КАК НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ
или ФЕНОМЕН ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НГЛУ
Несомненно, при выборе учебного заведения важную роль играет возможность хорошо устроиться после окончания вуза, что в немалой степени зависит от престижности вуза и полученной специальности.
Однако, все большее значение для принимающих решение о поступлении в вуз приобретает уровень подготовки на конкретном факультете, который может значительно колебаться даже в пределах одного учебного заведения.
Именно этим можно объяснить повышенный интерес к радиофаку ННГУ и переводческому факультету НГЛУ (он не всегда совпадает с конкурсом, т.к. при выборе факультета абитуриент обязательно учитывает свой шанс на поступление). Особый уровень подготовки подчеркивает и Государственный университет "Высшая школа экономики", филиал которой работает в нашем городе.
В свете сказанного, среди факультетов г. Н. Новгорода начинает особо выделяться филологический факультет НГЛУ, студенты которого уже не первый год показывают блестящие результаты на областной олимпиаде (Биржа плюс карьера, № (109)13).
Небольшое исследование, проведенное автором с участием студентов отделения международного бизнеса НГЛУ показало, что феномен филологического факультета не случаен и обусловлен в большой мере тремя следующими причинами:
Своеобразием учебного плана, "заставляющего" студентов упорно трудиться все пять лет.
Высоким уровнем профессионализма преподавательского состава и положительным взаимодействием студентов и преподавателей на данном факультете. (Речь идет не только о преподавателях филологического факультета, но и всех, кто работает с будущими филологами: когда студент желает серьезно изучать предмет, это "поднимает настроение" любого преподавателя).
Необычной (с точки зрения обыкновенного студента) студенческой атмосферой, способствующей постоянному стремлению хорошо учиться.
Попробуем проанализировать эти причины с точки зрения современного управления.
По мнению декана, наиболее важной причиной, работающей на особое качество образования филфака НГЛУ, является учебный план, обеспечивающий гармоничный синтез различных дисциплин.
Преподаватели отмечали особое значение второй причины.
А студенты объясняли "феномен филологического факультета", в первую очередь, студенческой атмосферой, которая способствует углубленному изучения сложнейшей образовательной программы филфака.
Более глубокое исследование позволило выяснить следующее.
Действительно, учебный план филфака, обеспечивающий изучение одного иностранного языка (ряд студентов изучают и второй иностранный язык в качестве факультатива), литературы (русской и зарубежной) и русского языка (не говоря об общеобразовательных дисциплинах) необычен. Его освоение возможно лишь при постоянной и достаточно интенсивной работе каждого студента и преподавателей. По сути, именно учебный план заставляет студентов постоянно работать над собой.
С точки зрения менеджмента это звучит так: руководство разработало для своих подчиненных напряженный, но исполнимый план. Цель ясна и "ведет в светлое будущее".
Итак, цель разработана и поставлена. А как идет работа по реализации этой цели? Вот что нам рассказала одна из преподавателей факультета. Двум достаточно молодым преподавателям декан поставил задачу разработать программу курса, аналога которому скорее всего нет в России. Работая над задачей, этим преподавателям пришлось перерыть массу литературы. При этом им была дана достаточная свобода и в тоже время оговорены конкретные сроки завершения задачи. В ходе работы появилась не только программа но и ... два "новых" преподавателя, значительно выросших при выполнении данного задания.
С точки зрения менеджмента это звучит так: подчиненные (в данном случае преподаватели) на факультете мотивированы, в первую очередь, интересом к самой работе. Им поручают сложные задания, заставляющие постоянно развиваться, что создает условия для более полного раскрытия потенциала каждого члена коллектива.
Студенческая атмосфера на факультете - важнейшая составляющая успеха, она обусловлена целым рядом факторов и помимо сложности обучения на факультете. Я не хочу обижать деканов других факультетов, но только от студентов филфака НГЛУ можно услышать такое мнение: "Мы можем зайти в деканат и выпить там чаю". Вы догадываетесь, кто является единственным деканом в ИНЯЗЕ, у кого нет своего кабинета. Может быть частично и по этой причине, все студенты и преподаватели души не чают в своем руководителе.
С точки зрения менеджмента это звучит так: руководство понимает, что качество производимого на факультете "продукта" зависит от отношения к работе не только преподавателей, но и самих студентов. Неформальные отношения (особо проявляющиеся при подготовке к Дню филфака, когда студенты могут запросто "выгнать" декана из деканата, чтобы там переодеться) и творческая атмосфера, которые царят на факультете, способствуют формированию необычной, по сути "новой генерации" студентов и специалистов.
В заключении приведу высказывание декана Глинских Г.В. по поводу того, какие требования предъявляются к поступающим на факультет: "Мы не можем предъявлять к абитуриентам какие-то особые требования, сверх существующих. Однако, нам конечно хотелось бы видеть среди поступающих людей более раскрепощенных, с творческими способностями в самых разных сферах".
С моей точки зрения, главная причина феномена филфака объясняется просто хорошим менеджментом.
А с точки зрения теории стратегического маркетинга можно сказать, что филологический факультет НГЛУ обладает сегодня долговременными конкурентными преимуществами, которые позволят ему в ближайшие годы расти и развиваться.
А если к этому прибавить еще имидж престижного вуза, каковым считается ИНЯЗ, да еще УТП факультета ( УТП - это уникальное торговое предложение организации, которого не могут дать конкуренты) - получение дополнительной специальности "Русский язык как иностранный", то становится понятным, почему сегодня ряд студентов с разных факультетов НГЛУ проявляют неподдельный интерес к филфаку с целью получения второй профессии "РУСИН". Поступившие же на факультет имеют возможность получить за 5 лет обучения по сути целых три специальности, что несомненно расширяет возможности дальнейшего трудоустройства выпускников.
А поскольку статься все-таки про менеджмент, позволю в заключении напомнить, что легендарный менеджер 20 века Ли Якокка отмечал, что его головокружительной карьере особенно помогли приобретенные в учебном заведении умения публично выступать и письменно излагать свои мысли.
Список литературы
Владимир Токарев. Как научиться управлять или Феномен филологического факультета НГЛУ.
Другие работы по теме:
Диалог Платона Менон
«Менон» участниками диалога являются: Менон, Сократ, раб Менона, Анит. В первой части диалога рассматривается вопрос что такое добродетель и можно ли ей научиться.
Биологическое и социальное в человеке 2
«Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека.» (А. Пъерон) Человек - это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, в котором биологическое и социальное начало тесно взаимосвязаны. Новорожденный с биологической точки зрения - человек, а с социальной точки зрения -только кандидат в человека.
Опытная проверка расчета нелинейных цепей
Лабораторная работа Тема : Опытная проверка расчёта нелинейных цепей Цель: Научиться опытным путём рассчитывать нелинейные цепи. Параллельное соединение нелинейных элементов изображено на рисунке 1.
Построение потенциальной диаграммы
Лабораторная работа 2 Тема: " Построение потенциальной диаграммы" Цель: Научиться строить потенциальную диаграмму по результатам опытов и расчётов.
Искусство под названием любовь
Первый шаг, который необходимо сделать, это осознать, что любовь - это искусство, такое же, как искусство жить: если мы хотим научиться любить, мы должны поступать так же, как нам предстоит поступать, когда мы хотим научиться любому другому искусству.
Религия Бон
Религия Бон, существовала в Тибете задолго до рождения Будды Гаутамы, а в некоторых удаленный районах, ее традиции передаются до сих пор.
Законы внимания
Значимые объекты привлекают внимание, определяют его направленность, менее значимые в это время не замечаются. Внимание необходимо человеку в его повседневной жизни - в быту, в процессе общения с людьми.
Лидерами и рождаются, и становятся
Лидерство в жизни, и в бизнесе - вещь серьезная и до конца не изученная. Руководитель всегда старается стать лидером своей команды, а возникновение неформального лидера - часто приводит к конфликтам и неурядицам.
Можно ли научиться лидерству
Я уверен, что лидерство – не статичная величина и, безусловно, можно научиться быть ведущим, а не ведомым, т.е. развить в себе качества лидера. В газетных объявлениях, интернете, других СМИ можно не редко заметить о множестве проходящих тренингов, обучающих программ и прочих мероприятий, где люди узнают много нового о потенциале человека, о своих возможностях.
Занятие для школьников на тему Как преодолеть тревогу
Развивающее занятие по психологии на тему: "Как преодолевать тревогу" Задачи : Обучение школьника приемам овладения волнением, повышенной тревожностью, расширение функциональных возможностей, формирование необходимых навыков, умений, знаний, ведущих к повышению результативности деятельности, созданию “запаса прочности”.
Объект, субъект и задачи психологии и педагогики
Объект, предмет и задачи психологии и педагогики как науки. 1.Педагогика. Педагогика - это наука о воспитательных отношениях. Воспитательные отношения возникают "в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением. Так же педагогику можно определить как науку о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым и творчески активным.
Пути преодоления стресса
Характеристика, классификация и случаи применения методов преодоления стресса. Анализ черт характера и поведения, помогающих преодолевать стрессоры. Понятие, сущность и особенности выполнения самооценки. Рекомендации по изменению неадекватного убеждения.
Методические указания к срс и срсп
Тематика рефератов и научных докладов приведена ниже. Каждый студент по графику срсп должен выбрать тему и приготовить доклад на 5 минут. Оценивается содержательность, умение анализировать собранную информацию, творческий подход (использование схем, таблиц, рисунков, слайдов и так далее)
Есенин с. а. - Стихотворение с. есенина
Сергей Есенин провел все свое детство и юность в рязанском селе. Константинове. Деревенские впечатления сформировали миропонимание поэта. Сельские образы навсегда стали частью его души никогда не притупляясь не ослабевая в его сознании.
Сочинения на свободную тему - Урок физкультуры
AlignjustifyНа улице дождь слякоть и наш класс занимается физкультурой в спортзале. Маргарита Семеновна обучает нас акробатике. Я не представляла себе что так интересно выполнять гимнастические упражнения шпагат мостик ласточку.
Сущность и понятие менеджмента
Менеджмент, рассматриваемый с точки зрения конкретных управленческих действий, - это форма общественной практики людей, посредством которой обеспечивается функционирование и развитие предприятий.
Человека и его поступки
Сочинение-рассуждение Человека называют Человеком, когда он способен отвечать за свои поступки, поведение, за результаты своей деятельности, держать в своих руках личную судьбу, готовый к любым испытаниям и победам. Если нет ответственности за себя, говорят в народе, человека нет - он, в сущности, есть лишь предисловие к человеку.
Рукоделие
Сочинение-рассуждение Существует много разновидностей рукоделия: макраме, плетение из бисера, обычное плетение, шитье, вязание спицами или крючком. Любое рукоделие нуждается во внимательности и терпении, а также фантазии. Заниматься этим делом очень интересно, это помогает сделать разнообразным жизнь, или развлечь человека, который скучает.
Чему научил меня Гранатовый браслет Куприна
Наверное, каждый, кто прочитал эту повесть А. И. Куприна, не остался равнодушным и, конечно, скажет, что эта книга про любовь. Большую любовь. Трагическую любовь. «Сильную, как смерть, любовь». Но про любовь можно читать с увлечением, говорить с уважением, смотреть, как на что-то чудесное и неповторимое, а научиться ей, как математике, наверное, нельзя.
Философская проблематика сказки А. Экзюпери Маленький принц
Философская проблематика сказки А. Экзюпери "Маленький принц" Автор: Экзюпери А. Сент-Экзюпери написал печальную сказку «Маленький принц» для детей и взрослых. Экзюпери не любит наставлений, как не любят их все дети. Но, рассказывая историю Маленького принца, он вместе со своим героем убеждает читателя в простых и мудрых истинах.
Сочинение про робота
Автор: Сочинения на свободную тему Однажды, придя с работы, мама принесла большую коробку. Фоме было интересно, что в ней. - Мама, а что там внутри? – спросил мальчик.
Тевта
(Теута) — иллирийская царица, известная по рассказам Полибия. В результате военного столкновения с Римской республикой была вынуждена признать верховенство последней над Иллирией.
Графические возможности стандартной библиотеки VCL
ОТЧЁТ по лабораторной работе № 1. Тема: Графические возможности стандартной библиотеки VCL Цель :Изучить графические возможности стандартной библиотеки визуальных компонентов VCL, функций и процедур модуля Graphics. Научиться работать с отдельными точками растра. Освоить рисование сплошных объектов.
Как создать и поддерживать биологическое равновесие?
Каждый любитель должен научиться управлять химическими и биологическими процессами, происходящими в аквариуме - и тогда его аквариум станет чистым и красивым, а рыбы и растения будут правильно расти и развиваться.