ТРЕНИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ
РИТОРИКИ, ДИСКУССИЙ И ОБЩЕНИЯ
Риторика - часть педагогической деятельности. Поэтому те студенты ВХК РАН, кто видит в качестве варианта своей будущей профессиональной деятельности преподавательскую работу и получает по окончании магистратуры дополнительную специальность – «преподаватель», продолжают занятия риторикой в курсе «Тренинг профессионально ориентированной риторики, дискуссий и общения».
Лекционный материал по этому курсу включает следующие темы:
Введение. Своеобразие педагогической деятельности молодого преподавателя. Классификация трудностей и страхов начинающего преподавателя-лектора. Пути преодоления трудностей в педагогической работе.
Цели и ценности педагогического общения. Достоинство личности студента и оценка его знаний и поведения. Толерантность как принцип культуры педагогического общения. Структура личностно-группового педагогического общения. Некоторые особенности межличностного общения педагога со студентом.
Лекторское мастерство и элементы культуры умственного труда. Вузовская лекция как система и ее компоненты: лектор, содержание лекции, аудитория, цель, средства и ситуация лекции.
Конфликты и полемика. Классификация конфликтов и их причины. Виды
спора. Уловки в споре. Логический такт и манера спора.
Знания, полученные на занятиях по риторике, магистранта первого курса ВХК РАН используют на уроках, которые специально проводят для своих товарищей. С ролью преподавателя бывает справиться нелегко, однако «ученики» своей инициативой и дисциплинированностью активно помогают «учителю» создавать на «уроках» творческую, рабочую обстановку. Практические занятия по курсу «Тренинг профессионально ориентированной риторики, дискуссий и общения» включает следующие темы:
Тренинг техники речи: ролевые эпизоды для тренировки фонационного дыхания. Тест «Хорошо ли вы контролируете себя в общении?». Анализ методических приемов и речи преподавателей (по школьным и вузовским впечатлениям), теле- и радиожурналистов.
Тренинг техники речи: фонационное дыхание, речевки, буриме. Анализ домашних заданий (рассказ на избранную букву). Тест «Ваши ораторские способности» и упражнения для снятия психологической напряженности перед выступлением.
Тренинг техники речи: артикуляция согласных звуков – упражнения «звонок», «пчела», «кнопка», «теннис», «скороговорки на базаре» и др. Анализ домашнего задания (рассказ о приключении, фильме). Чтение «с листа» незнакомого газетного текста – тренировка речевого мышления.
Тренинг техники речи: фонационное дыхание, басни. Устное воспроизведение содержания статьи с помощью конспекта ключевых слов. Импровизация речи: эпидейктическая речь, юмор в публичной речи. Орфоэпические нормы речи. Тест «Можете ли вы установить контакт с аудиторией?».
Элокуция – лексическое богатство речи. Упражнения: «синонимы», «сюжет из глаголов», «стили речи», «телеграмма», «эпитеты» и др. Анализ домашнего задания (деловое сообщение на основе статистических данных). Импровизация речи: «прогноз погоды» - «пейзаж». Фразеологические обороты. Риторические фигуры. Риторический анализ конкретного текста.
Тренинг техники речи: лексическая норма. Импровизация речи: этикетная речь. Невербальные средства общения. Проксемика. Упражнения для эмпатического восприятия другого человека: «букет», «побег», «королевская считалка» и др.
Тренинг техники речи: интонация – важное средство речевого воздействия. Упражнения «лестница», «мяч», «точка», «Нонна – Нинина мама», «неужели?» и др. Правила произнесения монолога. Импровизация: совещательная речь на заданную тему.
Определение собственного стиля поведения в конфликтных ситуациях. Тренинг ведения дискуссии (решение задачи): знакомство с ролью руководителя дискуссии и приемами аргументации, с приемами, способствующими пониманию партнера.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
основная:
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Для учащихся вузов и колледжей. – Ростов-на-Дону.,1995.
Голуб И.Б., Розенталь Д.З. Секреты хорошей речи. – М.,1993.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. – М., 1994.
Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие для учащихся 8-11 классов уч. заведений с углубленным изучением гуманитарных предметов, а также лицеев и гимназий. – М., 1994.
Львов М.Р. Риторика и культура речи. Уч. пособие для вузов. – М. 2002.
Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. Уч. пособие для высших учебных заведений. – М., 1994.
Немов Р.С. Практическая психология. М., 1997.
Петровский В. Психология о каждом из нас и каждому из нас о психологии. – М.,1996.
Психология и педагогика. Под ред. А.А. Радугина. – М., 1997.
Практическая психология для преподавателей. Под ред. акад. М.К. Тутукиной. – М., 1997.
Риторика или ораторское искусство. Уч. пособие для студентов вузов. Автор-составитель И.Н. Кузнецов. – М., 2004.
дополнительная:
Античные риторики. – М.,1978.
Апресян Г.З. Великий оратор революции. О некоторых чертах и особенностях ораторского искусства В.И. Ленина. – М., 1984.
Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. – СПб, 1997.
Браим И. Этика делового общения. – Минск, 1996.
Бельц Р.Я., Дорожкина Т.Н., Разина Е.Г., Яковлева Е.А. Основы риторики. Учебное пособие для вузов. – Уфа, 1997.
Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. – М., 1989.
Далецкий Ч. Практикум по риторике. –М., 1995.
Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. Книга для учащихся. – М.. 1986.
Леммерман М. Учебник риторики. – М., 1997.
Мастера красноречия. – М.,1991.
Основы ораторского мастерства. – М., 1980.
Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.
Поварнин С.И. Спор о теории и практике спора. – Псков, 1994.
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1991.
Хавин М. Как научиться красиво и правильно говорить. Риторика для детей и взрослых. – СПб., 1997.