Мерзляков А.Ф. - основные правила краткой риторики

Рефераты по риторике » Мерзляков А.Ф. - основные правила краткой риторики

Пуляевского Михаила

специальность 060400

Группа №11

Мерзляков А.Ф.

Основные Правила Краткой риторики.

§ 1. Под словом речи вообще разумеется всякое словесное выражение наших мыслей и чувствования расположенное в некотором определенном порядке и связи . Порядок и связь отличают искусственную речь от языка. Под словом языка в пространном смысле понимать надо все правила речи составляющие теперь три особенные науки: логику или диалектику которая учит думать рассуждать и выводить заключения правильно связно и основательно; грамматику которая показывает значение употребление и связь слов и речей. И риторику которая подает правила и последовательному и точному изложению мыслей и изящному и пленительному расположению частей речи сообразно с видами каждого особенного рода прозаических сочинений.

§ 2. Итак риторика принятая во всем ее пространстве заключается в себе полную теорию красноречия. Красноречие как обыкновенно понимаем есть способность выражать свои мысли и чувствования на письме или на словах правильно и ясно сообразно с целью говорящего или пишущего. Древние под именем красноречия разумели единственно - искусство оратора а под именем риторики – правила служащие и образованию ораторов. Теория прочих прозаических сочинений была предметом их диалектики и грамматики .

§ 3. Цель риторики как теория всех прозаических сочинений не ограничивается убеждением и доказательствами. В противность древним и некоторым новейшим учителям мы понимаем под этим словом науку научать наш разум или трогать сердце и действовать на волю. Итак искусство научать занимать трогать доказывать составляет предмет всякого прозаического писателя.

§ 4. Смысл есть чувство и выражение этих составляют сущность речи и должны быть в надлежащей связи точно так как душа и тело. То и другое как материя и форма служит предметом риторики которая впрочем не простирает своих исследований до мыслей и до слов предоставляя это логике и грамматике . Она более смотрит на красоту и стройность сочинения т.е. она учит мысли правильно обдуманной и по правилам грамматики выраженной представляет в виде изящном и соответственном каждому роду красноречия.

§ 5. Некоторые под именем красноречия разумеют стихи и прозу а другие одну прозу разделяя таким образом всю науку словесности на два рода на искусство прозаическое и на искусство стихотворное. Это разделение основано не на одной наружной форме того и другого рода; оно зависит от существования различия предметов и цели которые предполагают себе оратор и стихотворец; одного – намерение научить а другой имеет в виду особенно – удовольствия.

§ 6. Есть люди которые отличаются каким-то природным красноречием; они никогда не учились правилам риторики но имея здравый рассудок живое чувство вкус и легкость в языке выражают свои чувства и мысли ясно и в таком порядке который совершенно соответствует их цели. Эта частью они от природы частью воспитанием обращением и чтением образованная способность обеспечивать успехи предлагаемого нами искусства и сама приобретает посредством правил новый блеск силу и совершенство.

От всякого писателя требуется чтоб он со всех сторон осмотрел предмет своей речи чтоб он каждую минуту обладал самим собой чтоб сам был уверен в причинах и доказательствах которые предлагает другим и чтоб наконец которую намерен возбудить в сердце читателя.

§ 7. Польза красноречия очевидна для каждого кто обращает внимание на его существо и цель. Ни одна наука не имеет столь великого влияния на душевные наши силы как изящное искусство красноречие пленяет наши сердца и воспламеняет воображение; этого мало? Будучи рассматриваемо в собственных своих предметах и всем вообще наукам доставляет новые достоинства и прелести. Посредством его не только мысли и познания но самые чувства склонности и страсти людей нам неизвестных отдаленных от нас веками становятся нашими собственными современными. Оно научает нас избирать предметы разбирать их и описывать прилично порядочно и связно; оно дает самой истине большую силу убедительности и самым страстям больше выражения и трогательности; оно образует наши нравы.

§ 8. Красноречие обращается в искусство не нужное и вредное когда оставляет благородную цель свою т.е. когда оно устремлено будет не к выгодам истины и добродетели но к распространению заблуждения и пороков когда оно решится защищать правила и мнения противные чистой нравственности если будет одевать предметы сами по себе пагубные и соблазнительные в одежду приятную и благовидную чтобы заманить в свои сети неопытный и ослепленный ум читателя или слушателя. Итак не красноречие но его употребление навлекло на себя справедливые укоризны в древности и в новейшие времена; злоупотребление всегда будет порицаема между тем как наука беспрестанно шлет в новом немерцающем свете.

§ 9. Для образования оратора не достаточно одних правил риторики. Но нужно познакомиться с произведениями как древними так и новейшими произведениями. Внимательное изучение подвигает нас к благородному стремлению к подражанию. Т.е. через непрерывное изучение упражнение в красноречии мы большие силы вернейшее чувство изящного и доброго и быстрейший взор для отличия погрешностей.