Реферат: Билеты по основам возрастной психологии за весенний семестр 2001 года - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Билеты по основам возрастной психологии за весенний семестр 2001 года

Рефераты по психологии » Билеты по основам возрастной психологии за весенний семестр 2001 года
примерный перечень экзаменационных вопросов особенности возрастной психологии

Возрастная психология как наука: предмет и разделы.

Проблемы и направления в развитии возрастной психологии.

Разделы возрастной психологии.

Периодизация развития человека.

Периоды психического развития детей.

Периоды взрослости и старости.

Этап детского развития и его состав.

Связь дифференциальной психологии и возрастной психологии.

Связь социальной психологии и возрастной психологии.

Методы исследования возрастной психологии.

Характеристика отдельных методов возрастной психологии.

Сущность понятия «развития» в возрастной психологии.

Основные теории развития.

Понятие "фактор развития" и "ведущий вид деятельности".

Содержание общения людей.

Предметно-манипуляционная деятельность детей и ее значение.

Основные возрастные кризисы детей.

Внутриутробное развитие ребенка и его особенности.

Рефлексы ребенка на первых месяцах жизни.

Функционирование нейронов головного мозга новорожденного.

Комплекс оживления и его содержание.

Развитие личности ребенка (психоанализ, социодинамическая теория).

Память ребенка в 3-4 месяца.

Зрение ребенка 3-4 месяцев.

Боязнь новорожденного и ее природа.

Память ребенка после 3-4 месяцев жизни.

Образ предмета и способ проверки его восприятия у годовалого ребенка.

Восприятие формы и величины у ребенка 3-4 месяцев.

Стадии сенсорного развития детей 1 года.

Характеристика стадий сенсорного развития ребенка 1 года.

Когнитивная схема и ее содержание.

Развитие речи ребенка на первом году.

Автономная речь ребенка.

Запас слов ребенка 1,5 лет.

Проблемы пренатальной психологии.

Словарный запас ребенка от 1,5 до 3-х лет.

Эгоцентризм и его значение.

Жизненные «приобретения» ребенка в раннем детстве.

Семантическая функция и ее значение для детей.

Особенности репродуктивной деятельности детей.

Синкретизм и механизм перехода к мышлению.

Речь ребенка 1,5-2,5 лет.

Кризис 3-х лет.

Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства.

Центральное новообразование раннего детства.

Зона ближайшего развития и ее содержание.

Психологическая готовность ребенка к школе.

Кризис 7 лет.

Подражание и его роль в развитии ребенка.

Негативизм и упрямство ребенка: характеристики.

Строптивость, протест и деспотизм ребенка.

Характеристика дошкольного детства.

Сущность понятия "дифференциация отношений".

Виды деятельности характерные для дошкольного детства.

Афферентный комплекс в начале школьной жизни.

Новообразования начального периода школьной жизни.

Мышление и его развитие в младшем школьном возрасте.

Развитие восприятия в младшем школьном возрасте.

Память в младшем школьном возрасте.

Внимание в младшем школьном возрасте.

Специфика психического и физиологического развития подростков (мальчиков, девочек)

Особенности мыслительных операций в подростковом возрасте.

Понятие "нервная анорексия".

Развитие личности подростка.

Хронологические границы ранней юности.

Юношеская дружба и любовь.

Центральное новообразование юности.

Мировоззрение и ведущий вид деятельности юношества.

Самооценка старшеклассников.

Классификация периодов жизни взрослого человека.

Стандартная установка пожилого человека.

Направленность личности и ее значение для взрослого человека.

Мотив достижения успеха и его значения.

Клинические формы психических расстройств зрелого и пожилого возраста.

Теория интенциональности и ее содержание.

Фазы жизненного цикла.

Кризисы сорока лет, зрелого возраста, биографический кризис.

Характеристика нереализованности, бесперспективности и опустошенности.

Выход на пенсию и его особенности.

Причины девиантного поведения.

Социальная позиция личности и ее значение.

Классификация правонарушителей.

Профессионализация и психограмма.

Освоение профессии (психология человека).

Конфликты: внутриличностный, профессиональный.

Разрешение профессиональных кризисов.

Социометрия и ее значение.

Характеристика профессионалов занятых в сферах: технических, гуманитарных, творчества.

Семья и ее значение для социализации.

Виды семей: благополучная, проблемная.

Эпигенетический подход и его содержание.

Семейная патология и ее содержание.

Биологически имманентная система ценностей.

Системы ценностей: религиозная и атеистическая.

Предмет геронтопсихологии.

Особенности процесса старения.

Стадии реагирования при смертельном диагнозе.

Этапы ухода человека из жизни.

Содержание психологического закона отражения.

Отношение человека к пенсионному возрасту.

Пенсионный стресс и его проявление.

Механизм "вытеснения".

Активная старость и ее значение.

Жизненная мудрость и ее значение.

Умственные способности и память пожилых людей.

Депрессии и доминанты пожилых людей.

Долгожители по Ф. Дунбар.

Роль и место пожилых людей в семье.

Верования и их значение (рациональное, иррациональное).

Классификация пожилых людей по психологическим признакам.


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 1


Основные теории развития психики и поведения человека.

Сущность и содержание комплекса оживления.

Сущность понятия "дифференциация отношений".

Кризис периода старения и его содержание.

Характеристика проблемных семей.

Механизм "вытеснения" у пожилого человека. и его сущность.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 2


Краткая характеристика основных возрастных кризисов детей.

Функционирование памяти ребенка после 3-4 месяцев жизни.

Роль и место подражания в развитии ребенка в раннем детстве.

Характеристика кризиса бесперспективности.

Способы разрешения профессиональных конфликтов.

Социальные факторы старения.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 3


Метод опроса: сущность и формы.

Боязнь и ее развитие у новорожденного.

Особенности физиологического развития девочек в подростковый период.

Основная психологическая особенность пожилого возраста.

Особенности поведения пожилых людей пенсионного возраста, не имеющих профессиональных интересов.

Доминанта враждебности к миру пожилых людей и ее особенности.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 4


Содержание эмоционально-непосредственного общения детей.

Социодинамическая теория и развитие личности ребенка.

Содержание аффективного комплекса ребенка в начальный период школьной жизни.

Характеристика кризиса опустошенности.

Особенности профессионала в системе обработки информации.

Рациональная вера и ее содержание.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 5


Основные проблемы возрастной психологии.

Интеракционистская теория и ее основные положения.

Краткая характеристика ревности и обесценивания в раннем детстве.

Психические процессы, связанные с выходом на пенсию.

Содержание мозговой и физиологической смерти.

Причины депрессии у пожилых людей.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 6


Сюжетно-ролевая игра и ее значение.

Функционирование зрения ребенка на первых месяцах жизни.

Развитие мышления ребенка в младшем школьном возрасте.

Подкризисы сорколетнего возраста и их специфика.

Факторы, определяющие отношение человека к пенсионному возрасту.

Характеристика веры в человека и человечество.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 7


Периоды психического развития человека.

Сущность кризиса 1 года жизни ребенка.

Особенности физиологического развития мальчиков в подростковый период.

Сущность аккомодации зрелого возраста.

Социометрическая методика и ее предназначение.

Понятие жизненная мудрость старых людей: сущность и характеристика.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 8


Теоретические подходы к периодизации развития человека.

Рефлексы, характеризующие поведение ребенка на первых месяцах жизни.

Ведущая предметной деятельности детей к концу раннего детства.

Сущность теории интенциональности.

Характеристика профессионалов, занятых в технических системах.

Симптомы психологического старения и болезни: сущность и отличие.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 9


Дискретность процесса развития ребенка и его сущность.

Основные подходы к пониманию формирования речи ребенка.

Память и ее развитие в младшем школьном возрасте.

Инсайт и его значение в период зрелости.

Психологический закон отражения и его значение для пожилых людей.

Основные способы профилактики старческой депрессии.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 10


Основные разделы возрастной психологии.

Важнейшие жизненные "приобретения" ребенка в раннем детстве и их характеристика.

Теоретическое мышление и его развитие в младшем школьном возрасте.

Количественно-качественные характеристики психосоциальных кризисов периода зрелости и старения.

Конфликты в процессе профессиональной адаптации специалиста.

Особенности долгожителей по Ф. Дунбар.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 11


Понятие "факторы развития" и их сущность.

Психоанализ о развитии личности ребенка.

Развитие восприятия в младшем школьном возрасте.

Факторы ориентации старшеклассников на выбор профессии.

Сущность понятия "семейная патология".

Внутрисемейные конфликты, связанные со старшим поколением.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 12


Периоды психического развития в детском возрасте.

Развитие речи детей в возрасте 1,5 - 2,5 лет.

Смысловая ориентировочная основа поступка и ее значение в начальный период школьной жизни.

Стандартная психологическая установка пожилого человека.

Психологические реакции умирающего человека на третьей и четвертой стадии.

Иррациональная вера и ее содержание.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 13


Содержание культурно-исторической теории развития.

Содержание продуктивной деятельности ребенка в раннем детстве.

Виды деятельности характерные для окончания дошкольного детства.

Динамика самооценки старшеклассника.

Внутриличностный конфликт специалиста и его развитие.

Основные доминанты в пожилом возрасте.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 14


Методы исследования возрастной психологии.

Содержание понятия "синкретизм".

Познавательные интересы младшего школьника.

Кризис сорокалетнего возраста и его особенности.

Содержание понятия "личностный смысл".

Классификация пожилых людей на психологические группы.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 15


Периоды взрослости и старости.

Специфика функционирования нейронов головного мозга новорожденного.

Центральное новообразование периода раннего детства.

Причины девиантного поведения.

Особенности проявления "пенсионного стресса".

Доминанта враждебности к себе и к своей жизни у пожилых людей и ее содержание.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 16


Этапы процесса детского развития.

Последовательность стадий сенсорного развития детей первого года жизни.

Индивидуальные различия детей в мыслительных операциях к концу младшего школьного возраста.

Основные биографические кризисы.

Религиозная система ценностей и ее содержание.

Влияние стиля жизни пожилых людей на подрастающее поколение семьи.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 17


Сущность учебно-познавательной деятельности.

Источники и сроки становления ребенка как личности.

Сущность "зоны ближайшего развития" ребенка.

Характер клинических психических расстройств зрелого и пожилого возраста.

Особенности процесса старения у активных людей.

Роль и место пожилых людей в процессе воспитания внуков.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 18


Значение дифференциальной психологии для возрастной психологии.

Основные проблемы пренатальной психологии.

Кризис 7 лет и его содержание.

Характеристика кризиса нереализованности.

Общественные ценности: сущность и подходы к пониманию.

Старческое слабоумие людей и его развитие.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 19


Понятие "ведущий вид деятельности" и его содержание.

Простейший способ оценки умения полугодовалого или годовалого ребенка воспроизводить образ предмета.

Психологическая готовность ребенка к школе и ее составляющие.

Формирование мировоззрения в юношеском возрасте.

Особенности профессионала в системе художественного творчества.

Содержание психогигиены в процессе старения.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 20


Функциональная теория развития и ее характеристика.

Краткая характеристика стадий развития взаимодействия ребенка с неживыми предметами.

Хронологические границы начального периода школьной жизни ребенка.

Ведущий вид деятельности старшеклассников.

Профессиональный старт специалиста и его развитие.

Подходы к пониманию умственных способностей в старческом возрасте.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 21


Эксперимент и специфика его применения в работе с детьми.

Развитие речи ребенка в течении первого года жизни.

Основные психологические новообразования в начальный период школьной жизни.

Мотив достижения успеха и его значение в период старения.

Психологические реакции умирающего человека на первой и второй стадии.

Характеристика конструктивной доминанты пожилых людей.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 22


Состав каждого этапа процесса детского развития.

Тип памяти ребенка в первые месяцы жизни (до 3-4 месяцев).

Развитие личностных свойств в подростковый период.

Классификация периодов жизни взрослого человека.

Сущность понятия "эпигенетический подход" в семье.

Характеристика защитной доминанты пожилых людей.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 23


Значение общей психологии для развития возрастной психологии.

Теория черт личности и ее основные положения.

Общая характеристика негативизма и упрямства в раннем детстве.

Профессиограмма и ее содержание.

Влияние творческой деятельности на долголетие.

Иррациональные сомнения и верования людей.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 24


Значение социальной психологии для возрастной психологии.

Средний запас слов полуторагодовалого ребенка.

Общая характеристика дошкольного детства.

Девиантное поведение личности и его содержание.

Основные факторы укрепления семьи.

Зависимая доминанта пожилых людей и ее содержание.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 25


Понятие "ведущий тип общения" и его содержание.

Социализация ребенка: сущность и содержание.

Самооценка и направленность межличностных отношений в ранней юности.

Формирование чувства полноценности и его подкризисы.

Стадии реагирования пожилого человека на диагноз со смертельным исходом.

Потребность в деятельности и ее реализация в старческом возрасте.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 26


Связи возрастной психологии с другими отраслями науки.

Семиотическая функция и ее значение в раннем детстве.

Сущность понятия "нервная анорексия".

Юношеская дружба и любовь: особенности проявления.

Причины внутрисемейных конфликтов.

Проявления эмоциональных состояний пожилых людей.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 27


Революционная теория развития и ее содержание.

Отличительные черты автономной речи ребенка 1 года.

Мотивационная сфера младшего школьника.

Профессионализация и психосоциальная роль: сущность и специфика взаимодействияю.

Психологические причины разрушения семьи.

Специфика функционирования памяти пожилых людей.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 28


Предметно-манипулятивная деятельность и ее содержание.

Специфика развития у ребенка 3-4 месяцев восприятия формы и величины предметов.

Специфика психического и физиологического развития подростков.

Психологическая классификация "личности" правонарушителя, отбывающего наказание.

Этапы ухода человека из жизни.

Развитие геронтопсихологии на современном этапе.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 29


Метод наблюдения: сущность и виды.

Содержание репродуктивной деятельности ребенка в раннем детстве.

Формирование чувства взрослости у подростков.

Кризис зрелого возраста и его негативная сторона.

Характеристика благополучной семьи.

Сущность активной старости.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 30


Направления в развитии возрастной психологии.

Основной психологический механизм перехода от синкретизма к мышлению.

Краткая характеристика строптивости, протеста и деспотизма в раннем детстве.

Центральное новообразование ранней юности.

Основное отличие зрелой семьи от проблемной.

Рациональные сомнения и верования людей.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 31


Предмет и задачи возрастной психологии.

Особенности внутриутробного развития ребенка.

Подростковый возраст (отрочество): сущность и сроки.

Фазы жизненного цикла ( по теории интенциональности).

Сущность биологически имманентной системы ценностей.

Способности к профессиональной деятельности в преклонном возрасте.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 32


Вероятностная теория развития и ее характеристика.

Краткая характеристика развития взаимодействия ребенка с окружающими людьми.

Развитие научных и житейских понятий у младших школьников.

Психологические особенности освоения профессии.

Характеристика профессионалов, занятых в общественно-гуманитарных системах.

Основные социально-психологические мероприятия противодействия социальному старению.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 33


Процесс развития ребенка и человека с точки зрения на его содержание.

Теоретические подходы к пониманию развития личности ребенка.

Хронологические границы ранней юности.

Содержание понятия "интроверсия зрелого возраста".

Предметная область геронтологии.

Способы замедления процесса старения.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 34


Психологическое тестирование: сущность и возможности в работе с детьми.

Содержание понятия "эгоцентризм".

Характеристика мыслительных операций в подростковый период.

Направленность личности: сущность и характеристика.

Типология пожилых людей пенсионного возраста по отношению к собственной профессиональной деятельности.

Сущность понятия "экономическое старение".


Зав. кафедрой --------------------------------------------------


Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Билет № 35


Понятие «развитие» и его составляющие.

Количественные показатели словарного запаса ребенка в раннем детстве.

Кризис трех лет: сущность и основные характеристики.

Релятивистская нравственная позиция старшеклассника.

Характеристика зрелой семьи.

Особенности функционирования нервной системы в старческом возрасте.


Зав. кафедрой --------------------------------------------------