Вторая стадия развития психики – перцептивная.
Тип среды – среда отношений между предметами (одни предметы – условие нахождения других).
Содержание отражения – предметное восприятие.
Форма отражения – образы предметов.
Форма поведения – навык, условный рефлекс, операция.
На этой стадии внешняя объективная действительность отражается в виде образов. Восприятие – отражение предметов ситуаций в целом в форме образов, перцептивное отражение
. У животных появилось восприятие, а была лишь чувствительность (и ощущение и восприятие – сенсорные процессы). Усложнение форм отражения: появляется память, активное поведение.
Если собаку поставить в условия, аналогичные опыту с американским сомиком, то она сразу напрямую отправится к пище. Воздействие, на которое направлена ее деятельность уже не сливается с воздействием со стороны преграды, оба выступают раздельно друг от друга. От первого зависят направление и конечный результат деятельности, от второго – способ ее осуществления. Такая сторона деятельности, отвечающая условиям, в которых дан побуждающий ее предмет называется операцией. Выделение в деятельности операций показывает, что воздействующие на животного свойства, прежде как бы рядоположенные для него, начинают разделяться по группам на свойства, характеризующие предмет, на который направлена деятельность и на свойства предметов, определяющие сам способ деятельности, т.е. операцию. Окружающая действительность отражается в форме более или менее расчлененных образов отдельных вещей.
Навык – это форма индивидуального прижизненного опыта, формируется на основе инстинктивного поведения. В навыке доминирует индивидуально изменчивое поведение (факультативное научение), но наряду с оставшимся инстинктивным поведением.
Различия между навыком и инстинктом
Критерий |
Инстинкт |
Навык |
возникновение |
врожденная форма поведения |
приобретенная в ходе жизни |
осуществление |
Универсальный поведенческий акт
Машинообразно (алгоритм)
|
Индивидуальный способ поведения
Изменчивость поведения (зависит от условий ситуации)
|
Новая форма поведения – навык - различие между результатом и условиями его достижения. Навык - такой поведенческий акт, который строится, формируется по ходу выполнения при изменении условий - это значит, что есть представление о программе выполнения, об ориентировке. Навык - гибкое, активное приспособление к среде. В навыке операций больше чем в инстинкте, где она всего одна, выбор зависит от условий и ситуаций.
Навык формируется постепенно, в результате проб и ошибок; закрепляется при повторении как конкретная последовательность движений. Навык можно перенести, использовать в новых условиях.
Научение – механизм образования навыка.
Три вида научения:
Классическое (Уотсон, Павлов).
Оперантное (Скиннер, Торндайк).
Когнитивное (Толмен).
Поведение субъекта - совокупность операций, в зависимости от условий используются необходимые. По Леонтьеву, операция – способ достижения конечного результата, зависящий от условий среды. Двигательную операцию можно назвать единицей навыка.
Другие работы по теме:
Критерии психики
Гипотеза о возникновении и развитии психики. Гипотеза о возникновении чувствительности. Гипотеза о развитии психики. Психика как ориентировочно-исследовательская деятельность
Сознание
Сущность, феномен и развитие сознания. Сознание и психические процессы.
Теория деятельности (А.Н.Леонтьев)
Теория деятельности, рассматривающая личность в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности, разработана во второй половине XX в. в трудах Леонтьева .
Развитие человека и животных
Введение Проблема возникновения, т.е. генезиса, психики и проблема ее развития теснейшим образом связаны между собой. Поэтому общий подход к процессу психического развития характеризуется особенностями теоретического разрешения вопроса возникновения психики.
Понятие о сознании 2
Понятие о сознании Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.
Возникновение психики живых организмов
ТЕМА 7. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ У ЖИВОТНОГО 1. Возникновение психики живых организмов. 2. Основные стадии развития психики животного. 3. Качественные отличия психики человека от психики животного.
Периодизация психического развитая в онтогенезе
Периодизация психического развитая в онтогенезе Качественно своеобразные ступени психического развития выделяются и в онтогенезе. Однако периодизация онтогенетического развития психики в различных теориях осуществляется на основе разных критериев.
История исследований в психологии и ее понятия
Психология как наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний. История психологических исследований. Развитие примитивных форм психической организации у растений и животных. Характеристика психического и зеркального отражений.
Психика
(от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.
Задержка психического развития 2
Задержка психического развития — парциальное недоразвитие высших психических функций, которое может, в отличие от олигофрении, носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. В качестве причины задержки психического развития могут выступать:
Зарождение и эволюция психики
Зарождение психики. Проблема первоначального порождения психики и ее развития в филогенезе. Критерий психического. Субъективный образ объективной реальности. Эволюция психики животных. Деятельность на ранних этапах эволюции. Развитие сознания.
Развитие психики и сознания
Эволюция психики как результата эволюции материии. Механизмы проявления психики. Осмысление основных этапов развития психики у животных, сенсорная и перцептивная психика. Развитие психических функций человека как основы его активности и поведения.
Развитие психики и возникновение сознания
Человек как высшая ступень жизни на Земле. Возникновение и развитие психики в аспекте филогенеза, суть термина и стадии развития. Взаимодействие в виде обмена веществ - необходимое условие сохранения жизни. Сознание как высшая форма человеческой психики.
Развитие психики в филогенезе
Человек как высшая ступень жизни на Земле, роль и значение психики в его жизни. История возникновения и развития психики теории ее происхождения как реакции на внешние раздражители. Стадии становления и развития психики в условиях усложнения жизни.
Интеллект стадии развития психики
Зоопсихология Тема: интеллект стадии развития психики Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 1. Предпосылки развития интеллекта у животных……………………………..4
Название темы и ее содержание
Место психологии в системе наук. Межпредметные связи психологии. Психология и социальные науки, психология и естествознание, психология и технический прогресс. Структура современной психологии. Отрасли психологии. Основные психологические дисциплины
Алиментарная дистрофия
Алиментарная дистрофия - (голодная болезнь, безбелковый отек и др. ) - болезнь длительного недостаточного питания, характеризующаяся общим истощением, расстройством всех видов обмена веществ.
Биология с основами экологии
Сущность стадий транскрипции, процессинга и трансляции. Взаимодействие организмов в экосистемах. Биологическое значение в жизни организмов биоритмов и биологических часов. Анализ эволюции нервной системы животных от низших до высших многоклеточных.