, тиристоры и т.д.


Вопросы для самопроверки:

Представьте элементную базу полупроводниковой электроники.

Что такое вольт-амперная характеристика и каковы основные параметры диода?

Нарисуйте входные и выходные характеристики биполярного транзистора.

Как выглядит вольт-амперная характеристика и каковы основные параметры тиристора?

Что такое интегральная микросхема и каковы технологические основы их изготовления?


Тема 2. ВЫПРЯМИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

Основные понятия. Однофазные выпрямители.Однополупериодный выпрямитель.Выпрямитель со средней точкой.Мостовая схема выпрямителя.Сглаживающие фильтры. Внешние характеристики выпрямителей.


Трехфазные выпрямители. Трехфазная схема выпрямителя с нейтральным выводом. Трехфазная мостовая схема (Ларионова). Управляемый выпрямитель.


Вопросы для самопроверки:

1.Каково назначение выпрямителей и их основные параметры?

2. Сравните однополупериодный и двухполупериодный выпрямители. Каковы их достоинства и недостатки?

3. Объясните принципы действия RC и RL фильтров.

4. Объясните характер внешней характеристики различных типов выпрямителей.

5. В чем состоят преимущества трехфазных выпрямителей?


Лекция 2.


Тема 3. УСИЛИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

Основные понятия и параметры усилителей. Усилители на транзисторах: передаточная характеристика каскада с общим эмиттером, классы усиления, усилители переменного тока, режим покоя. Схема замещения усилителя, основные показатели усилителя, частотные характеристики усилителя.Графо-аналитический расчет однокаскадного усилителя с общим эмиттером. Многокаскадные усилители.


Вопросы для самопроверки:

Из каких элементов состоит усилительный каскад?

С какой целью применяются многокаскадные усилители?

Что такое коэффициент усиления и амплитудно-частотная характеристика усилителя?

Что такое нелинейные искажения и амплитудная характеристика усилителя?

Как определить коэффициент усиления многокаскадного усилителя и что такое частотные искажения?

Каково влияние емкостных элементов усилителя на амплитудно-частотную характеристику усилителя?


Тема 4. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ УСИЛИТЕЛЕЙ

Обратные связи в усилителях. Виды обратных связей (ОС), влияние ОС на параметры усилителей, примеры ОС в усилителях на транзисторах.

Операционный усилитель (ОУ), устройство, параметры, передаточная характеристика ОУ, параметры ОУ, Компараторы на ОУ, полупроводниковое реле на ОУ. Неинвертирующий и инвертирующий усилители, сумматоры. Мультивибратор на ОУ. Интегратор на ОУ.


Вопросы для самопроверки:

Что такое операционный усилитель (ОУ) и каковы его характеристики?

Что такое обратные связи и как определить их влияние на работу ОУ?

В чем состоит отличие работы ОУ в линейном и нелинейном (импульсном) режимах?

Как построить генератор на ОУ?


Лекция 3.


Тема 5. ОСНОВЫ ЦИФРОВОЙ ЭЛЕКТРОНИКИ

Ключевой режим работы транзистора.

Прохождение импульсных сигналов через RC-цепи.

Основные логические функции и их реализация. Типовой логический элемент И-НЕ. Комбинационные логические схемы, составление, минимизация и приведение к базису И-НЕ логических уравнений.

Триггеры RS, JK, D, T. Постоянные и оперативные запоминающие устройства, регистры, счетчики. Шифраторы и дешифраторы, преобразователи кодов. Двоичный, двоично-десятичный и шестнадцатеричный коды.

Газоразрядные, люминесцентные и полупроводниковые световые индикаторы и схемы их управления.

Арифметические и логические операции с многоразрядными кодами. Арифметическо-логическое устройство. Структурная схема микропроцессора и микро-ЭВМ.


Вопросы для самопроверки:

Объясните принцип действия электронного ключа на базе транзистора?

Составьте таблицы истинности для основных логических элементов И, ИЛИ, НЕ.

Составьте и объясните таблицу состояний RS- триггера.

Как построить двоичный и двоично-десятичный счетчики?

Что такое шифраторы и дешифраторы?

Объясните структурную схему микропроцессора и принципы его функционирования?


Лекция 4.


Тема6.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИИТ

Основные понятия и классификация средств измерения. Характеристики измерительных приборов. Общие вопросы оценки погрешностей при проведении измерительного эксперимента (ИЭ). Разновидности оценок погрешностей ИЭ: результата ИЭ или технических средств, используемых при ИЭ; по пределам допускаемых значений или по законам распределения исходных величин; прямых или косвенных измерений. Формы представления результатов. Расчет погрешностей косвенных измерений.


Вопросы для самопроверки:

Как можно классифицировать средства измерений?

Каковы основные характеристики измерительных приборов?

Как оцениваются погрешности в измерительном эксперименте?

Приведите простейший пример расчета погрешностей при косвенных измерениях.


Тема 7. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ

Классификация электрических измерительных приборов. Основные принципы построения электромеханических измерительных приборов. Структурная схема и общая характеристика отдельных узлов. Измерение тока (амперметры) и напряжения (вольтметры): шунты, добавочные сопротивления, делители, измерительные трансформаторы. Измерение мощности (ваттметры) электрической цепи. Измерение сопротивления, индуктивности и емкости. Простейшие методы. Мосты и потенциометры постоянного тока. Мосты переменного тока.

Вопросы для самопроверки:

Что такое электромеханический измерительный механизм и какие системы механизма известны?

Как построить вольтметр на основе магнито-электрического измерительного механизма?

Как построить амперметр на основе магнито-электрического измерительного механизма?

В чем состоит принцип действия электромеханического ваттметра?

Каковы простейшие методы измерения сопротивления, индуктивности и емкости?

В чем преимущества мостовых способов измерения?


Лекция 5.


Тема 8. ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

Электронные измерительные приборы. Электронные усилители и вольтметры постоянного и переменного тока. Электронно-лучевые осциллографы.

Цифровые измерительные приборы. Основные характеристики аналого-цифровых и цифроаналоговых преобразователей, цифровых измерительных приборов (ЦИП). ЦИП для измерения частоты и периода. ЦИП для измерения напряжения и силы тока постоянного и переменного. Помехи нормального и общего вида, методы борьбы с ними в ЦИП. ЦИП со встроенными микро-ЭВМ. Регистрирующие ЦИП. Информационно-измерительные системы, интерфейсы.


Вопросы для самопроверки:

Какими преимуществами обладают аналоговые электронные измерительные приборы?

Объясните с помощью блок-схемы принципы функционирования электронного осциллографа.

Каковы принципы создания цифровых измерительных приборов (ЦИП)? Что такое АЦП?

Объясните принцип измерения частоты и времени с помощью ЦИП.

Что такое информационно-измерительные системы и каковы их функции?

Для чего введено понятие «интерфейс» и в чем его сущность?


5. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


5.1. Лабораторно-практические работы №1-2.

Измерение параметров электрических цепей.

Осциллографические измерения.

5.2. Лабораторно-практические работы №3-4.

Операционные усилители.

Элементы цифровой электроники.

5.3. Расчет однокаскадного усилителя

5.4. Расчет погрешностей при косвенных измерениях


6. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

6.1. Графо-аналитический расчет однокаскадного усилителя.

6.2. Обработка результатов лабораторно-практических работ.


7. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

7.1. Основная литература

7.1.1. Раннев Г.Г. Информационно-измерительная техника и электроника. Учебное пособие для вузов, -М: Издательский центр «Академия», 2006.

7.1.2. Прянишников В. Электроника. Курс лекций, -М: Корона, 2007.


7.2. Дополнительная литература

7.2.1. Лачин В. Электроника. Учебное пособие для вузов, -М: Феникс, 2005.

7.2.2. Электротехника и электроника. Кн.3. Электрические измерения и основы электроники. Учебник для вузов. –М: Энергоатомиздат, 1998.


7.3. Методические пособия и указания

7.3.1. Белов Н.В. Виртуальная лаборатория электротехники и электроники. Учебно-методическое пособие, -М: МИЭЭ,2006.

7.3.2. Белов Н.В. Методические указания по выполнению и задания к контрольной работе, -М: МИЭЭ, 2007.


8. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ.


8.1.Электроника

Представьте элементную базу полупроводниковой электроники.

Что такое вольт-амперная характеристика и каковы основные параметры диода?

Нарисуйте входные и выходные характеристики биполярного транзистора.

Как выглядит вольт-амперная характеристика и каковы основные параметры тиристора?

Что такое интегральная микросхема и каковы технологические основы их изготовления?

6. Каково назначение выпрямителей и их основные параметры?

7. Сравните однополупериодный и двухполупериодный выпрямители. Каковы их достоинства и недостатки?

8. Объясните принципы действия RC и RL фильтров.

9. Объясните характер внешней характеристики различных типов выпрямителей.

10. В чем состоят преимущества трехфазных выпрямителей?

Из каких элементов состоит усилительный каскад?

С какой целью применяются многокаскадные усилители?

Что такое коэффициент усиления и амплитудно-частотная характеристика усилителя?

Что такое нелинейные искажения и амплитудная характеристика усилителя?

Как определить коэффициент усиления многокаскадного усилителя и что такое частотные искажения?

Каково влияние емкостных элементов усилителя на амплитудно-частотную характеристику усилителя?

Что такое операционный усилитель (ОУ) и каковы его характеристики?

Что такое обратные связи и как определить их влияние на работу ОУ?

В чем состоит отличие работы ОУ в линейном и нелинейном (импульсном) режимах?

Как построить генератор на ОУ?

Объясните принцип действия электронного ключа на базе транзистора?

Составьте таблицы истинности для основных логических элементов И, ИЛИ, НЕ.

Составьте и объясните таблицу состояний RS- триггера.

Как построить двоичный и двоично-десятичный счетчики?

Что такое шифраторы и дешифраторы?

Объясните структурную схему микропроцессора и принципы его функционирования?


8.2.Информационно-измерительная техника

Что такое электромеханический измерительный механизм и какие системы механизмов известны?

Как построить вольтметр на основе магнито-электрического измерительного механизма?

Как построить амперметр на основе магнито-электрического измерительного механизма?

В чем состоит принцип действия электромеханического ваттметра?

Каковы простейшие методы измерения сопротивления, индуктивности и емкости?

В чем преимущества мостовых способов измерения?

Какими преимуществами обладают аналоговые электронные измерительные приборы?

Объясните с помощью блок-схемы принципы функционирования электронного осциллографа.

Каковы принципы создания цифровых измерительных приборов (ЦИП)? Что такое АЦП?

Объясните принцип измерения частоты и времени с помощью ЦИП.

Что такое информационно-измерительные системы и каковы их функции?

Для чего введено понятие «интерфейс» и в чем его сущность?

12