Государство как политический институт
1. Государство как политический институт
Основные характеристики государства. Многие мыслители, как в западной, так и в отечественной политологии занимались исследованием проблем государства. В итоге сформировалось политологическое понятие сущности государства как политической общности, имеющей определенную структуру, определенную организацию политической власти и управления социальными процессами на определенной территории. Это – самое общее определение, которое, однако, нуждается в дополнительных характеристиках для того, чтобы иметь полное представление о сущности государства.
Очень важной характеристикой государства выступает суверенитет, то есть его независимость во внешних и верховенство во внутренних делах. суверенитет означает наличие верховной политической власти, от имени которой в стране принимаются все властные решения, являющиеся обязательными для выполнения каждым членом общества. Государство выражает интересы всего общества, а не отдельных политических сил. Только оно может издавать законы и осуществлять правосудие.
Наличие социальной системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти (правительство, чиновничий аппарат, органы принуждения), представляет собой вторую особенную черту государства.
Не менее важной характеристикой государства считается монопольное использование насилия теми, кто владеет властью. Это означает, что только государство имеет право применить насилие (вплоть до физического) по отношению к своим гражданам. Для этого у него имеются и организационные возможности (аппарат принуждения).
Государство характеризуется также наличием определенного юридического порядка. Оно выступает создателем и хранителем правового порядка на всей своей территории. Право закрепляет определенную государством систему норм и отношений.
Относительное постоянство – еще одна важная характеристика государства, отражающая его пространственно-временной характер, действие юридического порядка на конкретной территории в конкретное время.
Среди основных характеристик государства важную роль играют экономические. Например, только государство может устанавливать и собирать налоги, составляющие главный источник поступления средств в государственный бюджет. Правильное проведение налоговой политики способствует росту благосостояния страны и подъему производства. В противном же случае может произойти обострение экономической и политической ситуаций, появление движения протеста, а иногда и смещение политических лидеров.
Налоговую политику в нашей стране сегодня наделяют эпитетами: «непомерные налоги», «губительные», «нереальные», налоги, «отбивающие желание работать». Такие налоги заставляют предпринимателей искать пути и средства уклониться от них. В результате налоговой политики страдают производители. Кроме того, актуальной становиться задача совершенствования налоговой службы, так как очень большой процент налогов государственная казна недополучает. Отсюда возрастает значение подготовки квалифицированных кадров для налоговой инспекции и полиции.
Основные элементы государства. Большое значение для характеристики сущности государства с точки зрения международного права и политического аспекта в целом имеют составляющие его элементы – территория, население и власть. Без этих элементов государство не может существовать.
Территория – это физическая, материальная основа государства, его пространственная сущность. Как свидетельствует история, именно территориальные споры и претензии одних государств к другим вызывали ожесточенные споры, конфликты, вплоть до военных столкновений.
Государственная территория – это та часть суши, недр, воздушного пространства и территориальных вод, на которой действует власть данного государства. Государство обязано заботиться о территориальной целостности и суверенитете своей территории, обеспечивать ее безопасность. Величина территории не имеет значения. Государства могут занимать огромные территории или представлять собой небольшие территориальные образования.
Второй важный элемент государства – население, то есть народ, проживающий на территории данного государства и подчиняющийся его власти. Здесь проблема заканчивается в том, что государства могут состоять из одной национальности (это встречается редко) или быть многонациональными. В условиях многонациональных государств усилия власти направлены часто на то, чтобы урегулировать конфликты, возникающие между представителями разных национальных групп. Опасность межнациональных конфликтов заключается в том, что они часто ведут к сепаратизму и даже к распаду многонациональных государств. Не может быть государства без народа, но обратная ситуация возможна.
Третьим составляющим элементом государства выступает государственная власть, осуществляемая соответствующими органами на определенной территории. Об особенностях государственной власти было уже сказано, поэтому отметим только то, что она должна быть суверенной, эффективной, организационно оформленной, успешно решающей задачи, стоящие перед государством.
Какие задачи должно решать государство как политический институт? Это, прежде всего, задача обеспечения политической стабильности общества, выявление и предотвращение столкновений различных социальных групп, имеющих различные интересы, достижение гармонии и согласование этих интересов. В задачи государства входит защита прав и свобод граждан, их безопасности, обеспечение правопорядка.
Основной порядок организации жизни государства, и в частности политической, закреплен в его конституции. Большинство государств современного мира имеют писаные конституции. Конституция считается признаком государственности. В нашей стране Конституция РФ была вынесена на референдум 12 декабря 1993 года и принята всенародным голосованием.
В итоге рассмотрения характерных черт, элементов, целей и задач государства можно дать более полное определение данного понятия. Государство – это основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан. Сущность государства наиболее полно проявляется в его функциях.
Функции государства. Традиционно функции государства подразделяют на внутренние и внешние. К внутренним относят: 1) функции по охране существенного политического строя, социально-политической структуры общества, порядка и законности, защите прав человека; 2) хозяйственно-организационную, общественно-экономическую функцию; 3) социальную функцию; 4) культурно-воспитательную функцию.
Внешние функции – оборона страны, защита ее интересов на международной арене.
Структурно государство складывается из высших законодательных органов власти, исполнительных, судебных, административно-чиновничьего аппарата, аппарата принуждения (армия, милиция, суд).
Таким образом, мы рассмотрели сущность государства как политического института с точки зрения его сущностных характеристик, элементов, структуры и функций.
2. СМИ и политика
Роль коммуникаций в политике. Неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Политика не возможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами.
Это обусловлено самой природой политики как коллективной, сложно организованной целенаправленной деятельности, специализированной формы общения людей для реализации групповых целей и интересов, затрагивающих все общество. Коллективных характер реализуемых в политике целей предполагает их обязательное осознание разделенными в пространстве членами коллектива (государства, нации, группы, партии т. п.) и координацию деятельности людей и организации. Все это обычно невозможно при непосредственном, контактном взаимодействии граждан и требует использования специальных средств передачи информации, обеспечивающих единство воли, целостность и единую направленность действий множества людей. Эти средства называют СМИ, СМК или массмедиа.
Что такое СМИ? СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты – публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных, технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передачи или статье.
К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- или звукозапись, видеозапись. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенное изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров).
СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят, прежде всего, от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и, прежде всего, радио и телевидение.
Потребности политической системы в средствах коммуникации прямо зависят от ее функций в обществе, численности агентов политики, способов принятия политических решений, размеров государства и некоторых других факторов.
Функции СМИ. Они разнообразны. В любом современном обществе они в той или иной форме выполняют ряд общих политических функций. Пожалуй, важнейшей из них является информационная
функция. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая массмедиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.
Далеко не все распространяемые СМИ сведения (например, прогноз погоды, развлекательные, спортивные и др. подобные сообщения) носят политических характер. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Особенно велика роль СМИ в формировании мнения людей по вопросам, не находящим непосредственного отражения в их повседневном опыте, например, о других странах, о политических лидерах и т.п.
Информационная деятельность СМИ позволяет людям адекватно судить о политических событиях и процессах лишь в том случае, если она выполняет и образовательную
функцию. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.
Конечно, СМИ не могут обеспечивать систематическое и глубокое усвоение политических знаний. Эта задача специальных образовательных учреждений – школ, университетов и т.п. И все же массмедиа в значительной мере влияют на восприятие человеком политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии.
Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации
и по существу перерастает в нее. Однако если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, то политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной деятельности.
В демократическом обществе важнейшая политико-социализационная задача СМИ – массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение общественный консенсус по основополагающим вопросам государственного устройства.
Информационная, образовательная и социализационная деятельность позволяют СМИ выполнять функцию критики и контроля
. Эту функцию в политической системе осуществляют не только массмедиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта (объектом внимания массмедиа могут быть и президент, и правительство, и королевские особы, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ).
Их контрольная функция основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.
В демократическом обществе в осуществлении контрольной функции СМИ опираются как на общественное мнение, так и на закон. Они проводят собственные журналистские расследования, после публикации которых порою создаются специальные парламентские комиссии, заводятся уголовные дела или принимаются важные политические решения. Контрольная функция СМИ особенно необходимо при слабой оппозиции и несовершенстве специальных государственных институтов контроля.
СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, конституирования интеграции политических субъектов
. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.
В современном мире доступ к СМИ – необходимое условие формирования влиятельной оппозиции. Не имею такого доступа, оппозиционные силы обречены на изоляцию и не способны получить массовую поддержку, особенно при политике их компрометации со стороны государственных радио и телевидения. СМИ – это своего рода корни, с помощью которых получает жизненные силы любая политическая организация.
Все рассмотренные выше функции СМИ прямо или косвенно служат осуществлению ими мобилизационной
функции. Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения.
Круг политических функций СМИ не исчерпывается вышеназванными. Некоторые ученые, подходя к этому вопросы с других позиций, выделяют такие их функции, как инновационная
, проявляющаяся в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности; оперативная
– обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций; формирование общественности и общественного мнения
.
СМИ и демократия. Наиболее полно различные политические функции СМИ проявляются в демократическом государстве. Массмедиа являются неотъемлемой составной частью механизма функционирования демократии, а также ее ценностных оснований, демократического идеала.
Хотя демократия невозможна без СМИ, их свобода не должна означать независимости, оторванности от общества и граждан, интересы и мнения которых они признаны выражать. В противном случае они превращаются в орудие политического влияния их владельцев и руководителей, а все остальные граждане лишаются реальных возможностей публичного самовыражения, свободы слова.
Наличие развитых, демократически организованных СМИ, объективно освещающих политические события, – одна из важнейших гарантий стабильности демократического государства, эффективности управления обществом.
3. Политическое учение Фомы Аквинского
Фома Аквинский (1225–1274) был самым крупным представителем схоластической философии периода ее расцвета.
В произведении «О правлении владык» Фома Аквинский, отправляясь от Аристотеля, рассматривает человека, прежде всего, как общественное существо, понимая общество органическим образом. Общественное целое выступает для Фомы в виде иерархии, в которой каждое сословие занимается соответствующими обязанностями. К физическому труду привлечено большинство людей, к умственному труду – меньшинство. Духовные пастыри общества – это служители церкви. Государство Аквинский рассматривал как божественное установление, главная цель его состоит в том, чтобы содействовать общему благу, чтобы в обществе поддерживались мир и порядок, чтобы члены общества вели себя доброжелательно и т.п.
Фома Аквинский различал пять форм государственного устройства, лучшей из которых признавал монархию. Однако если монарх становится тираном, то народ, по мнению Фомы, имеет право выступить против него и свергнуть, несмотря на то, что власть имеет божественный источник. При этом Фома признает право народа на выступление против главы государства лишь в том случае, когда его деятельность противоречит интересам церкви.
4. Раскрыть: легальность, унитарное государство, суверенитет
Легальность – 1) разрешение деятельности какой-либо организации, ее узаконение, придание юридической силы какому-либо акту, действию. 2) подтверждение подлинности имеющихся на документах подписей.
Унитарноегосударство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм. Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них имеют в своем составе инонациональные образования, пользующиеся автономией, компетенции которой определяются центральной властью.
Суверенитет – независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение суверенитета – основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплен в Уставе ООН и других международных актах.
Литература
1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. – М.: Наука, 1994. – 286 с.
2. Большой энциклопедический словарь: Изд. 2-е, переработанное и дополненное / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Научное издательство, 1997.
3. Политология: Учебник для вузов / Отв. Ред. В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2004. – 384 с.
4. Политология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.В. Полуниной. – М.: АКАЛИС, 1998.
5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 352 с.
Другие работы по теме:
Остойчивость судна
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАСПИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНЖИНИРИНГА ИМ. Ш. ЕСЕНОВА Институт Морских Технологий
Типы и функции социальных институтов
Социальные институты - исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности людей, призванная обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, соц. групп и общества в целом.
Человек и общество
Экзаменационные билеты по предмету «Человек и общество» Билет №1 1. Понятие общества. Сферы общественной жизни 2. Рыночные отношения в современной экономике.
Идеальный политический образ
Институт международного права и экономики А.С. Грибоедова Курсовая работа: “Идеальный политический образ” Выполнил: Студент 4 курса 2 группы факультета журналистики :
Политика в Германие
Политический режим Политический режим Германии можно охарактеризовать, как демократический. Констатируя, что народ осуществляет свою власть через специальные органы, Основной закон закрепляет представительную демократию в качестве формы правления. Конституции германских земель предусматривают кроме этого инструменты прямой демократии.
Политология 6
Тема 13. Власть в обществе 1. Сущность и виды власти. 2. Особенности политической власти. 3. Основные концепции власти. Основная литература Каменская Е.Н. Политология: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2006.
Тоталитаризм и авторитаризм
Тоталитаризм и авторитаризм Основные понятия: тоталитарный политический режим, авторитарный политический режим. Тоталитарный политический режим
Форма государства
Рассмотреть форму государства это значит изучить его составные части, структуру, методы осуществления государственной власти
Краткое содержание Государь Никколо Макиавелли
Государь — главный предмет рассуждения Макиавелли и центральный политический образ, созданный им в трактате. Предварительно рассмотрев, какие бывают типы государств («республики либо управляемые единовластно», гл. I), дав исторические примеры их различных вариантов, Макиавелли переходит к проблеме политической власти и прежде всего тех условий, которые позволяют ее завоевать, а завоевав, удержать.
Хименес, Густаво
Густаво Хименес — (исп. Gustavo Jimйnez) — (1886, Тарма – 1933, Лима) — перуанский военный и политический деятель, находился на посту президента перу в течение шести дней в 1931 года, в момент крайней политической нестабильности в стране.
Инджерсолл, Чарльз Джаред
Связать Чарльз Джаред Инджерсолл (англ. Charles Jared Ingersoll; 3 октября 1782 — 14 мая 1862) — американский политический деятель. Сын Джареда Инджерсолла.
Аппак Ходжа
Введение 1 Биография 2 Мавзолей 3 Наследники Введение Аппак Ходжа, Афак Ходжа, или Абах Ходжа (уйг. Appak hodja), (Afaq Khoja, Āfāq Khwāja[1]) (? — 1693/94) — религиозный и политический деятель Восточного Туркестана (Синьцзяна, в современной терминологии) XVII в.
Верховный арабский комитет
— политический орган арабов Палестины во время Британского мандата. Комитет был основан 25 апреля 1936 года по инициативе муфтия Иерусалима Амина аль-Хусейни после начала Арабского восстания. 15 мая комитет призвал население Палестины не платить налоги и принять участие в генеральной забастовке, а также потребовал прекратить еврейскую иммиграцию в Палестину.
Уланьфу
(кит. трад. 乌兰夫, упр. 乌兰夫, пиньинь Wūlбnfū, монг. Улаанхуу — «красный сын»; 1906, Внутренняя Монголия — 8 декабря 1988, Пекин) — китайский политический деятель, руководитель автономного района Внутренняя Монголия.
Государственное совещание в Москве
(известно также как Московское государственное совещание ) — всероссийский политический форум, созванный Временным правительством. Проходило 12 (25) — 15 (28) августа 1917 г.
Войтинский, Григорий Наумович
Григорий Наумович Войтинский (псевдоним, настоящая фамилия — Зархин) (5(17) апреля 1893, Невель — 11 июня 1953, Москва) — советский политический деятель, учёный-китаевед.
Круг общественно-политический термин
- как общественно-политический термин служил у Казаков обозначением народного собрания. По актам известны Круги Валовые, Круги Войсковые, Круги Полковые. Круги решали все общественные дела, требовавшие выявления воли народа.
Тейтельбойм, Володя
Валентин Тейтельбойм Волоски (исп. Valentнn Teitelboim Volosky, псевдоним — Володя Тейтельбойм (исп. Volodia); 17 марта 1916, Чильян — 31 января 2008, Сантьяго) — чилийский писатель и поэт, общественный и политический деятель, подпольщик, генеральный секретарь Коммунистической партии Чили.
Костюшко-Моризе, Натали
Натали Костюшко-Моризе (фр. Nathalie Kosciusko-Morizet; род. 14 мая 1973(19730514)) — французский политический деятель. Родом из семьи с большим политическим прошлым. Дальний предок Костюшко-Моризе был братом Тадеуша Костюшко. Её дед Жак Костюшко был послом Франции в США, прадед Андре Моризе — сенатором, отец, Франсуа Костюшко-Моризе (род. 1940), является мэром Севра.
Хусейн ар-Ради
Хусейн Ахмед Ар-Ради (др. Ради, Ар-Рады или Рады, 1924 — 7 марта 1963) — иракский политический деятель, а также поэт и художник. Генеральный секретарь Иракской коммунистической партии (ИКП) с 1956 года вплоть до своей смерти.
Политический кризис в Польше 1968
Польский политический кризис 1968 года был спровоцирован «закручиванием гаек» со стороны терявшего власть 1-го секретаря ЦК ПОРП В. Гомулки при поддержке правого крыла ПОРП (премьер-министр Ю. Циранкевич, министр внутренних дел М. Мочар и др.).
Пезенти, Антонио
План Введение 1 Биография 2 Книги Список литературы Введение Антонио Пезенти (итал. Antonio Pesenti, 1910—1973) — итальянский марксистский экономист, общественный и политический деятель, министр финансов в 1945 г.
Речь Посполитая Трёх Народов
Введение 1 Гадячская уния Список литературы Введение Речь Посполитая Трёх Народов (польск. Rzeczpospolita Trojga Narodуw) — политический проект превращения конфедерации Польского Королевства и Великого княжества Литовского (т. е. Речи Посполитой Двух Народов) в триединое государство (Речь Посполитую Трёх Народов), в результате создания на украинских землях Великого княжества Русского из земель Королевства Польского.
Гонсалес, Гало
Гало Гонсалес Диас (исп. Galo Gonzбlez Dнaz, 22 февраля 1894, Ногалес — 8 марта 1958, Сантьяго) — чилийский политический деятель, генеральный секретарь Коммунистической партии Чили (1949—1958).
Бакли, Уильям
Введение 1 Биография Список литературы Введение Уильям Фрэнк Бакли младший (англ. William Frank Buckley Jr., 24 ноября 1925(19251124) — 27 февраля 2008) — американский писатель и политический обозреватель, основатель правоконсервативного журнала National Review.
Эро де Сешель, Мари-Жан
Мари-Жан Эро де Сешель (фр. Marie-Jean Herault de Sechelles; 20 сентября 1759, Париж — 5 апреля 1794, там же) — французский политический и государственный деятель эпохи Великой французской революции.
Эберлейн, Гуго
Гуго Эберлейн (нем. Hugo Eberlein, псевдоним — М. Альберт, 4 мая 1887 Заальфельд — 1944(?)) — немецкий политический деятель, коммунист, деятель Коминтерна.
Иван IV Грозный кровавый тиран или выдающийся политический деятель
Эссе по истории По теме: «Иван IV Грозный – кровавый тиран или выдающийся политический деятель? » Ученицы 10 «В» класса Полынцевой Натальи Иван Грозный является первым русским царём и одной из самых неоднозначных личностей российской истории. С одной стороны он предстаёт перед нами, как талантливый государственный деятель, мудрый реформатор, а с другой, как кровавый тиран, ввергший свой народ в хаос чудовищных репрессий.
Гей, Константин Вениаминович
Константи́н Вениами́нович Гей (1896 — 25 февраля 1939) — советский политический деятель.[1] Биография Член РСДРП(б) с 1916 года. Один из руководителей установления советской власти во Пскове. В 1917—1918 председатель Военно-революционного комитета Псковской губернии, а затем — председатель губернского исполнительного комитета.
Пирс, Патрик
Патрик Генри Пирс (англ. Patrick Henry Pearse, ирл. Padraig Anrai Mac Piarais; 10 ноября 1879(18791110), Дублин — 3 мая 1916, Дублин) — ирландский политический деятель, революционер-демократ, драматург и поэт.
Государственный строй
Сою́зное госуда́рство (также в прессе встречаются названия Сою́з Росси́и и Белору́ссии (СРБ), Сою́зное Госуда́рство Росси́и и Белору́ссии (СГРБ), Сою́з Белару́си и Росси́и, Сою́зное государство Белару́си и Росси́и) — политический проект союза Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством.
Дадабхай Наороджи
Наороджи, Дадабхай (Naoroji, Dadabhai) (1825–1917), индийский политический деятель.